семинар для воспитателей Аутичный ребёнок в детском саду
презентация к уроку ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Статистика
Статистика Каждый 68 ребёнок из 1000!
Адаптация аутичного ребёнка
Работа с аутичными детьми посредством пооперационных карт
Пооперационные карты
Пооперационные карты
Пожелание Тем, кто хочет помочь аутичным детям, хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» ( Р.Шнайдер – педагог и философ).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Доклад подготовила:
педагог-психолог детского сада № 211 ОАО «РЖД»
Л.В. Массарова
Доклад к семинару для воспитателей
« Взаимодействие с детьми. В детском саду, имеющих аутистические признаки»
( Слайд 2)По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребёнка из тысячи.
( Слайд 3)В повседневной практике, в детском саду, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки, по статистике, таких детей 10 из тысячи.
( Слайд 4)Специальной системы детских дошкольных учреждений для аутистов не существует. Многие малыши с неглубокими нарушениями могут посещать и массовые муниципальные детские сады вместе со здоровыми детьми. Здесь всё зависит от личности педагога. В самых обычных детских садах могут быть хорошие, чуткие, внимательные воспитатели, которые помогут адаптироваться в группе. Аутичному ребёнку тяжелее адаптироваться к новым условиям и требованиям, чем его здоровым сверстникам. Он более тревожный, его страхи легче формируются и фиксируются на более долгое время. . Поэтому в детском саду ему нужно уделять больше доброжелательного внимания, помогать общаться с другими детьми и вписаться в режим.
Роль воспитателя в формировании навыков общения аутичного ребёнка очень важна. Коль в вашей группе оказался ребёнок с признаками аутизма, вы должны принимать его таким, какой он есть, учитывая его особенности, вы должны помочь приспособиться к миру. Как вы уже знаете, аутичный ребёнок живёт в своём мире, он очень замкнут. И чтобы до него достучаться, для того, чтобы он открыл вам дверь к себе- тут вам придётся искать путь самим. Потому что остаются организационные моменты, когда нужно спать, есть, гулять и т.д. и это принято делать всем вместе. Могу только порекомендовать, не оказывать никакого давления, иначе дверь перед вами ещё плотнее закроют. Адаптация аутичного ребёнка к детскому саду- процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала детского сада. Такой ребёнок требует дополнительного внимания, которое может проявляться , в частности, в следующем:
( Слайд 5)В- первых: пребывание ребёнка в детском саду должно быть дозировано, в целях избегания пресыщения ребёнка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения возможных на этом фоне аффективных срывов. Вместе с тем, регулярность посещения и и определённые режимные моменты, которые может выдержать такой малыш, должны соблюдаться и аккуратно поддерживаться. Это создаст определённый привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребёнка, а соблюдение проговоренных и эмоционально осмысленных деталей будут давать малышу также ощущение стабильности и комфорта.
Во- вторых- такой малыш нуждается в особом внимании со стороны взрослых. Воспитателю необходимо постараться помочь ребёнку понять смысл всего того, что происходит в группе, поэтому комментируем для него всё происходящее и намечаемые действия ( «Сейчас все собираются на музыкальные занятия, и ты пойдёшь на него; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернёмся- будем обедать») и если нужно, взять за руку, отвести туда, куда нужно. Крайне важно, чтобы хватало терпения не выдёргивать его с занятия, за которым он предпочитает проводить время ( например, за игрой в конструктор или складыванием паззлов), а дать ему возможность довести начатое дело до конца.
В – третьих-, помогаем ребёнку налаживать контакт с другими детьми: стараемся вовлекать в общие игры, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, дать возможность понаблюдать со стороны. В какие то общие занятия можно дозировано включаться вмесите с ребёнком ( держа его за руку или даже на руках), но не исключать его из общей жизни детского коллектива. При соблюдении мягкости, осторожности и настойчивости одновременно такой ребёнок может хорошо удерживаться в режиме.
( Слайд 6- чёрный ) А теперь давайте с вами поиграем в одну игру, которую рекомендуют проводить с детьми, аутистами так, как она помогает ощутить и осознать своё тело. Я сейчас вам буду называть части своего тела, вы показывайте на себе названные части тела- повторяете мои движения. Затем я вас буду путать, называть буду одну часть тела, а показывать другую. Вы должны заметить это и не повторить неверные движения.
