Статья "Мнемотехника в математическом развитии дошкольника"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье предложена система использования мнемотехникеских приёмов в развитии математических представлений дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мнемотехника в математическом развитии дошкольника | 356.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника в математическом развитии дошкольника.
Татьяна Константиновна Филимонова, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №43 Невского района Санкт-Петербурга
Система дошкольного воспитания в России прошла долгий путь становления, развития, изменения. В настоящее время разработано огромное количество программ и технологий. Объём информации, которую должен освоить ребёнок, постоянно растёт, а психофизические возможности дошкольника ограничены. Поэтому актуальным становится использование таких методик, которые помогли бы ребёнку усвоить способы познания мира, способы получения и обработки информации. Важно развить общие способности ребёнка, его интеллект, внимание, память. В этом случае приходит на помощь мнемотехника-методика, уже давно вошедшая в практику работы педагогов. Мнемотехника-это искусство запоминания. Названа методика по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины-матери девяти муз. Именно мнемотехника как методика, решает задачи развития интеллектуальных способностей ребёнка.
Педагоги дошкольных учреждений применяют мнемотехнику с целью развития связной речи детей, ознакомления с окружающим миром: природой, временами года, растительным и животным миром, социальным окружением. Наиболее распространено использование мнемотехники для заучивания стихов и пересказа литературных произведений. Однако, возможности этой методики позволяют применять её и в других областях развития, например, при формировании математических представлений.
Необходимо обозначить круг задач по развитию математических представлений, которые педагог может решить применяя мнемотехнику. Это:
- Закреплять представления о геометрических фигурах;
- Знакомить детей с цифрами, знаками;
- Формировать представления о составе числа;
- Закреплять умение осуществлять математические операции (сложение, вычитание);
- Развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги.
Основной формой работы является использование мнемотаблиц.
Мнемотаблица -это схема, структура, в которую можно вложить информацию. Одним из важных принципов составления мнемотаблиц является наличие логических связок. Логически связанные или одинаковые элементы должны находиться либо рядом, либо в какой-то структурной закономерности (по диагонали, напротив друг друга и т.п.).
При составлении таблицы необходимо учитывать различные приёмы запоминания. Это может быть метод составления сюжета, метод ассоциации, метод трансформации. Метод составления сюжета достаточно понятен и прост: для того, чтобы запомнить таблицу, нужно придумать рассказ, который свяжет в единый сюжет весь материал для запоминания. Метод ассоциаций -это установление между предметами ассоциативных связей, нахождение «похожести» в том, что на первый взгляд является совсем непохожим. Сама мнемотаблица может состоять из клеток 3х3, 4х4, а для малышей располагаться в одну линию.
Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью воспитателя сокращается.
Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»:
Задача данной таблицы -закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.
Такие же связи можно установить во второй таблице:
Мнемотаблица «Геометрическая фигура треугольник»
Мнемотаблица: «Цифра 1»
Запомнить такую таблицу можно составив сказку о цифрах:
«Жила-была цифра «Один». Она жила одна в лесу. Однажды она пошла гулять и заблудилась. Стала единица кричать:«АУ». Услышала её другая цифра «Один». Они встретились и подружились, взялись за руки и получилась цифра «Два». Пошли они гулять и пришли к озеру(овал), сели на камешек(овал), полюбовались красотой леса и пошли домой». Используя данную таблицу, мы не только знакомим детей с цифрами, а ещё и закрепляем представления о том, на что похож овал, знакомим с буквами.
Мнемотаблица «Цифра 3»
Способ составления сюжета наиболее интересен детям, они сами с удовольствием придумывают истории по таким таблицам. Одновременно с развитием речи происходит закрепление представлений о цифрах, геометрических фигурах.
Мнемотаблицы «Состав числа»:
В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали- два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.
Кроме перечисленных методов и приёмов необходимо использовать дополнительные игры и упражнения, способствующие развитию у детей памяти, внимания, мышления. В младшем и среднем возрасте можно использовать игры Л.Венгера, которые решают задачи овладения детьми действиями замещения и наглядного моделирования. Такие игры как «Придумай сам», «Какая игрушка?», «Что это такое?» будут способствовать развитию у детей умения видеть характерные признаки предметов и явлений, пользоваться схемами для их обозначения. С целью развития ассоциативного мышления хорошо подходят игры типа «Назови, что бывает круглое (овальное, белое и т.п.), «Дорисуй фигуры», «На что похожа цифра», «Нарисуй предмет из цифр».
Варианты ассоциативного тренинга «На что похожа цифра»:
Таким образом, возможности использования мнемотехники, как методики развития памяти детей, значительно расширяются и могут решать задачи ещё и математического развития детей. Учитывая то, что любая мнемотаблица должна воспроизводиться детьми графически, то постоянно развивается мелкая моторика и дети упражняются в ориентировке на листе бумаги, что является немаловажной задачей при подготовке к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Полезная информация для педагогов...
Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...
Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.
Математическая игра, как средство математического...
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...
Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.
Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...
Выступление на семинаре:"Современные математические технологии математического развития дошкольников"
Выступление из опыта работы...