Познавательно – творческий проект «Широкая Масленица»
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Шульга Евгения Николаевна

Цель: дать целостное представление о самом ярком, зрелищном народном празднике на Руси – Масленице.

 

Задачи:

  • знакомство детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвященным концу зимы.
  • знакомство с языческими божествами древних славян Мореной, Дивой и Ярилой.
  • знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
  • разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен.
  • развитие непосредственного эмоционального восприятия.
  • воспитание бережного отношения к народным традициям.
  • формирование самооценки своих поступков, обучение доброжелательному оцениванию поступков других людей.
  • укрепление внутрисемейных связей, гармонизация детско-родительских отношений, преодоление кризисной ситуации в рамках духовно-нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок»

Познавательно – творческий проект  

«Широкая Масленица»

                                                            Составили:         Пахомова Е. В.,  воспитатель;

                                                                         Шульга Е. Н., воспитатель.

г.Зеленогорск

2014 г.

Пояснительная записка

Какой из праздников ваш самый любимый?  Часто слышим адресованный вопрос корреспондента случайному прохожему и, не дожидаясь, догадываемся о самых популярных ответах: «Новый год, день рождения, 8 Марта», и лишь единицы назовут одним из любимейших праздников Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху. В чем секрет такого разногласия между людьми, живущими в одном доме – Россия? Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей и человеческих отношений? Только возвращение к истокам народных традиций и православным праздникам поможет нам противостоять бездуховности современного мира.                                    

Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование и развитие личностных качеств подрастающих и взрослых поколений. Более чем ныне, наши предки ощущали свое единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, прилету птиц и т.д. Кто знает, может так оно и есть? Мы катастрофически теряем искусство жить в ладу с природой, а значит, и с самим собой, друг с другом, сбиваемся с издревле освоенного и веками  проверенного ритма чередования труда и праздника. Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздника в наши дни  значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К.Р.Ушинского, который говорил, что воспитание, лишенное народных корней, бессильно.

Изучив опыт педагогов: С.И.Мерзляковой; Г.П.Новиковой; В.М.Петрова;  Г.Н.Гришиной; Л.Д.Коротковой, и взяв на вооружение элементы из разных  программ, разработали свой план работы по ознакомлению воспитанников Центра с традициями и обычаями русского народа через восстановление массовых народных гуляний и праздников, которыми издавна славилась Русь. Благодаря такому подходу  дети приобщаются к народным традициям, у детей развивается национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу.

Из православных праздников выбирли наиболее значимые: Рождественские святки, Масленица, Пасха, Троица. Каждый из которых имеет тематическое построение и затрагивает жизненно-важные аспекты человека, от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания, к  проблемам духовного становления личности. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в обрядовых праздниках, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, честности, уважение к старшим, забота о младших - это заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом в развитии личностных качеств детей и помогают в дальнейшей жизни адаптироваться им  в социальной среде.

В своем большинстве народные праздники  интегративны: сочетают в себе устное народное творчество, музыкальный фольклор, прикладное искусство, народный театр, что способствует развитию образного мышления, музыкальных способностей, индивидуального творчества, обогащает речь детей. Так  колыбельная  песня, спетая в младшем возрасте, способствует зарождению нежных материнских чувств,  знакомство с подвигами былинных богатырей развивает силу воли и мужество, русский хороводный танец помогает девочкам стать «лебедушкой», а мальчикам «ясным соколом», народные игры и театр помогают в развитии коммуникативных качеств  личности ребенка.                                                                                      

Каждый народный праздник для ребенка - встреча со сказкой, поэтому для всех педагогов, родителей и специалистов нашего Центра основной целью является - сотрудничество. Коллеги по работе проводят не только дополнительную работу в группах по ознакомлению детей с  обычаями  и традициями русского народа и основами православной культуры, но  активно и творчески исполняют роли,  шьют костюмы, пекут угощение, готовят атрибуты, учат роли вместе с воспитанниками. Только все вместе - путем целенаправленного воспитательного влияния мы сможем заложить в человеке семена любви и добра.

Хотим поделиться сценариями рождественских святок, масленицы, пасхи и троицы, которые доставят детям  настоящий праздник, вызвав бурю эмоций и чувств.      

