«Инновационные здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраcта»
консультация ( группа) на тему

Поспелова Татьяна Юрьевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov-2.doc256.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Инновационные здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях яв- ляется приоритетной.

Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс за- дач и проблем, стоящих перед педагогами.

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, мож- но применять метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении. Арттерапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятель- ность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.

В настоящее время арттерапия, в широком понимании, включает в себя:

-изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, деко- ративно-прикладным искусством и др.)

-музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки).

-сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией).

Один из видов арттерапии является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей пе- реживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контак- ту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок на фланелеграфе, используем запись фонограммы. Придумываем новые персонажи к знакомым сказкам, пробуем сочинять самостоя- тельно сказки.

По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодо- леваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

В работе с детьми возможно применение метода игратерапии - игр, которые лечат. На укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыха- ния при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц, можно в работу включать та- кие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуть на вертушку, наду- вать мыльные пузыри, сдувать подвешенный шарик, ватку с ладошки).

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Для песочной терапии ис- пользуется световой модуль для рисования песком. Это один из современных методов, который применяется в детской практике. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя кор- рекционные, развивающие и обучающие занятия. Модуль для рисования песком легко изготовить самостоятельно, достаточно насыпать тонким слоем песок на ровную глад- кую поверхность и рисуйте с удовольствием.

Песочную терапию применяют в сочетании с другими методами, такими как сказко- терапия, изотерапия. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предос- тавляется  возможность создать в песочнице все, что задумал.


Этот метод полезен для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед по- ставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и по- ведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.

После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и расска- зывает о нем. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, вни- мания, памяти.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисовани- ем. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Рисование связано с важнейшими функциями (зрительные, двигательная координация, речь, мышление), рисование не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.

Детям можно предоставить возможность порисовать ладошками, использовать нетра- диционную техники рисования, предоставляя ребѐнку на выбор разнообразные мате- риалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончи- ки, свечи, нитки.

Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффектив- ны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей

степени обладает рисование. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необхо- димо всем детям ежедневно. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности.

Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Для этого достаточно оформить в группе музыкальный уголок с музыкальными инструментами, баночками с различными наполнителями, музыкально-шумовыми игрушками. Мело- дия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к ок- ружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Метод музыкотерапии, эффективен в организованной образовательной деятельности по художественному творчеству, во время релаксаций на снятие усталости, напряжения «Руки любви», по- сле двигательной деятельности детей лѐжа на спине. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Большое внимание на современном этапе оздоровления следует уделить цветотерапии.

Цветотерапия – наука, изучающая цвета.

Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение оде- жды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

Ароматерапия – лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование рас- тительных экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого кру- га болезней за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение детей.


Один из способов использования ароматерапии заключается в том, что несколько капель масла растворяем в горячей воде и опрыскиваем помещение пульвизатором. Методы ароматерапии безопасны. В группе необходимо высадить цветы герани, в летний период собрать цветы ромашки и листочки мяты, что действует на детей успо- каивающе. В период подъема заболеваемости респираторными инфекциями можно применять масло шалфея, эвкалипта, пихтового масла.

В соответствие с требованием Стандарта и времени, в детском саду необходимо применять и другие нетрадиционные методы оздоровления детей.

Для развития тактильных ощущений должна быть создана соответствующая среда в группе: мячи, плоды каштана, шишек, ореха. Ходьбу по массажному коврику, дорож- ке из бросового материала можно применять для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощу- щений, дети должны ходить по дорожке босиком, в носках.

Одним из самых интересных занятий для детей может стать работа с мягким конст- руктором. Мягкий конструктор состоит из поролоновых губок: различной формы, размера и качества. С помощью мягкого конструктора дети могут строить дома, гара- жи, мебель для кукол и т.д. Мягкий конструктор развивает мелкую моторику, так- тильные ощущения, развивает воображение, фантазию.

В работе с детьми необходимо использовать современные оздоровительные тех- нологии и методики: разные виды дыхательной и гимнастики (А.Стрельниковой), игрового массажа (А.Уманской и К.Динейко), пальчиковую гимнастику, оздорови- тельные минутки. Перед организованной образовательной деятельностью включать упражнения на единение и эмпатию такие, как «Подарим улыбку друг другу», «Здоро- ваемся друг с другом», тем самым желая здоровья друг другу передавая по кругу “волшебный” клубочек или цветок с добрыми пожеланиями друг к другу. Проводить психогимнастики, например: «Колос растѐт», «Цветок», «Ласка», «Вкусные конфеты»,

«Золотые капельки» по методике М.И. Чистяковой.

Постоянное соблюдение таких нетрадиционных методов доставит радость детям, облегчит их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

В разработке представлен план работы с воспитанниками, педагогами и родителями по данной теме....

План по самообразованию "Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

В разработке представлен план работы с воспитанниками, педагогами и родителями по данной теме....

Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование   здоровьесберегающих   технологий  в работе  с   детьми  дошкольного   возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...

Валеология и здоровье сберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

План по самообразованию:Воспитатель: Зарщикова Елена АлександровнаОбразование:высшееТема: «Валеология и здоровье сберегающие  технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Валеология (от...

Здоровье сберегающих технологии в работе с детьми дошкольного возраста

laquo;Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»Актуальность:Здоровьесбережение – это одна из главных задач дошкольного образо...