Влияние спектра цветов на функциональные системы человека
статья ( группа) по теме

Никитина Елена Николаевна

Содержание окружающей развивающей среды и этапы цветового восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Цветовое восприятие41.04 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние спектра цветов на функциональные системы человека

Слайд 1. Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда.

Цвет  - это (старославянский – цвѣтъ — "мерцать, блестеть"; сравните цветок; цветы) — зрительно воспринимаемое качество среды, окружающей человека. Определяется физическими свойствами преломления и отражения световых лучей в пространстве и на поверхностях материальных тел. Каждая поверхность в зависимости от химического состава тела, фактуры и текстуры отражает лучи определенной части спектра (длины волны колебаний электромагнитного поля). "Цветовую" часть спектра способен воспринимать человек с помощью зрения и оценивать как познавательно, ориентационно, так и эстетически.

Потенциальные возможности цвета настолько велики, что интерес исследователей к его изучению только усиливается. При этом, как отмечают учёные, механизм цветового влияния на человека изучен не до конца. В образовательной работе дошкольного учреждения цвету отводится немаловажное место.

        Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. 

Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности.


        Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Слайд 2.Таблица – влияние цвета.

Издавна люди отмечали, что каждый цвет, существующий в природе, оказывает своё специфическое влияние на самочувствие и поведение человека. Верным было и противоположное: цвет, длительное время воздействующий на зрительные рецепторы, мог оказать целебное воздействие на психику человека.

Какой он цвет?

Бывают цвета активные и пассивные. Активные цвета (ярко красный и ярко оранжевый, и в меньшей степени ярко желтый цвет., действуют возбуждающе – они дают легкую встряску организма и в состояние ускорить процессы жизнедеятельности.

Пассивные цвета (светлые оттенки зеленого, розового и голубого цвета, отчасти белый) – они имеют эффект успокаивать нервную систему.

Цвета, которые могут вызвать тревогу, уныние и тоску, это коричневые оттенки, лиловые и фиолетовые.

В окружение красного и оранжевого цвета, ребенок первые 60 минут чувствует прилив сил и энергии, еще через 30 минут он уже перевозбужден, и через небольшой промежуток времени становится раздражительным и излишне агрессивным. А стоит сменить сочетание цветов, на голубой или светло зеленый, и уже через 10 минут ребенок успокаивается и приходит в нормальное состояние.

Рассмотрим значение каждого цвета в отдельности.

Красный.

Это цвет силы, страсти, лидерства. Динамичный и агрессивный цвет. Люди, предпочитающие этот оттенок, как правило, эгоцентричны, активны, властны. Они любят быть в центре внимания, умеют добиваться своих целей. Эти люди жизнерадостны и амбициозны, но при этом жёстки и авторитарны в общении с окружающими. Они подавляют других людей, утомляют их своей импульсивностью.

Как правило, красный цвет очень любят гиперактивные и агрессивные дети и подростки. Соответственно, если ребёнок импульсивен, невнимателен и раздражителен, красных цветов необходимо избегать, т.к. этот оттенок провоцирует повышение артериального давления, учащение пульса и сердцебиения, повышает двигательную активность, оказывает общее возбуждающее действие на нервную систему.

Этот цвет подходит людям, склонным к депрессии и меланхолии. Он также показан людям, часто болеющим простудными заболеваниями (т.к. красный цвет стимулирует иммунитет человека) и страдающим замедленным обменом веществ.

Оранжевый.

Это цвет оптимизма, энергии и целеустремлённости. В психотерапии считается одним из лучших цветов. Позитивный, жизнерадостный оттенок. Люди, предпочитающие оранжевый, динамичны, но организованы. Оранжевый цвет любят дети, являющиеся лидерами среди сверстников. Оранжевый помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, а также помогает при синдроме хронической усталости, нервном истощении. Оранжевый оттенок используется в качестве реабилитации больных, долгое время проходивших лечение в стационаре.

Жёлтый.

Цвет гармонии и здоровья, радостного ликования и терпеливости. Этот оттенок очень похож на оранжевый по специфике своего воздействия на организм человека, но имеет свои особенности. К примеру, если жёлтый – любимый цвет ребёнка, то это свидетельствует о его хорошем самочувствии и настроении. Если этот оттенок предпочитает подросток или взрослый человек, то это может свидетельствовать о некой инфантильности, эмоциональной незрелости индивида.

Зелёный (салатовый).

Оттенок развития, процветания. Этот цвет предпочитают спокойные, усердные, уверенные в себе люди. Зелёный оказывает успокаивающее влияние на нервную систему человека, нормализует сон, помогает при бессоннице и астении, способствует вылечиванию головных болей. Этот цвет показан детям и подросткам с гиперактивностью, а также агрессивным и демонстративным поведением.  Этот оттенок подходит при терапии тревожных и мнительных расстройств.

