Математический кружок "Эрудит"
материал по математике ( группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ибресинский детский сад «Радуга»
Ибресинского района Чувашской Республики
Программа
математического кружка
«Эрудит»
для детей дошкольного возраста
Руководитель: воспитатель первой
квалификационной категории
Алексеева Екатерина Петровна
п. Ибреси
2013 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ибресинский детский сад «Радуга»
Ибресинского района Чувашской Республики
План
работы математического кружка
«Эрудит»
Руководитель: воспитатель первой
квалификационной категории
Алексеева Екатерина Петровна
п. Ибреси
2013 г.
Тематический план для среднего дошкольного возраста
№ п/п | Месяц | Тема игры | Программное содержание, дидактическая задача |
1. | сентябрь | «Круг, квадрат» (блоки Дьенеша) | Познакомить детей с признаком предмета – форма. Развивать умение группировать фигуры по форме. |
2. | Д.и: «Найди свой домик», «Разложи в коробки» (блоки Дьенеша) | Прививать детям умение различать цвета, формы геометрических фигур. | |
3. | октябрь | «Чудесное дерево» (блоки Дьенеша) | Учить детей распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закреплять знание основных цветов: красный, синий, жёлтый. |
4. | Д.и: «Игра с палочками», « Бабочки и цветы» (палочки Кюизенера) | Учить выбирать палочки указанного цвета, учить составлять изображения предметов простой формы. | |
5. | ноябрь | Проведение диагностики | Диагностика конструктивных навыков. |
6. | Д. и: «Игра с палочками» | Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия, использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине и т.д. Развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки. | |
7. | декабрь | «Сравнение предметов по длине» Д.и: «Высушим полотенце» (палочки Кюизенера) | Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек.
|
8. | Д.и: «Сделай узор» (блоки Дьенеша) | Развивать у детей восприятие формы. Учить анализировать расположение предметов в пространстве. | |
9. | январь | Игра-путешествие «Новый год в городе волшебных фигур» (блоки Дьенеша) | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внимание. Воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь. |
10. | Д.и: «Ёлка» (палочки Кюизенера) | Упражнять детей в определении длины предмета, используя приём наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета. | |
11. | февраль | «Треугольник» Д.и: «Чудесный мешочек», «Найди свой домик» (блоки Дьенеша) | Закреплять умение различать цвет, форму. Формировать представление о символическом изображении предметов. Учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме. |
12. | «В гости к геометрическим фигурам» Д.и: «Строительство домов» (палочки Кюизенера) | Развивать математические способности детей. Закреплять умения узнавать, называть, различать геометрические фигуры. Упражнять в счёте, сравнивать предметы по высоте. | |
13. | март | «Андрюша и цыплёнок. Дорожки. Игры с цыплёнком» Д.и: «Заборчики» (палочки Кюизенера) | Учить различать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче»; строить дорожки, варьируя их по длине, пристраивать палочки разной длины. |
14. | «Поезд» Д.и: «Найди такую же фигуру» (блоки Дьенеша) | Упражнять детей в умении классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме. Учить читать блоки по знакам. Развивать внимание, наблюдательность, память. | |
15. | апрель | «Волшебные листочки» Д.и: «Разноцветные шары» (блоки Дьенеша) | Формировать навыки счёта в пределах 5, закреплять знания о частях суток, о цветах, развивать навык группирования фигур по цвету и форме. Развивать логическое мышление. Учить читать кодовое обозначение логических блоков. |
16. | Д.и: «Построим забор», «Найди такую же» (палочки Кюизенера) | Закреплять умение выделять цвета и сравнивать по длине. | |
17. | май | Д.и: «Цепочка» (блоки Дьенеша) | Упражнять детей в умении построения цепочки(от простой до сложной). |
18. | «Сказочный домик для лисички» Д.и: «У кого больше» (палочки Кюизенера) | Развивать внимание, логическое мышление, речь. Развивать умение группировать палочки по цвету. Упражнять детей в ориентировке в пространстве. Воспитывать желание играть с палочками. |
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в средней группе.
Тема: «Путешествие Красной Шапочки»
Цель: Закрепление полученных знаний.
Задачи:
*Учить детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести детей к пониманию того, что число предметов не зависит от размеров; *Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»
*Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине и высоте;
* Учить устанавливать соотношения между величинами разного вида, закрепить порядковое значение числа 3,
*Упражнять в умении подбирать геометрические фигуры, подходящие по размеру.
*Развивать двигательную активность.
