Мелкая моторика рук- её развитие, как одна из составляющей части формирования речи...
статья ( группа) на тему
В настоящее время в ДОУ большое внимание уделяется вопросу здоровья ребёнка. Поэтому система здоровьесберегающей технологии определяет весь процесс воспитания и обучения дошкольника.
В данную статью я включила материал по игре с предметами, работа с клеткой, игровые дидактические пособия в системе работы по развитию ручной умелости дошкольников.
Нельзя не согласиться с высказыванием В.А. Сухомлинского ,что...«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_ruk-_eyo_razvitie_kak_neotyomlimaya_chast_razvitiya_rechi.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мочалова Татьяна Геннадьевна, ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 29
«Игры с предметами, работа с клеткой, игровые дидактические пособия в системе работы по развитию ручной умелости дошкольников».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время в ДОУ большое внимание уделяется вопросу здоровья ребёнка. Поэтому система здоровьесберегающей технологии определяет весь процесс воспитания и обучения дошкольника.
Наш детский сад работает над реализацией задачи сохранения и укрепления здоровья детей на основе использования современных оздоровительных технологий, воспитания валеологической культуры и формирования поведенческих навыков здорового образа жизни. Ведь именно здоровье – это ключ к любому дальнейшему развитию личности.
В своей работе большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук, что является неотъемлемой частью в системе здоровьесбережения.
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Начиная с раннего возраста необходимо развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются постепенно в течение всего дошкольного периода. Рука должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином «ручная умелость».
В ходе своей педагогической деятельности по развитию «ручной умелости» ставлю следующие цели:
- развитие мелкой моторики у дошкольников в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
- в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму;
- донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
Рук – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам – от простого к сложному: сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.
Рассмотрим некоторые приёмы работы:
Игры с предметами: Игры с крупой и семенами. Крупа универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.
- Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
- Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
- Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
- развивают мелкую моторику;
- развивают внимание;
- развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему предстоит обследовать. Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой "Волшебный мешочек". Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру, небольших тряпочных мешочков. Положите в каждый мешочек
какую - нибудь мелкую игрушку или предмет. И развесьте все это на крючки. Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка, так как действовать с прищепкой можно только путём напряжения (сокращения) и расслабления мышц руки. Игровые пособия я использую на различных занятиях и во время самостоятельной деятельности.
Цель таких упражнений – научить ребёнка самостоятельно прищеплять прищепки. На начальном этапе использую пособия без каких – либо изображений (например, различные виды пластиковой тары разных цветов). Затем, когда дети усвоят само действие с прищепкой, предлагаю пособия с различными изображениями. Когда внимание будет направлено на объект и на определение зоны прикрепления прищепки с ориентацией на цвет. Это пособия «Ёжик», «Тучка», «Весёлые гномики», «Кактус» и др.
Хочется отметить и графические диктанты или рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Но я ввела их в свою работу раньше, немного изменив задания. Малыши 3-х лет с удовольствием обводят рисунок фломастерами, заранее подготовленный на альбомном листе, затем салфеточкой стирают свою работу. И в следующий раз с удовольствием повторяют рисунок.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...
Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....
Развитие мелкой моторики пальцев рук; Развитие мелкой моторики в домашних условиях
Документ содержит две памятки для родителей...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Этапы развития мелкой моторики рук...