Цели мероприятий: 

  • развитие эстетической культуры детей через ознакомление с историей, культурой и национальными традициями;
  • развить познавательный интерес детей;
  • восстановление традиций массовых народных гуляний и праздников, которыми издавна славилась Русь;

Задачи:

Образовательная: 

  • познакомить воспитанников с чудесным миром обычаев и обрядов, которым всецело предавались на протяжении тысячелетий наши предки – славяне, или, как они себя называли в глубочайшей древности, русы.

Воспитательная: 

  • приобщение детей к источникам общечеловеческой и национальной культуры в целях возрождения российской ментальности и патриотизма.

Развивающая: 

  • повысить интерес к изучению славянской истории.

Познавательно – творческий проект: праздник «Широкая Масленица»

Цель: дать целостное представление о самом ярком, зрелищном народном празднике на Руси – Масленице.

Задачи:

  • знакомство детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвященным концу зимы.
  • знакомство с языческими божествами древних славян Мореной, Дивой и Ярилой.
  • знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
  • разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен.
  • развитие непосредственного эмоционального восприятия.
  • воспитание бережного отношения к народным традициям.
  • формирование самооценки своих поступков, обучение доброжелательному оцениванию поступков других людей.
  • укрепление внутрисемейных связей, гармонизация детско-родительских отношений, преодоление кризисной ситуации в рамках духовно-нравственного воспитания.

Сроки   проекта:  масленичная неделя

Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп

Ожидаемые результаты:

  • формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей, родителей и педагогов;
  • восстановление семейных ценностей, преодоление кризисной ситуации в семье;
  • формирование у детей положительного отношения к нравственным нормам и правилам;
  • формирование адекватного устойчивого эмоционального реагирования ребенка на внешние факторы;
  • снижение эмоциональных нарушений;
  • уменьшение количества негативных проявлений в поведении детей, повышение у детей положительной нравственной устремленности в поведении и деятельности;
  • повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками и с взрослыми;
  • качественное изменение познавательных процессов.

План реализации проекта

Разделы работы

Основное содержание

сроки

Знакомство детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвященным концу зимы.

Беседы с детьми, работа с наглядным материалом (приложение 1)(ответственные воспитатели).

Первый день масленичной недели

Знакомство с языческими божествами древних славян Мореной, Дивой и Ярилой.

Беседа; литературное чтение (приложение 2) (ответственные воспитатели). 

Второй день масленичной недели

Разучивание народных подвижных игр

Знакомство с играми и забавами на масленицу  (приложение 3) (ответственные воспитатели, музыкальный руководитель).

Третий день масленичной недели

Викторина.

Проведение викторины на знание славянских традиций, обычаев, обрядов (приложение 4) (ответственные воспитатели).

Четвертый день масленичной недели

Празднование Масленицы.

Фольклорный праздник «Широкая Масленица» (приложение 5) (ответственные воспитатели, музыкальный руководитель).

Пятый день масленичной недели

Приложение 1

Занятие по славянской мифологии для детей.

Масленица - разгульный народный праздник. Давным-давно это был языческий праздник, посвященный богу Солнца - Яриле. Сейчас Масленица празднуется как последняя неделя перед церковным Великим Постом.

Пост - это время, когда верующим в Христа людям запрещено есть жирные и мясные продукты. Поэтому в дни празднования Масленицы проводятся богатые пиры. Хозяйки готовят блины, оладьи, разную выпечку и приглашают к себе гостей. Чего только нет на масленичном столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и яйца, и много-много сладостей! Но "гвоздь программы" - это блины. Каких только не было блинов раньше! - были блины с маком, с медом, с салом, с рыбой, с икрой, с брусникой...

Блин - круглый горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко. Поэтому с ним в древности проводились обряды. Девушки в масленичных хороводах носит блины на голове, чтоб ближе к Солнцу. Считалось, что Солнце видит это и дарует свою милость. На празднике проводились игрища, соревнования, где призом победителю так же были блины. Была традиция делиться блинами с родными, близкими людьми и соседями.

