Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
статья (средняя группа) по теме

Астафьева Наталья Владимировна

Состояние современной окружающей среды невозможно представить себе без существования транспорта и дорог. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города возрастает. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях будет увеличиваться. В связи с этим продиктована необходимость формирования у детей навыков безопасного поведения и воспитания законопослушного гражданина. Вопросы формирования потребности в ежедневной двигательной деятельности, основ здорового образа жизни отражены во всех действующих программах воспитания и обучения детей. Наряду с содержанием работы по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения воспитанника заботе о своем здоровье и безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

ФИО: Астафьева Наталья Владимировна, воспитатель,  Высшая квалификационная категория.

Состояние современной окружающей среды невозможно представить себе без существования транспорта и дорог. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города возрастает. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях будет увеличиваться. В связи с этим продиктована необходимость формирования у детей навыков безопасного поведения и воспитания законопослушного гражданина. Вопросы формирования потребности в ежедневной двигательной деятельности, основ здорового образа жизни отражены во всех действующих программах воспитания и обучения детей. Наряду с содержанием работы по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения воспитанника заботе о своем здоровье и безопасности.

В течение всего периода нахождения воспитанника в учреждении его сопровождает постоянный контроль сотрудников, вследствие чего приобретение опыта для самостоятельной жизни в открытом социуме осуществляется не в полной мере. Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений навыков.

Возрастные особенности и отклонения в развитии личности воспитанника определяют цель работы воспитателя: способствовать созданию условий, направленных на коррекцию отклонений в развитии личности ребенка и подготовку детей к жизни в отрытом социуме.

Подчеркивая актуальность заявленной темы необходимо отметить, что формирование уверенности в себе, умение принимать правильное решение в трудной жизненной ситуации и знание основ безопасности жизнедеятельности, способствуют благополучной социализации воспитанника в обществе.

Русский писатель К. Ушинский считал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.

Подтверждение вышесказанного находит свое отражение в организации и реализации целенаправленной систематической работы с воспитанниками, направленной на профилактику основ безопасности жизнедеятельности в условиях учебно-воспитательного процесса детского дома.

Система работы по ознакомлению воспитанников с правилами безопасности и формированию элементарных навыков охраны своей жизни разработана в соответствии с формами организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Работа осуществляется комплексно по всем разделам воспитания и обучения при активном взаимодействии с психологом. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Обучая воспитанников основным правилам безопасности жизнедеятельности, в профессиональной деятельности используются все доступные формы и методы работы: беседы, обсуждение ситуаций, наблюдение, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, настольные и дидактические игры.

Особое внимание необходимо уделять ребенку в период его развития с 3-х до 7-ми лет. Именно в дошкольном возрасте ребенок, как губка, впитывает правила поведения, наблюдая за взрослыми, у него формируются основы безопасного образа жизни. На взрослых возлагается огромная ответственность – формирование навыка безопасного и правильного поведения. Для детей из детского дома воспитатель становится единственным источником знаний по правилам поведения. Ему нужно создать необходимые педагогические условия для ознакомления детей с разными видами опасности.

Профессиональная деятельность в стенах детского дома существенно отличается от работы в детских садах. Специфика деятельности позволяет выделить некоторые особенности, необходимые при разработке и составлении индивидуальных программ:

  • Круглосуточное нахождение детей в стенах детского дома, что ограничивает полноценное получение социального опыта;
  • Ограниченное коммуникативное взаимодействие с окружающим миром;
  • Воспитанники, находящиеся на территории детского дома, являются детьми с отклонениями в развитии.

Специфика дошкольных учреждений предполагает в работе воспитателя опору на современные принципы воспитания.

Исходя из того, что принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса, они требуют обязательного и полного воплощения. Они направлены на повышение эффективности образовательного процесса. Среди обязательных требований к принципам воспитания относят комплексность и равнозначность. Правильная реализация принципа требует от педагога умение обеспечить:

  • понимание воспитанниками роли труда в жизни общества и человека, значение экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан.
  • уважение к людям труда, создающим материал и духовные ценности.
  • развитие способностей много и успешно трудиться, желание добросовестно работать на пользу общества собственную пользу
  • понимание общих основ современного производства, овладеть общей культурой и основами научной организации труда.
  • бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам.
  • нетерпимое отношение к бесхозяйственности, безответственности.

