Авторская идея
проект (старшая группа) на тему
Введение
«Детство – это не подготовка к жизни. Это и есть сама жизнь»
В.П. Крапивин
Актуальность выбранной темы:
Все мы родом из детства. Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Ценность семьи для растущего человека трудно переоценить: это точка отсчета. Именно в семье ребенок получает первые уроки жизни, здесь складываются первые представления об окружающем мире, о добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. Родительская любовь – основа счастья ребенка.
Конечно, такие понятия как любовь, доверие, уважение, взаимопомощь, доброта и понимание являются основополагающими современных семейных ценностей. Но, к сожалению, они испытывают серьезное давление со стороны различных факторов, обусловленных проблемами общества. Так, по результатам социологических опросов семейные ценности для молодежи стоят далеко не на первом месте. Их обогнали: образование, карьера, отношения с друзьями. Для того чтобы сохранить семью как радость нашей жизни, необходимо в первую очередь на своем примере показать нашим детям, что она таковой и является на самом деле.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для того, чтобы семья и детский сад стали ближе друг к другу надо создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимодействия по всем вопросам воспитания и обучения.
Были выделены основные проблемы, возникающие в современном обществе:
- Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
- Недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
- Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
- Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
- Разобщенность между семьей и детским садом.
Таким образом, целью практической работы является:
- организация взаимодействия детского сада и семьи для формирования у детей осознанного отношения к семейным ценностям.
Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:
- Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семьи.
- Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.
- Вызвать интерес у детей и родителей к истории семьи, ее традициям.
- Формировать у детей понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, своим близким, старшему поколению.
Поставленные задачи реализовывались через разные формы работы с детьми и родителями.
Работа проводилась по двум направлениям:
- Проведение мероприятий за пределами ДОУ.
- Взаимодействие родителей и воспитанников в детском саду.
- Организация образовательной и воспитательной деятельности с детьми
В настоящее время имеется большое разнообразие форм и методов работы с дошкольниками. Мы остановились на современном методе обучения – проектной деятельности, которая помогает организовать совместную деятельность с детьми и родителями, сделать её познавательной, интересной, а самое главное значимой, полезной в сфере нравственного воспитания. Любовь, добро, дружба – эти простые слова в работе с детьми обретают новый смысл, они становятся волшебными. Дети через игру, обсуждение, практику постигают сложную науку жизни. Совместная деятельность стала откровенным диалогом детей и родителей с воспитателем, когда через поступки, экскурсии, совместные добрые дела, акции, проекты, исследуя мир человеческих взаимоотношений, развивается чувство сопереживания и милосердия, создается добро. Все проекты и акции в нашей группе планировались не только педагогом, но и по инициативе детей и родителей.
Экскурсии, целевые прогулки вокруг детского сада. Цель: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Формировать понятие «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. |
Мини-проект. Изготовление родителями и детьми листовок на тему: «Что означает мое имя?». Цель: закреплять представления детей о себе, как о члене коллектива. Развивать чувство общности с другими детьми и своей семьей. Продолжать знакомить детей со значением имени. Дети рассказывали друг другу о своей семье, о своем имени, почему родители выбрали именно это имя. Полученные знания позволяют детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки будут способствовать формированию у дошкольников доброты. Чуткости, доброжелательности. |
Проект «Герб моей семьи». Цель: способствование закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй. Родители совместно с детьми подготовили дома рисунок представление семейного герба, в холле детского сада организовали выставку семейного творчества. Презентация гербов сначала прошла в группе перед сверстниками, а потом на итоговом мероприятии с родителями. Это было очень интересно, познавательно. На встрече дети презентовали родителям герб группы и семейные гербы. Была выполнена главная цель проекта – по сплочению взросло‐детского коллектива и были созданы условия для формирования первоначальных исследовательских навыков у детей. |
Чтение художественной литературы. Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Предложили родителям ввести семейную традицию - чтение перед сном, чтобы поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге. |
Разучивание пословиц и поговорок. В группе совместно с детьми создали сборник пословиц и поговорок о семье «Кто с семьей дружит – тот живет, не тужит». |
Мини - музей «Бабушкины куклы» (см. приложение №1) Вовлечение воспитанников и их родителей в совместную деятельность по созданию мини-музеев значительно повышает качество воспитательного процесса. Мини-музей – специально спроектированная образовательная среда, в пространстве которой решаются задачи формирования у детей направленности на мир семьи; содержит предметы (экспонаты), несущие определенную историческую ценность для отдельно взятой семьи, отражающие жизнь конкретной семьи в совокупности индивидуальных проявлений в различных сферах деятельности. |
Фото – коллажи. Пользуются успехом у нас в группе такие формы работы, как «Фото-коллажи», на темы: «Отдых всей семьей», «Папа, мама и я – отличная семья», «Хобби моей семьи», « Традиции моей семьи», «Самый интересный семейный выходной». |
Проект «Неделя добрых дел» (см. приложение № 2). Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит дошкольников, а в по - следующем, и школьников, к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, сделает их коллективистами, оптимистично смотрящих на жизнь, стремящихся сделать нашу землю еще лучше. |
Результаты наблюдений за детьми показали: дети имеют представления о нравственных нормах и ценностях, оценивают свои поступки и корректируют свое поведение в зависимости от ситуации. Дети стали более доброжелательными, более внимательными к сверстникам и взрослым, более инициативными и деятельностными – это отмечают педагоги и родители.
