Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Петросян Эмма Левоновна

Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков.

Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии. Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

         Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков.

Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации.

Как известно, Л.С.Выготский проводит мысль о единстве интеллектуального и аффективного в организации самых простых и самых сложных форм психической жизни.

С.Я.Рубинштейн  считает, что единица психического всегда включает в себя единство компонентов интеллектуального и аффективного.

Л.С.Выготский указывает на то, что развитие познавательной деятельности у детей связано с динамично изменяющейся эмоционально-волевой сферой.

Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка в затруднении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка.

Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации.

Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

Тревожные дети чаще всего входят в число наименее популярных детей группы, так как они часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или наоборот, слишком общительны, назойливы. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.

Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности.

Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Рассматривая взаимосвязь тревожности и интеллектуального развития дошкольников, нужно отметить, что «повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую)».

А. М. Прихожан считает, что высокая тревожность оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного возраста.

X. Граф, изучая детскую тревожность, также исследовал ее влияние на деятельность, в частности на игру детей в футбол. Он обнаружил, что худшие игроки оказались наиболее тревожными. В ходе своего исследования X. Граф установил тот факт, что уровень тревожности ребенка связан с родительской опекой, то есть высокая тревожность у ребенка – это результат излишней родительской опеки.

В исследованиях Е.А. Савиной, Н.А. Шаниной, о связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, «в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих... Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения».

         Детей с повышенной тревожностью  отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей дошкольного возраста так же  характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

К психологическим особенностям развития личности  тревожного ребенка дошкольного возраста можно отнести:

  • преобладание позиции «малоценности», ущербности;
  • непосредственно-чувственное отношение к себе;
  • приписывание себе отрицательных эмоций, таких, как горе, страх, гнев и чувство вины;
  • неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения;
  • у ребенка формируется негативное представление о собственной личности;
  • отмечается неустойчивая оценка болезни, нарастание  пессимизма и депрессивности;
  • изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила.

Для тревожных детей характерны невозможность принять решение, колебания, сомнения, трудности в начале работы, страх сделать первый шаг, выраженная фаза ориентировки в каждом задании. Они склонны разделять все действия на отдельные операции и все тщательно анализировать.

          Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей важности данной проблемы, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

В «здоровых» семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении.

К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально, и потому его невозможно заменить никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны практически невозможно восполнить в последующей жизни человека.

Воспитательный микросоциум, часть социальной микросреды, которая осуществляет направленное и ненаправленное воспитательное воздействие и влияет на формирование личности ребенка.

Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге общения, принадлежит главная роль. Семья осуществляет воспитательные воздействия и влияния позитивной и негативной направленности в зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к ребенку и его воспитанию, стиля семейного воспитания. В каждой семье, основанной на родственных чувствах и привязанностях, складывается особый эмоционально-психологический микроклимат, формируются семейные роли. Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и определяют семью как воспитательный микросоциум .

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей, например Минияров В.М., связывает его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают неправильный стиль родительского воспитания.

Е. Ю. Брель  проводила специальное исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило ей сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей. 

          В детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и прежде всего система взаимоотношений «мать — ребенок»

Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции, неуверенность в себе, в завтрашнем дне, чувство вины за то, что обеспечиваешь семью хуже, чем другие, порождает у некоторых взрослых стремление выместить это на детях, что и проявляется во многих случаях жестокого обращения с детьми  провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.

К стилям воспитания, приводящим к появлению детской тревожности можно отнести практически все неправильные типы. Причиной тревожности может являться непоследовательное воспитание, так как ребенок постоянно находится в противоречивых условиях. Очень часто такие дети не знают что можно, а что нельзя, и не знают как будет правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы не вызвать осуждение родителей. Ребенок живет в неблагоприятных и меняющихся условиях, к которым вынужден все время приспосабливаться.

Тревожность может проявиться у ребенка и при таком стиле воспитания как «явное отвержение». Здесь причиной является то, что ребенок не чувствует любви родителей, они жестко контролируют поведение ребенка, не интересуются его внутренним миром. При таком стиле воспитания ребенок живет в страхе совершить ошибку, боится проявлять инициативу, чувствует себя никому не нужным, обузой для родителей.

Сверхтребовательный тип воспитания также может привести к появлению тревожности у детей. В этом случае родители предъявляют к ребенку повышенные требования, за которыми часто стоят их личные амбиции. Эти требования, как правило, расходятся с возможностями ребенка, в результате чего ребенок живет в постоянном страхе не оправдать надежд своих родителей, что в свою очередь повышает уровень тревожности ребенка.

Такие стили воспитания как сверхтребовательность и вседозволенность можно назвать друг другу противоположностями.

И тот, и другой оказывают неблагоприятное воздействие на развивающуюся личность ребенка.

Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции. В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться о том, что он сделает что-нибудь не так.

Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим воспитанием. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, таки демократическим. К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, способствует формированию тревожности.

Патологическая заостренность характерологических черт родителей порождает специфические особенности отношения к ребенку.

Так, нередко "делегирование" — упорное желание сделать из ребенка "самого" (развитого, эрудированного, порядочного, социально-успешного) — является компенсацией чувства малоценности, недееспособности, переживания себя как неудачника. Проекция родительских конфликтов на ребенка не предрешает, однако, стиля родительского отношения: в одном случае это выльется в открыто эмоциональное отвержение ребенка, не соответствующего идеальному родительскому образу; в другом случае примет более изощренную форму: по защитному механизму образования реакции обернется гиперопекой или гиперпротекцией. Очень обостряется конфликтное отношение к ребенку, особенно если в семье есть еще маленький ребенок: родители обычно склонны переоценивать достоинства младшего, на фоне которого недостатки ребенка - реальные и мнимые - воспринимаются родителями как невыносимые .

Захаров А.И  говорит о том, что самым благоприятным для ребенка будет, если родители смогут найти «золотую середину» в воспитании своих детей. Можно сделать вывод, что наиболее благоприятным будет являться стиль воспитания по типу «принятия и любви» .

Специалисты советуют  родителям  и педагогам  использовать следующие методы: как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Влияние музыки на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста...

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста:особенности развития личности тревожного ребенка....

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста...

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

     Психическое здоровье – фундамент духовного развития ребёнка. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических подростков. Тревожность, как фактор эмоцио...

Влияние музыки на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

методический материал для родителейОдна из проблем, интересующая педагогов — это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития дошкольника. Эта взаимосвязь была актуальна е...

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Влияние тревожности на психологическое и интеллектуальное развитиедетей дошкольного возраста...