Методичка "Психологические проблемы детей, оставшихся без попечения родителей"
методическая разработка ( группа) на тему

Пчелинцева Юлия Александровна

Психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей. – Красноярск: краевое государственное казеннное учреждение «Центр развития семейных форм воспитания», 2013. − 31  с.

 

 

Составители:

Абросимова О. Б. – директор КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания»;

  Пчелинцева Ю. А. – психолог КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания».

Вне семьи развитие ребенка идет по особому пути: у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие.

В методическом пособии мы постарались рассказать о том, как идет развитие психики детей-сирот, чем отличаются мышление, эмоции, поведение таких детей, как строятся их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Понимание того, чего лишается ребенок, оставшийся без родителей, позволяет яснее увидеть, что может дать ребенку семья.

Пособие адресовано кандидатам в замещающие родители, замещающим родителям, специалистам сферы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Министерство образования и науки Красноярского края

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР  РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Красноярск, 2013


Психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей. – Красноярск: краевое государственное казеннное учреждение «Центр развития семейных форм воспитания», 2013. − 31  с.

Составители:

Абросимова О. Б. – директор КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания»;

  Пчелинцева Ю. А. – психолог КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания».

 

Вне семьи развитие ребенка идет по особому пути: у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, они просто другие.

В методическом пособии мы постарались рассказать о том, как идет развитие психики детей-сирот, чем отличаются мышление, эмоции, поведение таких детей, как строятся их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Понимание того, чего лишается ребенок, оставшийся без родителей, позволяет яснее увидеть, что может дать ребенку семья.

Пособие адресовано кандидатам в замещающие родители, замещающим родителям, специалистам сферы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        4

ГЛАВА 1        4

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ        4

ГЛАВА 2        13

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ        13

2.1 Измененное отношение «Я - Другой» и низкий социальный интеллект        13

2.2 Недостаточные навыки общения        14

2.3 Проблемы половой идентификации        16

2.4 Патологические привычки        16

2.5 Нравственное развитие детей        17

2.6 Бедность эмоциональной сферы        18

2.7 Волевая сфера. Выученная беспомощность        19

2.8 Игра        .....................................................................................................................................20

ГЛАВА 3        22

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВНЕСЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ        22

3.1 О нарушении личных границ        22

3.2 «Режимная жизнь» и отсутствие возможности побыть наедине с самим собой        24

3.3 Изоляция от социума        26

3.4 Адаптация к взрослой жизни
................        ...................................................................................................................................27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК        30

ВВЕДЕНИЕ

Детство – это то, что мы потеряли во времени,

 но сохранили в себе

Эльчин Сафарли «Я вернусь»

Детство – это когда ты маленький, это – когда ты «начинаешься» и быстро растешь, впитываешь, что есть вокруг. Этот период дан человеку для совершенно определенных задач: родиться, вырасти, выучиться, развиться, познать мир, радоваться жизни, верить в чудо. Никогда после человек уже не сможет родиться, так быстро расти, так эффективно и лавинообразно впитывать в себя всю информацию о мире и жизни, приобретать так много умений и навыков, так радоваться, и так удивляться.

Нормальное детство – это возможность опираться на взрослого, доверять ему, чувствовать себя понятым, услышанным, любимым и успешным в своих детских делах. Это беззаботность и радость, неуемная активность и желание познавать, наполненность символическим: сказками, историями, фантазиями, чудесами и волшебством. Это вера в то, что именно  родители – самые прекрасные, мудрые, любящие, сильные, и они все могут. Это самоощущение «я – хороший, любимый. Я справлюсь. А если не справлюсь, то меня поддержат и помогут. Меня научат справляться самому. И я стану таким же успешным и уверенным взрослым, как мои родители».

Детство навсегда остается в памяти человека, оно оставляет неизгладимый отпечаток на взрослой жизни. Детство по-настоящему довлеет над всей последующей жизнью. 

Но у детства есть и другая сторона – боль, страх, тревожные воспоминания, ведь во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. У детей, попавших в детские дома, есть прошлые травмы, стрессы, бедствия, расставания, потери. И с этими травмами они попадают не в реабилитирующие, а, наоборот, стрессовые условия. К сожалению, в России еще слишком устойчив такой стереотип: если дать ребенку еду, медицинское обслуживание и уход в детском доме, то можно сделать его детство вполне счастливым. Это категорически неверно.

Ребенок, лишенный детства, – лишен его навсегда; из ребенка, пропустившего детство, никогда и ни при каких условиях не получится счастливого взрослого. Потому что недопрожитые и нерешенные задачи этого периода часто потом возвращаются к взрослым в виде страхов, нежелания расти и развиваться, тревоги, неуверенности, нересурсности и других симптомов, которые в значительной мере потом лишают их способности справляться с даже простыми задачами их взрослой жизни.

      

ГЛАВА 1

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Депривация

Мозг новорожденного состоит только из одной группы клеток – нейронов. Нейроны не делятся, и уже к моменту рождения представлены в необходимом человеку количестве. Разные нейроны мозга в разное время начинают включаться в процесс анализа внешних и внутренних стимулов. Когда нейроны готовы к обучению, они должны создать связи с другими нейронами. Для этого из внешней среды должно поступать необходимое количество информации. Например, когда нейроны обучаются обрабатывать зрительную информацию (а ребенок, соответственно, учится видеть), должно поступать достаточное количество света. Если по каким-то причинам ребенок все это время будет находиться в полутемном помещении, у него возникнут в дальнейшем проблемы со зрением.

Больше всего клеток мозга погибает в первый год жизни. Чем меньше общения с ребенком в этот период, чем меньше взрослые удовлетворяют потребности ребенка,  тем более обширным будет процесс гибели нейронов. И в дальнейшем это отразится на интеллекте и способности к познанию. Доказано, что будущий интеллект ребенка и его познавательная активность определяются тем, как много он будет двигаться и сколько сенсорной (чувственной) информации сможет получить в первые два года жизни. Именно поэтому дети, которые хоть какое-то время жили в семье, имеют больше перспектив достичь результатов в будущем, чем дети, сразу после рождения оказавшиеся в учреждении.

Депривация – недостаточное удовлетворение в течение длительного времени жизненно важных потребностей. Это опыт недополучения необходимого.

Этот термин широко используется в психологии и медицине. Существенна именно психологическая сторона последствий депривации: вне зависимости от того, ограничена ли двигательная активность человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, – проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома.    

          Депривация может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей в поведении человека до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

Различают парциальную депривацию, при которой не удовлетворена какая-либо одна потребность, и полную (тотальную), когда одновременно не удовлетворены многие потребности, или одна настолько важная, что ее неудовлетворение вызывает тотальные нарушения. Примером последней является лишение ребенка материнской любви – материнская депривация.

Ребенок, оказавшись в детском доме, интернате или другом учреждении закрытого типа, часто оказывается в обедненной стимулами среде. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.

У новорожденного, к которому подходят лишь изредка, а сам он не может двигаться настолько, чтобы менять поток информации, нехватка стимуляции приводит к массовой гибели нейронов, которые не смогли образовать связи с соседями (те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться). Тем не менее, мозг нуждается в раздражителях, вызывающих его деятельность, и пытается создать условия для получения стимуляции. Ребенок совершает стереотипные движения (поскольку не обучен другим), занимается онанизмом, проявляет самоагрессию в виде битья головой об стенку. Мозг готов на любые стимулы, лишь бы они помогали его активности. Было доказано, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которая наблюдается в яслях и домах ребенка, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Психологи установили, что дети, воспитывающиеся в учреждениях, сильно отстают в овладении такими основными умениями, как умение сидеть, стоять и ходить, если у них нет возможности их упражнять. При почти полном отсутствии стимулирования извне наблюдается запаздывание не только в моторном развитии, но также в развитии речи, социальных и эмоциональных навыков.

