Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях внедрения ФГОС
статья (младшая группа) на тему
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях внедрения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_formy_vzaimodeystviya_dou_s_semyoy_v_usloviyah_vnedreniya_fgos.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях внедрения ФГОС.
Расторопова Елена Александровна.
МДОУ "Тоншаловский детский сад "Солнышко".
п. Тоншалово, Череповецкий район.
В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуальность, уступая месту чему-то новому. "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Воспитание, как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляется под воздействием взрослых, ведущее место среди которых занимает семья. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детским садом. Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество» и «взаимодействие». Главный момент в контексте «семья – дошкольная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радости, успехов и неудач, сомнений и размышлений, в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. Педагоги должны владеть современным арсеналом педагогических технологий, чтобы уметь объяснить родителям их назначение, особенности и предпочтения.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Ни для кого не секрет, что в общении педагогов с родителями всегда преобладала монологическая ориентация. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными формами: родительские собрания, конференции, консультации, беседы.
Но постепенно взаимодействие педагогов и родителей требовало изменений. В настоящее время ,когда мы реализуем ФГОС ДО, который уделяет особое внимание взаимодействию с родителями в вопросах образования и воспитания ребенка, признанию государством приоритета семейного воспитания, требуются иные взаимоотношения образовательного учреждения и семьи, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей,
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия,
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- совместные досуги;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов;
Нами уже опробировано много различных форм работы с родителями .Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная..Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас . Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Свою работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по трем направлениям:
1. Информационно-аналитическое направление мы используем на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
2. Наглядно- информационное направление - используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.
3. Досуговые формы мы используем для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Одной из эффективных форм работы с родителями является посещение семей воспитанников на дому, что позволяет намного легче установить доверительные отношения с родителями и с ребенком. К тому же мне, побывав в семье малыша, посмотрев условия жизни, легче правильно подобрать индивидуальный подход к ребенку и его семье. Получив реальную картину, на основе собранных данных ,стараюсь разработать тактику своего общения с каждым родителем, с учетом педагогических потребностей каждой семьи, учитывая индивидуальные особенности семейного воспитания.
Ещё одной инновационной формой сотрудничества с родителями является официальный сайт ДОУ. Наличие у детского сада официального сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях. Кроме этого сайт детского сада становится для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Знакомившись, периодически, с новостями на сайте, у родителей складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. Не удивительно, что родители хотят как можно больше знать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня. Также кроме официального сайта ДОУ мной создана группа в социальной сети "ВКонтакте", где выкладываются фотоотчёты с наших занятий, прогулок, игр...Там же печатаем рекомендации для родителей по работе с детьми по темам недели, все объявления ,благодарим родителей за помощь в чём-либо. Также группа является современным средством общения между родителями и педагогом и родителями между собой.По результатам опроса 55% родителей нашего детского сада регулярно посещают наш сайт, следят за новостями, конкурсами, оставляют комментарии в гостевой книге. И 100% родителей постоянно посещают страничку нашей группы в соцсети.
Сотрудничая с родителями мы создаём единое образовательное пространство. Устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и семьей помогают досуговые мероприятия. Они гармонизируют отношения родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной деятельности. Проводимые в детском саду праздники, утренники, концерты, соревнования такие как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — спортивная семья» помогают родителям стать заинтересованными участниками образовательного процесса. Они активно принимают участие в конкурсах, в оформлении выставок, в проектах и т.д.Многие досуговые мероприятия мы заканчиваем общим чаепитием, где можно за чашкой чая, пообщаться друг с другом, поделиться своим каким-то опытом, просто поговорить...ведь в наше непростое время у многих родителей просто-напросто банально не хватает на это времени .Особенно запомнилось наше чаепитие после праздника "Вот какие мы большие",на которое пришли не только все!!! родители, но и младшие и старшие братья и сёстры наших малышей. Праздник получился действительно семейным, тёплым. Детки очень долго его вспоминали. И хоть с нашей стороны много сил и времени ушло на подготовку и организацию, но счастливые лица детей и их родителей стоили этого!
Новой и интересной формой работы с семьями воспитанников является проведение Акций. Тематика их разнообразна, но всегда находит отклик у родителей. Так с 2013 года акция «Украсим елочку своими руками» стала ежегодной. Дети, вместе с родителями, украшают игрушками, сделанными своими руками ёлочку в группе. Также ежегодно весной мы проводим акцию "День добрых дел",где родители наводят порядок на нашем участке для прогулок, изготавливают и красят оборудование ,высаживают цветы.. Я думаю, что именно такие мероприятия, лишенные всякого формализма, способствуют сближению нас – педагогов с семьями наших дошколят и помогают достичь общей цели – воспитанию подрастающего поколения.
Доверительные отношения с родителями устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Наши руки не знают скуки» (ремонт игрушек, мебели, групп, помощь в создании предметно – развивающей среды в группах, подготовка участков к летнему сезону, групп к новому учебному году) налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в детском саду сделано руками пап и мам наших детей. Они помогают в изготовлении пособий для малышей по сенсорике: «Бусики», «Тортик», помогли оформить тематические папки для занятий ,шьют и вяжут одежду для кукол, изготовили игру для мальчиков "Город" ( включает в себя домики из тетра-паков, игровое поле с дорогами ),помогают постоянно в пополнении наших различных копилок (загадки ,игры, физминутки и т.д) пополнили участки игровым оборудованием: «Домик», «Корабль», «Мотоцикл».
Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей сформировалось чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка. Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами, что имеет большое значение при подготовке к обучению ребенка в школе. Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия развивают в ребенке уверенность в себе, формируют социально значимые чувства, желания и взгляды, прививают социальные навыки. Я считаю, что работа ,проводимая с семьями наших воспитанников ,принесла свои плоды . На сегодняшний момент те формы, которые применяются у нас в детском саду, зарекомендовали себя положительно и дали хороший результат, видно что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в управлении ДОУ и в воспитании детей
Список рекомендуемой литературы:
Проект «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования»
Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей? // Воспитание дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС
Материал содержит описание вариантов заимодействия ДОУ и семьи...
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях внедрения ФГОС.
Один из важнейших этапов в жизни ребёнка – дошкольный возраст, период становления личности. Формируется ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей нез...
"Проектная деятельность как форма организации ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС" консультация для воспитателей.
В консультации для воспитателей "Проектная деятельность как форма организации ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС" раассматриваем традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. Широко ра...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
На современном этапе в связи с введением Федерального государственного стандарта особое значение приобретает взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников.Детский...
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях внедрения ФГОС
В настоящее время, вместе с изменениями в обществе, происходят преобразования и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду. Существующие методы работы постепенно утрачивают свою актуа...
Доклад на тему «Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС ДОУ»
В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, ...
"Взаимодействие ДОУ и социума в условиях внедрения ФГОС ДО"
Презентация с опытом работы....
Комментарии
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй в условиях внедр
Вам не кажется, что пора сказать "...король - то голый...". А в чем инновация. Вы, конечно, молодцы.Проводите большую работу с родителями, но где инновация.. Все эти формы работы существовали давно(кроме сайта ДОУ).Только названия другие, а содержание все то же.