Опыт работы
проект

Юферова Ольга Владимировна

Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_rab.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад  № 1 «Петушок»

ОПЫТ РАБОТЫ

«Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Воспитатель: Юферова О.В.

                                               2015 год.

1.Педагогический опыт                                                                                

  1.1.Актуальность опыта работы                                                              

  1.2.  Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми      используемые в проведении и  описании педагогического опыта              

 1.3. Научность в представляемом педагогическом опыте              

 1.4.Результативность

1.5 Перспективы работы

1.6. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта                                                                                  

  2. Описание основных элементов представляемого педагогического

опыта                                                                                                            

Литература                                                                                                      


1. Педагогический опыт

1.1 Актуальность опыта работы

До недавнего  времени приоритетной целью воспитания и обучения детей являлось формирование у дошкольников устойчивой системы знаний, умений, навыков. Сейчас, в новых условиях, акцент смещен в сторону развития деятельностных способностей. Ребенок выступает в роли исследователя, открывающего основополагающие свойства и отношения, а воспитатель подводит детей к этому открытию, организуя и направляя их действия. И не случайно тема моей работы «Опытно-экспериментальной деятельность в работе со старшими дошкольниками»

Многие педагоги обращаясь к теме  детского экспериментирования, высказывались, о необходимости развития у дошкольников познавательных способностей. Но ближе и понятнее для меня высказывание  Ральфа Эмерсона «Самое лучшее открытие-то, которое ребенок делает сам».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно – экспериментальной деятельности в практику работы нашего детского сада. Цель моей работы стало, создание условий для формирования основ целостного  мировосприятия  детьми старшего дошкольного возраста посредством опытов и экспериментов.

 В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач, исходя из цели:

1. Повышение  интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности;

2. Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира;

3. Развитие системы последовательных действий, входящих в опытно-экспериментальную деятельность;

4. Развитие сотрудничества детей друг с другом;

5. Активизация  родителей к участию в опытно- экспериментальной деятельности.

1.2 Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно—воспитательных задач.

Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Но помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использовала так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов:

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения мы использовали следующие:

ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом. А также ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Из СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ использовали в своей работы следующие:

Рассказы воспитателя.

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями

Рассказы детей.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Беседы.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Также в работе с детьми мы использовали различные ФОРМЫ работы с детьми:

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.

При составлении опыта я руководствовалась рядом принципов. Есть среди них обще - дидактические принципы, это:

1.принцип научности

2.принцип наглядности

3.принцип доступности

 Более важными являются,  принципы, относящиеся непосредственно к организации экспериментальной работы. Это

 4. принцип оптимального соотношения развития и саморазвития

Важно чтобы в опытно-экспериментальной деятельности ребенок не только развивался вместе с другими, но и сам развивался, ставя перед собой индивидуальные цели, планируя способы их достижения добиваясь результата.

5. принцип противоречивости содержания знаний

Принцип противоречивости знаний. Это очень важный принцип. Если знания детям будут подаваться, как аксиома не требующих доказательств не будет и развития. Важно чтобы ребенок сомневался в содержании знаний, стремился к их проверке.

6. принцип развивающей интриги

принцип развивающей интриги. Важно чтоб ребенку было интересно, чтобы до конца не было понятно какой будет результат, только так ребенок пройдет весь путь поисковой деятельности от сомнений к собственным выводам.


1.3 Научность в представляемом педагогическом опыте

Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, дидактики.

Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики. Психологии. В моей работе я опирались на основные принципы и методы в педагогике. Мной была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как

1. Ращикулина Е.Н., Степанова Н.А. «Опытно-экспериментальная деятельность в развитии естественнонаучных понятий старших дошкольников и младших школьников» // Успехи современного естествознания. – 2004.  

2.Куликовская И.Э.,Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» : Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество   России,2005.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика – синтез, 2008.

4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах.
Выпуск 1, 2 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: Детство – пресс, 2013
         5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина Н. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010
          6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. - М.: Мозаика – синтез, 2014.
          7. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие.  - М.: Мозаика – синтез, 2012.

Структура занятий при проведении экспериментов всегда одинакова:

1. постановка проблемы;

2. выдвижение гипотиз;

3. проверка гипотиз;

4. анализ результата;

5. формулировка выводов.

Эксперименты бывают:

  • индивидуальные или групповые
  • однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:

  • констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление),
  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
  • обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей .

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно–образное мышление начинает заменяться словесно–логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух), нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.). В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

1.4 Результативность

В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие ,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

1.5 Перспективы работы:

1.Разработать перспективный план опытно-экспериментальной деятельности по младшему и среднему дошкольному возрасту.

2. Создать картотеку опытов и экспериментов для детей младшего  и среднего дошкольного возраста.

3.Подготовить совместные проекты детей и родителей по опытно-экспериментальной деятельности.

4. Продолжить работу над  подбором методов формирования системы последовательных действий в опытно- экспериментальной деятельности.

1.6 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

Опираясь на вышеописанное, я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.