Голубой.

Это цвет умиротворённости, спокойствия, надёжности. Восприятие этого оттенка оказывает благотворное влияние на гиперактивных и агрессивных детей и подростков.

Использование (а также сочетание) оттенков жёлтого, зелёного (салатового) и голубого особенно важно при оформлении помещений детских дошкольных учреждений: детских садов, центров раннего развития, детских поликлиник, детских спортивных клубов и т.д.   

Синий.

В отличии от голубого, синий цвет более глубок и меланхоличен. Это оттенок мудрости, спокойствия, духовности. Этот оттенок любят философы и учёные. Тем не менее, следует подчеркнуть, что длительное воздействие на зрительный рецептор данного цвета может привести к депрессии.

В интерьере детской комнаты использовать большое количество синих оттенков не рекомендуется. Данная цветовая гамма подходит взрослым людям, имеющим повышенное артериальное давление, учащённое сердцебиение, повышенный обмен веществ, мышечные спазмы.

Фиолетовый.

Очень неоднозначный цвет. С одной стороны, он романтичен и мечтателен; с другой – трагичен и загадочен. Этот оттенок предпочитают люди неординарных и творческих профессий: музыканты, художники, актёры, писатели, поэты, фотографы, астронавты и т.д. Использование данного цвета в работе с детьми крайне не рекомендуется, т.к., по данным исследований, в 75% случаев длительное восприятие фиолетового оттенка маленькими детьми приводит к депрессии. Фиолетовый подходит при терапии взрослых (повышенная возбудимость, импульсивность, агрессивность). 

Коричневый.

Спокойный, неактивный цвет. Усидчивость, порядочность, мягкосердечность. Светлые оттенки коричневого можно использовать при терапии тревожных детей.

Серый.

Этот оттенок предпочитают люди конформного склада: они не любят выделяться из толпы, предпочитают «быть такими, как все». Как правило, это хорошие исполнители, выбирают коллективную работу с минимальной личной ответственностью. Ввиду слабой воли и низкой самооценки склонны создавать себе кумиров, попадать под чужое влияние. Именно по этой причине, если подросток предпочитает серый всем прочим цветам, следует обратить на это особое внимание (иначе подросток может попасть под влияние неформальных группировок и т.д.)

Чёрный.

Это рациональный, деловой, практичный оттенок. Этот цвет предпочитают люди властные, уверенные в себе, сильные волевые личности. Как правило, любителей чёрного цвета отличает логический склад ума, целеустремлённость, честолюбие. Также этим людям свойственна холодность в общении с окружающими и отсутствие эмпатии. В то же время, чёрный – цвет протеста, бунта против сложившихся в обществе устоев (вспомнить хотя бы «экипировку» современной неформальной молодёжной организации – т.н. готов). Также следует отметить, что длительное восприятие данного цвета может приводить к апатии и депрессии, поэтому не рекомендуется к использованию в детских учреждениях. 

Кислотные цвета, такие как пронзительно салатный, розовый детям категорически противопоказаны, так как они сбивают зрительное восприятие ребенка и раздражают глаза.

Слайд 3.Таблица – теплые и холодные цвета. Также надо отметить, что тёмные и холодные цвета снижают эффективность умственной деятельности, а светлые и тёплые улучшают мыслительную деятельность.

Слайд 4. Таблица - Эмоциональные ассоциации. Воспринимая цвет у нас возникают эмоциональные ассоциации.

Слайд 5. ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ – культура цвета

В первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. Предпочтение нужно отдать теплой цветовой гамме помещения группы и зонирование помещения с помощью цвета (в спальне - успокаивающие и расслабляющие тона, в группе – спокойные, создающие уют цвета, в раздевалке, где требуется активность детей – яркие цветовые пятна).

Кроме этого, детей в группе должен окружать разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

Теперь о содержании окружающей развивающей среды и этапах развития цветового восприятия.

Содержание окружающей развивающей среды: сенсомоторный уголок, в котором большое значение придается зрительной среде, присутствие цветовой спектра радуги, пособие "Цвета и формы", настенный «чудо-цветок», атрибуты и костюмы (юбки, банты) 7 цветов спектра, наборы мячей основных цветов, набор дидактических игр на цветовосприятие и многое другое.

1).При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать то, что младшие дошкольники, как правило, связывают цвет с образом предмета: зелёный, как трава, ёлочка; желтый, как солнышко, цыплёнок и т.д. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи органов зрения, т.е. цвет обязательно нужно увидеть. Поэтому на начальном этапе обучаем ребёнка таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.

