ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
статья ( группа) на тему
Проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proektnyy_metod_v_deyatelnosti_dou.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Приморского района
г. Санкт- Петербурга
СТАТЬЯ
на тему:
«Проектный метод в деятельности ДОУ»
Автор: Володина Екатерина Вадимовна,
воспитатель
2015
Зачем нужны проекты?
Проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
комплексные блочно-тематические занятия;
интеграция:
−частичная интеграция;
−полная интеграция;
метод проектов:
−форма организации образовательного пространства;
−метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания для сам. выполнения.
Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: Различают несколько видов проектов:
- исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы), в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для маленьких детей.
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
- исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
Количество участников проекта не ограничено. Это, может быть, как один человек, так и целый детский сад.
На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления;
-развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод в деятельности ДОУ
Постояннодействующий семинар-практикум. Теоретические основы проектного метода....
Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектный метод в деятельности ДОУ
Материал предназначен для педагогов ДОУ. В презентации дается характеристика проектного метода: понятие, классификация, виды проектов, а также примерные темы. Раскрываются этапы работы над проектом с ...
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКИХ САДАХ.ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО
Презентация для студентов пед.колледжей и ВУЗов по специальности "Дошкольное образование"...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности ДОУ как инновационный метод познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
цель: познакомить педагогов с проектным методом в педагогической деятельнрости...