Национальное творчество народов Южного Урала.
проект ( группа) на тему
Познакомить дошкольников с национальной культурой Южного УРАЛА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnaya_kultura_narodov_yuzhnogo_urala.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Национальная культура народов Южного Урала» ( из опыта работы ).
Участники :
Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Образовательные области:
- Здоровье;
- Социализация;
- Труд;
- Безопасность;
- Познание;
- Коммуникация;
- Чтение художественной литературы;
- Музыка
- Театрально-художественное творчество;
Актуальность :
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». ( Э.К. Суслова.)
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда.
В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, дошкольники и их родители должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей и программы «Наш Дом – Южный Урал», развитие традиций проведения дней национальной культуры в ДОУ, приобщение детей к традициям и культуре народов Южного Урала.
Практическая значимость для ДОУ:
- Пополнение уголков для театрализации и других групповых зон - предметами быта, национальной одежды народов Южного Урала;
- Пополнение детского репертуара фольклорными произведениями народов Южного Урала.
- Пополнение картотеки подвижных игр - играми народов Южного Урала (русских, татар, башкир);
- Размещение материалов на сайт детского сада;
- Пополнение фонотеки, методической копилки в МДОУ – новым фольклорным материалом.
Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи :
- Расширить знания о жизни людей, живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
- Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала;
- Познакомить с музыкальными инструментами народов Южного Урала.
- Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала;
- Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;
Идея : через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.
Замысел : Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. Вместе с воспитателями и родителями пополнялось:
- Оборудование национальных уголков в группах;
- Музей национальной культуры;
- Методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса.
- Дидактического материала
- Игротеки игр разных народов
- Сюжетно-ролевые игры
- Дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.
Воспитателям были рекомендованы средства реализации :
- - устное народное творчество;
- - художественная литература;
- - музыкальное народное творчество;
- - декоративно-прикладное искусство, живопись;
- - народные праздники, обряды, традиции;
- - игра, народная игрушка и национальная кукла;
- - этнические мини-музеи.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Деятельность осуществлялась в соответствии с тематическим планированием по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса , Т.С. Комаровой, М .А .Васильевой. и программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики « Наш дом Южный Урал» .Помимо оказания методической музыкально-педагогической поддержки воспитателям, было решено активно привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада и осуществлению проектной деятельности. Родители с большим энтузиазмом приняли участие в пошиве и дальнейшем представлении национальных костюмов : «Праздник – дефиле русского костюма» и « Презентация национального костюма « народов Южного Урала»(2014г.) Родители не только с удовольствием разучивали с детьми национальные песни и танцы, но и сами приняли участие в презентации костюма. На празднике царила гармония народной музыки , народных традиций , красота и самобытность костюмов .
РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ. В ознакомлении с фольклором и обычаями народов Южного Урала с воспитателями были обговорены цели и задачи; обоснована актуальность темы , мотивация её выбора; были предложены совместные форматы - тематические занятия; « встречи» с национальными героями ; экскурсии; выставки; праздники; досуги ; фестивали; презентации; конкурсы. Для этого были проведены индивидуальные и групповые консультации ; рекомендована литература; предложены пособия и атрибуты.
Разнообразней и колоритней , с использованием национальных костюмов, фольклора и обычаев ,прошли календарные праздники «Осенины», «Весенняя ярмарка»; народные гуляния « Масленница », «Сабантуй», патриотические праздники-«День народного единства», «День России»; «Фестиваль русского костюма» , «Фестиваль костюмов народов Южного Урала»; «Праздник стихов»(чтение стихов на русском ,татарском , башкирском и казахском языках); «Праздник сказки» (принимали участие все возрастные группы МДОУ ), «Праздник игр народов Южного Урала», концерты фольклорной музыки.
Кульминацией всей работы в этом направлении является выступление национального ансамбля детей МДОУ на городских фестивалях «Звёздочки Магнитки » и «Я, ты, он, она-вместе целая страна».
Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к национальной культуре народов Южного Урала:
· Работа по приобщению детей к национальной культуре проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.
· Работа строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.
· Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.
· Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.
Основные направления в работе :
Игровая деятельность
Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение народных игр.
Социально – нравственное воспитание
Изучение традиций народов Южного Урала.
Речевое развитие
Знакомство с фольклором русских, татар, башкир ( песни, потешки , сказки, пословицы, поговорки)
Ознакомление с окружающим
Формирование представление о том, что такое Южный Урал», какие люди живут на этой земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.
Художественная литература
Знакомство с поэзией народов Урала. Чтение сказок разных народов.
Изобразительная деятельность
Изучение народного декоративно-прикладного искусства.
Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.
Музыка
Народные праздники.
Изучение народных песен, песен патриотического воспитания.
Изучение народных игр, развлечений.
Разучивание народных танцев.
Ожидаемые результаты:
Для детей: - Приобщение детей к разным видам национальной культуры народов Южного Урала. –
- Развитие у детей интереса к русским, башкирским, татарским народным играм ,песням, танцам, сказкам.
Для педагогов:
- Презентация подвижных игр народов Южного Урала;
- Фонотека музыки народов Южного Урала.
Для родителей:
- Установление партнёрских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
Подведение итогов по реализации проекта:
Работа над темой «Национальная культура народов Южного Урала» не закончена. Реализация этого проекта способствовала расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории Южного Урала, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов Южного Урала. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только другими педагогами. Но и родителями.
Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития детей на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Список литературы:
1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.
3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».
4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
5. Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.
6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».Мн., 2004.
7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
8. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: 9. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова . - Челябинск: Взгляд. 2007.
10.Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н, Е , Вераксы ; Т ,С, Комаровой ;М .А .Васильевой . Москва Мозаика –синтез 2012 г.
Начало формы
«Национальная культура народов Южного Урала».
(из опыта работы).
Музыкальные руководители МДОУ №125 Чабан Т.Г., Серёдкина Н.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по играм народов Южного Урала.
Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий. В народных подвижных иг...
Национальная культура народов Южного Урала
Проектная деятельность .Приобщение дошкольников к традициям народов Южного Урала....
Проект «Национальная культура народов Южного Урала»
объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей....
Презентация "Национальная культура народов Южного Урала"
Без памяти -нет традиции,без традиции -нет культуры, без культуры -нет воспитания, без воспитания -нет духовности, без духовности -нет личности, без личности нет народа, как исторической личности....
«Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»
Формировать основы народной культуры (фольклора). Закрепить знания детей о жилищах народов Южного Урала, об устройстве избы и юрты, о предметах быта, укладе жизни. Развивать творческий потенциал...
Конспект «Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»
Конспект «Национальная культура и традиционные жилища народов Южного Урала»Формировать основы народной культуры (фольклора). Закрепить знания детей о жилищах народов Южного Ура...