Ситуация усугубляется и тем, что рядом с ребенком нет мамы. Материнская депривация возникает из-за недополучения материнской любви и является причиной неврозов в будущем. На развитие организма младенца влияет не только правильное питание и дополнительный уход, но и возможность эмоционального контакта с матерью. Голос матери, ласковое прикосновение, поглаживание, прижимание к груди – это своеобразный тренинг для установления эмоциональных контактов с окружающими людьми уже во взрослом возрасте.

Не менее важно и то, чтобы тепло и забота сосредоточивались в одном человеке. Это не обязательно должна быть биологическая мать ребенка, но важно, чтобы оказавшийся на ее месте взрослый был действительно неизменно любящим, эмоционально теплым. Само по себе длительное пребывание в детском учреждении не должно обязательно приводить к нарушениям психического развития – все зависит от качества человеческих связей, имеющихся в распоряжении ребенка. Но, к сожалению, младенцы, за которыми ухаживают постоянно сменяющие друг друга люди, удовлетворяющие лишь их основные физические потребности, просто не в состоянии к ним привязаться. 

Теплота материнской заботы и ее постоянство способствуют возникновению у ребенка базового доверия к миру. Отсутствие базового доверия к миру – самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться.

В зависимости от времени утраты родителей, дети имеют депривацию разного типа и разной выраженности. Любая депривация резко тормозит развитие ребенка, и изменения тем выраженнее, чем раньше начинается изоляция ребенка от стимуляции.  

  1. Привязанность и ее формирование

Сегодня в психологии детско-родительские отношения, материнство и отцовство принято рассматривать через категорию привязанности. Термин «привязанность» используется в широком и узком значении.

Привязанность – это тесная эмоциональная связь между людьми, это взаимное внимание, чуткость, отзывчивость и желание поддерживать близкие отношения.

Согласно теории привязанности, все дети имеют врожденное стремление искать того, с кем можно сформировать отношения, и от кого можно получить поддержку и защиту. Привязанность младенца проявляется в трех составляющих:

  • мать или другой объект привязанности лучше, чем любой другой человек, может успокоить ребенка;
  • ребенок предпочитает играть с объектом привязанности, а когда огорчен или расстроен – именно у него чаще всего ищет утешения;
  •  в присутствии объекта привязанности дети чувствуют себя уверенней, спокойней, не так боятся.

Сирота – это тот, кто растет, не имея прочной привязанности. Отношения с родителями – тот стержень, на который надевается личность. Это важнее всего остального. Такого стержня у детей, оставшихся без родителей, к сожалению, нет. При этом, однако, можно иметь «сиротские проблемы» и живя в социально благополучной семье. Самый типичный сценарий: родился ребенок, а мама им заниматься не хочет. Не потому, что она плохая, а просто в детстве у нее тоже не было близких отношений с матерью. Oна нанимает няню. Няня занимается ребенком, она к нему встает ночью, она лежит с ним в больнице, она становится для него источником заботы и защиты. Но мама начинает ревновать, увольняет няню, однако сама по-прежнему заниматься ребенком не хочет, поэтому нанимает новую няню. Для детей это очень травматичное переживание, но оно все-таки проходит. Проблема в том, что все это повторяется три-четыре раза. Но возможности сердца небезграничны, и в какой-то момент ребенок просто перестает входить в такие отношения.

        Основная биологическая потребность первых трех лет жизни человека – это свой индивидуальный взрослый. Этот человек, находясь рядом с ребенком, постоянно сфокусирован на нем, подстраивается. Что значит подстраивается? Представьте, что кто-то любит кашу, а кто-то картошку, кто-то засыпает быстро, а кого-то надо укачивать. Взаимная «настройка» ребенка и взрослого и называется «формированием привязанности». Обрести такого близкого человека в детдоме ребенок не может по определению. Детский дом – это система, в которой у ребенка не возникает привязанности, отношения к своему значимому взрослому. А человеческие существа так устроены, что их развитие крутится вокруг привязанности. Формирование личности, познания, интереса к миру, любых умений, способностей и всего остального нанизывается на привязанность, как кольца пирамидки на стержень. Если стержня нет, то пирамидка на вид может казаться обычной до тех пор, пока мы не попробуем ее толкнуть, и она легко не рассыплется. Кажется, что ребенок, который растет в детском доме, – ребенок как ребенок. В школу ходит, вещи складывает на полочку, в игры играет и так далее. Но вот этого стержня нет. И поэтому, как только детский дом, как опалубка, снимается, то воля и характер ребенка рассыпаются.

Когда у ребенка есть значимый взрослый, он чувствует защищенность. Когда чувствует, что тыл прикрыт, ему все интересно, у него много сил, он многое пробует. Даже если он ударился, испугался, куда-то влез, что-то не получилось, у него все равно есть свой взрослый, к которому он возвращается. А в  детском доме взрослых, с одной стороны, слишком мало, а с другой – слишком много. Мало вот в каком смысле: обычно это один или два взрослых на десять-двенадцать детей в доме ребенка и еще меньше взрослых в детском доме. Если у тебя десять двухлеток и, например, один из них ударился, другому просто скучно, третий хочет общаться, и ты начинаешь с ними общаться как с детьми, то есть брать на руки, смотреть в глаза, разговаривать с ними, естественно, они начинают всего этого требовать. Удовлетворить в этом отношении десятерых просто физически невозможно. Поэтому воспитатели в домах ребенка говорят, что стараются с ними лишний раз не разговаривать и на руки не брать, потому что, если начнешь, то они все начнут этого требовать. А если не начинать, то они этого и не просят.

С другой стороны, взрослых слишком много. Было подсчитано, что перед глазами ребенка в доме ребенка мелькает за неделю около двадцати пяти разных взрослых. Меняются воспитатели, нянечки, логопеды, медсестры, массажисты – кого только нет. Их там очень много, а привязанность формируется только в условиях, когда у ребенка есть «свои» взрослые и есть «чужие». Нормальный ребенок не позволит чужому человеку, например, подойти и взять его на руки и унести куда-то. Он не поймет, что происходит. Он будет сопротивляться, он будет плакать, ему будет страшно. Он будет искать родителей. А детдомовского ребенка любая «чужая» тетя может взять из кроватки и унести куда хочет. Делать, например, ему больно – какую-нибудь прививку. И нет никого, кто бы его от этого защитил, нет никого, кого бы он воспринимал как «своих» взрослых, за которых он должен держаться, которые не дадут его в обиду. Привязанность избирательна, он не может привязаться к двадцати пяти тетенькам сразу, даже если они обращаются с ним как с ребенком.

Программа привязанности – это не про любовь, а про выживание. Это программа, которая позволяет детенышам млекопитающих проходить период беспомощности после рождения. Детеныш все время прикреплен к своему взрослому, который за ним присматривает, который его кормит, который его уносит на себе в случае опасности, который за него дерется, если приходит хищник. Это про жизнь и смерть. Поэтому ребенок, который не находится в ситуации привязанности, – это ребенок, который каждую минуту своего существования испытывает смертный ужас. Не грусть и одиночество, а смертный ужас.

И он, как может, с этим ужасом справляется. Он уходит в навязчивые действия, когда качается и бьется головой о кровать, о стенку. Он уходит в эмоциональное очерствение. Если у него все душевные силы тратятся на преодоление ужаса, то какое у него развитие, какое ему дело до того, что мир интересный? И не случайно специалисты-медики утверждают, что нахождение ребенка в любом учреждении интернатного типа – такая же медицинская проблема, как дизентерия или грипп. Это болезнь, которую надо лечить. По МКБ-10 (международной классификации болезней, которой Россия пользуется последние 10 лет) она называется «отставание в развитии и эмоциональные нарушения, возникающее в результате дефицита индивидуальных отношений». У младших детей это состояние называют «нарушением привязанности».