Все предложенные формы в работе с детьми, направлены на развитие понятийного аппарата детей в области человеческих отношений, на воспитание в детях культуры сердца: умение видеть мир «глазами сердца», слышать мир «ушами сердца».
2. Взаимодействие с родителями
Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставились под сомнение в педагогической науке и практике. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
В начале 2014 учебного года в детском саду № 158 был объявлен конкурс проектов.
В двух средних группах воспитатели предложили родителям реализовать проект «Семейный калейдоскоп». В ходе реализации проекта использовались следующие формы взаимодействия:
Родительские собрания. Использовали такие формы проведения родительских собраний как «Клуб заботливых родителей», «Круглый стол», из которых семьи узнают о семейных праздниках, традициях других семей, делились друг с другом опытом воспитания детей. |
«Веселые старты» (см. приложение № 3) Спортивные эстафеты детей и взрослых проводятся в выходной день в городском парке. Цель: привлечь родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать желание заниматься спортом, общаться, поддерживать друг друга. |
Народные праздники «Коляда, коляда отворяй ворота» (см. приложение № 4), «Масленица» (см. приложение № 5) Цель: поддерживать интерес детей к источникам русской национальной культуры. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками. Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни; прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувства патриотизма. |
«Весенние денечки». Цель: показать родителям влияние семейного досуга на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений. Способствовать возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения. |
Театральное представление «Теремок на новый лад». Цель: привлечь родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения. |
Выставка - сюрприз от пап «Букет для мам». Цель: привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения. |
Подарок-сюрприз для воспитанников «Снежные фигуры». Цель: приобщать родителей к работе по изготовлению зимних фигур. Формировать стремление выстраивать взаимоотношения между родителями и воспитателями групп. |
Участие в областном конкурсе «Питание и здоровье» (см. приложение № 6) |
На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали организаторами, активными участниками встреч и помощниками воспитателя.
К концу года среди родителей выявилось немало лидеров организаторов, готовых к сотрудничеству не только в детском саду, но и в будущем в школе.
Результатом работы в выходной день воспитателей детского сада является успех общения, атмосфера доброжелательности, взаимопонимание между родителями и детьми групп, которые выстраивают взаимоотношения между собой не только в стенах детского сада, а так же приглашают друг друга на дни рождения, в театры, цирк, выставки и т.д. Кроме этого каждая группа создала сайт для общения между родителями, где выкладывают фото и видео с различных мероприятий, делятся интересными рецептами по кулинарии, дают друг другу советы.
- Заключение
На сегодняшний день мы близки к достижению цели. Работа над формированием у детей осознанного отношения к семейным ценностям способствует активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей, сплочению семьи. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы.
Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Кроме того эта работа сделала коллектив групп более сплочённым, дружным.
Использование разнообразных форм работы с родителями в выходной день дает определенный результат: они становятся активными участниками всех дел группы и детского сада, непременными помощниками в воспитании и в обучении детей.
Список использованных источников
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
- Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2014. - №4. – с. 23-35.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2012. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 232 с
- Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. - 56с.
- Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. - 64с.
- Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2011, № 9.
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2011.
- Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtors_ideya.docx | 256.17 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская идея в моей педагогической практике.
«Коммуникативно-коррекционное развитие детей дошкольного возраста средствами семантических полей»...
Авторская идея в моей педагогической практике
Игра - самая естетвенная деятельность детей....
Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»
Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...
Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"
Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"...
Авторская идея: Конспект образовательной деятельности "Интересные игры в умопарке «Калейдоскоп»"
Авторская идея:Конспект образовательной деятельности "Интересные игры в умопарке «Калейдоскоп»"...
Авторская идея оформления и использования детских работ для украшения группы и создания декораций, а также для занятий по развитию речи (пересказ по картинкам).
Цель: создание условий для того, чтобы дети видели результат своей творческой деятельности, побуждать к дальнейшему выполнению подобных заданий.Задачи: -нацеливать детей на аккуратное выполнение рисун...