Масленица длилась целую неделю, каждый день в народе имел свое название:

понедельник - встреча Масленицы, вторник - Заигрыши, среда - Лакомка, четверг - Широкий четверг, пятница - тещины вечорки, суббота - золовкины посиделки,

воскресенье - проводы Масленицы

Много веселых потешных шуток с этими днями, много песен, пословиц и поговорок сочинил русский народ:

"Без блина не Масленица", "На горах покататься, в блинах поваляться", Не все коту Масленица - будет и Великий Пост"

Молодежь всю масленичную неделю зажигала костры и каталась со снежных гор. Люди солидного возраста катались на тройках с бубенцами ходили в гости.

В понедельник все выходят на улицы - Масленку встречать. Называли ее ласково: Авдотья Изотьевна, Дуняша чернобровая. В некоторых областях России лепили снежную бабу, кланялись ей и говори ли: "Здравствуй, делена душа!". Но чаще изготавливали куклу из соломы, садили ее в сани, рядом ставили ветки сосны или ели, украшенные лентами, и так возили ее по всему селу или городу. Иногда молодежь и дети устраивали засады на дорогах, ловили всех, кто ехал с ярмарки и требовали "Масленицу". Надо было подарить им соломенную или деревянную куколку. Если куклы не было - то угостить блинами. Если же и не оказывалось, беднягу валяли в сугробах.

Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Соломенное чучело либо хоронили, либо сжигали. Посмотреть на прощальный костер собиралось все село. В этот момент считалось, что сгорает на костре сама лютая Зима. При сжигании чучела молодежь мазала друг друга сажей - "на красу".

Всегда во время празднования Масленицы в крупных городах проводилась ярмарка. Славилась ярмарка кукольным театром и игрищами. Тут были и бег в мешках, и столб высокий с колесом наверху - а в колесе подарки: или самовар в мешке или петух живой или даже поросенок. Иногда и сапоги модные висели. Кто смелый, кто осилит столб, залезет до вершины? Тут же играли в снежки, строили снежный городок. Потеха взрослым и детям - взятие снежного городка: пешие защищаются, а конные атакуют. Тут же продают разные товары - шали, самовары, пряники, блины.

После проводов Масленицы, перед самым Великим Постом был обычай прощать друг другу обиды. Даже самые злейшие враги были обязаны поужинать за одним столом.

Вот какой чудесный праздник - русская Масленица!

Приложение 2

Беседа "Прощание с Мореной"

Задачи: 

  • знакомство детей с языческими божествами Мореной, Живой, Ярилой. - активизация имеющихся у детей знаний по теме "Масленица".

Ход беседы:

Ну вот, ребята, мы с вами познакомились с праздником Масленицы. Я уверена, что многие из вас знают об этом празднике не только из рассказов, но и некоторые из вас когда-нибудь побывали на этом веселом празднике. Наверное, кому-то из вас хочется поделиться впечатлениями что они видели и помнят... (дети делятся впечатлениями)

В праздник Масленицу сжигают люди чучело надоевшей Зимы. Улетает дым высоко в чистое небо, будит после долгой спячки Красное Солнышко. А зачем же Зиму сжигают? Неужели нельзя ее просто проводить в холодные страны?!

У древних славян существовал миф о злой богини смерти - Морене, она была еще и царицей Зимы. Морена была мрачная, коварная, злая богиня, жила она в царстве мертвых три сезона года: весну, осень и лето. Три месяца в году - зимой - наступала ее власть над землей. Собирала она верных своих слуг: Стужу, Метель, Пургу, Ураган и Морозы. Летели ее слуги по всей земле, все живое превращали в лед, заносили глубокими сугробами. От Морены наступал на земле МОР - а МОР это СМЕРТЬ. МОР и МОРЕНА - слова родственные. А еще от имени Морены произошли слова МОРОК - заблуждение, сумасшествие, и слово МОРОЗ - лютый холод.

Но вот проходила зима, заканчивались три месяца власти Морены. Теперь должна она была уступить место богине жизни и весны - Живе, своей сестре. Но не хотела Морена отдавать власть Живе, всячески угрожала ей, пыталась обмануть сестру и даже убить ее. За такое коварство решено было убить Морену. Боги обезглавили ее и сожгли на костре, так как считалось, что огонь очищает душу от злобы и подлости. Стала Морена дымом, улетела в дальние края. Но на то она и богиня смерти, что сама смерти неподвластна. Как только заканчивается осень - Морена уже тут как тут - с Морозами и Метелями.