Профессиональная деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях детского дома (на примере ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5») включает в себя семь основных этапов: составление диагностического анамнеза, работа с методической литературой, проведение первичной диагностики, ознакомление с основными правилами безопасности жизнедеятельности, проведение вторичной диагностики, реализация основного этапа, проведение заключительной диагностики.

I этап – составление диагностического анамнеза, включающего в себя диагностику детей, изучение их диагнозов и особенностей психофизического развития. В результате большая часть группы – это дети с отсутствием социального опыта (70%). Это связано с тем, что с рождения они находились в социальных учреждениях закрытого типа. Соответственно, полноценное развитие ребенка является полностью нарушенным и требует особого внимания в работе с данной категорией детей.

Первая группа детей (20%) относится к зоне наименьшего риска по отношениею к остальным воспитанникам, но не предполагает меньшего внимания со стороны воспитателей и педагогов-специалистов.

Третья группа детей (10%) – самая немногочисленная, но требует пристального внимания, неспосредственного взаимодействия с педагогами-специалистами и точного выполнениями их рекомендаций.

II этап – работа с методической литературой включает в себя изучение:

  • нормативно-правовых документов федерального, регионального и местного уровней;
  • методических разработок программ и проектов по основам безопасности жизнедеятельности;
  • современных принципов обучения и современных образовательных технологий (развивающее обучение, проблемное, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии).

Результатом деятельности II этапа стала разработанная диагностика «Что может быть опасно для тебя?» с целью определения уровень знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности.

III этап – проведение первичной диагностики, включающей в себя разработанный материал. Ребенку предлагался набор предметов (свеча, машина, светофор и т.д.), из которых нужно было выбрать предметы, представляющие опасность. По результатам деятельности можно сделать вывод о том, что у воспитатнников отсутствует чувство настороженности по отношению к незнакомым людям. Дети полностью доверяют всем окружающим, называют их «мамой», легко вступают в контакт с любым человеком, пришедшим в детский дом или стоящего за забором.

Используя данные первичной диагностики и общую характеристику группы, рекомендации педагога-психолога были определены проблемные моменты:

  1. отсутствие у детей настороженности по отношению к чужим (незнакомым) людям;
  2. отсутствие страха по отношению к опасным предметам (зажигалки, спички, острые предметы и т.д.);
  3. незнание элементарных основ безопасности жизнедеятельности.

Решение задач, направленных на устранение проблемных моментов, а именно:

  1. Научить воспитанников бдительности и дисциплинированности по отношению к чужим людям;
  2. Научить воспитанников острожности в обращении с опасными предметами и явлениями;
  3. Познакомить воспитанников с элементарными основами безопасности жизнедеятельности,

IV этап – ознакомление с основными правилами безопасности жизнедеятельности. 1. С целью научения воспитанников бдительности и дисциплинированности по отношению к чужим людям, были проведены циклы занятий «Ребенок и другие люди» и «Один дома».

Дополнительно в работе  использовались методы сказкотеропии, который, учитывая ограниченные возможности здоровья воспитанников, способствует более качественному усвоению материала. Ярким примером являются такие сказки, как «Лиса и заяц», «Три поросенка», «Красная шапочка».

2. С целью научения воспитанников острожности в обращении с опасными предметами и явлениями были проведены мероприятия, направленные на сплочение и внутреннюю организацию детского коллектива.

В процессе формирования чувство принадлежности к коллективу отдельное внимание было уделено нравственным аспектам воспитания, таким как «чувство прекрасного» (например, выращение цветов), «чувство толерантности» (по отношению друг к другу), «чувство бережного отношения к природе».

3. С целью ознакомления воспитанников с элементарными основами безопасности жизнедеятельности в течение года проводились:

  • работа по изучению правил дорожного движения;
  • тематические экскурсии, на которых дети узнали такие понятия, как «улица», «перекресток», «переход», «тротуар», «светофор и его работа»;
  • ознакомление с разными видами транспорта;
  • сюжетно-ролевые игры «Поедем на автобусе», «Экскурсия по городу» и т. д.;
  • ознакомление с правилами поведения в общественном транспорте.