И именно поэтому тема опытно- экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте была мною выбрана для изучения и внедрения опыта работы, проведение которого происходило поэтапно:

Организационный этап

  • Изучение психолого-педагогической литературы;
  • Анализ и  реконструкция предметно-развивающей среды;
  • Педагогическая диагностика воспитанников;
  • Анкетирование родителей по вопросам  опытно-экспериментальной деятельности;
  • Разработка методического инструментария по теме;
  • Основной этап
  • Организация работы с детьми по опытно-экспериментальной деятельности;
  • Взаимодействие с семьёй;
  • Заключительный этап
  • Педагогическая диагностика воспитанников;
  • Анкетирование родителей по теме;
  • Выводы и перспективы работы;

Организационный этап

  1. Изучила теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. (см. п. 1.3)

1.2. Обогатила предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей –оформила уголок « Юный исследователь», который включает оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов:

  • специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки),
  • природный материал (камешки, песок, семена и т.п),
  • утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)
  • прочие материалы - лупы, термометры…

Значительную часть такого оборудования я собрала из использованных упаковочных материалов, которые дети принесли из дома.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Разработала и провела диагностику детей , с целью в течении года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей.

1.3.Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности

Дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики. или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

На основе изученного теоритического материала и диагностики детей выделила цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты.

1.4. Наметила основные формы работы с детьми .

1.5 Разработала перспективный план на учебный год в старшей гр., по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов, а так же конспекты по НОД с элементами экспериментирования.

1.6.Подобрала практический материал, который включает:

1-й блок . Работа с детьми:

  1. конспекты НОД с элементами экспериментирования
  2. перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов
  3. диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности
  4. картотеку опытов и экспериментов

2-й блок. Работа с родителями :

2.1. консультации для родителей по данной теме

2.2. памятки

3-й блок работа с воспитателями:

3.1. консультации

  1. Основной этап

2.1        Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, где реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми
  • самостоятельная деятельность детей
  • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности мы учили детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее знания и представления.

Предлагаю подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.

Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.

А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Их интересует, например,

Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?

Я не торопилась с ответом, а способствовала тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумывала организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы высаживали рассаду и семена на грядке ДОУ , дополнили уголок природы комнатными растениями.

Привлекая детей в уголок природы, я решали задачи по расширению познавательного опыта, и его использованию в трудовой деятельности.

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:        

  • Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

- Например, после ознакомления со свойствами воды, чтения рассказ

«Умная галка» в уголке помещали такие алгоритмы (показ).

- Какую задачу мы решали?

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

- Какой вывод должны сделать дети?

Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность.

  • Проблемная ситуация;

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

  • «Чудесная коробка» с предметами
  • Совместное начинание

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми по опытно -экспериментальной деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

- Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, мы обеспечивали личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовывала 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводилась с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начиналась с определения текущих дидактических задач. Затем выбирала объект, с которым знакомились заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивала технику экспериментирования, если она мне не знакома.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т.е оформляем в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую , интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети

самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

  • Особенностями изучаемого явления,
  • Наличием свободного времени,
  • Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
  • Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени. 

Наблюдения и эксперименты классифицирую по разным принципам:

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать не малыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.

Помимо запланированных и случайных экспериментов, провожу эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!»

Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?»

Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.

Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить довольно следующую логическую цепочку:

«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой(1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).

  • Сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений)

Предлагаю вам провести небольшое сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки). педагогический дети уголок природа

Закончите начатые мною предложения:

У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…

Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…

Щучий хвост более теневынослив, чем…

А теперь подумайте и назовите сходства этих цветов:

- зеленые;

- цветут;

- требуют умеренного полива;

- размножаются делением куста или листовыми черенками.

А сейчас назовите различия:

- в размерах;

- в окраске листьев;

- в форме листьев;

- в форме и цвете цветов;

- в отношении к свету.

Другой пример,

  • обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).

Опять же, предлагаем вам сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед.

Мы предлагаем детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;

Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);

Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);

Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:

Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).

Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).

Снега и льда (не взаимодействуют).

Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).

2.2. Взаимодействие с семьей.

Данная работа предусматривала активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекали детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей я проводила консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой».

Большой популярностью и у детей и у родителей пользовались тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче»,

«Наши домашние питомцы» и др.

Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»

Папки-передвижки «Игры-эксперименты в домашних условиях»,  «Не бойтесь быть Плюшкиным»

-Анкеты для родителей по вопросам опытно-экспериментальной деятельности

3.  Заключительный этап

В конце года я провела повторное обследование детей. Опираясь на данные графика, я планирую выстраивать свою дальнейшую работу, чтобы перевести детей в зону ближайшего развития (работа со схемами, моделями). Вся деятельность детей измерима. Перед вами результат динамики развития любознательности в форме постановки вопросов на начало и конец года.

Диагностика показала динамику развития любознательности:

Количественные данные позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

И хочется закончить свой доклад китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!


Литература

  1. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
  2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
  7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  9. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
  10. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...