Игры на подбор нужного цвета: Собери капельки в стакан, Сложи пирамидку

Собери «цветик-семицветик», Посади бабочку на цветок такого же цвета

Игры на сравнение предметов по цвету: Подбери пару, Какие шарики улетели, Цветная карусель, Какого цвета не хватает, Разноцветные комнаты

2).После освоения практических действий у детей формируются сенсорные эталоны – образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В играх у ребёнка формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами. На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребёнок учится определять цвет предмета в "уме", т.е. мысленно, уже не прибегая к практическим действиям.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические (цветные) цвета спектра радуги и ахроматические цвета: белый, черный, серый. Хроматические цвета делятся на две группы: тёплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные тона (голубой, синий, фиолетовый). Зелёный находится посередине спектра и считается нейтральным. Каждый хроматический цвет имеет определённую светлоту и насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень его чистоты.

В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий). Затем учатся различать ещё несколько цветов (оранжевый, зелёный, черный), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. В более сложных заданиях с чередованием цвета добавляется белый и фиолетовый, голубой цвета. При ознакомлении детей с цветовой гаммой можно применить следующие дидактические игры: Радужный круг, Собери радугу, Цветной волчок, Собери бусы для кукол.

При формировании цветового восприятия не стоит замыкаться только на дидактических играх познавательного и художественно-эстетического характера. Так, использование специально организованных подвижных игр будет способствовать не только решению задач двигательного развития, но и одновременно содействовать формированию у детей представлений об основных цветах спектра, их символическом значении, особенностях, словесном обозначении.

Подвижная игра «Осень– весна» для детей 2–3 лет Цель: совершенствовать восприятие цвета, закрепить знание о временах года, развивать произвольное внимание, быстроту движений. Ход игры. Ведущий показывает детям осеннее и весеннее «деревья», располагает их в разных частях зала и объясняет правила игры: по сигналу дети-воробышки произвольно перемещаются по залу – «летают». По команде ведущего «Осень!» или «Весна!» они должны быстро собраться вокруг соответствующего дерева.

Подвижная игра «Цветные шарики» для детей 3–4 лет Цель: совершенствовать восприятие цвета, развивать произвольное внимание, координацию движений. Ход игры. Ведущий знакомит детей с заготовленными шарами, располагает их в разных частях зала и объясняет правила игры: по сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. По команде ведущего, назвавшего цвет одного из шариков, например зелёный, дети должны быстро построиться вокруг него.

Подвижная игра «Запрещённый цвет» для детей 5–6 лет Цель: совершенствовать восприятие цвета, развивать произвольное внимание, мелкую моторику мышц рук. Ход игры. По игровой площадке разбрасываются мелкие разноцветные предметы. Ведущий называет запрещённый цвет (например, красный), и все играющие должны собрать как можно больше предметов любого цвета, кроме указанного (красного).

3).Последним этапом цветового восприятия у младших дошкольников формируется умение сопоставлять цвета и их сочетания и оттенки. Когда обозначают оттенки цвета, обычно указывают на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-желтый), имея в виду яркость. Младшим дошкольникам вполне достаточно усвоить изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Дети лучше запоминают оттенки, если получили их самостоятельно (например, получали более бледные оттенки при разведении красок). В работе над оттенками можно применить такие дидактические игры: Окраска воды, Волшебные краски, День и ночь.

Самым сложным и самым интересным этапом в цветовосприятии детей является освоение ими цветового спектра радуги и смешения цветов для получения новых. На занятиях дети знакомятся с системой цветов спектра, с последовательностью их расположения, определение теплых и холодных оттенков.  Например,  занятие: "Жаркое лето и холодная зима" (на одной части листа дети рисуют лето тёплыми цветами, на другой – зиму холодными цветами); На занятиях дети вспоминают и рассказывают о том, когда им было холодно, а когда жарко, что они при этом ощущали. Например, тёплые цвета дети связывают с солнцем, светом, радостью, а холодные – с пасмурной погодой, холодом, дождём, грустью.

К восприятию цвета целесообразно подключать музыкальное восприятие. На комплексном занятии "Радостно и грустно" с помощью музыки и красок с детьми можно воссоздать два контрастных эмоциональных состояния.

Просмотр видеозаписей красивых картин природы, шедевров живописи на фоне музыки обеспечивает моделирование, реконструкцию психоэмоционального состояния, оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) играет большую роль в развитии цветовосприятия. Главная задача – учить детей использовать приобретённые умения и навыки, выразительные средства: цвет, смешение красок, использование тёпло-холодных тонов для создания различных композиций.

