Математический кружок "Эрудит"
материал по математике ( группа) по теме

Алексеева Екатерина Петровна

Тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx251.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ибресинский детский сад «Радуга»

Ибресинского района Чувашской Республики

   

Программа

математического кружка

«Эрудит»

для детей дошкольного возраста

                                              Руководитель: воспитатель первой

                                                      квалификационной категории

                                                    Алексеева Екатерина Петровна

п. Ибреси

2013 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ибресинский детский сад «Радуга»

Ибресинского района Чувашской Республики

План

 работы математического кружка

«Эрудит»

                                              Руководитель: воспитатель первой

                                                      квалификационной категории

                                                    Алексеева Екатерина Петровна

п. Ибреси

2013 г.

Тематический план для среднего дошкольного возраста

№ п/п

Месяц

Тема игры

Программное содержание, дидактическая задача

1.      

сентябрь

«Круг, квадрат»

(блоки Дьенеша)

Познакомить детей с признаком предмета – форма. Развивать умение группировать фигуры по форме.

2.

Д.и: «Найди свой домик», «Разложи в коробки» (блоки Дьенеша)

Прививать детям умение различать цвета, формы геометрических фигур.

3.

октябрь

«Чудесное дерево»

(блоки Дьенеша)

Учить детей  распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закреплять знание основных цветов: красный, синий, жёлтый.

4.

Д.и: «Игра с палочками», « Бабочки и цветы»

(палочки Кюизенера)

Учить выбирать палочки указанного цвета, учить составлять изображения предметов простой формы.

5.

ноябрь

Проведение диагностики

Диагностика конструктивных навыков.

6.

Д. и: «Игра с палочками»

Учить различать и группировать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета и их названия, использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине и т.д. Развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу, формировать навык самоконтроля и самооценки. 

7.

декабрь

«Сравнение предметов по длине»

Д.и: «Высушим полотенце»

(палочки Кюизенера)

Учить различать палочки по длине и по цвету, составлять квадрат из палочек.

 

8.

Д.и: «Сделай узор»

(блоки Дьенеша)

Развивать у детей восприятие формы. Учить анализировать расположение предметов в пространстве.

9.

январь

Игра-путешествие «Новый год в городе волшебных фигур»

(блоки Дьенеша)

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внимание. Воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь.

10.

Д.и: «Ёлка»

(палочки Кюизенера)

Упражнять детей в определении длины предмета, используя приём наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.

11.

февраль

«Треугольник»

Д.и: «Чудесный мешочек», «Найди свой домик»

(блоки Дьенеша)

Закреплять умение различать цвет, форму. Формировать представление о символическом изображении предметов. Учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.

12.

«В гости к геометрическим фигурам»

Д.и: «Строительство домов»

(палочки Кюизенера)

Развивать математические способности детей. Закреплять умения узнавать, называть, различать геометрические фигуры.

Упражнять в счёте, сравнивать предметы по высоте.

13.

март

«Андрюша и цыплёнок. Дорожки. Игры с цыплёнком»

Д.и: «Заборчики»

(палочки Кюизенера)

Учить различать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче»; строить дорожки, варьируя их по длине, пристраивать палочки разной длины.

14.

«Поезд»

Д.и: «Найди такую же фигуру»

(блоки Дьенеша)

Упражнять детей в умении классифицировать блоки по двум признакам: цвету и форме. Учить читать блоки по знакам. Развивать внимание, наблюдательность, память.

15.

апрель

«Волшебные листочки»

Д.и: «Разноцветные шары»

(блоки Дьенеша)

Формировать навыки счёта в пределах 5, закреплять знания о частях суток, о цветах, развивать навык группирования фигур по цвету и форме.

Развивать логическое мышление. Учить читать кодовое обозначение логических блоков.

16.

Д.и: «Построим забор», «Найди такую же»

(палочки Кюизенера)

Закреплять умение выделять цвета и сравнивать по длине.

17.

май

Д.и: «Цепочка»

(блоки Дьенеша)

Упражнять детей в умении построения цепочки(от простой до сложной).

18.

«Сказочный домик для лисички»

Д.и: «У кого больше»

(палочки Кюизенера)

Развивать внимание, логическое мышление, речь. Развивать умение группировать палочки  по цвету. Упражнять детей в ориентировке в пространстве. Воспитывать желание играть с палочками.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в средней группе.

Тема: «Путешествие Красной Шапочки»

Цель: Закрепление полученных знаний.

Задачи:

*Учить детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести детей к пониманию того, что число предметов не зависит от размеров; *Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»

*Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине и высоте;

* Учить устанавливать соотношения между величинами разного вида, закрепить порядковое значение числа 3,

*Упражнять в умении подбирать геометрические фигуры, подходящие по размеру.

*Развивать двигательную активность.

Интеграция: Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально – коммуникативное развитие

Материал и оборудование:

* цветы и геометрические фигуры на каждого ребенка;

*ручей длинный и широкий, ручей короткий и узкий, конверт и коробочка с игрушками,   клубки, кошки по 2шт. ;

*куклы, бантики по 4 шт. ; ежики, грибочки по 5 шт. ;

*по три елочки разной высоты на каждого ребенка. Запись детской песни.

Ход занятия.

1.Организационный момент. «Пройди через ручей»

-Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в необычную сказку «Красная Шапочка» нас там ждут интересные игры. Но вести себя в этой сказке надо спокойно: не шуметь, не ссорится, а можно дружно играть и выполнять различные задания. Путешествие наше начинается прямо здесь. Чтобы попасть в эту сказку нужно пройти через ручей: мальчики идут через короткий, а девочки через длинный, не ошибайтесь.

(Дети проходят через ручей)

-Восп.: Девочки? Через какой ручей вы проходили?

- Дети.: (девочки) Через длинный ручей.

- Восп.: Мальчики, а вы через какой ручей проходили?

-Дети (мальчики): Через короткий ручей.

Повторение пройденного.

(За ручейками растёт дерево, на котором письмо от красной шапочки)

(Воспитатель читает письмо)

- Я заблудилась в лесу, чтобы мне помочь вам нужно выполнить несколько заданий. Воспитатель приглашает детей за стол. Все вместе рассматривают содержимое письма и педагог объясняет задание из конверта.)

(В конверте кошки и клубки по 2 шт.; куклы и бантики по 4 шт., ёжиков и грибов по 5 шт.)

- Восп.: Ребята как вы думаете? Что можно подарить кошкам из тех игрушек которые у нас есть?

-Дети: Клубки.

-Восп.: Сколько нужно клубков?

-Дети: Два.

-Восп.: Почему два?

-Дети: Потому что две кошки.

Дети считают кошек и клубки. Вызванный ребенок выкладывает клубки точно под кошками, слева направо правой рукой.

-Восп.: Сколько кошек?

-Дети: Две кошки.

-Восп.: Сколько клубков?

-Дети: Два клубка.

-Восп.: Что можно сказать про кошек и клубки?

-Дети: Их поровну, по два. Или клубков столько же, сколько котят по два.

-Восп.: А что же мы подарим ёжикам?

-Дети: грибочки.

-Восп.: Сосчитайте, сколько ёжиков?

-Дети: Пять ёжиков.

-Восп.: Сколько им нужно грибочков?

- Дети: Пять грибочков.

-Восп.: Посчитайте, сколько у меня грибочков?

-Дети: Четыре грибочка.

-Восп.: Как проверить хватит ли всем ёжикам по грибочку?

- Дети: Надо под каждым ёжиком положить по одному грибочку.

(Выкладывают у доски.)

2. Объяснение нового материала.

-Восп.: Что мы можем сказать о ёжиках, их больше или меньше чем грибов?

-Дети: Их больше на один.

- Восп.: Значит грибов больше или меньше чем ёжиков?

- Дети: грибов меньше на один, их четыре.

-Восп.: Что надо сделать, чтобы ёжиков и грибов было поровну?

-Дети: Надо убрать одного ёжика

- Восп.: Тогда сколько их станет.

- Дети: Четыре ёжика, столько же сколько грибов четыре.

- Восп: А как ещё можно сделать, чтобы ёжиков и грибов было поровну по пять

-Дети: Можно положить ещё один гриб.

- Восп.: Тогда сколько будет грибов?

-Дети: Пять грибов.

-Восп.: А сколько ёжиков?

-Дети:  Пять ёжиков.

-Восп.: Что мы можем сказать о ёжиках и грибах?

-Дети: Ёжиков столько же что и грибов?

По пять. Пять и пять - одинаково.

Повторить с тремя четырьмя детьми.

-Хорошо мы раздали всем игрушкам подарки. У нас подарков было столько сколько игрушек.

3. Дыхательная гимнастика.

-Восп.: А чтобы лес наш зашумел, давайте мы с вами подуем, как ветерок. Дети произносят на выдохе звук Ш.

-Слышите, как дует ветер.

4. Физ. Минутка.

Мы листики осенние –

На ветках мы сидим.

Дунул ветер.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

5. Игра «Вырастим лес»

-Восп.: Ребята, нам надо помочь красной шапочке найти тропинку ,чтобы она дошла быстро до домика бабушки.