Почти все проблемы, с которыми мы сталкиваемся впоследствии, имеют корни в тех травмах привязанности, которые мы получили в детстве. Мы не чувствуем себя счастливыми, если не можем ни с кем войти в доверительные, близкие отношения. Нам важно знать, что здесь нас не обидят и поймут. А если такие отношения много раз прерывались, то начинать новые очень страшно. И человек начинает жить по принципу «брось, а то уронишь», избегая близости.

         Ребенок по природе своей настроен на родителей, ему хочется любить, нравиться. Oн им доверяет и ждет хорошего. Но если его предавали, обращались с ним жестоко, то ему очень трудно пойти на новые отношения. Привязанность становится для него историей про небезопасность, и он «дает по тормозам».

Нарушения привязанности как следствие утраты фигуры привязанности обнаруживаются в следующих особенностях поведения ребенка:

  • нет желания  общаться с окружающими. При попытках прикоснуться к нему ребенок отталкивает руку; не смотрит в глаза. Однако исподтишка он наблюдает за взрослым. Противоположностью такого поведения является прилипчивость – отсутствие чувства дистанции со взрослыми, желание всеми способами привлечь к себе внимание. Оно свойственно многим детям-отказникам;
  • наиболее типичное эмоциональное состояние ребенка при нарушении привязанности – апатия, сочетающаяся со страхом, настороженностью, плаксивостью;
  • стереотипии, то есть  постоянное покачивание всем телом или отдельной его частью;
  • самостимуляция, состоящая в том, что ребенок может долго мастурбировать,  «биться» головой о стену или пол, бортики кровати, царапать себя и т. п.;
  • соматические симптомы в виде снижения веса и роста, которые не компенсируются хорошим питанием, но начинают меняться при попадании ребенка в семью.

Oчень часто в условиях сиротских учреждений привязанность ко взрослому заменяет привязанность к группе сверстников, которые становятся для него источником защиты и заботы. Когда дети проводят все время в манеже, взрослый – это никто, а копошащиеся рядом сверстники – единственные близкие существа. Именно такие дети, когда их берут на руки, плачут, а в манеже успокаиваются –  парадоксальная ситуация. Поэтому после выпуска они держатся группками, женятся друг на друге. Но наше общество так не живет, единственная среда, где есть привязанность не к людям, а к группе,  –  это преступная группировка. Она за тебя заступится, а ты, если что, должен отдать за нее жизнь. И сироты легко попадают в криминал.  В тюрьме большинство из них, кстати, не очень страдают, потому что она похожа на детдом («В тюрьме я нормально себя чувствовал, потому что там даже пахло, как в детстве», – рассказывал выпускник детского дома).

Если дети попадают в детский дом не в младенческом возрасте, а уже подросшими, то они долгое время горюют, скучают, любят своих родителей – даже самых непутевых, пьющих; они беспокоятся о том, что маме или бабушке никто не помогает. В систему приходят дети, пусть грязные, пусть вшивые, пусть чего-то не умеющие и не знающие, но живые, любящие, преданные, с нормальным сердцем. А после нескольких лет жизни со сбалансированным питанием и с компьютерными классами они превращаются в черствых, равнодушных людей. Или, по крайней мере, они кажутся такими – эмоционально холодными, безразличными. Они никого не любят, им никто не нужен. Они относятся к людям потребительски, их интересует человек только с той точки зрения, что с него можно получить. Ребенку сообщают, что мать умерла, он говорит: «Хорошо, пенсия будет больше». И причина этого в том, что детдомовская субкультура предполагает большую сдержанность, умение владеть собой, умение «постоять за себя»: от этого дети кажутся холодными и расчетливыми. На самом деле они, как и все люди, эмоциональны и привязчивы, но изоляционная субкультура, которую они усваивают в детском доме, требует высокого самоконтроля, с которым ребенок привыкает жить.

  1. Интеллектуальное развитие

Практически у всех детей из учреждений отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточное развитие познавательных процессов (неустойчивость внимания, слабая память и т. д.), задержка психического развития или педагогическая запущенность.

Педагогическая запущенность – это дефицит знаний и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Т. е. ребенок может не обладать какими-то навыками личной гигиены, может не уметь заправлять постель и т. п.

ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Есть обстоятельства, которые мы не в силах изменить. Ребенок, который растет без семьи, испытывает постоянный стресс. Это вызывает у него выделение специфических гормонов стресса. Один из них –  кортизол –  токсичен для клеток мозга. Стресс воздействует на три основных жизненно важных процесса: нарушается переваривание и усвоение пищи; снижаются сопротивляемость к инфекциям и способность к обучению. Надо признать, что если у ребенка в период самого активного познания мира (примерно от года до четырех лет) не было достаточных условий для развития, а постоянный сильный уровень стресса тормозил познавательную активность, многие возможности будут утрачены навсегда. Любознательность, легкость схватывания нового как устойчивые качества ума должны формироваться в раннем детстве, в благоприятный для этого период. Если в силу обстоятельств это оказалось невозможным, очень часто потребность в познании и способность к усвоению нового остается сниженной на всю жизнь.

ЗПР не является умственной отсталостью. Это  не интеллектуальная недостаточность, а нарушенная умственная работоспособность. Преодолевается полностью или частично при определенных условиях.

При общем отставании в умственном развитии детей-сирот, его уровень в значительной степени варьируется в зависимости от типа учреждения, контингента детей, характера проводимой воспитательной работы и ряда других факторов, так что невозможно категорично утверждать, что есть какой-то особый уровень интеллекта, характерный для детей, растущих без родителей.

Существенным фактором является возраст, в котором ребенок попадает в детский дом, и длительность его пребывания в нем. Дети, которые попадают в детские учреждения сравнительно позже, жили в условиях явной депривации. Однако она качественно отличается от депривации, возникающей в детских учреждениях.

Воспитанники самых разных возрастов – от младшего школьного до старшего подросткового, в разных ситуациях (учебных и неучебных) решительно не умеют применить даже имеющиеся у них знания к решению встающих перед ними проблем. У детей есть необходимые умственные возможности и знания, но они демонстрируют «неиспользование» интеллекта.

 У воспитанников чрезвычайно слабо выражена познавательная потребность, даже в таких ее примитивных формах, как интерес к новым фактам, к ярким жизненным примерам, к необыкновенным явлениям и т. п. Многие дети охотно выполняют даже трудную, требующую усилий, работу на отметку или ради похвалы, но крайне редко –  из интереса. В итоге это приводит к интеллектуальной пассивности. Дети не хотят и не любят думать. Особенностью является и то, что интеллектуальная пассивность проявляется у детей не только в учебных ситуациях, но и при решении жизненных задач и проблем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


ГЛАВА 2

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

2.1 Измененное отношение «Я - Другой» и низкий социальный интеллект

Представление о себе у ребенка складывается из тех реакций, которые близкие проявляют в ответ на его действия. В основе позитивной самооценки могут быть, например, такие установки: «Я – тот, к кому мама относится с любовью»;  «Я – тот, о ком заботятся»;  «Я – тот, у кого есть бабушка и два брата». А в основе негативной – «Я – тот, кто никому не нужен», «Я – плохой», «Меня бросили».

 В центре представления о «Другом»  –  его принятие и эмоциональная поддержка. Но может так сложиться, что взрослый не полностью принимает ребенка. Тогда для нелюбимых детей «Я» становится не заслуживающим любви, а близкий человек, к которому ребенок привязан, выглядит требовательным и все запрещающим. То есть в этом случае «Я – это тот, кто все делает не так» или «Я – тот, кто не заслуживает внимания» и т. д.

Следовательно, только при условии, что родители, любя своих детей, одновременно поддерживают их, создаются идеальные условия для формирования привязанности и представления о самом себе.

У детей, живущих в детском доме, не только формируется отторгаемое «Я» и низкая самооценка, но  часто возникает ответная агрессия на позитивное принятие их другими людьми, поскольку они просто не знают, что делать, если тебя принимают. Их никто этому не обучил.

Все это в значительной мере отражается на умении этих детей взаимодействовать с окружающими людьми. Ведь именно особенности взаимодействия с близкими ребенок затем накладывает на общение с более дальним окружением.