ИГРА «ПОКАЖИ НОС»
Так у ребёнка аутиста отсутствует длительный глазной контакт «Глаза в глаза», ему очень сложно воспринимать инструкции и отвечать на вопросы. И чтобы почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении, мы с вами поиграем в игру « Сосед слева». Я сейчас буду к вам обращаться и задавать по одному вопросу, на этот вопрос отвечает не тот, на кого я смотрю, а тот, кто сидит слева от вас.
(ИГРА).
( Слайд 7)Перед психологами и родителями стоит вопрос, как общаться с ребёнком, постоянно находящимся «внутри себя». Так вот, при работе с аутичным ребёнком нужно включать наблюдение. Вашим инструментом может быть интерес. Вам придётся искать то, что нравится этому ребёнку, что ему интересно. Говорить с ним через понятия принуждения бессмысленно, все «надо», «должен», «все детки так делают» его оставят равнодушным и невозмутимым. Ищите его конёк- это может быть что угодно: музыка, рисунок, лепка, конструкторы, звери, цветы, или, что то ещё. На языке того, что ему нравится, и тогда, вы сможете с ним обо всём договориться. Сумеете заинтерисовать - считайте, дело сделано.
( Слайд 8)Аутичный ребёнок видит смысл, какой- либо деятельности только тогда, когда она чётко заранее запрограммирована: ребёнок должен знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.
( Слайд 9)Здесь большим помощником может стать пооперационные карты. Применение таких карт помогает чётко организовать деятельность ребёнка. Он видит конечный результат, которого ему необходимо достичь, благодаря чему, снижается эмоциональный дискомфорт ребёнка.
( Слайд 10)С этой целью в группе, где находится аутичный ребёнок, рекомендуется размещать эти карты, на которых, в виде символов обозначена чёткая последовательность действий. Так схему, отражающую нужную последовательность действий ребёнка при сборах на прогулку, можно разместить на шкафчике. Пооперационные карт в виде блокнота, фотоальбома, кубика, календаря плаката и др. Эти карты являются своеобразной формой коммуникации с аутичным ребенком. Они применяются в групповой и индивидуальной работе с детьми, а также в режимных моментах. Карты находятся в раздевалке, в групповом помещении, на столах во время занятий. Применение пооперационных карт помогает ребенку в дальнейшем легче адаптироваться в детском коллективе сверстников. Благодаря такой карте ребенок будет четко знать, что будет, происходит в следующий момент. Это будет способствовать уменьшению тревожности ребенка и снижению проявлений возможных негативных поведенческих реакций. При включении ребенка в коллектив сверстников у него появляется возможность чувствовать себя уверенней и действовать в определенных ситуациях на уровне остальных детей.
( Слайд 11)Вот посмотрите, я вывела на экран «Говорящую инструкцию»
Расскажите, что нужно сделать ребёнку, глядя на эту карту?
А теперь у меня вам задание: разделиться на подгруппы и сделать свои пооперационные карты. Сейчас каждая подгруппа получит карточку с заданием составить пооперационную карту для работы с детьми.
- Сбор на прогулку
- Лепка фигуры животного
- Дежурство перед обедом
- Рисование животного
По завершению выполнения задания ходит общее обсуждение.
Конечно, такие меры требуют от нас, сотрудников детского сада, большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребёнка, сделать его более упорядоченным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых воспитателей «Адаптация ребёнка к детскому саду»
Готовимся к встрече с детьми. Что нужно знать о детях заранее. Взаимопонимание с родителями необходимо. Союз двух воспитателей и их помощника....
Консультация для молодых воспитателей «Адаптация ребёнка к детскому саду»
Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу....
Семинар для воспитателей «Физкультурное занятие в детском саду»
Все о физкультурном занятии в ДОУ...
Консультация для воспитателей "Адаптация ребёнка в детском саду"
Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предпоагает, что человек находится в гармонии с самим собой , партнёрами по общению и окружающим м...
Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"
Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"...
Семинар для воспитателей «Физкультурное занятие в детском саду»
Семинар для воспитателей«Физкультурное занятие в детском саду» Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития чело...
Семинар - практикум для воспитателей "Первые дни ребёнка в детском саду"
Цель: повышение педагогической грамотности в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей в детском саду.Задачи:Представить теоретическую информацию об особенностях адап...