Битва Живы с Мореной - это битва холода и тепла, битва добра и зла. Древние люди, придумавшие такой миф, верили, что их ритуалы и обряды помогут Живе-Весне одолеть Морену-Зиму. Для этого люди в масленицу жгли костры и прыгали через них. Считалось, чем выше к солнцу сделать прыжок - тем сильнее силы добра, силы Солнца. А чучело, которое раньше сжигали не только на Масленицу, но и в ночь на Купалу, называли Мореною, Марою или Маринкой. Образ злой колдуньи Маринки остался в русских былинах, например, в былине о Добрыне Никитиче, или в былине о Глебе Володьиче. Там тоже Маринка пытается обмануть добрых богатырей, отравить их и ограбить, но в каждой из былин добрый герой побеждает и казнит Маринку.

И вот Морена-Зима побеждена - дым от масленичного костра вознесся высоко в весеннее небо. И ликует в небе Солнце, играет, переливается, в народе говорили - "яриться". И весеннее Солнышко величали ласково - Ярило. А потом даже стали верить в такого бога - Ярилу. Но, то было давным-давно, больше тысячи лет назад.

А мы с вами - далекие потомки древних славян - до сих пор рады веселому празднику, жарким кострам и приходу животворящей и ароматной волшебницы - Весны.

По опушке шла Весна.

Ведра с дождиком несла.

Оступилась на пригорке.

Опрокинула ведерки!

Зазвенели капли.

Загалдели цапли.

Испугались муравьи.

Двери заперли свои.

Ведра с дождиком Весна

До села не донесла,

А цветное коромысло

Убежало в небеса,

В небе радугой повисло -

Вот такие чудеса!    (Радуга)

Она приходит с ласкою

И с солнечною сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет,

И вот идет красавица

Земли едва касается,

Идет на поле, на реку

И по снежку, и по цветку... (Весна)

Счастливой вам встречи Весны, ребята!

Почему Масленица называется Масленицей?

Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица».

По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция  выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины — этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, — объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название — «Масленица».
По другой версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.

А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником.

Приложение 3

Игры и забавы на Масленицу

Игры


Заря 
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Почта 
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города …
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Подари платочек симпатии 
На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек.

Петушки 
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

Малечена-калечина 
Играющие выбирают водящего.
Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:
Малечена - калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Забавы

Бой мешками 
Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

Снежный тир 
В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Перетягивание каната 
Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Конкурсы


Три ноги 
Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана " трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Русская метла 
Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

Кто быстрее на метле 
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Русская баня 
Банным сухим веником "попарить" противника, кто быстрее обобьет об него веник.

Народные сценки

 (Исполняют дети)

-Федот! Ты блин съел?

-Нет не я!

-А вкусный хоть был?

-Очень!

- Ты видал моего теленочка?

- Рыжего?

- Рыжего.

- С белым пятном на лбу?

- С белым пятном на лбу

- И с колокольчиком на шee?

- Да, с колокольчиком на шее.

- Нет, не видал.

- Федул! Что губы надул?

- Кафтан прожег!

- Так зашей кафтан!

- Не зашьешь уже...

- А велика ли дыра?

- Да один ворот остался!

- Сено для лошади?

-Да.

- Напоил лошадь?

- Напоил.

- Так иди, запрягая!

- А где она?

Приложение 4

ВИКТОРИНА

Поскольку Масленица праздник языческий, древний славянский, можно, как элемент, ввести викторину на знание славянских традиций, обычаев, обрядов. Нужно сформировать команды и предложить им вопросы.

Торопись, налетай народ,

«Широкая масленица» идет!

Мы при всём честном народе

Викторину проведем,

Зиму-матушку проводим

И весну встречать начнём!

  • От какого слова происходит название праздника Масленица?

От слова "масса"

От слова "масло"

От слова "Масяня"

  • Какое блюдо обязательно готовят на Масленицу?

Холодец

Блины

Щи

  • Символом чего является блин?

Луны?

Марса?

Солнца?

  • Кто из этих персонажей связан с Масленицей?

скоморох

клоун

леший

  • В какой из дней Масленичной недели принято просить друг у друга прощение?