Ведь раньше тропинка шла через лес, а его сейчас нет.

- Дети: Ребята давайте мы с вами посадим новый лес из ёлок разной высоты.

На столе стопкой лежат ёлки разной высоты по три штуки на каждого ребёнка.

-Восп.: Сейчас каждый из вас подойдет к стопочке ёлок и разложит их в таком порядке: высокая ёлочка, пониже, и самая низкая.

Дети выполняют задание, проверяют соседа, как он посадил деревья.

6. Упражнение на релаксацию.

-Ребята, закройте глаза и представьте себя, как будто вы в лесу, шумит ветер, светит яркое солнце, давайте прижмуримся, чтобы оно нас не слепило, а теперь покатаем его на наших бровках, поднимем одну бровь, затем другую, а теперь на губках вытянем губы вперед, а затем улыбнемся.

В это время воспитатель выкладывает цветы на полянке и накидывает платок бабушки.

7. Игра «Найди нужную фигуру»

-Здравствуйте ребята, спасибо, что помогли Красной Шапочке дойти до моей избушки, за вашу доброту я вам подарю подарок. У меня в саду  растут цветы, но они засияют только тогда, когда вы подберете к нему серединку из геометрической фигуры. А какие геометрические фигуры вы знаете?

- Дети: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник…

Бабушка раздает детям фигуры, они ищут свой цветок с такой же геометрической фигурой.

Бабушка проверяют правильность выполнения  задания.

8.Палочки Кюизенера

Ребята, вы все знаете сказку «Красная шапочка», в этой сказке волк злой. А мы хотим, чтобы в нашей сказке Волк подружился с Кранной Шапочкой и с нами. С помощью палочек Кюизенера соберём картинку, где Красная шапочка угощает Волка пирожками.

9. Итог

Бабушка: Вам понравилось в нашей сказке? А что вы делали? Какие задания выполняли?

Дети: (ответы детей)

До свидания, вам пора в детский сад.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в средней группе.

Тема: «День рождение Нюши»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством авторской методики Кюизенера, Дьенеша.

 Задачи:

  • Учить группировать предметы по цвету и длинне.
  • закрепить основные цвета, формы и величину предметов (состоящих из палочек Кюизенера)
  • Закрепит счет до 5 (количественный счет, отвечая на вопросы «Сколько всего? »;
  • развивать мышление, память, внимание, речь детей, воображение и способности к конструированию;
  • закреплять умение работать по образцу;
  • продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми, желание помочь главному герою, воспитывать бережное отношение к методическим пособиям.

Интеграция: Познавательное развитие , физическое развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материал :Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игрушки Смешарики и тетушка Сова, карточки-схемы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент.

– Восп.: Ребята, посмотрите, как я вам улыбаюсь. Улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу. Я желаю всем хорошего настроения. Будьте внимательными, умными и дружными.

-Дети: Все улыбаются друг другу.

-Восп.:  Какие праздники вы знаете? Какой у вас самый любимый?

-Дети: День рождение

-Восп.:  Почему? Вам нравиться ходить на день рожденье?

Нас на день рождение пригласила Нюша.

Она нам прислала приглашение.

Приглашение.

У меня сегодня день рожденье, но никто ко мне не пришел. Мне очень грустно. Помогите моим друзьям добраться до меня.

- Восп.:  ну, что ребята, поможем? Тогда выберите и займите себе место.

1 задание. Испечём печенье.

- Восп.: Первым поспешил в гости Крош. Он приготовил вкусное печенье, но по дороге растерял его. Давайте поможем ему собрать печенье. Но оно у нас будет не простое, а из разноцветных палочек Кюизенера.

Как вы думаете, какой формы можно постряпать печенье?

-Дети: Квадратное, треугольное, круглое.

Восп.: Крош сказал, что Нюша любит квадратное печенье, а у него были разноцветные печенья! какой формы и какого цвета будем печь печенья?

-Дети: квадратные и цветные.

- Восп.: Пусть каждый из вас сделает квадратное разноцветное печенье.

-Дети: выполняют задание

- Какой формы получилось у вас печенье? Какого цвета получились печенья?

Дети: квадратное.(спросить у нескольких детей),

белое, красное, розовое, желтое, голубое. (Дети называют цвета)

- Восп.: Какой прекрасный и вкусный подарок получит Нюша от Кроша. Целую коробку печенья – ассорти.

2 задание. " Строим дорожки". Лосяш поспешил на день рождение, но забыл по какой дороге надо идти.

- Восп.: Возьмите 5 палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек красного цвета.

Возьмите 5 палочек голубого цвета. Рядом постройте дорожку из палочек голубого цвета.

- Восп.: Какого цвета дорожка длиннее?

-Дети: красного цвета дорожка длиннее.

- Восп: Какого цвета дорожка короче?

-Дети: голубого цвета дорожка короче

- Восп: По какой дороге быстрее Лосяшу добраться до Нюши?

-Дети: по красной дорожке Лосяш до Нюши доберется быстрее.

3 задание. Самолет. Ёжик. Следующий поспешил в гости к Нюше.

- Восп: Ёжик решил полететь в гости к Нюше на самолёте.

Построить по образцу самолет с помощью блоков Дьенеша. Возьмите образец и попробуйте сделать такой же самолет.

Дети: (выполняют задание)

- Восп: А теперь давайте полетаем с вами… .

Физминутка.

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолёт.

4задание. «Сделай торты»

- Восп: Совунья испекла большой торт со свечками. Вы любите торт? И Нюша любит.

-Дети: Да!

- Восп: А мыс вами сделаем торт с помощью палочек Кюизенера.

1 корж – желтый, будем строить с помощью пяти желтых палочек.

Дети: (дети строят квадрат из 5 желтых палочек) .

2 корж – красный, будем строить с помощью красных палочек.

3 корж – голубой, будем строить с помощью голубых палочек.

Дети: (выполняют задание)

- Восп:  Какого цвета построили первый корж?

-Дети: желтого.

- Восп:  Сколько палочек взяли для 1 коржа?

-Дети: 5палочек.

- Восп:  Какого цвета построили второй корж?

-Дети: красного.

- Восп:  Какого цвета построили третий корж?

-Дети: голубого.

- Восп:  Не забудьте торт украсить одной белой палочкой - свечкой.

- Сколько лет имениннице?

- Почему?

-Дети:  (Потому что одна свечека) .

- Восп:  Какие аппетитные тортики у вас получились.

5задание. «Лесенка-чудесенка». 

- Восп:  Не хватает всех остальных друзей. Давайте построим лесенку-чудесенку из наших волшебных палочек

Первая ступенька лесенки - белая палочка-кубик.

Вторая ступенька - розовая палочка, третья - голубая, четвертая - красная, пятая - желтая.

-Дети:  (Дети делают лесенку: 5 палочек)

Какая красивая, разноцветная лесенка получилась.

«Мы по лесенке шагаем

И ступеньки все считаем

Все ступеньки до одной

Знаем в лесенке цветной»

Вопросы:

- Восп:  Сколько всего ступенек?

-Дети:   Пять ступенек

- Восп:  Какого цвета ступеньки?

-Дети:   белая, розовая, голубая, красная, желтая.

- Восп:  Какого цвета самая низкая ступенька?

-Дети:   Белая ступенька самая низкая.

- Восп:  Какого цвета самая высокая ступенька?

-Дети:   Жёлтая ступенька самая высокаяю.

- Восп:  Какая по цвету ступенька выше: голубая или красная?

-Дети:   красная ступенька выше.

- Восп:  Какая по цвету ступенька ниже: розовая или голубая?

-Дети:   Розовая ступенька ниже.

- Восп:  Какая цветом по счету 3,  ступенька?

-Дети:   голубая ступенька

- Восп:  Какая цветом ступенька между белой и голубой?

-Дети:   розовая ступенька.

Какая замечательная лесенка-чудесенка у нас получилась! Молодцы ребята!

Итог.

- Дети, вам понравилось как мы сегодня помогли Нюше собрать друзей на праздник?

А теперь я вам предлагаю пройти в группу. А там придумать и нарисовать для Нюши поздравительную открытку!

– Наше занятие закончено.

Итог. Вам понравилось день рождение Нюши? А что вы делали? Какие задания выполняли?

Тематический план для старшего дошкольного возраста

№ п/п

Месяц

Тема игры

Программное содержание, дидактическая задача

Сентябрь

Д/Игра: «Цветные коврики — 2» (палочки Кюизенера)

Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.

Д/Игра: «Играем с цветом» (палочки Кюизенера)

Цель: Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

Д/игра: «Помоги Чебурашке» (блоки Дьенеша)

Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Д/игра: «Лабиринт»  (блоки Дьенеша)

Цель: Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма), Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически – действенное мышление.

Октябрь

Д/Игра: «Измерение с помощь палочки — мерки»  (палочки Кюизенера)

Цель:Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.

 Д/Игра: «Дополни» . (палочки Кюизенера)

Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление

Д/игра: «С двумя обручами»  (блоки Дьенеша)

Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.

Д/игра: «Разложи пропущенные фигуры» 

 (блоки Дьенеша)

Цель: Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.

Ноябрь

Д/Игра «Запомни»  

(палочки Кюизенера)

Цель: Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера.

Д/Игра: «Подбери цифру» 

(палочки Кюизенера)

Цель: Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление.

 Д/игра: «Найди меня» (блоки Дьенеша)

Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.

  Д/игра: «Вырасти цветы» (блоки Дьенеша)

Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.

Декабрь

Д/Игра: «Цветные числа» 

(палочки Кюизенера)

Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление.

 П/Игра: «По порядку становись»   (палочки Кюизенера) 

Цель:Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки.

Д/игра «Волшебное дерево» (блоки Дьенеша)

Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Д/игра «Олимпийские кольца» (блоки Дьенеша)

Цель: Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Январь

Д/Игра: «Магазин игрушек»  (палочки Кюизенера)

Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать контакты в совместной игре. Расширить знания детей о профессии продавца.

Д/Игра: «Кто где живёт?» (палочки Кюизенера)

Цель: Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).

Д/игра «Украшаем ёлочку мы в просторном доме» (блоки Дьенеша)

Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать мелкую моторку рук (при изготовлении аппликации).

Д/игра: «Пирамида» (блоки Дьенеша)

Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.

Февраль

 Д/Игра: «Составь число»  (палочки Кюизенера)

Цель: Закрепить счёт в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Д/Игра: «Весы»  (палочки Кюизенера)

Цель: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Д/игра: «Найди такую же» (блоки Дьенеша)

Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

Д/игра: «Улитка» (блоки Дьенеша)

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Март

 Д/Игра: «Больше — меньше»  (палочки Кюизенера)

Цель: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

Д/Игра: «Найди дом для палочки» (палочки Кюизенера)

Цель: Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Д/игра: «Перемещение» (по принципу «пятнашек») (блоки Дьенеша)

Цель: Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление. Развивать восприятие, внимание.

Д/игра: «Кроссворды с блоками», или «Угадай, что получилось?» (блоки Дьенеша)

Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое.

Апрель

Д/игра: «Разведчик» палочки Кюизенера)

Цель: Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.

Д/игра: «Конструирование цифр» палочки Кюизенера)

Цель: Продолжать учить порядковому счёту в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами . Развивать память, воображение, мышление, конструктивные способности.

Д/игра: «Неделька»  (блоки Дьенеша)

Цель: Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность. Развивать внимание, память, мышление.

Д/игра «С двумя обручами» (блоки Дьенеша)

Цель: Формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с двумя обручами. Развивать логическое мышление, внимание.

Май

 Д/Игра: «Число — головоломка» палочки Кюизенера)

Цель: Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление.

Д/Игра: «Что пропустили?»  палочки Кюизенера)

Цель: Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек. Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Перспективный план дидактических игр по работе с палочками Кюизенера для старшего дошкольного возраста.

Д/игра: «С тремя обручами» (блоки Дьенеша)

Цель: Продолжать формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Определение областей пересечения в играх с тремя обручами. Развивать логическое мышление, внимание.

Д/игра «Цветок» (С четырьмя обручами) (блоки Дьенеша)

Цель: Закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с четырьмя обручами. Продолжать развивать у детей логическое мышление и внимание.

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе.

Тема: Путешествие в страну Игралочку

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах; совершенствовать навык счета в пределах десяти. Закрепить дни недели, времена года; формировать умение классифицировать и обобщать предметы по двум, трем признакам (с использованием блоков Дьенеша). Упражнять в определении области пересечения кругов. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Развивать логическое мышление, внимание, воображение. Продолжать учить отгадывать математические загадки с помощью художественного слова. Развитие творчества, мышления, речи с помощью игр-небылиц.

Развивающая среда: набор плоских геометрических фигур; набор объемных цифр; 2 обруча; блоки Дьенеша; сундучок; разноцветные очки разной формы; карточки-символы; венки на голову; набор магнитных чисел; магнитная доска; с играми-небылицами; рисунок с домами; доски из теста и счетные палочки на каждого ребенка.

 Интеграция: Познавательное развитие , физическое развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

1.Ход занятия

Здравствуйте, Ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну Игралочку. Но как же нам туда попасть? А попадем мы туда с помощью этого волшебного сундучка.

Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,

Расписная крышка, медная задвижка!

Чудо детям сотвори-

Волшебство им подари!

(Под музыку медленно открывается крышка сундучка). Что же там внутри сундучка лежит? Ой, посмотрите, какие необычные красивые очки. Вот с их помощью, мы и попадем в волшебную страну Игралочку. (Надеваем очки, звучит загадочная мелодия.)

