Авторская идея
проект (старшая группа) на тему

Суворова Татьяна Михайловна

Введение

«Детство – это не подготовка к жизни. Это и есть сама жизнь»

В.П. Крапивин

Актуальность выбранной темы:

Все мы родом из детства. Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Ценность семьи для растущего человека трудно переоценить: это точка отсчета. Именно в семье ребенок получает первые уроки жизни, здесь складываются первые представления об окружающем мире, о добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. Родительская любовь – основа счастья ребенка.

Конечно, такие понятия как любовь, доверие, уважение, взаимопомощь, доброта и понимание являются основополагающими современных семейных ценностей. Но, к сожалению, они испытывают серьезное давление со стороны различных факторов, обусловленных проблемами общества. Так, по результатам социологических опросов семейные ценности для молодежи стоят далеко не на первом месте. Их обогнали: образование, карьера, отношения с друзьями. Для того чтобы сохранить семью как радость нашей жизни, необходимо в первую очередь на своем примере показать нашим детям, что она таковой и является на самом деле.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  Для того, чтобы семья и детский сад стали ближе друг к другу надо создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимодействия по всем вопросам воспитания и обучения.

Были выделены основные проблемы, возникающие в современном обществе:

  • Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
  • Недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
  • Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
  • Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
  • Разобщенность между семьей и детским садом.

 

Таким образом, целью практической работы является:

- организация взаимодействия детского сада и семьи для формирования у детей осознанного отношения к семейным ценностям.

Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:

  • Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семьи.
  • Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.
  • Вызвать интерес у детей и родителей к  истории семьи, ее традициям.
  • Формировать у детей понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, своим близким, старшему поколению.

Поставленные задачи реализовывались через разные формы работы с детьми и родителями.

Работа проводилась по двум направлениям:

  1. Проведение мероприятий за пределами ДОУ.
  2. Взаимодействие родителей и воспитанников в детском саду.

 

  1. Организация образовательной и воспитательной деятельности с детьми

       В настоящее время имеется большое разнообразие форм и методов работы с дошкольниками. Мы остановились на современном методе обучения – проектной деятельности, которая помогает  организовать совместную деятельность с детьми и родителями, сделать её познавательной, интересной, а самое главное значимой, полезной в сфере нравственного воспитания. Любовь, добро, дружба – эти простые слова в работе с детьми обретают новый смысл, они становятся волшебными. Дети через игру, обсуждение, практику постигают сложную науку жизни. Совместная деятельность стала откровенным диалогом детей и родителей с воспитателем, когда через поступки, экскурсии, совместные добрые дела, акции, проекты, исследуя мир человеческих взаимоотношений, развивается чувство сопереживания и милосердия, создается добро. Все проекты и акции в нашей группе планировались не только педагогом, но и по инициативе детей и родителей.

 

Экскурсии, целевые прогулки вокруг детского сада.

 Цель: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Формировать понятие «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Мини-проект.

 Изготовление родителями и детьми листовок на тему: «Что означает мое имя?».

Цель: закреплять представления детей о себе, как о члене коллектива. Развивать чувство общности с другими детьми и своей семьей. Продолжать знакомить детей со значением имени.

Дети рассказывали друг другу о своей семье, о своем имени, почему родители выбрали именно это имя. Полученные знания позволяют детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки будут способствовать формированию у дошкольников доброты. Чуткости, доброжелательности.

Проект «Герб моей семьи».

 Цель: способствование закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности,  партнерских отношений с семьёй.

Родители совместно с детьми подготовили  дома рисунок представление семейного  герба, в холле детского сада организовали выставку семейного творчества.  Презентация гербов сначала прошла в группе перед сверстниками, а потом на итоговом мероприятии с родителями. Это было очень интересно, познавательно.  На встрече дети презентовали родителям герб группы и семейные гербы.

Была выполнена главная цель проекта – по сплочению взросло‐детского коллектива и были созданы условия для формирования первоначальных исследовательских навыков у детей.

Чтение художественной литературы.

Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Предложили родителям ввести семейную традицию - чтение перед сном, чтобы  поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге.

Разучивание пословиц и поговорок.

В группе совместно с детьми создали сборник пословиц и поговорок о семье «Кто с семьей дружит – тот живет, не тужит».

Мини - музей  «Бабушкины куклы» (см. приложение №1)

Вовлечение воспитанников и их родителей в совместную деятельность по созданию мини-музеев значительно повышает качество воспитательного процесса. Мини-музей  – специально спроектированная образовательная среда, в пространстве которой решаются задачи формирования у детей направленности на мир семьи; содержит предметы (экспонаты), несущие определенную историческую ценность  для отдельно взятой семьи, отражающие жизнь конкретной семьи в совокупности индивидуальных проявлений в различных сферах деятельности.

Фото – коллажи.