Интеграция: Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально – коммуникативное развитие
Материал и оборудование:
* цветы и геометрические фигуры на каждого ребенка;
*ручей длинный и широкий, ручей короткий и узкий, конверт и коробочка с игрушками, клубки, кошки по 2шт. ;
*куклы, бантики по 4 шт. ; ежики, грибочки по 5 шт. ;
*по три елочки разной высоты на каждого ребенка. Запись детской песни.
Ход занятия.
1.Организационный момент. «Пройди через ручей»
-Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в необычную сказку «Красная Шапочка» нас там ждут интересные игры. Но вести себя в этой сказке надо спокойно: не шуметь, не ссорится, а можно дружно играть и выполнять различные задания. Путешествие наше начинается прямо здесь. Чтобы попасть в эту сказку нужно пройти через ручей: мальчики идут через короткий, а девочки через длинный, не ошибайтесь.
(Дети проходят через ручей)
-Восп.: Девочки? Через какой ручей вы проходили?
- Дети.: (девочки) Через длинный ручей.
- Восп.: Мальчики, а вы через какой ручей проходили?
-Дети (мальчики): Через короткий ручей.
Повторение пройденного.
(За ручейками растёт дерево, на котором письмо от красной шапочки)
(Воспитатель читает письмо)
- Я заблудилась в лесу, чтобы мне помочь вам нужно выполнить несколько заданий. Воспитатель приглашает детей за стол. Все вместе рассматривают содержимое письма и педагог объясняет задание из конверта.)
(В конверте кошки и клубки по 2 шт.; куклы и бантики по 4 шт., ёжиков и грибов по 5 шт.)
- Восп.: Ребята как вы думаете? Что можно подарить кошкам из тех игрушек которые у нас есть?
-Дети: Клубки.
-Восп.: Сколько нужно клубков?
-Дети: Два.
-Восп.: Почему два?
-Дети: Потому что две кошки.
Дети считают кошек и клубки. Вызванный ребенок выкладывает клубки точно под кошками, слева направо правой рукой.
-Восп.: Сколько кошек?
-Дети: Две кошки.
-Восп.: Сколько клубков?
-Дети: Два клубка.
-Восп.: Что можно сказать про кошек и клубки?
-Дети: Их поровну, по два. Или клубков столько же, сколько котят по два.
-Восп.: А что же мы подарим ёжикам?
-Дети: грибочки.
-Восп.: Сосчитайте, сколько ёжиков?
-Дети: Пять ёжиков.
-Восп.: Сколько им нужно грибочков?
- Дети: Пять грибочков.
-Восп.: Посчитайте, сколько у меня грибочков?
-Дети: Четыре грибочка.
-Восп.: Как проверить хватит ли всем ёжикам по грибочку?
- Дети: Надо под каждым ёжиком положить по одному грибочку.
(Выкладывают у доски.)
2. Объяснение нового материала.
-Восп.: Что мы можем сказать о ёжиках, их больше или меньше чем грибов?
-Дети: Их больше на один.
- Восп.: Значит грибов больше или меньше чем ёжиков?
- Дети: грибов меньше на один, их четыре.
-Восп.: Что надо сделать, чтобы ёжиков и грибов было поровну?
-Дети: Надо убрать одного ёжика
- Восп.: Тогда сколько их станет.
- Дети: Четыре ёжика, столько же сколько грибов четыре.
- Восп: А как ещё можно сделать, чтобы ёжиков и грибов было поровну по пять
-Дети: Можно положить ещё один гриб.
- Восп.: Тогда сколько будет грибов?
-Дети: Пять грибов.
-Восп.: А сколько ёжиков?
-Дети: Пять ёжиков.
-Восп.: Что мы можем сказать о ёжиках и грибах?
-Дети: Ёжиков столько же что и грибов?
По пять. Пять и пять - одинаково.
Повторить с тремя четырьмя детьми.
-Хорошо мы раздали всем игрушкам подарки. У нас подарков было столько сколько игрушек.
3. Дыхательная гимнастика.
-Восп.: А чтобы лес наш зашумел, давайте мы с вами подуем, как ветерок. Дети произносят на выдохе звук Ш.
-Слышите, как дует ветер.
4. Физ. Минутка.
Мы листики осенние –
На ветках мы сидим.
Дунул ветер.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
5. Игра «Вырастим лес»
-Восп.: Ребята, нам надо помочь красной шапочке найти тропинку ,чтобы она дошла быстро до домика бабушки.
Ведь раньше тропинка шла через лес, а его сейчас нет.
- Дети: Ребята давайте мы с вами посадим новый лес из ёлок разной высоты.