Вот мы и попали в страну Игралочку.

Направо и налево -

Везде лежит она -

Игралочка, Игралочка –

Волшебная страна.

Здесь всем ребятам рады,

Не бойся, заходи,

И за руку друзей своих

Сюда же приводи!

2. Волшебные цифры

В волшебной стране Игралочке постоянно происходят какие-то истории. Сегодня, например, все цифры перессорились. Каждая считает себя самой важной, нужной и красивой. Возьмите, пожалуйста, любую цифру. Давайте расскажем о них, где они встречаются. Например:

- Я цифра 1 – одно солнышко, одна мама, один папа;

- А я цифра 5 –я отличная оценка в школе, на одной руке пять пальцев;

- А я цифра 4 –у животных по четыре лапы, у квадрата четыре угла;

А какие четыре времени года вы знаете?

- Я цифра 2 –у человека все по паре: два глаза, два уха, две ноги, две руки;

- А я цифра 3 –я встречаюсь в сказках «Три медведя», «Три поросенка»;

- Я цифра 7-у радуги семь цветов, в сказке «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»;

А в неделе сколько дней? Перечислите их.

-Дети: (ответы)

-Восп.: Молодцы, ребята, теперь цифры поняли, что они все для нас важны и нужны. Давайте мы их подружим, разложите цифры по порядку.

3. «Геометрические фигуры». В волшебной стране Игралочке живут и геометрические фигуры.

- Восп.: Какие геометрические фигуры вы знаете, ребята?

Дети: Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

- Восп.: Посмотрите, пожалуйста, дети, какие фигуры живут в стране Игралочке. Хотите с ними подружиться?

Дети:Да.

 А друга вы себе найдете с помощью карточек-символов, возьмите вот эти карточки-символы, посмотрите на них внимательно и найдите своего друга

. (Дети кладут карточки-символы под своей геометрической фигурой, выборочно спрашиваем, почему ребенок выбрал эту фигуру) .

4. «Необычные загадки». А теперь присядем на ковер. В волшебной стране Игралочке нам приготовили еще одно задание. Мы должны отгадать необычные загадки, слушайте внимательно:

Пять поросят в футбол играли

Одного домой позвали-

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

Две розы Маша сорвала

В подарок маме принесла.

Сорви еще и подари_

Ты мамочке не две, а три.

Сколько пальцев у перчатки?

Сколько яблок на дереве?

Сколько огоньков у светофора?

Сколько ног у карася?

Молодцы, все правильно ответили, я вами довольна.

5. «Необычные клумбы». В волшебной стране Игралочке все необычно. Посмотрите, вот какие необычные клумбы здесь. Какой они формы?

-Дети: круглые,

-Восп.:  какого размера?

-Дети: большого,

-Восп.:  какого они цвета ?

-Дети: красного и желтого

-Восп.:  Ребята, какое сейчас время год?

 -Дети: Весна

-Восп.:   Да, сейчас наступила весна, пора посадки разных растений и, конечно же, цветов. На клумбах в стране Игралочке растут необычные цветы – блоки Дьенеша. Нужно помочь садовнику правильно рассадить цветы. Обручи у нас клумбы. Садовник решил в красную клумбу посадить такие цветы (в обруче лежит карточка-символ – синее пятно, а в желтую клумбу вот такие (карточка-символ – треугольник). Приступаем, ребята, к посадке цветов.

Объясните, почему вы так посадили цветы по клумбам?

-Дети: В красном обруче (клумбе) растут только синие цветы – любой геометрической формы, а в желтом – цветы треугольной формы, там, где пересекаются - красные и желтые обручи, растут только синие треугольники.

6.Физминутка: а теперь я вам предлагаю превратиться в красивые цветы (дети надевают веночки на голову) .

Наши красные цветки

Открывают лепестки.

Ветерок чуть дышит –

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки –

Головой качают,

Тихо засыпают.

7. «Разные домики». Ребята, давайте сядем за столы. В волшебной стране Игралочке построены вот такие дома:

Посмотрите внимательно на них, здесь каждый дом может быть лишним, подумайте и отвечайте:

- 1-й домик с одним окошком, а остальные с двумя;

- 3-й домик выше остальных;

- 4-й домик имеет прямоугольную форму крыши, а остальные треугольную;

- у 3-го домика два этажа, а остальные одноэтажные;

- 3-й домик имеет прямоугольную форму, а остальные квадратные.

Восп.: А сколько всего домиков?

-Дети: 4

Восп.: Как можно получить число 4?

-Дети подходят к магнитной доске и выкладывают на ней разные комбинации – 2 и 2, 3 и 1, 1 и 3, 4 и 0, 1, 1, 1 и еще раз один.

А если мы построим еще один дом? Сколько их станет?

-Дети: 5

Восп.: Как можно получить число 5?

-Дети: 1 и 4, 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 5 и 0, 1, 1, 1, 1, 1.

Молодцы, все верно сделали.

8. Пальчиковая гимнастика.

Давайте, ребята, немного отдохнем.

Все что только захотим,

Из песка мы смастерим.

Ислам лепит колобок,

А Ильнур – теремок,

Аскар лепит разных рыб,

А Нален – белый гриб.

9. «Волшебная доска». Садитесь, ребята, стульчики поверните к столу. Сейчас мы с вами порисуем на волшебных досках. Положите их на край стола, возьмите палочки, приготовились, слушайте внимательно: в правый верхний угол рисуем треугольник, в левый нижний угол – круг, в правый нижний угол – прямоугольник, в левый верхний угол – квадрат, а посередине нарисуем ромб. И с этим заданием мы с вами справились.

Но нам, ребята, пора возвращаться домой. Давайте подойдем к волшебному сундучку, наденем наши волшебные очки (звучит музыка). Давайте положит наши чудесные очки в этот сундучок (сундучок закрывается под музыку) .

Итог.

Вот мы, ребята, и вернулись в наш родной садик, в нашу любимую группу. Вам понравилось наше путешествие? Что нового мы с вами узнали?

 Вы меня очень порадовали своими знаниями. Я убедилась, что вы дружите с математикой.

Молодцы! А теперь давайте попрощаемся (Дети говорят: до свидания и уходят.)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе.

Тема: «Волшебный дом бабушки»

Программное содержание: 

  • Упражнять детей в закреплении состава числа 9 на основе измерения и цвета;
  • упражнять в уменьшении и увеличении чисел в пределах 10 на единицу; учить детей отбирать палочки нужного цвета и цифрового значения, соответствующие размеру картины, распределять их в пространстве с целью получения нужного образа; закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «между», «справа», «слева», «над», «под» месторасположение предметов на листе бумаги; закреплять временные представления;  
  • закреплять порядковый счет в пределах 20; развивать  мыслительные операции, умение понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;  
  • воспитывать  навыки самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

«Зарядка для ума»;

 составление состава числа 9 из двух меньших чисел с использованием палочек Кюизенера;

игра «На 1 больше, на 1 меньше»;

игра «Заколдованная картинка»;

физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»;

игровое задание «Разложи, как я скажу»;

игра «Сложи по образцу»; итог занятия.

Интеграция: Познавательное развитие , физическое развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материал и оборудование:

* Палочки Кюизенера; карточки числовыми  выражениями; цветные плоские геометрические фигурки; картинки-схемы.

Ход занятия:

1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте!
- Ребята,давайте улыбнёмся друг другу. Если у кого-то и было не очень хорошее настроение, оно несомненно сейчас улучшилось. Итак, настроение отличное,  и вы готовы отвечать на мои  вопросы?

-Дети: (Ответы детей).

- Восп.: Мы с вами каждое утро делаем зарядку, а для чего она нужна?

-Дети:  (Быть здоровыми и крепкими).

- Восп.: Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума. Это вопросы, на которые вы должны быстро ответить:
- Восп.: Какой сейчас идёт месяц?

-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какое время года?

-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какой сегодня день недели? А какой будет завтра?

-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какое сегодня число?

-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Какой  месяц? Назовите.

-Дети: (Ответы детей).
- Восп.: Молодцы, на все вопросы ответили правильно!

Сегодня моя бабушка пригласила нас в гости. У неё волшебный дом.

И она нам приготовила волшебные задания.

2. Объяснение нового материала.

Чтобы попасть во двор дома моей бабушки  надо выполнить первое задание.

Состав числа 9.        

- Восп.: Ребята, откройте коробочки с цветными счетными палочками Кюизенера. Достаньте палочку, которая обозначает число 9.

-Какого цвета эта палочка?

-Дети:  Синяя.

- Восп.: А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились под синей.

- Восп.: Сколько белых палочек лежит под синей палочкой?

-Дети:  9 белых палочек.

- Восп.: Да, правильно. В числе 9 – 9 единиц. Давайте назовем их: (1,1,1,1,1,1,1,1 и 1).

-А теперь подумайте и приложите  ниже одну белую палочку, а вторую такую, чтобы  они вместе по длине были равны синей  палочке.

- Какого цвета эта палочка?

-Дети:   Бордовая.

-Восп.: Какое число обозначает бордовая палочка?

 -Дети:   Число восемь. 

-Восп.: Значит 9 это 1 и 8.

-Приложите ниже одну розовую палочку, а вторую такую, чтобы они вместе были равны по длине синей палочке. Какую палочку вы положили?

-Дети:   Черную.

-Восп.: Какое число обозначает розовая палочка?

-Дети:    Два.

-Восп.: Какое число обозначает черная?

-Дети:    Семь. 

Значит 9 это 2 и 7.

(По аналогии дети составляют все варианты числа 9).

Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 9.

- Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 9. Давайте еще раз их назовем:

- Белая палочка обозначает число 1, а бордовая – число 8. Значит 9 это 1 и 8.

- Розовая палочка обозначает число 2, а черная – число 7.  Значит 9 это 2 и 7.

- Голубая палочка обозначает число 3 , а фиолетовая – число 6. Значит 9 – это 3 и 6.

- Красная палочка обозначают число 4, желтая – число 5. Значит 9 это 4 и 5.

(Воспитатель рядом со своими палочками прикладывает записи числовых выражений).

Вот ворота и открылись, здесь нас ждёт следующее задание, выполнив его мы попадём в дом.

3. Игра «На 1 больше, на 1 меньше». 

Дети стоят в кругу, воспитатель показывает палочку любого цвета и просит детей  выполнить на 1 движение больше или меньше:

- присесть;

- хлопнуть в ладоши;

- прыгнуть;

- моргнуть глазами;

- поднять руку вверх и т.д.

4. Игра «Заколдованная  картинка» (симметричное выкладывание по схеме).

Ребята, у вас на столе волшебные картинка. Посмотрите на нее внимательно, давайте мы попытаемся расшифровать  картинку и узнать, что на ней изображено.

(Детям предлагается  схема, выложенная в черно-белом варианте. Ребенок должен подобрать палочки по цвету в соответствии с количеством квадратов на схеме, а затем произвести симметричное выкладывание, чтобы узнать, какой рисунок (изображение) получится).

-Восп.: Какой рисунок у вас получился?

-Дети: Самовар.

- Восп.: Какие по цвету палочки вы положили сверху в пятом ряду? Почему? –Дети: Розовые, потому что они занимают два квадрата в схеме).

- Восп.: А в шестом ряду?

  -Дети: голубые.  

- Восп.: Сколько всего желтых палочек вы использовали?

   -Дети: Двенадцать.

- Восп.: Какие ряды занимают красные палочки на схеме?

-Дети: Девытый ряд, шестнадцатый ряд.

-  - Восп.: Какие  палочки вы положили в самом низу самовара? Почему? -Дети: Голубые,  потому что они занимают три квадрата на схеме.

Молодцы, вы все правильно справились с заданием, сложите палочки снова в коробки и давайте отдохнем.

5. Физминутка.  

       Я прошу подняться вас – это «раз»,

        Повернулась голова - это «два»,

        Руки вбок, вперед смотри это «три».

        На «четыре» – поскакать.

        Две руки к плечам прижать - это «пять».

        Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

 

- Восп.: Чтобы на волшебном столе появились чайные чашки надо выполнить ещё одно задание.

6. Игра «Разложи, как я скажу»

Детям даются карточки с цифрами.

Воспитатель предлагает разложить на карточки палочки в соответствии с числовым обозначением, а затем дает задания:

- справа от палочки, которая обозначает число 5 положить красный квадрат;

- слева от палочки, которая обозначает число 9 положить зеленый треугольник;

- над палочкой, которая обозначает число 6 положить синий круг;

- под палочкой, которая обозначает число 7 положить желтый квадрат;

- между палочками, которые обозначают числа 10 и  5 положите зеленый круг.

( Воспитатель предлагает детям проверить выполненное задание, образец которого вывешивается на доске.  Если дети ошиблись, то они исправляют ошибки, проговаривая свои действия).

-Восп.: И после выполнения последнего задания появятся на столе угощения.

7.Игра «Сложи картинку по образцу».

Детям даются картинки, по которым  нужно выложить на столе точно такую же.

8. Итог занятия.

- Что интересного было на занятии?

- А что понравилось тебе больше всего?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое задание было самым легким?

- Как ты считаешь, ты хорошо поработал?

- Почему ты так решил?

- За что бы ты себя похвалил?

Оценка работы детей воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие элементарных математических представлений посредством игр логико-математического содержания"

В данной статье хочу поделиться опытом работы по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....

КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»

Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....