Методические рекомендации для педагогов по формированию у детей представлений о ЗОЖ посредством использования фольклора
методическая разработка (младшая группа) по теме

Томилина Любовь Сергеевна

БРОШЮРА

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Методические рекомендации 

для педагогов по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни посредством использования фольклора

                                                         Подготовили воспитатели:

                                                         Томилина Л. С.

                                                         Максимова Ю. Н.

                                                         Баулина С. Н.

Ромоданово 2016

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

Забота о здоровье ребенка –

Это важнейший труд воспитателя»

В.А.Сухомлинский.

Приобщение воспитанника к здоровому образу жизни является приоритетным направлением в деятельности образовательных организаций и каждого педагога. В Федеральном государственном образовательном стандарте одной из важных задач, стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Полученные дошкольниками представления о здоровом образе жизни, позволят им в дальнейшей жизни находить способы укрепления и сохранения своего здоровья.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

-Рациональный режим

-Правильное питание

-Соблюдение правил личной гигиены

-Занятия физкультурой, прогулки

-Закаливание организма

-Создание условий для полноценного сна

-Сохранение стабильного психоэмоционального состояния

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для воспитания у ребенка полезных для здоровья навыков, закрепляет их, чтобы они стали привычками. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, побуждает познавательную активность, вызывает радость. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например: «Здоровому – все здорово», «Здоровье – всему голова», «Смолоду закалишься – на весь век пригодишься». Приучая детей мыть руки, лицо, необходимо вызвать у них положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождается такими потешками как:

Водичка, водичка умой мое личико,

Чтобы глазки блестели

Чтобы щечки краснели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

               ***

Щечки мыли? Да!

Глазки мыли? Да!

Ручки мыли? Да!

И теперь мы чистые –

Зайчики пушистые!

               ***

Чистая водичка моет Вове личико,

Танечке – ладошки,

А пальчики – Антошке!

               ***

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

А нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:

Чешу, чешу волосыньки,

Расчесываю косыньку

Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся…

Дочка, маму слушайся!

                ***

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа!

Чтобы ребенок охотно откликался, проводить утреннюю гимнастику следует в игровой форме, сопровождая чтением потешек, стихотворений.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем легко, как лисята

Ну а если надоест,

То пойдем все косолапо

Как медведи ходят в лес.

Прогулки на свежем воздухе делают детей закаленными и здоровыми.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

              ***

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять…

Обуваясь на прогулку, дети любят приговаривать:

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот – с правой ножки,

Если дождик пройдет,

Не намокнут ножки!

Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные игры. Малыши с удовольствием играют в игры: «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Выпал беленький снежок» и т.д.

Культура питания – очень важный момент в жизни  каждого ребенка. Использование потешек поможет сделать процесс еды веселым и непринужденным:

Умница Дашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую!

              ***

А у нас есть ложки

Волшебные немножко

Вот – тарелка, вот – еда.

Не осталось и следа.

У нас много ребят, все по стульчикам сидят

Кашу маслену едят.

Сорока белобока по лесу летала

За стол сажала, кашкой угощала.

Не все дети любят молоко и молочные продукты, вот и приходиться их убеждать, как это вкусно и полезно, и нужно обязательно попить, а то «коза-рогатая, коза-бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молоко не пьет».

Люли, люли, люли

Прилетели гули

Коровку подоили

Молочком всех напоили.

Укладывая детей спать в тихий час, нужно постараться создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Напевая колыбельные песенки, погладить по головке, по спинке, по ручке, дать этим понять, почувствовать каждому, что пою именно для него. Спокойный, размеренный темп речи успокаивает малышей, снимает напряжение.

Тишина у пруда,

Не качается вода

Не шумят камыши

Засыпают малыши!

             ***

Люли, люли, люли

Прилетели  гули

Стали гули ворковать,

Стал Ванюша крепко спать!

             ***

Спи, Машенька, почивай,

Крепко глазки закрывай.

А вы котики не спите,

Нашу Машу стерегите!

             ***

Баю-баю-баиньки

Прибежали заиньки:

Спит ли наша девочка, девочка-припевочка?

Уходите заюшки, не мешайте баюшки!

Котик брысь, котик брысь, на кроватку не ложись

Сходи к речке погулять

Не мешай Андрюше спать!

                 ***

Ты, Андрюшенька, усни,

Дремота тебя возьми

Крепче глазки закрывай,

Спи, Андрюша засыпай!

Также есть потешки для подъема детей после сна. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

                  ***

Вот проснулся петушок, встала курочка

Подымайся, мой дружок,

Встань мой Юрочка!

Уважаемые педагоги! Приобщайте детей к здоровому образу жизни!

Только говорить о значимости здоровья – это мало, надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательные многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

В методических рекомендациях освещены вопросы организации в ДОУ профилактики детского тдорожно -транспортного травматизма, организация и содержания воспитания и дидактические занятия по формированию у...

Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия воспитателя с семьей

Предложенные, рекомендации по формированию навыков ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении, для администрации и педагогов детского сада. Из чего следует, что родители должны уделять больше в...

Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»

Цель:  Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...

Методические рекомендации для педагогов по формированию знаний безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего  общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и роди...

Методические рекомендации для педагогов по формированию основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдени...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...