На столе стопкой лежат ёлки разной высоты по три штуки на каждого ребёнка.
-Восп.: Сейчас каждый из вас подойдет к стопочке ёлок и разложит их в таком порядке: высокая ёлочка, пониже, и самая низкая.
Дети выполняют задание, проверяют соседа, как он посадил деревья.
6. Упражнение на релаксацию.
-Ребята, закройте глаза и представьте себя, как будто вы в лесу, шумит ветер, светит яркое солнце, давайте прижмуримся, чтобы оно нас не слепило, а теперь покатаем его на наших бровках, поднимем одну бровь, затем другую, а теперь на губках вытянем губы вперед, а затем улыбнемся.
В это время воспитатель выкладывает цветы на полянке и накидывает платок бабушки.
7. Игра «Найди нужную фигуру»
-Здравствуйте ребята, спасибо, что помогли Красной Шапочке дойти до моей избушки, за вашу доброту я вам подарю подарок. У меня в саду растут цветы, но они засияют только тогда, когда вы подберете к нему серединку из геометрической фигуры. А какие геометрические фигуры вы знаете?
- Дети: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник…
Бабушка раздает детям фигуры, они ищут свой цветок с такой же геометрической фигурой.
Бабушка проверяют правильность выполнения задания.
8.Палочки Кюизенера
Ребята, вы все знаете сказку «Красная шапочка», в этой сказке волк злой. А мы хотим, чтобы в нашей сказке Волк подружился с Кранной Шапочкой и с нами. С помощью палочек Кюизенера соберём картинку, где Красная шапочка угощает Волка пирожками.
9. Итог
Бабушка: Вам понравилось в нашей сказке? А что вы делали? Какие задания выполняли?
Дети: (ответы детей)
До свидания, вам пора в детский сад.
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в средней группе.
Тема: «День рождение Нюши»
Цель: формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера, Дьенеша.
Задачи:
- Учить группировать предметы по цвету и длинне.
- закрепить основные цвета, формы и величину предметов (состоящих из палочек Кюизенера)
- Закрепит счет до 5 (количественный счет, отвечая на вопросы «Сколько всего? »;
- развивать мышление, память, внимание, речь детей, воображение и способности к конструированию;
- закреплять умение работать по образцу;
- продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми, желание помочь главному герою, воспитывать бережное отношение к методическим пособиям.
Интеграция: Познавательное развитие , физическое развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал :Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игрушки Смешарики и тетушка Сова, карточки-схемы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент.
– Восп.: Ребята, посмотрите, как я вам улыбаюсь. Улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу. Я желаю всем хорошего настроения. Будьте внимательными, умными и дружными.
-Дети: Все улыбаются друг другу.
-Восп.: Какие праздники вы знаете? Какой у вас самый любимый?
-Дети: День рождение
-Восп.: Почему? Вам нравиться ходить на день рожденье?
Нас на день рождение пригласила Нюша.
Она нам прислала приглашение.
Приглашение.
У меня сегодня день рожденье, но никто ко мне не пришел. Мне очень грустно. Помогите моим друзьям добраться до меня.
- Восп.: ну, что ребята, поможем? Тогда выберите и займите себе место.
1 задание. Испечём печенье.
- Восп.: Первым поспешил в гости Крош. Он приготовил вкусное печенье, но по дороге растерял его. Давайте поможем ему собрать печенье. Но оно у нас будет не простое, а из разноцветных палочек Кюизенера.
Как вы думаете, какой формы можно постряпать печенье?
-Дети: Квадратное, треугольное, круглое.
Восп.: Крош сказал, что Нюша любит квадратное печенье, а у него были разноцветные печенья! какой формы и какого цвета будем печь печенья?
-Дети: квадратные и цветные.
- Восп.: Пусть каждый из вас сделает квадратное разноцветное печенье.
-Дети: выполняют задание
- Какой формы получилось у вас печенье? Какого цвета получились печенья?
Дети: квадратное.(спросить у нескольких детей),
белое, красное, розовое, желтое, голубое. (Дети называют цвета)
- Восп.: Какой прекрасный и вкусный подарок получит Нюша от Кроша. Целую коробку печенья – ассорти.
2 задание. " Строим дорожки". Лосяш поспешил на день рождение, но забыл по какой дороге надо идти.
- Восп.: Возьмите 5 палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек красного цвета.
Возьмите 5 палочек голубого цвета. Рядом постройте дорожку из палочек голубого цвета.
- Восп.: Какого цвета дорожка длиннее?