Пользуются успехом у нас в группе такие формы работы, как «Фото-коллажи», на темы: «Отдых всей семьей», «Папа, мама и я – отличная семья», «Хобби моей семьи», « Традиции моей семьи», «Самый интересный семейный выходной».

Проект «Неделя добрых дел» (см. приложение № 2).

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит дошкольников, а в по - следующем, и школьников, к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, сделает их коллективистами, оптимистично смотрящих на жизнь, стремящихся сделать нашу землю еще лучше.

Результаты наблюдений за детьми  показали: дети  имеют представления о нравственных нормах и ценностях, оценивают свои поступки и корректируют свое поведение в зависимости от ситуации. Дети стали  более доброжелательными, более внимательными к сверстникам и взрослым, более инициативными и деятельностными   – это отмечают педагоги и  родители.

Все предложенные формы в работе с детьми, направлены на развитие понятийного аппарата детей в области человеческих отношений, на воспитание в детях культуры сердца: умение видеть мир «глазами сердца», слышать мир «ушами сердца».

 

2.  Взаимодействие  с родителями

Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставились под сомнение в педагогической науке и практике. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

В начале 2014 учебного года в детском саду № 158 был объявлен  конкурс проектов.

В  двух средних группах воспитатели предложили родителям реализовать  проект «Семейный калейдоскоп». В ходе реализации проекта использовались следующие формы взаимодействия:

 

 

Родительские собрания.

Использовали такие формы проведения родительских собраний как «Клуб заботливых родителей»,  «Круглый стол», из  которых семьи узнают о семейных праздниках, традициях  других семей, делились друг с другом опытом воспитания детей.

«Веселые старты» (см. приложение № 3)

Спортивные эстафеты детей и взрослых проводятся в выходной день в городском парке.

Цель: привлечь родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать желание заниматься спортом, общаться, поддерживать друг друга.

Народные праздники «Коляда, коляда отворяй ворота» (см. приложение № 4), «Масленица» (см. приложение № 5)

Цель: поддерживать интерес детей к источникам русской национальной культуры. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками. Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни; прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувства патриотизма.

«Весенние денечки».

 Цель: показать родителям влияние семейного досуга на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений. Способствовать возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения.

Театральное представление  «Теремок на новый лад».

Цель: привлечь родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения.

Выставка - сюрприз от пап «Букет для мам».

Цель: привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения.

Подарок-сюрприз для воспитанников «Снежные фигуры».

Цель: приобщать родителей к работе по изготовлению зимних фигур. Формировать стремление выстраивать взаимоотношения между родителями и воспитателями групп.

Участие в областном конкурсе «Питание и здоровье» (см. приложение № 6)

На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали организаторами, активными участниками встреч и помощниками воспитателя.

К концу года среди родителей выявилось немало лидеров организаторов,  готовых к сотрудничеству не только в детском саду, но и в будущем в школе.

Результатом работы в выходной день воспитателей детского сада является успех общения, атмосфера доброжелательности, взаимопонимание между родителями и детьми групп, которые выстраивают взаимоотношения между собой не только в стенах детского сада, а так же приглашают друг друга на дни рождения, в театры, цирк, выставки и т.д. Кроме этого каждая группа создала сайт для общения между родителями, где выкладывают фото и видео с различных мероприятий, делятся интересными рецептами по кулинарии, дают друг другу советы.

 

  1. Заключение

На сегодняшний день мы близки к достижению цели.  Работа над формированием у детей осознанного отношения к семейным ценностям способствует активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей, сплочению семьи. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы.

Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Кроме того эта работа сделала коллектив групп более сплочённым, дружным.

Использование разнообразных форм работы с родителями в выходной день дает определенный результат: они становятся активными участниками всех дел группы и детского сада, непременными помощниками в воспитании и в обучении детей.

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
  2. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2014. - №4. – с. 23-35.
  3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  4. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2012. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
  5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
  6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 232 с
  7. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. - 56с. 
  8. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. - 64с.
  9. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2011, № 9.
  10. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2011.
  11. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtors_ideya.docx256.17 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\compag\Desktop\воспит годла 2016\DSC01139.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская идея в моей педагогической практике.

«Коммуникативно-коррекционное развитие детей дошкольного возраста средствами семантических полей»...

Авторская идея в моей педагогической практике

Игра - самая естетвенная деятельность детей....

Авторская идея в моей педагогической практике

                                                    ...

Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»

Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"...

Авторская идея: Конспект образовательной деятельности "Интересные игры в умопарке «Калейдоскоп»"

Авторская идея:Конспект образовательной деятельности "Интересные игры в умопарке «Калейдоскоп»"...

Авторская идея оформления и использования детских работ для украшения группы и создания декораций, а также для занятий по развитию речи (пересказ по картинкам).

Цель: создание условий для того, чтобы дети видели результат своей творческой деятельности, побуждать к дальнейшему выполнению подобных заданий.Задачи: -нацеливать детей на аккуратное выполнение рисун...