среда

воскресенье

пятница

  • Масленица – это праздник:

католический,

мусульманский,

православный.

  • У разных народов Солнце называется по-разному. Одно из этих названий фигурирует в сказке Островского “ Снегурочка”, какое?

Гелиос,

Ра,

Ярило.

  • Зима снегом богата, а весна – водой. Что является символом масленицы?

чай,

сметана,

блины.

  • В честь чего придуман этот символ?

снег,

вода,

солнце.

  • Один из этих обрядов – только на Масленицу. Какой?

пускание венков но воде,

сжигание чучела,

гадание на свечах.

Приложение 5

Сценарий праздника «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Задачи:

Познавательная:

  • Познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой.

Развивающая: 

  • Развивать интерес к занятиям физической культурой и спортом.
  • Способствовать всестороннему, гармоническому, физическому развитию (силы, выносливости) детей, координации и выразительности движений,

Воспитательная:

  • Воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.
  • Формирование у детей чувства коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности, смелости, настойчивости, упорства, выдержки

Место проведения: двор детского сада

В соревнованиях принимают участие все желающие.

Скоморох 1:        Здравствуйте, ребята дорогие,

Маленькие и большие!

Здравствуйте, гости!

Милости просим!

Собирайтесь, гости!

Встречать Масленицу годовую,

Нашу гостьюшку дорогую!

Скоморох 2:        Приглашаем всех сегодня

Мы на проводы зимы.

Ждут вас игры песни шутки

И горячие блины.

Скоморох 1:        Масленица – самый веселый праздник!

Скоморох 2:        Длится неделю, а ждем Масленицу целый год!

Вместе:        Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

Скоморох 1:        Душа ль ты моя, Масленица!

Приезжай к нам в гости на широк двор!

Скоморох 2:        На горках кататься, в блинах поваляться.

Сердцем потешиться!

Вместе:        Встречайте, едет Масленица!

Скоморох 1:        Ой да, Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

Скоморох 2:        Ой да, Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

Выходит баба в русском сарафане и кокошнике:

С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются тому, что прошла зима и наступает весна. Длится она целую неделю. Каждый день имеет свое название. Итак, Масленицу начинаем!

Скоморох 1:        Ура! Детвора! Начинается игра! Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «Вот так!» и показываете, как вы это делаете.

Как живешь?                                ДЕТИ. Вот так!

Как плаваешь?                        ДЕТИ. Вот так!

Как глядишь?                        ДЕТИ. Вот так!

Как бежишь? "                        ДЕТИ. Вот так!

Как ждешь обед?                        ДЕТИ. Вот так!

Как машешь вслед?                        ДЕТИ. Вот так!

Как утром встаешь?                        ДЕТИ. Вот так!

А как в весну идешь?                ДЕТИ. Вот так!

Дальше скоморохи ведут гулянье по очереди.

1 день

Масленица начинается в понедельник, который называется «ВСТРЕЧА».

Если ты душою молод

И тебе не страшен холод,

Ты тогда приободрись,

В равном бое поборись.

Игра «ПЕТУШИННЫЙ БОЙ»

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих — вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

Инвентарь: баллончики с краской
2 день

Закончился первый день, встретили мы Масленицу. Наступает второй день недели. А назывался этот день “ЗАИГРЫШИ”.

Пришло время и нам поиграть,

Веселою игрою Масленицу потешить.

Игра «РУССКАЯ МЕТЛА»

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.
Инвентарь: 2 - 4 метлы

3 день

Объявляю третий день – “ЛАКОМКА” Чем же лакомились на Масленицу?

Дети. Блинами.

Скоморох: Правильно.

Кто из вас самый сильный, смелый и ловкий

Выходи — прояви сноровку!

Получишь приз славный,

И будешь довольный самый!

Игра «ЧУДО - СТОЛБ»

На баскетбольном кольце на крючках развешены мешочки с сюрпризами. На проведение этой эстафеты отводится только 2 минуты. За данный промежуток времени  представители от команд с помощью шеста должны снять с кольца крючки с призами. Каждый из игроков имеет право «снять» только один приз.

Инвентарь: 20 крючков, 20 пакетиков для сюрпризов, 20 призов.