-Дети: красного цвета дорожка длиннее.
- Восп: Какого цвета дорожка короче?
-Дети: голубого цвета дорожка короче
- Восп: По какой дороге быстрее Лосяшу добраться до Нюши?
-Дети: по красной дорожке Лосяш до Нюши доберется быстрее.
3 задание. Самолет. Ёжик. Следующий поспешил в гости к Нюше.
- Восп: Ёжик решил полететь в гости к Нюше на самолёте.
Построить по образцу самолет с помощью блоков Дьенеша. Возьмите образец и попробуйте сделать такой же самолет.
Дети: (выполняют задание)
- Восп: А теперь давайте полетаем с вами… .
Физминутка.
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
4задание. «Сделай торты»
- Восп: Совунья испекла большой торт со свечками. Вы любите торт? И Нюша любит.
-Дети: Да!
- Восп: А мыс вами сделаем торт с помощью палочек Кюизенера.
1 корж – желтый, будем строить с помощью пяти желтых палочек.
Дети: (дети строят квадрат из 5 желтых палочек) .
2 корж – красный, будем строить с помощью красных палочек.
3 корж – голубой, будем строить с помощью голубых палочек.
Дети: (выполняют задание)
- Восп: Какого цвета построили первый корж?
-Дети: желтого.
- Восп: Сколько палочек взяли для 1 коржа?
-Дети: 5палочек.
- Восп: Какого цвета построили второй корж?
-Дети: красного.
- Восп: Какого цвета построили третий корж?
-Дети: голубого.
- Восп: Не забудьте торт украсить одной белой палочкой - свечкой.
- Сколько лет имениннице?
- Почему?
-Дети: (Потому что одна свечека) .
- Восп: Какие аппетитные тортики у вас получились.
5задание. «Лесенка-чудесенка».
- Восп: Не хватает всех остальных друзей. Давайте построим лесенку-чудесенку из наших волшебных палочек
Первая ступенька лесенки - белая палочка-кубик.
Вторая ступенька - розовая палочка, третья - голубая, четвертая - красная, пятая - желтая.
-Дети: (Дети делают лесенку: 5 палочек)
Какая красивая, разноцветная лесенка получилась.
«Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной»
Вопросы:
- Восп: Сколько всего ступенек?
-Дети: Пять ступенек
- Восп: Какого цвета ступеньки?
-Дети: белая, розовая, голубая, красная, желтая.
- Восп: Какого цвета самая низкая ступенька?
-Дети: Белая ступенька самая низкая.
- Восп: Какого цвета самая высокая ступенька?
-Дети: Жёлтая ступенька самая высокаяю.
- Восп: Какая по цвету ступенька выше: голубая или красная?
-Дети: красная ступенька выше.
- Восп: Какая по цвету ступенька ниже: розовая или голубая?
-Дети: Розовая ступенька ниже.
- Восп: Какая цветом по счету 3, ступенька?
-Дети: голубая ступенька
- Восп: Какая цветом ступенька между белой и голубой?
-Дети: розовая ступенька.
Какая замечательная лесенка-чудесенка у нас получилась! Молодцы ребята!
Итог.
- Дети, вам понравилось как мы сегодня помогли Нюше собрать друзей на праздник?
А теперь я вам предлагаю пройти в группу. А там придумать и нарисовать для Нюши поздравительную открытку!
– Наше занятие закончено.
Итог. Вам понравилось день рождение Нюши? А что вы делали? Какие задания выполняли?