Социальный интеллект – способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других. Это умение анализировать ситуацию общения, прогнозировать ее развитие и понимать механизмы поступков окружающих в процессе взаимодействия. Отсутствие возможности самостоятельно общаться с людьми разного возраста и социального статуса приводит  к тому, что большинство детей, оказавшихся вне семьи, просто не умеет общаться с другими. Если в семье ребенок быстро осваивает, как можно добиться желаемого от бабушки, что нужно сделать, чтобы не ругал папа, и как себя вести в разных ситуациях с мамой, то у детдомовских детей просто нет такого опыта. Они быстро обучаются вести себя так, чтобы нравиться взрослым и манипулировать теми, кто ловится на их неосознанные действия. Именно поэтому эти дети так часто обращаются к незнакомым людям со словами «мама» и «папа»: они рано догадываются, что это действует практически на всех. Выше уже было отмечено, что вместо адекватного общения, которое формируется на свойствах привязанности, у многих из них формируется прилипчивость, проявляющаяся в навязчивости, потребности быть в слишком близком контакте со взрослым, без соизмерения чувства личного пространства каждого участника общения и обоюдной потребности в близости.

Потребность в самореализации у детей из детского дома может приобретать вид эгоцентризма – ориентации только на свое «Я», отношение к окружающим как к средству удовлетворения своих потребностей.

Для подростков характерно детдомовское «мы». Дети сами делят мир на «своих» и «чужих». Они агрессивны по отношению к чужим, но и внутри своего коллектива могут быть жестоки к младшим и новичкам, закрепляя дедовщину, воспринимая ее как естественную среду проживания. Таким образом, как общество отторгает таких детей, так и они выстраивают механизмы отчуждения от общества.

У большинства детей, живущих в детском доме, низкая самооценка. Отсутствие постоянной заботящейся фигуры,  безусловного принятия, необходимость заслуживать хорошее отношение приводит к снижению активного отношения к жизни: не формируются собственные ценности, принципы, ориентиры, зато развивается конформность – податливость давлению группы, готовность следовать чужому мнению,   изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других.

2.2 Недостаточные навыки общения

Дети в детском доме, все детство проводя среди сверстников, не умеют дружить. Казалось бы, нет семьи – так нужно найти близких людей среди товарищей. Но, так не получается. Обычно ребенок сначала формирует привязанность к родителям, а потом уже «по аналогии» переносит способность строить близкие отношения на сверстников. «Пропустить уровень» не получается. Дружбы у ребенка, растущего без семьи, не возникает. Дети, находящиеся в ситуации депривации, зачастую проявляют агрессию, негативизм (противодействие требованиям взрослого, ответы «нет» на все предложения), не умеют конструктивно разрешать конфликтные ситуации, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не умеют отстаивать свою точку зрения. Дети не умеют сотрудничать – они часто боятся чужих (незнакомых) людей, могут сидеть в сторонке, когда все играют, плохо вливаются в коллектив.  

Для подростков характерным является особое психологическое новообразование – детдомовское «мы». Дети, лишенные родителей, делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». Они обособляются от чужих, ведут себя с ними агрессивно. От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды, использовать их в своих целях. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и «своим».

 Внутри своей группы дети, живущие в интернате, также обособлены, они могут проявлять жестокость в обращении со сверстниками или детьми младшего возраста. Психологическое отчуждение от других является благоприятной почвой для последующих правонарушений. Необходимо подчеркнуть, что эта установка подкрепляется настороженным, а нередко открыто отрицательным отношением обывателей, бытующим в обществе, стремлением противопоставлять воспитанникам детских домов детей, растущих в семьях. Дети с обидной кличкой «детдомовец» отдаляются от других; обе стороны склонны ожидать друг от друга подвоха. Общество этих детей отвергает, они для него – неизбежное зло.

Откуда берется детдомовская преступность? В преступники не всегда попадают личности с патологическим желанием украсть или отъявленные подонки. Туда попадают люди, которые не могут себя остановить, когда разозлятся. Они не могут сказать о своих чувствах и поэтому сразу реагируют агрессивно. Дети из детского дома, у которых не было никогда собственности – своей игрушки, своего носка, в конце концов, не понимают концепцию чужой собственности и чаще воруют. Кроме того, они не понимают намерений других. Если к такому подойдет преступник и попросит постоять на «шухере», он это, не задумываясь, сделает. Все потом убегут, а он останется, потому что он не понимает социальной ситуации. У него, на самом деле, никогда не было ни выбора, ни понимания того, кому можно доверять, а кому – нет. Ведь в детдоме он всегда должен был слушаться старших.

Для понимания причин таких особенностей общения  у воспитанников детского дома недостаточно указать, с одной стороны, на узость, ограниченность их контактов со взрослыми, с другой – на высокую интенсивность контактов со сверстниками. Важно учитывать, что в детском доме ребенок постоянно общается с довольно узкой группой сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую. Тесная принадлежность к определенному кругу сверстников приводит к тому, что отношения в группе складываются по типу родственных. В этом можно увидеть положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, но в то же время подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению налаживать равноправные отношения с незнакомыми детьми, адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

Свойственно детям и отсутствие эмпатии, т. е. сопереживания, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком. Это может распространяться даже на родных братьев и сестер: дети могут не иметь родственной привязанности к собственным братьям и сестрам. Полноценные, эмоционально насыщенные контакты могут не складываться (им нечем заняться друг с другом, они не проявляют ни доброжелательности друг к другу, ни заботы, ни заинтересованности). В такой ситуации требуется помогающий взрослый, который научит полноценно общаться.

2.3 Проблемы половой идентификации

Свою половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает рано: на протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.

Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия.

В семье дети в первую очередь идентифицируются со своими родителями, близкими родственниками. Дети же, воспитывающиеся в госучреждении, идентифицируются, прежде всего, со сверстниками – мальчиками и девочками из группы. Нет возможности познакомиться с полоролевыми нормативными ориентациями, стереотипами поведения. Кроме того, недостаток мужчин в системе образования не позволяет мальчикам иметь достаточное количество образцов для подражания.

Ярче всего проблемы становления половой идентичности проявляются в период полового созревания. Основные трудности этого периода связаны с сексуальным поведением подростков, перед чем меркнут такие сложности, как неуспеваемость, недисциплинированность и т. п. Воспитанники рано начинают половую жизнь,  забота о своем внешнем виде у многих, особенно у девушек, выливается в чрезмерное подчеркивание своей сексуальности. Отметим, что стремление подчеркнуть свою сексуальную привлекательность – совершенно нормально для подростков обоих полов, хотя зачастую пугает взрослых, которые, по-видимому, забывают, что в свое время они делали то же самое, только другими средствами. Пугают часто именно новые формы – обнаженный пупок с пирсингом, кольцо в носу, разноцветные волосы и т. п.

Проблемы воспитанников школ-интернатов сводятся к тому, что такое подчеркивание, нормальное для возраста, происходит часто неадекватными способами, неумело, нарочито, безвкусно, что усугубляется отсутствием модной одежды, косметики, возможности пользоваться услугами хорошего парикмахера и т. п.

2.4 Патологические привычки

Многие дети страдают патологическими привычками: сосание пальца или угла одеяла, грызение ногтей, ритмическое раскачивание головой и туловищем, навязчивое мастурбирование. В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Проявляются эти привычки на фоне нервно-психического напряжения и служат способом его разрешить. Причины напряжения: недостаточное количество ласки, внимания, долгое пребывание без взрослого, отсутствие чувства стабильности и защищенности.

Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим его действиям. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у ребенка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у детей отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные действия (понимание патологических привычек как отрицательных у ребенка появляется лишь к концу дошкольного возраста).