4 день

Четверг – широкий четверток, «РАЗГУЛ», самый веселый день.

Как у наших у ворот

Конь давно детишек ждет.

Вы бегите, малыши,

Покатайтесь от души!

Игра «КАТАНИЕ НА ЛОШАДЯХ»

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Инвентарь: 2 палки (2 метлы), 2 валенка – кони, кегли.

5 день

Хватит петь да плясать,

Пора пятницу объявлять!

Пятница – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»,

«БЛИННЫЙ ТУР»

В зимнем городке установить мишени-блины для метания снежков. Мишени можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор, их ребята будут сбивать снежками.
Инвентарь: 2 мишени-блина из картона, рогатки (резину)

6 день

Суббота – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ».

И о чем только не судачат на них кумушки!

Пока кумушки беседуют, мы с вами в игру поиграем.

Эй, молодцы, ребята-удальцы!

Время не теряйте,

Мешки разбирайте,

Бегите скорее, бейтесь смелее!

Игра «БОЙ МЕШКАМИ»

Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.
Инвентарь: 2 подушки, лавка.

7 день

Последний день Масленицы – «ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ».

Чего только не случалось на масленой неделе. Но всему бывает конец. Подошел и последний день – Воскресенье, проводы Масленицы, прощанья.

Эй, веселый наш народ,

Ловкий, быстрый хоровод!

Если дружно взять канат,

Потянуть вперед – назад

И сказать три раза – «Эх!» -

Победит, наверно, смех.

Игра «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

Баба в русском сарафане и кокошнике:

Ребята, в воскресенье прощались не только с холодной зимой, но и с Масленицей. А теперь пойдем гулять – Масленицу провожать!

Пора нам прощаться с масленицей. Сейчас сгорит она, а это значит – конец зиме!

Чучело поджигают. Ребята и взрослые расходятся, образуя широкий круг.

Все хором.

Уходи, зима! Приходи, Весна!

Прощай, зима! Прощай, Масленица!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

Баба в русском сарафане и кокошнике:

А теперь, детвора, настала пора всех блинами угощать, да весну встречать!

Скоморох 1:        Напекли мы вам поесть –

Сотен пять, а может шесть!

Угощение на славу, а ребятам на забаву!

Скоморох 2:        Блины масленые,

Шаньги мазаные,

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

Вместе:        А сегодня, к сожаленью,

Наше кончилось веселье.


        на Руси.


Литература:

  1. Елкина, Н.В., Учим детей наблюдать и рассказывать/ Н.В. Елкина, О.В.Марничева, попул. пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.
  2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: Рипол классик, 1997.
  3. Михайлова, М.А., Поём, играем, танцуем дома и в саду/ М.А.Михайлова, Е.В.Горбина, пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1998.
  4. Новицкая, М.Ю., Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть / М.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Соколова, Л.,  Воспитание ребёнка в русских традициях / Ю.Е.Антонов, Л.В.Левитина, О.В.Розова, И.А. Щербаков.  – М.: Айрис- Пресс, 2003.
  6. Тубельская, Г.Н,. Праздники в детском саду и школе/ Г.Н.Тульбеская. – М.: Линка- Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-творческий проект "Широкая масленица"

Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину и вс...

Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»

Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»...

Фотоотчёт «Познавательно-творческая встреча «Широкая Масленица» в рамках работы родительского клуба» 2022г

В рамках работы "Родительского клуба" в группе "Лисята" образовательной площадки Д - 8 "ГБОУ Школа 2065" прошла познавательно - творческая встреча "Широкая Масленица...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Широкая Масленица» (краткосрочный)

Проект в средней группе «Широкая масленица»Тип проекта: познавательно-творческий, общественно-полезный, краткосрочный.Срок реализации проекта: 1 неделя (с 24.02.2020 по 28.02.202...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ широкая масленица

воспитывать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре...

Познавательно — творческий проект «Широкая Масленица" во второй младшей группе №9 «Фантазеры»

Проект "Широкая масленица" ориентирован на патриотическое воспитание детей 3-4 лет, через погружение в культурные богатства русского народа. В рамках недельного исследовательского проекта де...

Познавательно – творческий проект «Широкая Масленица» для детей от 6 до 7 лет

АктуальностьСовременное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. П...