Консультация для молодых педагогов: «Как ладить с ребенком?»
методическая разработка ( группа) на тему
Часто родители задают разнообразные воспросы педагогам и психологам, что делать что бы успоркоить или наоборот растормошить ребенка. в данном случае родители и педагоги сталкиваются с проявлением темперамента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_ladit_s_rebenkom.docx | 168.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Как ладить с ребенком?
(по материалам пособия Г. Мониной, Е. Лютовой
"Проблемы маленького ребенка")
Часто, находясь в кабинете психолога, родители задают разнообразные вопросы. Одни интересуются, что надо делать, чтобы растормошить ребенка, побудить его к активным действиям. Другие спрашивают, как, наоборот, успокоить малыша, у которого по словам взрослых, внутри вечный двигатель. В данном случае родители сталкиваются с проявлениями темперамента ребенка.
Темперамент включает те индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую эмоциональную сторону его поведения. Свойства темперамента являются врожденными и начинают проявляться уже с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Именно поэтому многочисленные попытки родителей переделать темперамент сына или дочери терпят неудачу. Кроме того, вероломное вторжение в индивидуальность ребенка может способствовать развитию таких личностных черт, как капризность, нервность, упрямство, агрессивность, тревожность и т.п. Поэтому темперамент ребенка лучше не переделывать, а изучать и принимать таким как есть.
Традиционно выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, и каждый из них требует определенного подхода в воспитании, а в дальнейшем и в обучении.
Так, дети-холерики являются активными, подвижными и общительными. Как правило, они часто, но далеко не всегда, оптимистично настроены, любят много говорить, быстро вступают в контакт с другими взрослыми и детьми. После общения с незнакомыми людьми или после посещения театра, музея, зоопарка могут быть возбуждены. Холерики подвержены быстрой смене настроения, нередко они бывают несдержанными и агрессивными, особенно если родители их не понимают.
Дети-сангвиники также общительны и разговорчивы. Они могут долго говорить без умолку, задавать множество вопросов и тут же комментировать их - это не просто детский лепет, это мысли вслух, в которых нуждается сангвиник. После общения с другими людьми сангвиники обычно активны и деятельны. В целом, эти дети производят впечатление отзывчивых, открытых, жизнерадостных, непринужденных людей. Но, как отмечают многие родители, такого ребенка трудно надолго чем-то увлечь, заинтересовать, а еще труднее оставить одного без внимания взрослых. Он не любит находиться один. Чаще всего он там же, где много народу.
Дети-флегматики отличаются вдумчивостью, осмотрительностью, осторожностью. Как правило, они неторопливы, сдержанны, им в меньшей степени свойственны резкие перепады настроения. Они не любят устраивать капризы по пустякам и в большей степени, чем другие дети, умеют контролировать свое поведение. Одним из самых серьезных недостатков флегматиков является некоторая пассивность. Им трудно самостоятельно принимать какие-либо решения, поэтому иногда создается впечатление, что они безразличны ко всему, что происходит вокруг.
Дети-меланхолики так же, как и флегматики, не отличаются особой общительностью, они не любят шумных компаний, с осторожностью относятся к новым знакомствам, а после общения с незнакомыми людьми часто чувствуют себя утомленными. Эти дети ведут себя тихо и почти незаметны в группе своих сверстников. Они тонко чувствуют настроения окружающих и беспокоятся по самым незначительным пустякам. Ничего не стоит расстроить ребенка-меланхолика, но и обрадовать его также совсем несложно. Это - милые, обаятельные и легко ранимые малыши.
Следует отметить, что так называемых чистых типов темперамента встречаются еще и смешанные.
Итак, какие же правила общения с детьми различных типов темперамента должны знать родители, а также близкие родственники, которые принимают участие в воспитании?
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Малышей необходимо учить держать себя в руках, на что родителям самим потребуется немалое терпение и такт.
С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, можно совместно просматривать мультфильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.
Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Чтобы флегматик развивался более гармонично, родители могут также учить его фантазировать и сочинять.
Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и приласкать. Родителям меланхоликов следует помнить, что грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.
Немало проблем доставляют родителям эмоциональные вспышки ребенка (внезапные капризы, проявления агрессии, слезы безо всякой причины и др.) Это в большей степени свойственно меланхоликам и холерикам. В такие минуты можно воспользоваться рекомендациями М.Ш. Курчинки. Она советует родителям больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и учиться воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится. Ребенка можно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Чтобы избежать многочисленных конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка, родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуты, когда ребенок перевозбудился, его желательно отвести в спокойное место, где ему можно сделать легкий массаж или просто тихонечко посидеть рядом.
Общаясь с маленьким ребенком, следует соотносить темп своих движений с типом темперамента сына или дочери. Одевая меланхолика или флегматика, родителям лучше не делать слишком быстрых движений. А сангвиники и холерики устанут долго ждать, пока неторопливая мама или бабушка в очередной раз поправит шарф. В этом случае холерик может проявить агрессию, а сангвиник - потерять всякий интерес к долгожданной прогулке.
Темп и интонации речи взрослого также должны строиться в соответствии с типом темперамента малыша, особенно в критические минуты, когда ребенок проявляет упрямство или недовольство без всякой видимой на то причины. Темп и интонация голоса - это сильные инструменты воздействия.
Заканчивая разговор о типах темперамента, хочется еще добавить, что многие конфликты и непонимание поступков ребенка связаны с несовпадением типа темперамента малыша и взрослого, который его воспитывает. Например, если мама обладает холерическим типом темперамента, а ее маленькая дочь является меланхоликом, то скорее всего, маму будет раздражать темп жизни, удобный для ребенка. Мама станет подгонять девочку: "Ешь скорее. Одевайся быстро!" Дочка же при всем своем желании не сможет соответствовать маминым требованиям. Результатом будут: всё возрастающее мамино раздражение и недовольство ребенком и дочкины капризы и слезы. Разрешить противоречия может только чуткое отношение к ребенку и уважение его врожденных индивидуальных особенностей.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка» структурное подразделение « Звездочка»
Консультация для молодых педагогов:
«Как ладить с ребенком?»
Составил: старший воспитатель
Уразбахт О.В
Вихоревка 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых педагогов
Цель. Расширение знаний молодых педагогов о двигательной активности в режнимных моментах.Движение - это жизнь! Движение - это огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потре...
Консультация для молодых педагогов "Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность "
Каждое НОД должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, при...
«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...
Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"
Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....
Консультация для молодых педагогов «Советы молодым педагогам»
Консультация для молодых педагогов«Советы молодым педагогам»...
Консультация для молодых педагогов «Советы молодым педагогам»
Работа с родителями очень важный момент в работе любого педагога, так как родители и воспитатели - это союзники в развитии и воспитании детей. От того, как сложатся отношения двух сторон, зависит псих...
Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Формы работы с родителями». «Школа молодого педагога».
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общитель...