Отдельно хотелось бы остановиться на такой патологической привычке как мастурбирование. Занимаясь этим, дети раздражают свои половые органы, прикасаясь к ним различным образом, трутся ими о посторонние предметы. Нужно иметь в виду, что негативность этому поведению придается обществом. Дети ничего не знают о том, что это «плохое» поведение. Более того, для многих из них – это самостоятельно найденный способ снятия стресса. Чем сильнее напряжение, тем чаще такого рода поведение. У многих оно становится стереотипным, то есть дети даже не замечают, что делают это, и весьма удивляются реакцией окружающих. Считается, что подобное поведение в различной степени появляется у всех мальчиков в возрасте от 3 до 6 лет,  и у существенно меньшего числа девочек (не потому, что они нравственнее, а потому что их органы более скрыты и нужно еще догадаться, что у них может быть и иное применение). Однако оно фиксируется только у детей, которые надолго остаются без присмотра взрослых.

Кроме того, у детей это может быть связано и с тем, что они не умеют ухаживать за интимными местами.

2.5 Нравственное развитие детей

      Нравственное развитие детей, лишенных родителей, во многом зависит и является следствием нарушений интеллектуального и эмоционально-волевого развития личности.

Нравственное развитие является одной из основных проблем полноценного личностного роста воспитанников. Если воспитанники младшего возраста совершают те или иные «плохие» поступки чаще всего по недомыслию, импульсивному желанию получить желаемое, слабо понимая чувства и желания окружающих, или из-за желания отомстить обидчику, то проблемы нравственного развития воспитанников старшего возраста имеют более серьезный характер. Детдомовцы легко берут чужие вещи без спроса (на время и навсегда), воруют в магазинах и на рынках, любят разрушительные действия (разбить стекло, разломать новую ограду), охотно обижают слабых и, в целом, недостаточно понимают или не принимают моральные нормы, правила и ограничения. Большинство воспитанников-подростков имеют низкую моральную устойчивость. Выражается это в достаточно осознанном терпимом отношении к лицам, совершающим аморальные поступки.

При всем этом они могут быть вполне добрыми и на свой лад честными ребятами – просто у них очень искаженное и крайне ослабленное представление о морали. Если их поймать на месте преступления, они отпираются только если им грозит наказание, но чаще сразу признаются, и становится очевидным, что у них нет понимания, что они делают плохо.
Зачастую подростки из детского дома имеют тягу к преступным деяниям, в первую очередь, конечно, мальчики. Подросткам очень важно чувствовать себя перешедшими на другую ступень иерархии, а это часто достигается членством в какой-нибудь группировке.

2.6 Бедность эмоциональной сферы

Человек рождается с умением проявлять некоторые эмоции. Однако врожденными являются не все эмоции, а только негативные, т. е. те, от которых зависит выживание организма: страх, гнев, плач, отвращение и т. п. Положительные эмоции воспитываются во взаимодействии со взрослыми. Именно взрослый говорит о том, что он чувствует, обращает внимание на то, как чувствуют себя члены семьи. Комментируя эмоциональную сторону ситуации, взрослый помогает ребенку связывать определенное состояние с конкретным словом. У ребенка, у которого нет совместного со взрослыми переживания, нет и такого разделения эмоций.

У большинства детей из детских домов есть эмоциональные проблемы (бедная гамма эмоций, эмоции в основном относятся к негативной сфере,  ребенок не умеет управлять своими эмоциями, плохо понимают эмоциональное состояние другого человека). Дефицит адекватного общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям. Это распространяется и на сиблингов (термин, обозначающий потомков одних родителей, родных братьев и сестер, но не близнецов). Дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам. Именно из-за дефицита общения в детстве некоторые взрослые (бывшие детдомовские дети), создав свои семьи, не могут дать своим детям нужное количество любви и тепла.

При всем этом, категоричные утверждения, что дети из детских домов лишены чувства любви, эмоционально холодны, равнодушны и т. д. –  это неправда. Детдомовская субкультура предполагает большую сдержанность, умение владеть собой, умение постоять за себя – от этого дети кажутся холодными и расчетливыми. На самом деле они, как и все люди, эмоциональны и привязчивы, но правила выживания в детском доме, которые они усваивают, требуют высокого самоконтроля, с которым ребенок привыкает жить.

2.7 Волевая сфера. Выученная беспомощность

Что касается волевой сферы, то тут следует сказать о таком явлении как «выученная беспомощность» (это доказывает эксперимент с крысами, проведенный учеными в 1975): обучение тому, что твои действия не ведут к изменению ситуацию.

В ходе эксперимента крыс, помещенных в клетку, обучали условному рефлексу: после гудка на пол клетки подавался электрический ток. Крысы легко обучались, и через некоторое время каждая из них пыталась избежать удара током. Одни из них подпрыгивали на время действия тока, другие держались за боковую решетку и т. д. Затем эксперимент изменили. Когда крыса, услышав звук, подпрыгивала, ток на решетку не подавали, но, когда она падала на пол после прыжка, тогда ток и пробегал по дну клетки. Экспериментаторы делали все, чтобы никакое действие животного не приводило к избеганию удара током. Такие условия были названы неизбегаемым негативным подкреплением. Оказалось, что через некоторое время (разное для разных животных) каждое из них переставало предпринимать усилия, чтобы избежать боль. Кроме того, после прекращения такого эксперимента и перемещения животных в иные условия, их измененное поведение сохранялось: они были пассивными, не обучались в новых ситуациях, утрачивали любопытство, свойственное животным. Таким образом, у них формировалась выученная беспомощность: они обучились тому, что их действия не ведут к изменению ситуации.

Дети в учреждениях поневоле «обучаются» этой выученной беспомощности, потому что их действия никак не изменяют поведения окружающих. Если в семье плач ребенка или его протест меняет поведение родственников, то в учреждении все по-другому. Именно поэтому у таких детей зачастую наблюдается инфантильное поведение, отсутствие инициативы и самостоятельности, неумение планировать свою деятельность, организовывать себя, низкая самооценка. У них преобладает зависимое, реактивное поведение. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода «защитных реакций». Так, вместо творческого мышления у них возникает шаблонное, вместо произвольного поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справляться с трудной ситуацией – излишне бурное эмоциональное реагирование и обида.

Дополнительным отягощающим фактором является то, что в современных детских домах дети не знают тех забот, которые типичны для детей в обыкновенных семьях: мытье посуды, уборка квартиры, покупка продуктов. Многие дети из учреждений не знают, откуда берется хлеб и куда деваются грязные вещи, которые они отдают в конце недели. У ребенка формируется иждивенческая позиция («мне все обязаны»), отсюда возникает  агрессивная реакция при невыполнении желаний. Даже 14–15-летние подростки имеют крайне усеченные представления о том, что требуется для нормального ведения домашнего хозяйства. А что это, как не еще одна разновидность «выученной беспомощности»?

2.8 Игра

Игра для ребенка – самое большое удовольствие и вместе с тем не только развлечение и отдых, но и очень полезное дело. Ребенок через игру познает мир, человеческие отношения, в игре формируются его фантазия, воображение, творческие способности, воля. Поэтому психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника, т. е. такой деятельностью, в которой приобретаются важнейшие для этого возраста свойства и качества личности.

Для того, чтобы игра выполняла роль ведущей деятельности, необходимо, чтобы она проходила не под диктовку взрослого, а спонтанно, чтобы она доставляла ребенку непосредственное удовольствие. Такая свободная, спонтанная игра выполняет важную функцию – она вносит стабильность в эмоциональную жизнь ребенка, позволяя бороться со стрессами, отреагировать тяжелые переживания, которые он не может ни понять, ни выразить словами.

Игра – не просто забава. Каждый этап становления детской игры  соответствует определенной фазе в его познавательном и социальном развитии. В ходе игры ребенок примеряет на себя те или иные социальные роли. Проигрывание ролей помогает ребенку расширить его представления о мире вокруг него. И, что немаловажно, формирует у него необходимые для жизни в обществе умения. Участвуя в игре, дети, начиная уже с шести лет, группируются по признакам пола.

