"Дидактическая игра как средство развития и активизации всех сторон речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
консультация по коррекционной педагогике

Митрофанова Валентина Эдуардовна

младшая, средняя, старшая, подготовительные группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mitrofanova_v.e._didakticheskie_igry_dlya_zpr.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как средство развития и активизации всех сторон речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Митрофанова В.Э.

Введение

Именно в дошкольном возрасте особое место в жизни ребенка занимает игра. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, которая позволяет приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно беден.

Для помощи развитию речи у детей с ЗПР важно применять индивидуальный подход, учитывая их специфические потребности и возможности. Помощью для логопедов и дефектологов могут послужить речевые тренировки, адаптированные дидактические игры и упражнения.

По мнению А.К. Бондаренко, под дидактической игрой понимается сложное, многоплановое явление, которое является игровым методом обучения, а также формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью.

Оценивая роль дидактической игры, Запорожец А.В. справедливо указывал, что необходимо добиваться того, чтобы игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Вопросом реализации дидактических игр и упражнений в процессе обучения интересовалось много ученых: А.К.Бондаренко, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и другие.

Нужно помнить, что дидактические игры должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям и способностям каждого ребенка с ЗПР.

Особенности развития игровой деятельности детей с ЗПР

Для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности:

- отставание в психическом развитии;

- неравномерность проявлений недостаточности развития;

- несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;

- снижение работоспособности;

- неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);

- низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);

- недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения;

- отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности;

- отставание в речевом развитии (дефекты речи, ограниченность словаря и.т.д.)

Так как игра — основной вид деятельности у детей, то дидактические игры будут наиболее результативными методами работы с детьми. Дидактические игры как средство воспитания способствуют познавательной активности, корректирует психические функции, благоприятно влияет на эмоционально- волевую сферу детей. Организуя игру педагогу необходимо создать условия, в которых ребёнок максимально действует самостоятельно в конкретной игровой ситуации или с определенными предметами. Так как дети испытывают трудности при усвоении учебного материала, то им требуются многократные повторения. Дидактическая игра обеспечивает необходимое количество повторений, чем помогает детям понять и усвоить изучаемый материал, действие, навык. В процессе дидактической игры педагог создает благоприятный эмоциональный настрой, мотивируя детей к занятиям, повышая их самостоятельность.

«Дидактические игры для детей с задержкой психического развития»

Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных мозговых структур.

Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано.

Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причём тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком (в дошкольном возрасте). Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. К сожалению, родители часто не замечают или не придают значения отставанию в развитии ребёнка до поступления в школу.

Воспитание и обучение детей осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра успешно используется и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития включиться в учебно-воспитательный процесс за счет коррекции недостаточного сформированных интеллектуальных навыков.

Дети с задержкой психического развития пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра выступает в роли инструмента психического и речевого развития ребенка и его социализации

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениями детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

Дидактическая игра имеет большое значение в речевом развитии детей в младшем возрасте. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Дидактические игры закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия; умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Использование дидактических игр в воспитании и развитии детей в условиях дошкольного образовательного учреждения помогает решить не только проблему коммуникации детей, но и развить всю речевую систему.

Игра - это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.

К основным функциям дидактической игры можно отнести:

— формирование мотивации к обучению, снятия напряжения;

— коррекция и развитие психических функций;

— формирование общих учебных умений, навыков самостоятельной работы; — формирование самоконтроля и самооценки;

— формирование адекватных взаимоотношений с окружающими и освоение социальных ролей.

Новизна:

Цель:

- развивать через игровую деятельность речь детей в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности.

Задачи:

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речи;

- совершенствовать разговорную речь;

- формировать грамматический строй речи;

- обогащать и активизировать словарь.

При организации дидактической игры педагогу необходимо учитывать следующие условия:

— наличие знаний и умений у педагога;

— эмоциональность и выразительность проведения игр;

— включенность педагога в игру, так как он является участником игры, при этом руководит игрой и направляет ее не заметно для детей в нужном направлении;

— сочетание занимательности и обучения, так как педагог в ходе игры проводит обучение и развитие детей;

— доброжелательность, уважение и доверие между педагогом и детьми;

— использование простой, понятной и доступной наглядности.

Выделяют несколько видов дидактических игр:

— сюжетно-ролевые игры подразумевают выполнение детьми определенных ролей, например, роли врача и пациента;

— игры-инсценировки уточняют представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения;

— настольно-печатные игры включают в себя парные картинки, лото, домино, мозаики и др. данный вид игр основан на принципе наглядности;

— словесные игры заключаются в том, что решение обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Дидактические игры учат детей самостоятельности, повышают интерес к занятиям. Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством коррекции и развития высших психических функций у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Дидактические игры направленны на то, чтобы сделать процесс коррекционно-развивающих занятий более эмоциональным, действенным и позволить ребенку получить собственный опыт.

Значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных элементов на прогулке. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Дети с ЗПР с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Они часто не выделяют ведущую руку, движения их рук бывают неловкими, несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками.

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

Игра: «Что сначала, что потом?»

Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.

1) Покажи - развитие пассивного словаря.

2) Назови - развитие активного словаря.

Примерные вопросы:

- Какое время года недавно закончилось?

- Какое время года сейчас?

- После, какого времени года приходит весна?

- С какого времени начинается год?

Игра: «Найди такую же цифру».

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру.

Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.

Игра: «Чудесный мешочек» или «Узнай цифру на ощупь».

Цель: Развитие тактильных ощущений.

#1044;етям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.

2. Найти цифры по заданию (только1).

Хочу представить вашему вниманию несколько игр, сделанных своими руками по темам недели нашего «Комплексно-тематического планирования ОД»: по теме «Птицы» мы сделали игру «Кто появляется их яйца?»Цель: способствовать развитию познавательной сферы ребёнка, формировать умение находить общие признаки, выделять различия (мир животных).

Задачи:

-Учить делать правильные умозаключения;

- Развитие познавательных способностей, моторики рук;

-Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности;

-Воспитывать интерес к настольным дидактическим играм, любовь к животному миру.

Ход игры:перед ребёнком на столе расположены яйца. Перед ребёнком стоит задача открыть яйцо, и узнать кто появляется из яйца.

Вариант 2: Д/и «Кого не стало?». Цель: учить детей запоминать карточки с изображением животных, расположение карточек в пространстве, развивать связную речь,учить отвечать на вопрос полным предложением, развивать внимание.

Ход игры.

Дайте посмотреть ребёнку на расположенные перед ним яйца с изображёнными на них животными. Предложите ребёнку запомнить их расположение.Переврите карточки изображением вниз.Предложите вспомнить кто из животных, где спрятался.

Переверните карточку и проверьте, правильно ли ребёнок выполнил задание (начинать можно с 3-4 шт.)

Вариант 3: Д/и «Помоги детенышу найти маму». Цель: закрепить знания детей оживотных. Научить детей умению правильно подбирать карточку «мамы» для детеныша.

По теме «Весна» - Игра «С кем дружит весна?»

Вариант 1: Цель: расширить и активизировать словарь по теме, формировать навык составления предложений с союзом - потому что.

Педагог выставляет картинки: снеговик, солнышко, птицы, насекомые, снег, подснежники и предлагает детям сказать, с кем или с чем дружит весна.

Например, весна дружит с птицами, потому что весной птицы прилетают из теплых стран. Весна не дружит со снеговиком, потому что весной он тает.

Также игру «С кем дружит весна?» можно использовать для всех времён года «С кем дружит зима (лето, осень)»;

Варианты игры2: Игра «Приметы весны». Цель: уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.

Педагог предлагает детям картинки с изображением весенних и зимних явлений: (светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.).

Предлагает детям внимательно посмотреть и выбрать приметы весны, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны.

Вариант 3: Игровое упражнение «Какой, какое, какая, какие?» - назови 3-5 признака (ответы ребенка записать):

Солнышко - какое? - яркое, весеннее, лучистое, теплое, блестящее.

Травка - какая? - молодая, зеленая, первая, нежная, долгожданная.

Тучки - какие? -

Ручей - какой? -

Вариант 4: Игра «Без чего не может быть весны?»

Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Весна не может быть без … (яркого солнца).

Весна не может быть без (луж).

Весна не может быть без… (ручейков).

Весна не может быть без… (грозы).

Весна не может быть без (майских жуков).

Весна не может быть без (проталин).

Весна не может быть без (капели).

Весна не может быть без (подснежников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Дидактическая игра, как средство развития интеллектуальных и познавательных способностей у детей дошкольного возраста"

Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний,умений и навыков ,предусмотренных программой. Но совершенно особое место в жизни ребёнка зан...

Методическая разработка по теме: " Методы и приёмы по развитию и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данный материал содержит описание приёмов по развитию произвольного внимания. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечают недостаточное развитое произвольное внимание. Набл...

Статья: «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Статья на тему: «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»...

"Развитие представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия"

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме Развитие представлений о числе и счёте у детей 5-6 лет с задержкой психического развития через дидактические игры и пособия математического содержания. ...