Тематический план для старшего дошкольного возраста
№ п/п | Месяц | Тема игры | Программное содержание, дидактическая задача |
Сентябрь | Д/Игра: «Цветные коврики — 2» (палочки Кюизенера) | Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. | |
Д/Игра: «Играем с цветом» (палочки Кюизенера) | Цель: Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию. | ||
Д/игра: «Помоги Чебурашке» (блоки Дьенеша) | Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память. | ||
Д/игра: «Лабиринт» (блоки Дьенеша) | Цель: Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма), Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически – действенное мышление. | ||
Октябрь | Д/Игра: «Измерение с помощь палочки — мерки» (палочки Кюизенера) | Цель:Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать. | |
Д/Игра: «Дополни» . (палочки Кюизенера) | Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление | ||
Д/игра: «С двумя обручами» (блоки Дьенеша) | Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. | ||
Д/игра: «Разложи пропущенные фигуры» (блоки Дьенеша) | Цель: Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур. | ||
Ноябрь | Д/Игра «Запомни» (палочки Кюизенера) | Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера. | |
Д/Игра: «Подбери цифру» (палочки Кюизенера) | Цель: Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление. | ||
Д/игра: «Найди меня» (блоки Дьенеша) | Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. | ||
Д/игра: «Вырасти цветы» (блоки Дьенеша) | Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков. | ||
Декабрь | Д/Игра: «Цветные числа» (палочки Кюизенера) | Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление. | |
П/Игра: «По порядку становись» (палочки Кюизенера) | Цель:Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки. | ||
Д/игра «Волшебное дерево» (блоки Дьенеша) | Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление. | ||
Д/игра «Олимпийские кольца» (блоки Дьенеша) | Цель: Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление. | ||
Январь | Д/Игра: «Магазин игрушек» (палочки Кюизенера) | Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать контакты в совместной игре. Расширить знания детей о профессии продавца. | |
Д/Игра: «Кто где живёт?» (палочки Кюизенера) | Цель: Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину). | ||
Д/игра «Украшаем ёлочку мы в просторном доме» (блоки Дьенеша) | Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать мелкую моторку рук (при изготовлении аппликации). | ||
Д/игра: «Пирамида» (блоки Дьенеша) | Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество. | ||
Февраль | Д/Игра: «Составь число» (палочки Кюизенера) | Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Развивать внимание, память, логическое мышление. | |
Д/Игра: «Весы» (палочки Кюизенера) | Цель: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. | ||
Д/игра: «Найди такую же» (блоки Дьенеша) | Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме. | ||
Д/игра: «Улитка» (блоки Дьенеша) | Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме. | ||
Март | Д/Игра: «Больше — меньше» (палочки Кюизенера) | Цель: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает. | |
Д/Игра: «Найди дом для палочки» (палочки Кюизенера) | Цель: Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление. | ||
Д/игра: «Перемещение» (по принципу «пятнашек») (блоки Дьенеша) | Цель: Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление. Развивать восприятие, внимание. | ||
Д/игра: «Кроссворды с блоками», или «Угадай, что получилось?» (блоки Дьенеша) | Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое. | ||
Апрель | Д/игра: «Разведчик» палочки Кюизенера) | Цель: Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. | |
Д/игра: «Конструирование цифр» палочки Кюизенера) | Цель: Продолжать учить порядковому счёту в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами . Развивать память, воображение, мышление, конструктивные способности. | ||
Д/игра: «Неделька» (блоки Дьенеша) | Цель: Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность. Развивать внимание, память, мышление. | ||
Д/игра «С двумя обручами» (блоки Дьенеша) | Цель: Формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с двумя обручами. Развивать логическое мышление, внимание. | ||
Май | Д/Игра: «Число — головоломка» палочки Кюизенера) | Цель: Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление. | |
Д/Игра: «Что пропустили?» палочки Кюизенера) | Цель: Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек. Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление. Перспективный план дидактических игр по работе с палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста. | ||
Д/игра: «С тремя обручами» (блоки Дьенеша) | Цель: Продолжать формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Определение областей пересечения в играх с тремя обручами. Развивать логическое мышление, внимание. | ||
Д/игра «Цветок» (С четырьмя обручами) (блоки Дьенеша) | Цель: Закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с четырьмя обручами. Продолжать развивать у детей логическое мышление и внимание. |
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе.
Тема: Путешествие в страну Игралочку
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах; совершенствовать навык счета в пределах десяти. Закрепить дни недели, времена года; формировать умение классифицировать и обобщать предметы по двум, трем признакам (с использованием блоков Дьенеша). Упражнять в определении области пересечения кругов. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Развивать логическое мышление, внимание, воображение. Продолжать учить отгадывать математические загадки с помощью художественного слова. Развитие творчества, мышления, речи с помощью игр-небылиц.
Развивающая среда: набор плоских геометрических фигур; набор объемных цифр; 2 обруча; блоки Дьенеша; сундучок; разноцветные очки разной формы; карточки-символы; венки на голову; набор магнитных чисел; магнитная доска; с играми-небылицами; рисунок с домами; доски из теста и счетные палочки на каждого ребенка.
Интеграция: Познавательное развитие , физическое развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
1.Ход занятия
Здравствуйте, Ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну Игралочку. Но как же нам туда попасть? А попадем мы туда с помощью этого волшебного сундучка.
Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка!
Чудо детям сотвори-
Волшебство им подари!
(Под музыку медленно открывается крышка сундучка). Что же там внутри сундучка лежит? Ой, посмотрите, какие необычные красивые очки. Вот с их помощью, мы и попадем в волшебную страну Игралочку. (Надеваем очки, звучит загадочная мелодия.)