Слайд 6.Когда ребенок научился воспринимать и чувствовать цвет возможно применение цветотерапии – воздействие на ребенка цветом. Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Специфика цветового влияния может быть использована для отдыха и восстановления, оптимизации психофизических функций, трансформации восприятия окружающего пространства – например, путём изменения цвета освещения в помещении или его частях с помощью цветных ламп или абажуров, использования очков с цветными фильтрами (или наклеить на обычные стёкла цветную плёнку)  Как пишет известный российский учёный профессор Н.Г. Озолин, применение жёлтого и розового освещения в помещении создаёт иллюзию солнечного дня в пасмурную погоду, способствует формированию положительного эмоционального фона. Мягкое зелёное освещение способствует помогает быстро восстанавливаться во время отдыха. Немаловажную роль играет цвет одежды. Его воздействие на психоэмоциональное состояние происходит, во-первых, через кожные рецепторы, которые передают в бессознательную сферу необходимую информацию и специфическую энергию цвета. Во-вторых, через зрение, воспринимающее цвет уже на уровне подсознания и сознания (люди в красном, например, выглядят более быстрыми, в жёлтом – более объёмными, а в чёрном – менее). В-третьих, через окружающих людей, которые воспринимают цвета нашей одежды и ведут себя с нами в соответствии с этим восприятием.

Родителям можно рекомендовать при выборе детской одежды не выбирать слишком яркие наряды.

Игры, направленные на развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматривание сквозь них окружающее пространство, обертывание в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну.


«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя (полотна ткани), предложить детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит целесообразно предлагать побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Таким образом, детей учатся управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.

«ЗАЖГИ РАДУГУ» - на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить крышками дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.

Дидактический столик «РАДУЖНАЯ СТРАНА» - расселим «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети рассказывают почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-драчун. Т.е. работая с цветом, обязательно уточнять его психологические характеристики.

Вертушка «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» - ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т.д. Игра хорошо развивает фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или о событии в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации.

Активно использую бросовый материал, например, пробки, для выполнения таких творческих заданий, как «Выложи свое настроение», «Портрет сказочного героя», «Портрет осени», «Мое настроение» и т.п.


«КОВРИК НАСТРОЕНИЙ».

Ежедневно утром после приветствия в кругу рассказать о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика на коврике и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом побеседовать о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Это прекрасная возможность создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.


Ярким и красочным надо стремиться сделать участок группы. И здесь нужно использовать цвета радуги? Потому что здоровый организм имеет в балансе 7 цветов спектра. Правильно воздействуя этими цветами на организм ребенка, мы можем корректировать его эмоциональное состояние.

Конечно, педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии, чтобы использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. И обязательно знакомить с основами цветотерапии родителей, т.к. только совместными усилиями семьи и сотрудников детского сада можно добиться результатов в этом направлении.

Итог выступления: Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Слайд 7. «Всё живое стремиться к цвету...» Аристотель


Литература:

  1. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук». – Ярославль, «Академия развития» 1999 г.
  2. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры детей» –  М. Просвещение 1988 г.
  3. Казакова Т.В. «Развивайте у дошкольников творчество» – М. Просвещение 1985 г.
  4. Комягин Н. С. «Приглашение к творчеству» (М. Просвещение 1988).
  5. Нищева Н.В. «Разноцветные сказки» – М. 1999 г.
  6. Базыма, Б.А. Психология цвета : теория и практика / Б.А. Базыма. – СПб. : Речь, 2005. – 205 с.
  7.  Вафина, Е.А. Эмоциональное восприятие ребёнком цвета / Е.А. Вафина // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 2. – С. 35–37.
  8.  Марченко, Т.К. Особенности мозгового кровообращения у детей дошкольного возраста в процессе цветотерапии / Т.К. Марченко, Т.П. Тетерина // Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского. – М. : АРКТИ, 2001. – С. 135–136.  
  9. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера : Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М. : Астрель, 2002. – 864 с.                                                                                                    
  10.   Тарасова, Т.Ю. Мой цвет / Т.Ю. Тарасова. – СПб. : БХВПетербург, 2005.–64 с.
  11.    Уткина, О.И. Роль цвета в формотворчестве на уроках изобразительного искусства / О.И. Уткина // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 12. – С. 54–56. Ирина Викторовна Стародубцева – канд. пед. наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Тюменского государственного университета, г. Тюмень.                                                                                                                                                                                                                              

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская исследовательская деятельность по ознакомлению с организмом человека (пищеварительная и дыхательная системы человека)

Исследовательский материал, можно использовать в работе с детьми подготовительной к школе группы....

Развитие речевой функциональной системы у дошкольников и младших школьников

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса,...

Развитие речевой функциональной системы

Подготовку ребенка к школе мы часто рассматриваем как обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма....

Современные представления о функциональной системе письменной речи

Задания по теме «Современные представления о функциональной системе письменной речи»...

Конспект индивидуального занятия для детей с растройством аутистического спектра "Цвет, форма и величина предметов."

Конспект индивидуального занятия для детей с растройством аутистического спектра "Цвет, форма и величина предметов."...

Конспект индивидуального занятия для детей с растройством аутистического спектра "Цвет, форма и величина предметов."

Конспект индивидуального занятия для детей с растройством аутистического спектра "Цвет, форма и величина предметов."...