Мальчики играют в «мужские» игры, а девочки в «женские». Мальчики любят игры, в которых они могут показать свою ловкость, смелость, силу. Девочки, как правило, играют в больницу, школу, семью. Игра определяет характер половой идентификации.

Именно в игре ребенок впервые знакомится с ролями женщины, мужчины, матери, отца. Игра является некой проекцией будущей жизни ребенка. От того, насколько верно будут поставлены акценты в таких играх, во многом зависит и то, какими мужчинами и женщинами вырастут дети. Как они будут строить семью, научатся ли правильно устанавливать взаимоотношения, необходимые для гармоничной жизни.

В последние годы не только в обычных детских садах, но и в детских домах появились специально оборудованные «уголки» для ролевых игр: парикмахерская с зеркалом, феном, расческами; «поликлиника» с белым халатом, набором врача, игрушечным градусником; «магазин» с прилавками, весами, «продуктами», кассой и многие другие. В обычных детских садах дети (если им только разрешат) охотно играют в достаточно сложные сюжетно-ролевые игры с использованием имеющихся в «уголках» предметов. По наблюдениям психологов, работающих в детских учреждениях закрытого типа, воспитанники не могут и, главное, не хотят самостоятельно играть в подобные игры.

Эти и другие наблюдения свидетельствуют, что 78-летние воспитанники детского дома не умеют играть ни в ролевые игры типа «Дочки-матери», «Больница», ни в игры с правилами наподобие «Третий лишний», «Горячо-холодно», ни в игры-драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач,  ни в какие игры из тех, что доставляют столько радости их сверстникам. По существу, им доступны только простейшие игры-манипуляции, характерные для детей 23 лет.

Можно полагать, что почти полное отсутствие игры связано не только и даже не столько с ограниченностью и бедностью социального опыта детей, игровых навыков и умений, сколько с отсутствием свободного поведения «для себя», поведения, доставляющего удовольствие, бескорыстного, не претендующего ни на какую внешнюю оценку.

Почему такой игры, пусть в самых простых, примитивных формах практически нет у детей, растущих в детских домах? Это не простой вопрос. Создается впечатление, что они как бы боятся такой свободной игры. Вероятно, причина этого кроется в отсутствии базового доверия к миру, обусловленного неблагоприятным ранним опытом.

Развитие игровой деятельности у детей из детского дома обычно понимается как обучение игровым навыкам, как передача некоторого опыта. В то же время не создается никаких условий, чтобы обеспечить игру как свободную, спонтанную деятельность, для чего необходимо как минимум, следующее:

  • наличие свободного, нерегламентированного времени;
  • отсутствие оценки поведения ребенка в этот момент;
  • возможность побыть одному, поиграть одному или самостоятельно выбрать себе партнера для общения;
  • возможность самому ограничить пространство для игры. Для этого необходимы такие предметы, как подушки, покрывала, легкие щиты, большие куски материи, из которых можно было бы смастерить что-то вроде маленького домика, маленького мира, в котором ребенок способен все устроить по собственным законам.

Перечисленные условия достаточно просты, но почти никогда не создаются.

Неумение воспитанников интерната играть – первый яркий показатель их неготовности к школьному обучению. Но дело не только в этом. В конце концов, не так вроде бы страшно, что первоклассник не умеете играть (кстати, учителей это и не волнует). Отсутствие игры тревожит не само по себе, а потому что говорит нам об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.

ГЛАВА 3

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВНЕСЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

3.1 О нарушении личных границ

В психологическом смысле границы – это понимание собственного «Я» как отдельного от других. Это понимание своей отдельности формирует основу нашей личности. Границы говорят нам, где мы, а где не мы, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что нет, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим. Одним словом, границы определяют нас и защищают нашу психологическую сущность от внешней среды. Каждый человек имеет право на собственные мысли, чувства, понимание и удовлетворение собственных потребностей, личное пространство. 

Границы не передаются по наследству, их надо формировать. Процесс формирования границ проходит всю жизнь, однако именно в детстве, когда формируется характер ребенка, закладывается их фундамент. 

К сожалению, часто бывает так, что особенности родительского воспитания не оставляют ребенку права на то, чтобы ощущать себя отдельной личностью и соответственно исследовать и устанавливать свои границы. Ему говорят, какие чувства он должен, а какие не должен испытывать, особенно при проявлениях злости, гнева, тоски, одиночества. Ему устанавливают запреты на мысли и взгляды, если они отличаются от таковых его окружения. Многие родители хотят вырастить своих детей по определенному, ими установленному плану, совершенно не учитывая склонностей и желаний самого ребенка. Часто это делается из большой «любви» и желания уберечь от опасностей, но, поступая таким образом с человеком, у него отнимают его право на собственную жизнь. Ребенка лишают возможности понять, где «я», а где не «я».

В результате – один из двух крайних вариантов в структуре личности. В первом случае – человек, не осознающий своих собственных потребностей и желаний, не верящий в себя, и живущий по указке других людей. Во втором – человек, не распознающий и не уважающий границ других людей, подчиняющий своей воле и желаниям. Не осознавая этого, он стремится жить чужой жизнью, страдая от ощущения ничтожности своей собственной.

В любом случае, люди с нарушенными личными границами испытывают постоянный и мощный стресс, суть которого заключается в том, что они не могут контролировать свою собственную жизнь и удовлетворить собственные потребности, поскольку просто не понимают и не чувствуют их. Люди с нарушенными личными границами затрачивают массу энергии, пытаясь добиться успеха. При нарушенных личных границах трудно сказать «нет», когда на человека оказывается давление, им манипулируют, или что-то требуют от него. Некоторым  кажется, что если они откажут кому-то в чем-то, то таким образом поставят дальнейшие взаимоотношения под угрозу разрыва. Такие люди пассивно подчиняются, при этом внутри испытывая негодование и обиду. Основной эмоциональный фон такого человека негативный, он страдает, разочаровывается, негодует, обижается, испытывает вину, часто осознавая это, и ничего самостоятельно исправить не может. 
          Тотальное нарушение личных границ в детских учреждениях – огромная проблема. Там не закрывается ни один туалет, не закрывается ни один душ. Там нормально, когда нижнее белье лежит в общей коробке на всю группу. Нормально, когда девочке нужны средства гигиены, и она должна идти к медсестре на другой этаж об этом просить. Менять белье, совершать гигиенические процедуры даже подросткам приходится в присутствии других. Это стресс. Но жить, постоянно ощущая его, невозможно. И ребенок начинает «отключать» чувства. Дети постепенно учатся не испытывать стыда, стеснения.

Постоянное нарушение границ, когда ребенка могут повести на какой-то осмотр совершенно чужие люди, незнакомая медсестра, может в любой момент раздеть, осмотреть.

Естественно, в какой-то момент ребенок может оказаться очень легкой добычей для любого негодяя, потому что ребенок не знает, как можно сказать «нет» (тем более что незнакомый дядя, возможно, будет обращаться с ним более ласково и бережно, чем медсестра).

Наряду с затруднениями в понимании собственного личного пространства, у ребенка нет понимания и о личном пространстве других людей. Домашний ребенок рано узнает, что у всех членов семьи есть свое личное время и свое личное пространство. В детском доме, где силен дух коллективизма, ничего этого быть не может.

3.2 «Режимная жизнь» и отсутствие возможности побыть наедине с самим собой

Особая проблема – отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно –  в одиночестве и обособлении от других. Каждому нужно это особое состояние одиночества, уединения, когда происходит внутренняя работа, когда формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения формирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в определенном жизненном пространстве, особенно в изоляции, приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы. Но это совсем не та изоляция, которая нужна для индивидуальной жизни души.

