Экспериментирование с водой и песком
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Колисниченко Ирина Борисовна

Обучение детей второй младшей группы экспериментированию с водой и песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_eksperementirovanie_s_peskom_i_vodoy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование с водой и песком

МБДОУ № 68 «Ромашка»

          Воспитатель: Колисниченко И.Б.

Для проведения наблюдений, опытов, в группе № 8 « Смешарики» есть центр воды и песка с необходимым для этого инвентарем (песочные часы, водяные часы, лейки, ведерки, водяные мельницы, ситечки, лопатки, лупа).

В летние теплые дни эксперименты с песком и водой проводятся на свежем воздухе. С самого начала приучают детей играть с водой аккуратно, не расплескивая ее через край, не брызгая на окружающих. Малыш учится понимать: то, что нравится ему, не всегда хорошо для остальных.

Игры с водой обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации. Вода может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Очень любят дети игру с мыльными пузырями: пускание пузырей с помощью соломинки, воронки, взбивание пены венчиком. «Поймай пузырь на ладошку», «Чей пузырь больше», «Чей пузырь улетит выше, дальше»…. Развиваю познавательный интерес детей в процессе экспериментирования  с жидкостями: налив емкость с водой, дети переливают воду, слушают звук льющейся жидкости, наблюдают в воде за своим отражением. 

                              Центр « Песок и вода»

         Центр « Песок и вода» помогает воспитателю в решении об одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самостоятельной деятельности – экспериментированию с различными, подходящими для этого предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно прятать всякие мелкие игрушки, стоить постройки, а потом разрушать их и снова строить. Отмечается что игры с песком и водой самые устойчивые и целенаправленные, чем другие игры. Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности. Работа с детьми в Центре «Песок и вода», требует определенных условий; центр должен располагаться  так, чтобы легко было проводить уборку  и чтобы дети могли подходить к нему  со всех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками для песка, различными моющимися игрушками.

                                             Вариант комплектации.

Для игр с песком и водой нужны совки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца  и другие геометрические формы разных цветов, размеров), палочки, грабельки.

Эксперимент «Вода нужна всем».

На прогулке, также дети знакомятся с растительным миром, обращают внимание на то, что в воде нуждаются растения, они тоже пьют воду. Поливаем на прогулке траву, деревья, цветы, а также в группе ухаживают за комнатными растениями в уголке живой природы. Рассматривают капельки воды, оставшиеся на листьях, замечают, что струйки воды из лейки похожи на дождик. При этом поют песенку или читаю стишок про дождик.

Очень нравится детям наблюдать за плавающими рыбками в аквариуме. Наблюдая за рыбками, у детей формирую представление о воде: чистая, прозрачная, в ней плавают рыбки, они тоже нуждаются в воде и могут без нее погибнуть.

Дети, особенно мальчики, любят игру-эксперимент «Веселая рыбалка». Она помогает развивать координацию движений рук, ловкость, а также целеустремленность. В этом эксперименте можно предложить детям вылавливать рыб удочкой с магнитом или сачком.

В игре «Ловись рыбка» малыши учатся пользоваться удочкой для вылавливания игрушек из воды. Помещают рыбок в таз с водой, при этом приговаривают: посмотри, как рыбки в воде плавают.  Затем вместе ловят рыбок. Развивается речевая активность, ребенок приговаривает: ловись рыбка большая и маленькая.

В игре «Достань шарик» дети учатся  пользоваться черпаком. Бросаю в банку с водой шарик и говорю детям: ой шарик упал в воду, давайте достанем его из воды. Показываю, как можно его выловить с помощью черпака, также предлагаю малышу игру на знание цветов, величины предметов: «Вылови ситечком шарики сначала желтого цвета, потом красного, синего; вылови все маленькие шарики». Детям 3-4 лет тоже нравятся такие игры, но им предлагают более серьезные задания: «Угадай, почему в воде одни предметы тонут, другие плавают?» (В наборе имеются небольшие деревянные, пластмассовые, железные игрушки и предметы, бумажные кораблики, самолетики.) В этой игре уточняют представление детей о том, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают. Дети в ходе игры проверяют это.

Очень нравится детям игра с водяной мельницей, заводными, плавающими игрушками.

В работе используют загадки, стихи о воде, песке. Это способствует более быстрому усвоению материала и помогает углубить интерес детей при закреплении знаний о свойствах воды и песка во время экспериментирования.

              Игра «Тёплый» или «Холодный»

                                       

          Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые  (например: утята, рыбки,  кораблики,  дельфины и небольшие мячики – красные,  синие, желтые, белые).

Воспитатель наполняет одну  ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит детям: « Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой.

           Давайте их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду.  Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное – теплое.

                         Игра « Что как плавает?»

            Для игры – экспериментирование нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.

Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).

               

                                 Экспериментирование с песком.

                                         Игра « Найди шарик».

             

                                                 Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать  предметы одной формы, но разной величины.

                                      Игра « Печем печенье»

В центре « Песок – вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует исполнить действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры  ребенок понимает, что из сухого песка нельзя построить ничего, а влажного можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.

В работе использую загадки, стихи о воде, песке. Это способствует более быстрому усвоению материала и помогает углубить интерес детей при закреплении знаний о свойствах воды и песка во время экспериментирования.

                               

                               

                               

                   

                                                                                                     

 

                                                                                             

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по экспериментированию с водой и песком для детей и родителей

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер-класс по экспериментированию с водой и песком

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Перспективный план игр - экспериментирований с водой, песком и камня

Игры – экспериментирования с водой  «Волшебница вода», Игры – экспериментирования с песком  «Песочные сказки», Игры – экспериментирования ...

Мастер-класс по экспериментированию с водой и песком для детей и родителей

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

" Конспекты занятий по экспериментированию игр с водой и песком для раннего возраста"

Картотека конспектов занятий по экспериментированию игр с водой и песком для детей раннего возраста....

«Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с водой, песком и камнями»

В раннем возрасте происходит активное знакомство ребенка с окружающим миром. Все, что окружает малыша, - вещи, игрушки, растения, животные, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. ...

Перспективный план игр - экспериментирований с водой, песком и камнями

Перспективный  план  игр - экспериментирований  с водой, песком и камнями...