Экспериментирование в формировании познавательной активности дошкольников (конструирование с использованием набора DUPLO).
опыты и эксперименты ( группа) на тему
План – конспект мастер-класса участника конкурса на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2015 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект мастер-класса
участника конкурса на соискание премий Губернатора Свердловской области педагогическим работникам в 2015 году
Барбариной Ольги Александровны
Тема: Экспериментирование в формировании познавательной активности дошкольников (конструирование с использованием набора DUPLO).
Продолжительность мастер-класса: 35 минут
Цель мастер-класса:
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера в области формирования познавательной активности дошкольников через экспериментирование.
Задачи:
обучающие:
- обучение участников мастер-класса конкретным навыкам применения конструктивной деятельности в процессе детского экспериментирования;
- передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
развивающие:
- воссоздание перед участниками мастер-класса технологий работы с детьми дошкольного возраста в области формирование познавательной активности дошкольников через экспериментирование;
- формирование у участников мастер – класса мотивации на использование в образовательной деятельности технологии экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников;
воспитательные:
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования;
- формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.
Оборудование: конструкторы «Набор с трубками DUPLO».
Раздаточный материал: шары различной величины и из различных материалов, палочки различной величины и из различных материалов, песок разных цветов, бумага, картон, клей, трубочки для коктейля, фен, карты для фиксации результата, песочные часы, секундомер.
Ход мастер-класса
1 часть: Вводная
Добрый день, коллеги.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
- Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?
- Какие знания дать ему завтра в дорогу?
- Вчера нужен был исполнитель, сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией
- Именно в процессе экспериментирования мы и учим детей сомневаться, в истинности знаний, искать, находить и утверждать
2 часть: Основная.
Одним из ценнейших направлений в моей практике является экспериментирование в формирование познавательной активности дошкольников с помощью различных конструкторов. Сегодня я готова представить опыт конструирования и экспериментирование с использованием набора DUPLO .
- Коллеги, все наверное слышали слово трубопровод. Скажите, что такое трубопровод?
- Какой бывает трубопровод? (длинный, из одного города в другой; короткий, вертикальный, горизонтальный, с изгибами, подземный - для каких то опасных веществ, что бы не нарушать структуру земли, подводный, капельница, трубочка для сока, шприц (с компрессором), пожарные рукава для спуска людей при пожаре).
- Для чего они нужны? (вода: горячая, холодная, газ, канализация, нефть, мусор,…)
- Сегодня наша задача построить трубопровод с помощью набора с трубками DUPLO.
- Предлагаю поделиться на 4 команды, каждая должна построить свой трубопровод.
- Определитесь, какой трубопровод будет строить каждая команда, где он будет установлен, что будет по нему доставляться. (по ходу работы привожу интересные факты о трубопроводах)
Команды строят и рассказывают о том, что построили.
- Итак, трубопроводы наши готовы.
- Сегодня я хочу вам показать, как с помощью лего-конструктора (трубопровода), можно организовать с детьми эксперименты с различными предметами и материалами. Готовые трубопроводы мы применим сегодня в нашей лаборатории для проведения экспериментов.
- Каждая команда с помощью проведения эксперимента должна ответить на проблемный вопрос, ответ зафиксировать в карте (раздать карты и наборы для экспериментирования).
- команда
Оборудование: шары разные по величине, материалу и весу.
Вопрос: как выдумаете, какой из них скатиться быстрее и отчего это зависит?
2. команда
Оборудование: предметы прямой формы, различной длины, изготовленные из разных материалов (ручка, спичка, колпачок от ручки).
Вопрос: как вы думаете, скатятся ли все предметы по трубопроводу и отчего это зависит?
3. команда
Оборудование: экспериментальный материал - бумага
Вопрос: сможет ли бумага двигаться по трубопроводу и отчего это зависит?
4. команда.
Оборудование: предметы округлой формы, разные по величине, материалу и весу.
Вопрос: как выдумаете, какой из предметов скатиться быстрее и отчего это зависит?
Команды экспериментируют с материалами, фиксируют выводы в карте, затем
оглашают результаты.
- команда
- Какой вывод вы можете сделать? (круглый предмет скатиться по трубопроводу, с разной скоростью и зависит от веса и величины предмета)
- Как вы думаете, могут ли шары скатиться по-разному?
- В каком случае?
(если трубопровод короче, длиннее, выше, ниже конструкция, изгибы и т.д.)
- команда
- Какой вывод может сделать ваша команда?
- Почему ручка скатилась?
- В каком случае она может не скатиться? Или наоборот
Вывод: в зависимости от сгиба угла трубопровода, от диаметра трубопровода, от длины палочки (ручки) прямой предмет может пройти.
- команда.
- К какому выводу пришла ваша команда?
(Застрянет, гладкая, плоская, не тяжелая и т.д.)
- Что нужно сделать, чтоб она скатилась? (свернуть в комок, применить компрессор – подуть через трубочку, фен)
4. команда
- Какой вывод может сделать ваша команда?
(Предметы овальной формы, изготовленные из резины, спускаются медленнее)
Комментарии по ходу мастер-класса: каким образом легко и доступно можно объяснить детям дошкольного возраста результаты эксперимента.
3 часть: Заключительная. (Педагог демонстрирует общий альбом с картами)
- Уважаемые коллеги мы сегодня очень много узнали о трубопроводах.
- Какие задачи можно решать на основе конструирования и данных экспериментов с детьми дошкольного возраста в познавательном развитии?
- Какие задачи можно решать на основе конструирования и данных экспериментов с детьми дошкольного возраста в речевом развитии?
- Какие задачи можно решать на основе конструирования и данных экспериментов с детьми дошкольного возраста в социально-коммуникативном развитии?
- Какие задачи можно решать на основе конструирования и данных экспериментов с детьми дошкольного возраста в физическом развитии?
- Какие задачи можно решать на основе конструирования и данных экспериментов с детьми дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии?
В заключение я хочу показать, каким образом можно использовать наш сконструированный трубопровод и в других видах детской деятельности, в том числе и в изобразительной: предлагаем Вам рисование цветным песком.
Педагогам раздаются: трафареты, картон, клей, цветной песок. Предлагается выбрать трафарет, нанести его на картон, затем на изображение нанести клей и, используя построенные трубопроводы, нанести цветной песок на изображение.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, я выбрала нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому хочу закончить описание своего опыта работы словами известного психолога
П.П. Блонского: “Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экспериментирование как средство формирования познавательной активности дошкольников"
Консультация для педагогов...
Система работы по экспериментированию, обеспечивающая формирование познавательной активности старших дошкольников
Система работы по экспериментированию, обеспечивающая формирование познавательной активности старших дошкольников Шаг 1.Фрагмент занятия 1 «Знакомство с увеличительным стеклом». В гости к детям п...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию познавательной активности дошкольников с использованием педагогической песочницы
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием педагогической песочницы, для детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения....
Методическая разработка для педагогов: Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольников
Методическая разработка для педагогов: Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольников...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольника.
Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольников. Цель: повышение компетенции педагогов в применении ИКТ в воспитательной работе с детьми и родителями.Задачи:-побуди...
План – конспект мастер-класса Тема: Экспериментирование в формировании познавательной активности дошкольников (конструирование с использованием набора «Первые механизмы»).
Познакомить и повысить мастерство родителей – участников мастер-класса в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога-мастера с конструированием и робототехникой с помо...