Консультация для родителей "Особенности развития детей раннего возраста"
консультация

Наумова Анастасия Андреевна

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности  развития  детей  раннего  возраста

Для  детей  первых  лет  жизни  характерен  быстрый  темп  развития.  С  этим  связано  повышение  работоспособности  детского  организма.    Новорожденный  ребёнок  в  состоянии  бодрствовать  в  течение  5-7  минут.  К  году  длительность  одного  отрезка  бодрствования  малыша  уже  составляет  2,5-3,5  часа,  к  двум  годам  - 5-5,5  часа.  Вместе  с  этим  уменьшается  количество  периодов  дневного  сна:  дети  первого  года  жизни  спят  4  раза  в  день;  в  возрасте  от  1  года  до  1  года  6  месяцев – 2  раза  в  день;  у  детей  в  возрасте  от  1  года  6  месяцев  до  3  лет – один  дневной  сон.

Вследствие  незавершенности  строения  важных  органов  и  систем  для  детей  первых  лет  жизни  характерна  быстрая  утомляемость. Четкое  соблюдение  режима  дня,  соответствующего  возрастным  и  индивидуальным  возможностям  малышей,  выделение  особой  роли  сна  как  охранительной  реакции  организма  от  переутомления  способствуют  постепенной  нормализации  работы  всех  органов  и  систем.

У  детей  отмечается  малая  выносливость  клеток  коры  головного  мозга.  Доминирование  положительных  эмоций,  своевременная  смена  видов  деятельности  ребёнка  в  течение  каждого  периода  бодрствования,  совершенствование  ориентировочно-познавательной  деятельности  малыша  предотвращает  нервную  систему  от  переутомления,  что  является  одной  из  главных  задач,  реализуемых  взрослым.

Развитие  детей  первых  лет  жизни  носит  скачкообразный  характер.  Так,  к  году  малыш  в  состоянии  произнести  6-10  слов,  к  1  году  6  месяцам  он  пользуется  20-30  словами;  к  2  годам  количество  произносимых  слов  возрастает  до  200-300,  а  к  3  годам  словарный  запас  ребёнка  состоит  из  1500-2500  и  даже  3000  слов.  Скачкообразность  развития  связана  с  созреванием  тех  или  иных  функций  организма  в  разные  сроки.  Отсутствие  скачков  является  следствием  отклонений  в  развитии  ребёнка.

Интенсивное  развитие  в  сочетании  с  незрелостью  внутренних  систем  делает  организм  малыша  ранимым,  подверженным  частым  заболеваниям.  Четкий  режим  дня,  закаливание,  прогулки,  охрана  нервной  системы  укрепляют  организм  ребёнка.

В  первые  годы  жизни  ярко  проявляется  взаимосвязь  и  взаимозависимость  состояния  здоровья,  физического  и  психического  развития  ребёнка.  Так,  развитие  гипотрофии  часто  связано  с  дефицитом  двигательной  активности  малыша,  сниженным  эмоциональным  тонусом,  отсутствием  смены  впечатлений  и  полноценного  общения  со  взрослым.  Проблемы  в  ходе  беременности,  осложнения  при  родах  могут  привести  к  задержке  психического  развития  младенца  и  т.п.

В  этом  возрасте  прослеживается  взаимосвязь  формирующихся  умений  малыша.  Развитие  зрения  и  слуха  влечет  за  собой  развитие  движений  рук.  Благодаря  зрительному  и  слуховому  восприятию  в  сочетании  с  ручной  умелостью  ребёнок  успешно  осваивает  способы  самостоятельного  передвижения  (ползание,  ходьба).  Успешное  развитие  мелкой  моторики  рук  способствует  становлению  речи  и  т.п.

В  то  же  время  отмечается  неустойчивость  формирующихся  умений  и  навыков.  Этим  объясняется  необходимость  многократного  повторения  одного  и  того  же  материала  в  процессе  обучения  малышей.  Так,  показ  нового  предмета,  действия  с  ним  в  разных  сочетаниях  и  условиях  на  первом  году  жизни  достигает  50-70  раз.

Малая  подвижность  нервной  системы  ребёнка  обусловлена  незрелостью  отдельных  органов  и  систем.  Малыш  не  в  состоянии  сам  переключиться  с одного  вида  деятельности  на  другой.  Удовлетворив  потребность  в  активных  движениях,  он  продолжает  бегать,  но  испытывает  при  этом  дискомфорт,  перевозбуждается,  начинает  разбрасывать  игрушки,  кричать  и  т.п.  Рассмотрев  картинки  и  утратив  интерес  к  ним,  малыш  продолжает  бесцельно  перелистывать  книгу.  Не  умея  сдерживать  раздражение  от  неинтересного  занятия,  он  начинает  рвать  листы.

У  маленьких  детей  не  сформированы  тормозные  процессы,  что  весьма  затрудняет  работу  с  ними.  Ребёнок  не  может  находиться  в  бездеятельном  состоянии,  сидя  за  столом  в  ожидании  обеда,  стоять  смирно  на  физкультурном  занятии.  Он  не  в  состоянии  ждать  желаемого  и  стремится  достичь  цели  как  можно  скорее (отсюда  частые  конфликты  из-за  игрушек).  Услышав  запрет,  малыш  не  может  сразу  же  прервать  свою  деятельность,  ему  необходимо  какое-то  время,  чтобы  перестроиться  (например,  ребёнок  не  может  сразу  закончить  игру  и  начать  одеваться  на  прогулку).

Способность  детей  к  обучению  сочетается  с  несформированностью  произвольного  внимания.  Если  им  что-то  неинтересно  или  сложно  для  восприятия,  они  отказываются  смотреть,  слушать  или  просто  уходят.  Своевременный  контроль  за  развитием  детей  помогает  правильно  планировать  воспитательно-образовательную  работу.

Легко  возникающая  отвлекаемость  объясняется  высокой  степенью  развития  ориентировочно-познавательной  деятельности  малышей.  Любые  внешние  раздражители  (стук  в  дверь,  телефонный  звонок  и  т.п.)  не  оставляют  детей  безучастными,  поэтому  следует  тщательно  продумывать  и  правильно  организовывать  воспитательно-образовательный  процесс.

В  ходе  обучения  следует  учитывать  также  и  то,  что  малыши  не  в  состоянии  сразу  же  воспроизвести  услышанное  или  увиденное  впервые.  Для  осознания  нового  им  необходимо  время.  Их  ответные  реакции  носят  отсроченный  характер.  Учитывая  это  обстоятельство,  при  обучении  детей  предусматривают  повторы,  в  самостоятельной  деятельности – закрепление  новых  знаний,  умений  и  навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Консультация для сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...

Консультация "Конструирование для развития детей раннего возраста"

конструирование-это развитие мышления, памяти,внимания....

Консультация для родителей-Развитие детей раннего возраста через музыкальную игровую деятельность

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....