Конспект НОД
для детей старшей группы
Тема: «Вежливость и доброта»
Подготовила и провела:
воспитатель первой
квалификационной категории
Овчинникова
Людмила Алексеевна
Село Верхний Мамон 2016 год
Цель: формирование у детей представления о доброте как о важном человеческом качестве, уточнение представления о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Задачи:
образовательные:
-обогащать словарный запас детей новыми терминами: вежливость, этикет;
-знакомить с правилами этикета;
воспитательные:
-воспитывать коммуникативные навыки, желание проявлять доброту, заботу, внимание друг к другу;
-воспитывать стремление ребенка совершать добрые поступки;
развивающие:
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать творческие способности.
Предварительная работа: беседы о хороших поступках, разучивание стихотворений о вежливости, песни «Если добрый ты», инсценировка сказки «Ежик, лиса и заяц».
Оборудование: картинки с изображением хороших и плохих поступков, чудесная коробочка, магнитофон, минусовка песни «Если добрый ты».
Ход проведения НОД:
Воспитатель: Дети, я очень рада вас видеть, а вы рады видеть меня? Я предлагаю вам встать в круг и пожелать друг другу доброго дня:
-Добрый день – тебе сказали!
-Добрый день – ответил ты!
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Какой сегодня замечательный день! Как приветливо светит солнце, которое дарит нам свет и тепло. Давайте возьмемся за руки и обменяемся теплом, посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся. Если вы встретите незнакомого грустного прохожего на улице, то улыбнитесь ему, а он в ответ подарит свою улыбку вам.
Воспитатель: «Здравствуйте», какой глубокий смысл у этого слова! Послушайте стихотворение о значении этого слова.
Что такое «Здравствуй? »
Ребёнок:
Что такое «Здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «Здравствуй»
Значит – будь здоров.
Правило – запомни,
Знаешь – повтори:
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «Здравствуй»
Говорить пора.
Воспитатель: А какие слова приветствия вы еще знаете?
Ответы детей: (доброе утро, добрый день, как дела, как поживаете, как здоровье, добрый вечер)
Воспитатель: Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, всем помогать, жалеть и спасать тех, кто попал в беду. Тогда у вас будет много друзей. Есть хорошая игра, называется «Друзья», хотите научиться в неё играть? Тогда начинаем! На меня вы посмотрите, за мной движения повторите.
Логоритмическая игра «Друзья»
Мне ничего не страшно с другом (руки от груди развести в стороны)
Ни темнота, (закрыть ладонями глаза)
Ни волк, (показать руками пасть волка)
Ни вьюга, (одновременные круговые движения руками)
Ни паук, (пальцами рук изобразить бегущих пауков)
И ни собака, (ладонями показать собаку)
Ни мальчишка- забияка, (приставить пальцы к носу – «Буратино»)
Вместе с другом я сильней, (руки к плечам вверх)
Вместе с другом я смелей, (руки к плечам вперед)
Мы друг друга защитим, (обнять себя руками)
И все страхи победим! (бросить руки вниз в стороны)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто там прячется за ёлкой?
Сценка «Лиса, заяц и еж»( отрывок из сказки «Лиса, заяц и еж»)
Воспитатель: Как-то заинька трусишка,
Зайка – серые штанишки, повстречал в лесу лисичку,
Очень хитрую сестричку.
Зайка лисичку увидал, как осинка задрожал.
А лисичка-то хитрит
И зайчишке говорит:
Лиса: Что ты, заинька, дрожишь?
Что ты, серенький, молчишь?
Не приветствуешь меня,
Ведь с тобою мы друзья!
Дай тебя я обниму,
Лапку я твою пожму.
Воспитатель: Только треснул вдруг сучок.
Слышит лисичка голосок:
Еж: Не пожмёшь! И не старайся!
И отсюда убирайся!
Друга съесть тебе не дам!
Лапы прочь! А то поддам!
Воспитатель: Видит зайка: из-под ёлки
Выбегает ёж из норки,
Палкой он лисе грозит.
Ну, а та как побежит!
И лишь пятки засверкали,
Только лисичку и видали.
Воспитатель: Ребята, какой добрый поступок совершил ежик?
Ответы детей:
Воспитатель: Человека, который здоровается, желает хорошего настроения, умеет благодарить, извиняться, называют каким?
Ответы детей: (вежливым, воспитанным, добрым, учтивым, благородным)
Стихотворение" Что такое - «Этикет? »
Ребёнок: Всем испортить настроенье
Может наше поведенье.
Дима с Катей побранились,
А потом не помирились.
Толя, Вадика толкнул-
Тот в тарелку нос макнул!
Не слыхали эти дети,
Ничего об Этикете!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое «этикет»? Этикет это соблюдение правил поведения в обществе. Человек, который соблюдает этикет, никогда не обидит слабого, уступит место в автобусе, поможет пожилому перейти через дорогу. Этот человек всегда внимателен, добр и вежлив. Давайте с помощью игры проверим, знаете ли вы слова вежливости.
Игра: «Доскажи словечко»
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите нас, пожалуйста)
5. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома, не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче… (здравствуй)
6. Если просишь что - нибудь, то сначала не забудь разомкнуть свои уста и сказать… (пожалуйста)
7. Если, словом или делом вам помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить… (спасибо).
Воспитатель: А теперь проверим, как вы запомнили законы вежливости. Поиграем в игру "Вежливо - невежливо". Послушайте правила игры: если я говорю о хорошем поступке, то вы произносите слово «хорошо», а если о плохом, то произносите слово «плохо». И так, начнём!
Игра "Вежливо - невежливо".
1. Никогда не делись игрушками.
2. Не помогай взрослым.
3. Всегда говори «спасибо».
4. Всегда ходи грязным и не причесанным.
5. Решай все споры только кулаками.
6.Здоровайся при встрече.
Воспитатель: Вы молодцы, справились с заданием, а сейчас посмотрите, что у меня в руках?
Дети: (чудесная коробочка).
Воспитатель: Интересно, что же в ней? Давайте, посмотрим? (В коробке картинки). Здесь картинки и цветы: веселые и сердитые. Давайте покажем, какое выражение лица здесь нарисовано. (Дети «улыбаются» и «сердятся»)
Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Картинку с изображением хорошего поступка положите к цветочку…. какому? (веселому, доброму) А с изображением плохого поступка? (сердитому). Договорились? Не забывайте объяснять свой выбор.
Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их к соответствующим цветочкам и объясняют свой выбор.
Воспитатель: Понравилось вам путешествие? Мне хочется, чтобы вы выросли вежливыми, добрыми, неравнодушными детьми, чтобы о правилах этикета не забывали. Давайте закончим наше путешествие песней «Если добрый ты»
Песня «Если добрый ты»
1.Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
2. Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
3.С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно!