Игры и упражнения с пальцами рук – веселое, увлекательное и полезное занятие
консультация (младшая группа) на тему
Большое значение в развитии моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для рук – пальчиковая гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolshoe_znachenie_v_razvitii_motoriki_imeyut_igry_s_palchikami.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Большое значение в развитии моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для рук – пальчиковая гимнастика.
Раньше существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождавших детство наших прабабушек и прадедушек, игр, теперь уже забытых или полузабытых.
Польза развития моторики у детей в настоящее время общеизвестна. Тренировка тонкой пальцевой моторики является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие психических процессов, развитие произвольного внимания, развитие речи.
Уровень развития мелкой моторики – показатель готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое произвольное внимание, хорошая память и связная речь. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.
Пальчиковые игры – комплекс упражнений, направленных на развитие и формирование высших психических и познавательных процессов (произвольное внимание, мышление, воображение и др.)
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. В этих играх ребенку интересен именно процесс, наполненный речевым и двигательным содержанием. За их простотой скрывается огромная педагогическая и воспитательная ценность.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, они непродолжительны по времени.
Пальчиковые игры относятся к играм с правилами, где определены содержание, игровые правила, предполагаемый результат.
Условно выделяют следующие виды пальчиковых игр:
- Пальчиковые игры, сопровождающие проговариванием;
- Пальчиковые игры с предметами и игрушками;
- Теневой театр, простой пальчиковый театр.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
- Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнения дети разогревают ладони легкими поглаживающими до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.
- При повторных провидениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (показывать движения и произносить текс). Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа.
Методика руководства этими играми имеет некоторые общие особенности.
Выделяют три этапа в руководстве игрой.
- Этап удивления. Важно заинтересовать детей игрой, вызвать желание играть. Можно использовать игровые ситуации, сюрпризные моменты. Неповторимый колорит играм придают считалки, потешки.
- Этап изучения. Игра должна стать для ребенка формой воспитания. Поэтому на втором этапе руководства игрой важно научить детей правилам и содержанию игры. Правила игры педагог сообщает перед самой игрой. Если игра знакомая, то необходимо вспомнить правила и содержание. При педагогическом руководстве игрой недопустима жесткая регламентация, лишающая детей возможности проявлять инициативу и самостоятельность.
- Самостоятельная творческая игра. Очень важно обеспечить активное участие каждого ребенка в игре, дать возможность учиться играть самостоятельно. Эффективным методическим приемом является поощрение.
Педагог может взять на себя роль наблюдателя, тем самым оберегает детскую самостоятельность. Но в случае необходимости обращается к детям, направляя их на поиск новых вариантов игры. Основная цель подведения итога игры: научить ребенка оценивать себя в игре, вызвать желание еще поиграть в эту игру.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участи обеих рук), затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.
Таким образом: пальчиковая гимнастика являются прекрасной формой организации детей в любой момент педагогического процесса.
Регулярное использование обеспечивает хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму, оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга, развитие речи, произвольного внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бисероплетение- очень увлекательное и полезное занятие для дошкольника.
Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка....
Мастер-класс для воспитателей « Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей»
Цель мастер-класса: знакомство с пластилинографией, получение новых знаний воспитателями и освоение их в практической деятельности.Задачи мастер класса:• освоение воспитателями нетрад...
Семейный клуб для родителей по теме "Рисование - интересное, увлекательное и полезное занятие для детей"
Рекомендации для родителей....
Мастер-класс для воспитателей « Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей»
для воспитателей...
Мастер-класс для воспитателей « Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей»
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепно...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей и родителей»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей и родителей»...
Квест-игры для дошкольников - увлекательное и полезное занятие.
Короткая статья о пользе квест-игр в дошкольном возрасте...