Вот мы и попали в страну Игралочку.
Направо и налево -
Везде лежит она -
Игралочка, Игралочка –
Волшебная страна.
Здесь всем ребятам рады,
Не бойся, заходи,
И за руку друзей своих
Сюда же приводи!
2. Волшебные цифры
В волшебной стране Игралочке постоянно происходят какие-то истории. Сегодня, например, все цифры перессорились. Каждая считает себя самой важной, нужной и красивой. Возьмите, пожалуйста, любую цифру. Давайте расскажем о них, где они встречаются. Например:
- Я цифра 1 – одно солнышко, одна мама, один папа;
- А я цифра 5 –я отличная оценка в школе, на одной руке пять пальцев;
- А я цифра 4 –у животных по четыре лапы, у квадрата четыре угла;
А какие четыре времени года вы знаете?
- Я цифра 2 –у человека все по паре: два глаза, два уха, две ноги, две руки;
- А я цифра 3 –я встречаюсь в сказках «Три медведя», «Три поросенка»;
- Я цифра 7-у радуги семь цветов, в сказке «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»;
А в неделе сколько дней? Перечислите их.
-Дети: (ответы)
-Восп.: Молодцы, ребята, теперь цифры поняли, что они все для нас важны и нужны. Давайте мы их подружим, разложите цифры по порядку.
3. «Геометрические фигуры». В волшебной стране Игралочке живут и геометрические фигуры.
- Восп.: Какие геометрические фигуры вы знаете, ребята?
Дети: Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
- Восп.: Посмотрите, пожалуйста, дети, какие фигуры живут в стране Игралочке. Хотите с ними подружиться?
Дети:Да.
А друга вы себе найдете с помощью карточек-символов, возьмите вот эти карточки-символы, посмотрите на них внимательно и найдите своего друга
. (Дети кладут карточки-символы под своей геометрической фигурой, выборочно спрашиваем, почему ребенок выбрал эту фигуру) .
4. «Необычные загадки». А теперь присядем на ковер. В волшебной стране Игралочке нам приготовили еще одно задание. Мы должны отгадать необычные загадки, слушайте внимательно:
Пять поросят в футбол играли
Одного домой позвали-
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Две розы Маша сорвала
В подарок маме принесла.
Сорви еще и подари_
Ты мамочке не две, а три.
Сколько пальцев у перчатки?
Сколько яблок на дереве?
Сколько огоньков у светофора?
Сколько ног у карася?
Молодцы, все правильно ответили, я вами довольна.
5. «Необычные клумбы». В волшебной стране Игралочке все необычно. Посмотрите, вот какие необычные клумбы здесь. Какой они формы?
-Дети: круглые,
-Восп.: какого размера?
-Дети: большого,
-Восп.: какого они цвета ?
-Дети: красного и желтого
-Восп.: Ребята, какое сейчас время год?
-Дети: Весна
-Восп.: Да, сейчас наступила весна, пора посадки разных растений и, конечно же, цветов. На клумбах в стране Игралочке растут необычные цветы – блоки Дьенеша. Нужно помочь садовнику правильно рассадить цветы. Обручи у нас клумбы. Садовник решил в красную клумбу посадить такие цветы (в обруче лежит карточка-символ – синее пятно, а в желтую клумбу вот такие (карточка-символ – треугольник). Приступаем, ребята, к посадке цветов.
Объясните, почему вы так посадили цветы по клумбам?
-Дети: В красном обруче (клумбе) растут только синие цветы – любой геометрической формы, а в желтом – цветы треугольной формы, там, где пересекаются - красные и желтые обручи, растут только синие треугольники.
6.Физминутка: а теперь я вам предлагаю превратиться в красивые цветы (дети надевают веночки на голову) .
Наши красные цветки
Открывают лепестки.
Ветерок чуть дышит –
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки –
Головой качают,
Тихо засыпают.
7. «Разные домики». Ребята, давайте сядем за столы. В волшебной стране Игралочке построены вот такие дома:
Посмотрите внимательно на них, здесь каждый дом может быть лишним, подумайте и отвечайте:
- 1-й домик с одним окошком, а остальные с двумя;
- 3-й домик выше остальных;
- 4-й домик имеет прямоугольную форму крыши, а остальные треугольную;
- у 3-го домика два этажа, а остальные одноэтажные;
- 3-й домик имеет прямоугольную форму, а остальные квадратные.
Восп.: А сколько всего домиков?
