Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования
консультация ( группа) на тему
В качестве главного условия непрерывного образования преемственность была впервые обозначены коллегией Министерства образования РФ в 1996 г. В этот период в развитии образования наблюдался всплеск интереса к данному вопросу и возможностям его решения, что отразилось в различных периодических изданиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_usloviya_realizatsii_nepreryvnogo_obrazovaniya.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования
В качестве главного условия непрерывного образования преемственность была впервые обозначены коллегией Министерства образования РФ в 1996 г. В этот период в развитии образования наблюдался всплеск интереса к данному вопросу и возможностям его решения, что отразилось в различных периодических изданиях.
В 2003 году Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России утверждена Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), которой в настоящее время руководствуется наука и практика. В ней непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как:
- воспитание нравственного человека;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
На каждом из этапов образования понятие преемственность имеет свои задачи и свое содержание.
На дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми раннего возраста).
На ступени начальной школы:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
- совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Решение задач непрерывного образования на ступени дошкольного и начального образования будет успешным при соблюдении основных психолого-педагогических условий:
- Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
- Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Сложность идеи преемственности как плавного перехода от одного звена образования к другому заключается в ее многоаспектности. Возможно, поэтому привычнее формулировка «проблема преемственности». Она включает содержательный, организационно-методический, психологический, юридический, а также социально-экономический аспекты.
Ведущим принципом преемственности на этапах дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития (ранее – знаний, умений, навыков). Это означает сохранение и дальнейшее развитие тех способностей ребенка, которые по А.В. Запорожца, составляют «золотой фонд личности». Автор имеет ввиду наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.
Преемственность дошкольного и начального образования предполагает непрерывность в обучении и воспитании ребенка, наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода и сохранение, развитие, качественное преобразование при переходе к новому состоянию.
Дошкольник и младший школьник переживают общий единый период детства. Вот почему так важно и воспитателю и учителю решать задачи сохранения детства как внутреннего состояния комфорта, защищенности, уверенности ребенка в своих силах.
Для достижения целей образования и воспитания и воспитателю и учителю в образовательной деятельности необходимо учитывать индивидуальные, возрастные, психологические и физиологические особенности детей, постоянно создавать условия для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности.
В системе дошкольного и начального образования вступили в силу федеральные государственные стандарты (ФГОС ДО и ФГОС НО). Что же объединяет эти два стандарта.
Психологическая теория стандарта начального образования опирается на системно-деятельностный подход, на формирование у младшего школьника универсальных учебных действий (УУД).
В широком значении – это умение учиться, а в узком (собственно психологическом) определяется как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.
Концепция развития УУД разработа на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина и др.).
Основными положениями этой концепции необходимо руководствоваться для планирования образовательного процесса как в ДОО, так и в начальной школе, обесечивая таким образом преемственность двух уровней.
В основе системно-деятельностного подхода лежат следующие положения:
- Обучение является движущей силой развития (обучение ведет за собой развитие, т.е. ориентируется на зону ближайшего развития ребенка);
- Содержание образования составляет система научных понятий;
- Содержание образования проектирует определенный тип мышления, благодаря чему обучение осуществляет ведущую роль в умственном развитии учащихся;
- В основе усвоения знаний (система научных понятий) лежит организация системы учебных действий;
- Результатом обучения должно стать умение учиться (т.е. сформированность учебной деятельности);
- Ведущая деятельность определяет возникновение и развитие главных психологических новообразований;
- Предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач.
Деятельностный подход предполагает
- Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);
- Выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающего знания;
- Выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретаемые знания;
- Формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Исходить из положения о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, когда преемственность понимается как создание в результате дошкольного образования универсальных генетических предпосылок учебной деятельности (личностных и интеллектуальных), а не как формирование конкретных элементов учебной деятельности в ДОУ.
Ориентироваться при подготовке детей к школе не на сумму усвоенных элементарных школьных знаний, умений и навыков, а на их личностное, интеллектуальное и физическое развитие. Исходить из принципа создания равных условий развития детей в дошкольном возрасте для эффективной подготовки их к школе, вместо принципа «создание равных стартовых возможностей». Прохождение детей через образовательный процесс в ДОУ никак не ведет к равным стартовым возможностям, поскольку у них все равно будет разная зона ближайшего развития на момент начала обучения в школе.
Итак, у старших дошкольников в процессе организации образовательной деятельности воспитатель формирует предпосылки универсальных учебных действий (ориентация в нравственном содержании и смысле поступков; развитие чувства стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения; развитие мотивационной основы деятельности, формирование желания пойти в школу; ориентация на понимание причин успеха).
У младших школьников в процессе организации учебной деятельности учитель формирует универсальные учебные действия (внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, принятие образа хорошего ученика; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; широкая мотивационная основа учебной деятельности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение).
В реализации задач преемственности можно выделить следующие сложности:
- Отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка при поступлении в школу;
- Неумение родителей учесть возможности и способности ребенка при выборе школы. При этом родители не всегда готовы обратиться с этими вопросами к психологу;
- Негативность части педагогических кадров к решению вопросов преемственности и др.
Однако важно отметить и позитивные тенденции:
- Сложилась система планирования работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования;
- Обобщение и трансляция опыта работы в решении проблемы широко освещается в печати;
- Усиление позиций психологической науки в практике дошкольного и начального образования способствует улучшению качества образования.
Важным достижением в совершенствовании образовательного процесса на уровне как дошкольного, так и начального школьного образования являются такие изменения в системе оценивания, как:
- Переход от оценки инструмента контроля – к оценке как инструменту управления качеством образования;
- Переход от констатирующей оценки – к формирующей, определяющей саморазвитие;
- Переход от оценки исключительно предметности – к оценке образовательных результатов в целом, включая результаты личностного развития, сформированность ключевых компетентностей.
Список литературы:
- В.Т. Кудрявцева, О.А. Карабанова, Т.Д. Марцинковская, Э.Ф. Алиева, Т.В. Волосовец, О.Р. Радионова, С.С. Славин, Ж.С. Мамедова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2013 – 144 с (Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольного образования»).
- К.Ю. Белая – М.: «Организация методической деятельности. Внедрение ФГОС ДО и обновление образовательного процесса»: лекции 5-8. Педагогический университет «Первое сентября», 2014. – 68 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается организация коррекционной работы учителя-логопеда на индивидуальных занятиях в группе кратковременного пребывания в детском саду, в которой применяется личностно-ориентированн...
«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» на основе мониторинга»
Данный материал содержит в себе мультимедийную презентацию и также текстовое сопровождение к слайдам. Эти материалы использовались на методическом объединении музыкальных руководителей. Буду рада, есл...
"Психолого-педагогические аспекты в реализации познавательно – речевого развития детей "
Консультация для педагогов...
«Взаимодействие специалистов ДОУ с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией в условиях реализации инклюзивного образования»
описание система взаимодействия специалистов ДОУ с ТПМПК...
Психолого-педагогическая характеристика условий успешного обучения и воспитания ребенка в семье.
...
Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах коррекции речи. В связи с этим актуален вопрос о необходимости просвещения и обуче...
" Содержание психолого - педагогической работы по реализации образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" раздел изобразительная деятельность в соответствии с ФГОС ДО и с учетом индивидуально - дифференцированного подхода к ребенку"
quot; Содержание психолого - педагогической работы по реализации образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" раздел изобразительная деятельность в соответствии с ФГОС ДО...