  Дети в детском учреждении находятся в постоянной стрессовой ситуации. Вот если нас, взрослых, отправить в санаторий советского типа (где в палате – 6 человек, в 7 часов утра – обязательный подъем, в 7.30 – зарядка, в 8 часов – обязательный завтрак), и сказать, что это не на 21 день, а навсегда – мы будем огорчены. Из любых, даже самых хороших,  условий мы хотим попасть домой, где едим, когда хотим, отдыхаем, как хотим. Нетрудно представить, сколько продержался бы любой здоровый взрослый без срывов и истерик, если б вынужден был постоянно находиться в группе людей, жить по жестким правилам, без права на личное пространство, на возможность распоряжаться собой, без поддержки родных и близких.  Мы можем видеть это в разнообразных реалити-шоу, в которых участники, помещенные в подобные условия, начинают срываться и впадать в агрессию уже через несколько дней. Причем это взрослые, абсолютно здоровые люди, которые сами на это пошли, и которые знают, что как бы тяжело ни было, это только временно, а где-то у них есть нормальная жизнь, семья, своя комната, свобода.

  А дети в таких стрессово-режимных условиях находятся всегда. Вся жизнь подчинена режиму – дети все время в строю, как маленькие солдаты. Ребенок не может подстроить свой день под свое самочувствие, настроение. У него невеселые мысли, нет настроения, но ему все равно следует пойти на общее развлекательное мероприятие. Он не может прилечь днем, потому что в спальню чаще всего не пускают. Он не может «пожевать» что-то между приемами пищи, как это делают дети дома, потому что во многих учреждениях еду из столовой выносить нельзя. Ребенок не может распоряжаться собой в этом жестком распорядке.

 Это абсолютно неадекватно его потребностям. Самая большая проблема группового ухода – в отсутствии подстройки под конкретного ребенка. Дома,  даже в небогатой семье, есть выбор: хочешь воды или компот, не нравятся шерстяные варежки, давай найдем другие. Каждый раз маленький ежедневный выбор и подстройка под человека формируют его.

 Жизнь на виду у всех имеет несколько следствий:
1) Дети крайне ревностно относятся к «своему». Среди мифов о детях из детского дома есть миф об их чрезвычайной жадности. Он не отражает реалий, т. к. дети не столько жадные, сколько крайне дорожащие «своим». Всегда есть риск, что «твое» у тебя могут отнять, украсть, сломать из вредности, и наказать обидчика можно ответным действием. Физически слабые или просто мирные, неконфликтные дети, не желая ни с кем ссориться из-за игрушек или одежды, стараются прятать то, что им дорого, живут в страхе того, что это исчезнет. Иногда это становится личностным свойством и остается на всю жизнь, а иногда с годами утихает.

2) У детдомовцев вырабатывается странное восприятие собственного тела и телесного взаимодействия. Они гораздо больше готовы к драке, чем к ласке, и поглаживание по голове, по плечу даже от близкого человека могут воспринимать как вторжение в их личное пространство. Их телу комфортно, когда его никто не трогает. Справедливости ради необходимо отметить, что и в кровных семьях бывают дети с такими же особенностями.

3) Сплетни и обсуждения – важная часть жизни детдома. Каждый из детей знает, что о нем говорят. Секреты быстро перестают быть таковыми. Детдомовская субкультура как бы предполагает отсутствие секретов, секрет – это слабость, слабость – основание быть побитым, осмеянным. Поэтому дети, адаптируясь к этой субкультуре и одновременно поддерживая ее, делают «ход конем» – они тщательно оберегают свои секреты (обычно это мечты или воспоминания) и вырабатывают безразличие к разоблачению не самых сокровенных, интимных секретов. Грубо говоря, ребенок заявляет: «Ну и что!», –  когда узнает, что всем известно о его брате-шизофренике, но тщательно хранит секрет о своем придуманном друге.

4) Дети очень не любят, когда им «лезут в душу», ждут от них откровенности. Тщательно оберегаемые секреты не должны быть выданы постороннему человеку, потому что тогда возникает опасность, риск. Поэтому есть еще один миф о детях из детского дома – они скрытные, не доверяют людям, и им нельзя доверять. Дети не столько тотально недоверчивы (часто, увы, бывает наоборот), сколько держатся за свои секреты как за то, что отличает их от других.

3.3 Изоляция от социума

 Когда говорят, что детей из детских домов нужно вводить в социум, речь чаще идет об одностороннем порядке: сделать так, чтобы дети ходили в обычную школу, в обычные кружки и так далее. Но не только детям нужно выходить, важно, чтоб и социум приходил к ним. Чтобы они могли пригласить в гости одноклассников, чтобы в кружки, которые есть в детском доме могли приходить «домашние» дети из соседних домов, чтобы жители этих домов приглашались на концерты, которые проходят в детском доме. 

Следствия изоляции – «два мира» –  мир семейных людей и мир детей без семьи. Дети из детского дома гораздо более самостоятельны и независимы, чем дети из мира семей. Правда, эта самостоятельность имеет особую природу. Там, где у родительского ребенка есть авторитет старших, –    у ребенка из учреждения есть прагматизм, граничащий с цинизмом. И вообще,  они не любят контроль – в отличие от родительских детей, которые осознают более или менее выраженный контроль со стороны родителей как норму.

Изолированность детдомовцев имеет и еще одно следствие. Их коммуникация с миром семей, которая начнется, когда они достигнут совершеннолетия и начнут получать профессии и в целом социализироваться, всегда оказывается несколько странной. Большинство детдомовцев стесняются того, что они детдомовцы, и часто пытаются это скрыть. Они многого не знают о жизни семей, поэтому коммуницировать с миром семей им трудно. Однако следует отметить, что своего рода идея-фикс семьи, которая есть почти у каждого ребенка из детского дома, оказывается продуктивной в том плане, что они очень тянутся к миру семьи и очень стремятся его реализовать в своей жизни. Одиночество, неутоленная потребность в любви и ласке заставляют их рано вступать в брак и рожать детей – так хочется, чтобы у них наконец была семья, близкие люди. Выпускники детских домов искренне верят, что у них в семье все будет хорошо, они-то своих детей не бросят. Но опыта и умения строить семейную жизнь и налаживать быт у них нет, как ухаживать за ребенком – непонятно, бубушек и тетушек нет, и в итоге многие такие семьи быстро разваливаются. Результат – их дети также попадают в детдом.

Изоляция, в которой растут дети, по выходе из детдома сменяется либо активнейшим слиянием с миром семейных людей (девочки и мальчики рано создают собственные семьи и рожают детей), и вытеснением своего детдомовского прошлого (человек не просто скрывает его от других, но и сам старается забыть о нем), либо, к сожалению, дезадаптацией и слиянием с миром криминала. Чувство вины, неуверенность в себе вызывают отчаяние, которое мешает им пробиваться в жизни, достигать своих целей.

3.4 Адаптация к взрослой жизни

Как в условиях детского дома можно адаптироваться к нормальной жизни? Никак. Представьте себе, что вы растите ребенка в пустыне Сахара и хотите научить его плавать…

В семье ребенок всему учится постепенно – мы постепенно передаем ему все больше и больше прав по принятию решений. В пять лет ему можно гулять только с нами, в десять – можно уже самому, а в пятнадцать он один ездит по городу.  Сначала ему предлагают на выбор молоко или чай, потом спрашивают, какую выбрать футболку. Потом родители дают ему денег, и он может пойти и купить понравившуюся одежду.

Ребенок в детском доме с этой точки зрения одинаков и в 3 года, и в 16 лет: система отвечает за него. В детском доме правила для всех одни. И единый для всех распорядок дня с отбоем в девять часов. Дети живут полностью регламентированной жизнью.

Никакого опыта принятия решений у них нет, все по команде: делать уроки, кушать, гулять. И еще –  полные гарантии. С одной стороны, у тебя все регламентировано, с другой –  за тебя все делают. Ответственность не наступает вообще. У ребенка есть фантазия, что он – бедный сирота и мир устроен так, что все ему должны. И из этого мира всегда будут сыпаться блага.

