Конспект занятия по приобщению старших дошкольников к народной культуре на тему:«Покров».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
приобщить детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; знакомить с русскими поговорками и повериями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по приобщению старших дошкольников к народной культуре на тему:«Покров».
Цели: приобщить детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; знакомить с русскими поговорками и повериями.
Оборудование: кукла – невеста, свадебные фотографии родителей, осенние веточки, цветы, колосья,
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, какое сейчас идет время года?
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес, красивый,
Мокнуть скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют.
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет.
Дети. Осень.
Воспитатель. Правильно, ребята. А теперь посмотрите и скажите какая сегодня погода. Как выглядят земля, небо, деревья, кустарники? В старину сегодняшний день величали Покровом. Называли его так потому, что в этот день как правило, выпадал первый легкий снег и покрывал землю.
И в народе говорили:
«Покров кроет землю то листом, то снегом».
«На Покров до обеда осень, после обеда – зима».
А сегодня вы видели на улице снег?
Есть еще такие народные приметы:
- Каков Покров – такова и зима.
- Выпадает снег – снежная зима.
-Октябрьский гром – зима бесснежная.
Посмотрите в окно. Давайте с вами попытаемся определить, какая же зима будет в этом году.
Люди к Покрову старались утеплить дома, заботились о своем жилище.
Как вы думаете, как можно утеплить дом? (Забить щели ватой, кусочками ткани, заклеить отверстия, заготовить дрова, почистить печи.) К Покрову дню девушки ткали, чесали лен, пряли, вязали платки, чулки, варежки, лепили затейливые глиняные игрушки. Мужчины плели лапти, валяли валенки, шили меховые рукавицы, шапки. Начинались посиделки. На посиделки – вечеринки молодежь собиралась то в одном доме, то в другом – где жили молодые парни и девушки. Шумно и весело проходили игрища с песнями, плясками, ряжеными, представлениями.
И по русской традиции на Покров справляли долгожданные праздники. Сейчас мы о них поговорим.
Показывает и предлагает рассмотреть куклу – невесту. (К этому дню дети приносят свадебные фотографии своих родителей) .
_ Посмотрите, какая у меня кукла. Это кукла - невеста. Какая она красивая, нарядная. Давайте опишем ее наряд. Ваши мамы тоже были невестами.
- Ребята, скажите, а как называется торжество, на котором ваша мама – невеста, а папа – жених. (Свадьба.)
- Что же это за праздник такой – свадьба? Как вы думаете, зачем он нужен?
- Кто – нибудь из вас был на свадьбе? (Дети рассказывают, что они знают о свадьбе.)
Русская свадьба всегда была очень веселой. На каждую свадьбу приглашали не только друзей, родителей, родственников, но и скоморохов, людей, которые специально веселили гостей, как клоуны. Специально нанимали разных музыкантов, особенно тех, кто умел играть на рожке и на дудке (показать картинку с изображением инструментов) .
На свадьбе было много веселых игр, поэтому ее не справляли, а играли.
- Кто знает, сколько дней у нас сейчас справляют свадьбу?
А раньше она длилась несколько дней, а иногда и неделю. И люди старались играть свадьбы именно на этой неделе, когда идет Покров. Не зря октябрь называют свадебником.
На свадьбу голову девушки покрывали платком, и с этого дня она уже не могла появиться на людях без платка – это считалось позором.
В народе есть много поговорок:
«Мать – Покров! Покров землю снежком, меня, молоду, платком».
«Весело Покров проведешь – дружка заведешь».
2. Практическая часть.
Дети рассматривают свадебные фотографии. После дети садятся в круг, в центре которого в коробках разложены осенние веточки, цветы, колосья.
Задание. Мальчикам предлагается составит осенний букет, а девочки – сплести веночки. Затем дети рассказывают о своей творческой работе.
- Кому бы вы подарили свои букеты и веночки? (Ответы детей) .
- Почему? (Приятно всегда хочется сделать самым близким и дорогим людям, тем, кого любишь и кто любит тебя.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по приобщению к истокам русской народной культуре
Темы занятий: "Забавы вокруг печи""Хлеб- всему голова""Октябрь пахнет капустой""Синичкин день"" Покровские посиделки" - развлечение...
«Приобщение старших дошкольников к народной культуре через знакомство с народной игрушкой – куклой»
Подерживать интерес к народным промыслам....
Тематический альбом «Приобщение старших дошкольников к народной культуре через знакомство с народной игрушкой – куклой»
ПОДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ....
Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?»
МБДОУ детский сад №5 «Улыбка» Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки...
Конспект занятия для детей старшей группы "Мордовская народная культура"
Прививать интерес к культуре народа, проживающего рядом, необходимо начинать с дошкольного возраста. Изучение фольклора, традиций, быта, праздников, народного костюма - способствует воспитанию п...
Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре в младшей группе «Волшебные ложки»
Приобщение детей к истокам русской народной культуры....
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе.
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе. Тема: «Знакомство с деревянными ложками».Цель: обогатить представления детей об истории ...