-Дети: 4
Восп.: Как можно получить число 4?
-Дети подходят к магнитной доске и выкладывают на ней разные комбинации – 2 и 2, 3 и 1, 1 и 3, 4 и 0, 1, 1, 1 и еще раз один.
А если мы построим еще один дом? Сколько их станет?
-Дети: 5
Восп.: Как можно получить число 5?
-Дети: 1 и 4, 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 5 и 0, 1, 1, 1, 1, 1.
Молодцы, все верно сделали.
8. Пальчиковая гимнастика.
Давайте, ребята, немного отдохнем.
Все что только захотим,
Из песка мы смастерим.
Ислам лепит колобок,
А Ильнур – теремок,
Аскар лепит разных рыб,
А Нален – белый гриб.
9. «Волшебная доска». Садитесь, ребята, стульчики поверните к столу. Сейчас мы с вами порисуем на волшебных досках. Положите их на край стола, возьмите палочки, приготовились, слушайте внимательно: в правый верхний угол рисуем треугольник, в левый нижний угол – круг, в правый нижний угол – прямоугольник, в левый верхний угол – квадрат, а посередине нарисуем ромб. И с этим заданием мы с вами справились.
Но нам, ребята, пора возвращаться домой. Давайте подойдем к волшебному сундучку, наденем наши волшебные очки (звучит музыка). Давайте положит наши чудесные очки в этот сундучок (сундучок закрывается под музыку) .
Итог.
Вот мы, ребята, и вернулись в наш родной садик, в нашу любимую группу. Вам понравилось наше путешествие? Что нового мы с вами узнали?
Вы меня очень порадовали своими знаниями. Я убедилась, что вы дружите с математикой.
Молодцы! А теперь давайте попрощаемся (Дети говорят: до свидания и уходят.)
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе.
Тема: «Волшебный дом бабушки»
Программное содержание:
- Упражнять детей в закреплении состава числа 9 на основе измерения и цвета;
- упражнять в уменьшении и увеличении чисел в пределах 10 на единицу; учить детей отбирать палочки нужного цвета и цифрового значения, соответствующие размеру картины, распределять их в пространстве с целью получения нужного образа; закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «между», «справа», «слева», «над», «под» месторасположение предметов на листе бумаги; закреплять временные представления;
- закреплять порядковый счет в пределах 20; развивать мыслительные операции, умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
- воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.
Методические приемы:
«Зарядка для ума»;
составление состава числа 9 из двух меньших чисел с использованием палочек Кюизенера;
игра «На 1 больше, на 1 меньше»;
игра «Заколдованная картинка»;
физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»;
игровое задание «Разложи, как я скажу»;
игра «Сложи по образцу»; итог занятия.
Интеграция: Познавательное развитие , физическое развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование:
* Палочки Кюизенера; карточки числовыми выражениями; цветные плоские геометрические фигурки; картинки-схемы.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте!
- Ребята,давайте улыбнёмся друг другу. Если у кого-то и было не очень хорошее настроение, оно несомненно сейчас улучшилось. Итак, настроение отличное, и вы готовы отвечать на мои вопросы?
-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Мы с вами каждое утро делаем зарядку, а для чего она нужна?
-Дети: (Быть здоровыми и крепкими).
- Восп.: Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума. Это вопросы, на которые вы должны быстро ответить:
- Восп.: Какой сейчас идёт месяц?
-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какое время года?
-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какой сегодня день недели? А какой будет завтра?
-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какое сегодня число?
-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какой месяц? Назовите.
-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Молодцы, на все вопросы ответили правильно!
Сегодня моя бабушка пригласила нас в гости. У неё волшебный дом.
И она нам приготовила волшебные задания.
2. Объяснение нового материала.
Чтобы попасть во двор дома моей бабушки надо выполнить первое задание.
Состав числа 9.
- Восп.: Ребята, откройте коробочки с цветными счетными палочками Кюизенера. Достаньте палочку, которая обозначает число 9.
-Какого цвета эта палочка?
-Дети: Синяя.
- Восп.: А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились под синей.
- Восп.: Сколько белых палочек лежит под синей палочкой?
-Дети: 9 белых палочек.
- Восп.: Да, правильно. В числе 9 – 9 единиц. Давайте назовем их: (1,1,1,1,1,1,1,1 и 1).
-А теперь подумайте и приложите ниже одну белую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе по длине были равны синей палочке.
- Какого цвета эта палочка?
-Дети: Бордовая.
-Восп.: Какое число обозначает бордовая палочка?
-Дети: Число восемь.
-Восп.: Значит 9 это 1 и 8.
-Приложите ниже одну розовую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе были равны по длине синей палочке. Какую палочку вы положили?
-Дети: Черную.
-Восп.: Какое число обозначает розовая палочка?
-Дети: Два.
-Восп.: Какое число обозначает черная?
-Дети: Семь.
Значит 9 это 2 и 7.
(По аналогии дети составляют все варианты числа 9).
Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 9.
- Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 9. Давайте еще раз их назовем:
- Белая палочка обозначает число 1, а бордовая – число 8. Значит 9 это 1 и 8.
- Розовая палочка обозначает число 2, а черная – число 7. Значит 9 это 2 и 7.
- Голубая палочка обозначает число 3 , а фиолетовая – число 6. Значит 9 – это 3 и 6.
- Красная палочка обозначают число 4, желтая – число 5. Значит 9 это 4 и 5.
(Воспитатель рядом со своими палочками прикладывает записи числовых выражений).
Вот ворота и открылись, здесь нас ждёт следующее задание, выполнив его мы попадём в дом.
3. Игра «На 1 больше, на 1 меньше».
Дети стоят в кругу, воспитатель показывает палочку любого цвета и просит детей выполнить на 1 движение больше или меньше:
- присесть;
- хлопнуть в ладоши;
- прыгнуть;
- моргнуть глазами;
- поднять руку вверх и т.д.
4. Игра «Заколдованная картинка» (симметричное выкладывание по схеме).
- Ребята, у вас на столе волшебные картинка. Посмотрите на нее внимательно, давайте мы попытаемся расшифровать картинку и узнать, что на ней изображено.
(Детям предлагается схема, выложенная в черно-белом варианте. Ребенок должен подобрать палочки по цвету в соответствии с количеством квадратов на схеме, а затем произвести симметричное выкладывание, чтобы узнать, какой рисунок (изображение) получится).
-Восп.: Какой рисунок у вас получился?
-Дети: Самовар.
- Восп.: Какие по цвету палочки вы положили сверху в пятом ряду? Почему? –Дети: Розовые, потому что они занимают два квадрата в схеме).
- Восп.: А в шестом ряду?
-Дети: голубые.
- Восп.: Сколько всего желтых палочек вы использовали?
-Дети: Двенадцать.
- Восп.: Какие ряды занимают красные палочки на схеме?
-Дети: Девытый ряд, шестнадцатый ряд.
- - Восп.: Какие палочки вы положили в самом низу самовара? Почему? -Дети: Голубые, потому что они занимают три квадрата на схеме.
Молодцы, вы все правильно справились с заданием, сложите палочки снова в коробки и давайте отдохнем.
5. Физминутка.
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова - это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
- Восп.: Чтобы на волшебном столе появились чайные чашки надо выполнить ещё одно задание.
6. Игра «Разложи, как я скажу»
Детям даются карточки с цифрами.
Воспитатель предлагает разложить на карточки палочки в соответствии с числовым обозначением, а затем дает задания:
- справа от палочки, которая обозначает число 5 положить красный квадрат;
- слева от палочки, которая обозначает число 9 положить зеленый треугольник;
- над палочкой, которая обозначает число 6 положить синий круг;
- под палочкой, которая обозначает число 7 положить желтый квадрат;
- между палочками, которые обозначают числа 10 и 5 положите зеленый круг.
( Воспитатель предлагает детям проверить выполненное задание, образец которого вывешивается на доске. Если дети ошиблись, то они исправляют ошибки, проговаривая свои действия).
-Восп.: И после выполнения последнего задания появятся на столе угощения.
7.Игра «Сложи картинку по образцу».
Детям даются картинки, по которым нужно выложить на столе точно такую же.
8. Итог занятия.
- Что интересного было на занятии?
- А что понравилось тебе больше всего?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание было самым легким?
- Как ты считаешь, ты хорошо поработал?
- Почему ты так решил?
- За что бы ты себя похвалил?
Оценка работы детей воспитателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие элементарных математических представлений посредством игр логико-математического содержания"
В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....
Занятие по формированию математических представлений "Путешествие в математическую галактику"
итоговое занятие по математике в подготовительной группе...
КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»
Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
Районный семинар-практикум Тема: «Модернизация математического образования на дошкольном уровне общего образования в соответствии с Концепцией развития математического образования в России на основе комплексной программы математического развития «Мате:
14 декабря 2017 г. на семинаре - практикуме сотрудники детского сада им.Ю.А.Гагарина поделились промежуточными результатами своей деятельности с п...