Психологи удивляются представлениям о жизни детей из детских домов. Дети говорят: я буду жить в большом доме, и у меня будут слуги. А они так и живут – в большом доме, где у них слуги: за ними ухаживает много людей, а сами они не заботятся о других, не знают, откуда берутся средства к существованию. Дети не знакомы с таким понятиями, как «не хватает до зарплаты», «отложить на отпуск», «взять кредит», «заплатить за квартиру».

У выпускников детского дома невелики шансы получить хорошее образование и профессию – ребенок, которому не для кого стараться, некого радовать своими успехами, учиться обычно не хочет. Да и способность к обучению часто оказывается снижена из-за пережитого, о чем мы говорили выше. Едва ли не главная причина неудач детей из детского дома – низкая самооценка, которая обессиливает, заставляет опускать руки и идти по пути наименьшего сопротивления. Любое препятствие воспринимается ими как непреодолимая преграда, вызывает раздражение и отчаяние, а не желание мобилизоваться, собраться, постараться, добиться своего.

Дети не могут отвечать сами ни за кого, у них самих ноль процентов свободы и сто процентов гарантии. Потом они вырастают, и в один день все меняется. Им выдают на руки сберкнижку, на которой за годы проживания в учреждении накопилась немалая сумма денег. Никакого опыта саморегуляции у них нет. Многие дети в детских домах до 15–16 лет не держали в руках денег и потому не умеют ими распоряжаться. Они не понимают, как грамотно расходовать бюджет, с ними никто это не обсуждал. Может случиться так, что за неделю все эти деньги будут бездумно потрачены. И, как подсказывают им все предыдущие восемнадцать лет жизни, ждут «продолжения банкета», а оно не наступает. И выясняется, что с завтрашнего дня правила меняются, нужно работать по восемь часов на неинтересной и малооплачиваемой  работе.

Странно ожидать, что в 18 лет вдруг, словно по мановению волшебной палочки, выпускник детского дома узнает, что значит отвечать за себя и за других, как распоряжаться собой, как делать выбор. Освоение новых жизненных правил – это дополнительный стресс. Однако дети из детдома достаточно быстро, значительно быстрее родительских детей, адаптируются к новым условиям. Они гораздо легче переносят адаптацию к студенческой и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             профессиональной жизни. После выхода из детского дома, если ребенок не криминализуется, с легкостью отличить бывшего детдомовца от родительского ребенка практически не получится. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я очень хочу, чтобы дети из приютов нашли себе новых,

 уютных родителей. 
М. Дымов «Дети пишут Богу»

Любой специалист Центра развития семейных форм воспитания скажет – ребенок должен жить в семье. Ведь только там он может в общении с родителями и родственниками обрести такое умение жить в обществе и быть счастливым, какое в детском доме не всегда удается сформировать даже путем усиленных занятий. С родителями все надежно, спокойно и легко, без родителей – тревожно, сложно и непонятно. Поэтому наша главная задача – помочь ребенку найти свою семью.

Для нас важно не количество детей, устроенных в семьи. Главное – чтобы у них сложились отношения со своими приемными родителями, чтобы они были счастливы, чтобы впоследствии их снова не бросили, не предали и не вернули в детский дом.

Казалось бы, трудностей быть не должно: есть ребенок с огромным желанием обрести семью, и есть взрослые люди с таким же желанием подарить свою любовь и заботу этому ребенку. Однако ребенок, лишенный родителей, развивается иначе, чем долгожданный и обласканный родителями; он имеет свои особенности. Воспитывать ребенка, «раненого» судьбой, надо уметь, многое о нем надо знать и понимать. Не зная, не понимая внутреннего мира этих детей, скрытых «пружин» их поведения, очень легко принять их поведение за «ненормальное». Потому что для человека непосвященного оно именно так и выглядит. Человек непосвященный не понимает, что в детском доме нет возможности научиться быть ребенком, по-настоящему освоить эту роль. Это возможно только в семье, где мама помнит, что ребенок не любит пряники, а любит печенье, или что ему не нравится красный цвет, а от шерсти у него все тело чешется – помнит все те мелочи, которые являются важной составляющей семейной заботы.

 При ближайшем рассмотрении все случаи «неадекватного» поведения детей, оставшихся без попечения родителей, и нашедших, наконец, приемную семью, есть просто случаи, когда замещающие родители не смогли справиться с этим поведением. И разумно было бы повышать способность взрослых справляться с трудностями, а не «исправлять» детей. Грамотный замещающий родитель, своевременно обученный и сопровождаемый впоследствии специалистами-психологами, понимает: это не ребенок ненормальный – это жизнь у  него сложилась ненормально. И все расстройства здоровья и поведения – закономерная реакция на ненормальные обстоятельства. Отсюда вывод: наладится жизнь, и все остальное у ребенка наладится. Как только ребенок увидит, что его любят, поверит, что за него «болеют», он обязательно постарается наверстать упущенное.  И опыт семейного устройства это подтверждает: через год-два жизни в любящей, заботливой семье ребенок буквально «расцветает», быстро растет и развивается, у него могут пройти даже хронические болезни.
        С 2002 года Центр развития семейных форм воспитания готовит будущих приемных родителей – реализует Программу подготовки. Цель программы подготовки кандидатов в замещающие родители – повышение уровня психолого-педагогической, правовой, медицинской компетентности граждан, намеренных стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями.

Специалисты Центра обучают кандидатов в замещающие родители правильному поведению с ребенком, страдающим от эмоциональной депривациии, перенесшим потерю родной семьи, бывшему жертвой жесоткого обращения. Одна из главных задач нашей работы – помочь человеку, решившему стать приемным родителем, оценить свои внутренние ресурсы.

Одно из достоинств программы – атмосфера доверия. Наши занятия проходят в небольшой группе, и у каждого есть возможность высказаться, задать вопросы и получить на них ответы.

Каждый кандидат, прошедший обучение, получает комплект методической литературы по вопросам развития и воспитания детей. В настоящее время Центром выпущено более 70-ти методических пособий.

Не оставляем мы без сопровождения и состоявшихся приемных родителей – двери Центра всегда открыты. Здесь всегда можно получить консультацию или стать участниками традиционных мероприятий – таких как спартакиада «Семейные старты», «Слет приемных семей», «Родительская гостиная», творческие конкурсы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. – М.: Смысл, 2003. – 152 с.
  2. Вы решили усыновить ребенка / под ред. Г. С. Красницкой.– Москва, 2001.– 157 с.
  3. Довбня С., Морозова Т. Детский дом – это болезнь. Новая газета от 28.01.2013 г.
  4. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, 1984. – 406 с.
  5. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педагогических университетов и институтов / Ред.-сост. В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  6. Млодик И. Ю. Из доклада на конференции «Психологическая помощь и психотерапия детям – формы и возможности» Вентспилс, Латвия, 67 июля 2006 года
  7. Мухина  В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии, №1, 1989.– с. 32–39.
  8. Николаева Е. И., Япарова О. Г. Навстречу ребенку. Пособие для принимающих родителей. – М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010. – 88 с.
  9. Петрановская Л. В. [Электронный ресурс] – Режим доступа: ludmilapsyholog.livejournal.com
  10. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства – Издательство «Питер», 2005.– 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и де...

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Данная статья раскрывает работу социального педагога ГБОУ НПО ПЛТиД по адаптации детей и детей, оставшихся без попечения родитителей, выпускников сиротских учреждений старше 15 лет г. Санкт-Петербурга...

Консультация "Проблемы в адаптации к самостоятельной жизни выпускников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

В статье расмотренны проблемы социализации детей - сирот, с которыми они могут сталкнуться после околнчания образовательного учреждения....

Презентация "Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"

Специфика адаптации детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"Все дети, живущие в доме ребенка, вынуждены адаптироваться к большому числу сверст...

Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.

работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...

Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Работая с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, я бессознательно, а потом  и осознанно, искала особенности, чем различны, и чем схожи, дети, живущие в семье, и дети вне сем...

Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и д...