Совместно с сотрудниками МЧС велась работа по ознакомлению детей с пожарной безопасностью как во время учебного процесса, так и в период летней оздоровительной кампании.

В целом, в среднем возрасте дети нашей группы начали получать основы правильного поведения, учиться оценивать ситуацию, стремиться быть в безопасности.

V этап – проведение вторичной диагностики. Повышению процентного соотношения детей с высоким уровнем знаний основ безопаности жизнедеятельности (с 20% до 40%) способствовали спланированные и проведенные мероприятия. Это может говорить о том, что несмотря на небольшой социальный опыт при условии регулярной и систематической работы психофизическое состояние ребенка позволяет воспринимать и усваивать учебный материал.

Положительную динамику можно наблюдать в следующих ситуациях: дети начали задавать вопрос «Это опасно?», предостерегать друг друга от опасных действий, стали более осмотрительными. В пезультате воспитанники смогли самостоятельно организовать игру по правилам дорожного движения, ответить на такие вопросы, как «Где они проживают?», «Как их зовут?», «Как зовут воспитателей?».

Снижению процентного соотношения детей с низким уровнем знаний основ безопаности жизнедеятельности (с 30% до 20%) также способствовала планомерно организованная работа, но ограниченный возможности здоровья воспитанников заставляют еще более детально продумывать свою профессиональную деятельность.

В целом результаты вторичной диагностики позволяют сделать вывод о положительной динамике в развитии воспитанников по основным вопросам безопасности жизнедеятельности.

VI этап – реализация основного этапа. Результаты вторичной диагностики позовлили увидеть положительную динамику и скоррректировать план дельнейшей профессиональной деятельности посредством включения в коррекционно-образовательную программу детского дома блока по основам безопасности жизнедеятельности, адаптированного для детей с ограниченными возможностями здоровья

VII этап – заключительный. В связи с тем, что с воспитанниками детского дома проводилась целенаправленная и систематическая работа, способствующая развитию психических процессов и расширению их кругозора, в результате моей профессиональной деятельности мы имеем следующие показатели:

  • 60% детей самостоятельны, адекватны, могут объяснить ситуацию, сделать правильный выбор.
  • 30% детей менее самостоятельны и нуждаются в подсказках взрослых, остаются ведомыми.
  • 10% детей полностью зависимы от взрослых.

Для того, чтобы наглядно проследить результаты профессиональной деятельности была составлена сравнительная характеристика диагностических показателей (рис. 1).

Сравнительная характеристика диагностических показателей


Таким образом, в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные и количественные изменения, показателей уровня воспитанности безопасного поведения дошкольников. В результате уже в старшем возрасте воспитанники смогли самостоятельно использовать в игре дорожные знаки и сигналы светофора; после прочтения художественного произведения объяснить, какой герой был в опасности; вести себя адекватно в присутствии «чужих» людей и за территорией детского дома. Активное участие воспитанников в мероприятиях, направленных на изучение основных правил безопасности жизнедеятельности, способствовало доступному усвоению материала.

Список литературы

  1. Анастасова Л.П. Иванова Н.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. Вентана-Граф. М. 1996.
  2. Аралина Н.А., Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М.2007.
  3. Божович Л.И., Личность и её формирование в детском возрасте, М. 1998.
  4. Голицына Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников, М. 2010.
  5. Голицына Н.С., ОБЖ для младших дошкольников. Издательство «Скрипторий 2003» М.2010.
  6. Жукова О.Г., Трушнина Г. И. Азбука «АУ» Детство-Пресс. Санкт-Петербург.2008.
  7. Степанов Е.Н., Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Издательство «Сфера»2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Консультация для воспитателей «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий.  В связи с этим необходим поиск педагогическ...

Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5 - 7 лет «Азбука безопасности»

Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с р...

Формирование основ правильного питания у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего овладение полезными навыками и привычками, которые помогут ему в повседневной жизни....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста...