Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
статья (средняя группа) по теме
Состояние современной окружающей среды невозможно представить себе без существования транспорта и дорог. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города возрастает. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях будет увеличиваться. В связи с этим продиктована необходимость формирования у детей навыков безопасного поведения и воспитания законопослушного гражданина. Вопросы формирования потребности в ежедневной двигательной деятельности, основ здорового образа жизни отражены во всех действующих программах воспитания и обучения детей. Наряду с содержанием работы по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения воспитанника заботе о своем здоровье и безопасности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
ФИО: Астафьева Наталья Владимировна, воспитатель, Высшая квалификационная категория.
Состояние современной окружающей среды невозможно представить себе без существования транспорта и дорог. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города возрастает. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях будет увеличиваться. В связи с этим продиктована необходимость формирования у детей навыков безопасного поведения и воспитания законопослушного гражданина. Вопросы формирования потребности в ежедневной двигательной деятельности, основ здорового образа жизни отражены во всех действующих программах воспитания и обучения детей. Наряду с содержанием работы по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения воспитанника заботе о своем здоровье и безопасности.
В течение всего периода нахождения воспитанника в учреждении его сопровождает постоянный контроль сотрудников, вследствие чего приобретение опыта для самостоятельной жизни в открытом социуме осуществляется не в полной мере. Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений навыков.
Возрастные особенности и отклонения в развитии личности воспитанника определяют цель работы воспитателя: способствовать созданию условий, направленных на коррекцию отклонений в развитии личности ребенка и подготовку детей к жизни в отрытом социуме.
Подчеркивая актуальность заявленной темы необходимо отметить, что формирование уверенности в себе, умение принимать правильное решение в трудной жизненной ситуации и знание основ безопасности жизнедеятельности, способствуют благополучной социализации воспитанника в обществе.
Русский писатель К. Ушинский считал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.
Подтверждение вышесказанного находит свое отражение в организации и реализации целенаправленной систематической работы с воспитанниками, направленной на профилактику основ безопасности жизнедеятельности в условиях учебно-воспитательного процесса детского дома.
Система работы по ознакомлению воспитанников с правилами безопасности и формированию элементарных навыков охраны своей жизни разработана в соответствии с формами организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Работа осуществляется комплексно по всем разделам воспитания и обучения при активном взаимодействии с психологом. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Обучая воспитанников основным правилам безопасности жизнедеятельности, в профессиональной деятельности используются все доступные формы и методы работы: беседы, обсуждение ситуаций, наблюдение, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, настольные и дидактические игры.
Особое внимание необходимо уделять ребенку в период его развития с 3-х до 7-ми лет. Именно в дошкольном возрасте ребенок, как губка, впитывает правила поведения, наблюдая за взрослыми, у него формируются основы безопасного образа жизни. На взрослых возлагается огромная ответственность – формирование навыка безопасного и правильного поведения. Для детей из детского дома воспитатель становится единственным источником знаний по правилам поведения. Ему нужно создать необходимые педагогические условия для ознакомления детей с разными видами опасности.
Профессиональная деятельность в стенах детского дома существенно отличается от работы в детских садах. Специфика деятельности позволяет выделить некоторые особенности, необходимые при разработке и составлении индивидуальных программ:
- Круглосуточное нахождение детей в стенах детского дома, что ограничивает полноценное получение социального опыта;
- Ограниченное коммуникативное взаимодействие с окружающим миром;
- Воспитанники, находящиеся на территории детского дома, являются детьми с отклонениями в развитии.
Специфика дошкольных учреждений предполагает в работе воспитателя опору на современные принципы воспитания.
Исходя из того, что принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса, они требуют обязательного и полного воплощения. Они направлены на повышение эффективности образовательного процесса. Среди обязательных требований к принципам воспитания относят комплексность и равнозначность. Правильная реализация принципа требует от педагога умение обеспечить:
- понимание воспитанниками роли труда в жизни общества и человека, значение экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан.
- уважение к людям труда, создающим материал и духовные ценности.
- развитие способностей много и успешно трудиться, желание добросовестно работать на пользу общества собственную пользу
- понимание общих основ современного производства, овладеть общей культурой и основами научной организации труда.
- бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам.
- нетерпимое отношение к бесхозяйственности, безответственности.
Профессиональная деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях детского дома (на примере ГКОУ СО «Екатеринбургский детский дом № 5») включает в себя семь основных этапов: составление диагностического анамнеза, работа с методической литературой, проведение первичной диагностики, ознакомление с основными правилами безопасности жизнедеятельности, проведение вторичной диагностики, реализация основного этапа, проведение заключительной диагностики.
I этап – составление диагностического анамнеза, включающего в себя диагностику детей, изучение их диагнозов и особенностей психофизического развития. В результате большая часть группы – это дети с отсутствием социального опыта (70%). Это связано с тем, что с рождения они находились в социальных учреждениях закрытого типа. Соответственно, полноценное развитие ребенка является полностью нарушенным и требует особого внимания в работе с данной категорией детей.
Первая группа детей (20%) относится к зоне наименьшего риска по отношениею к остальным воспитанникам, но не предполагает меньшего внимания со стороны воспитателей и педагогов-специалистов.
Третья группа детей (10%) – самая немногочисленная, но требует пристального внимания, неспосредственного взаимодействия с педагогами-специалистами и точного выполнениями их рекомендаций.
II этап – работа с методической литературой включает в себя изучение:
- нормативно-правовых документов федерального, регионального и местного уровней;
- методических разработок программ и проектов по основам безопасности жизнедеятельности;
- современных принципов обучения и современных образовательных технологий (развивающее обучение, проблемное, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии).
Результатом деятельности II этапа стала разработанная диагностика «Что может быть опасно для тебя?» с целью определения уровень знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности.
III этап – проведение первичной диагностики, включающей в себя разработанный материал. Ребенку предлагался набор предметов (свеча, машина, светофор и т.д.), из которых нужно было выбрать предметы, представляющие опасность. По результатам деятельности можно сделать вывод о том, что у воспитатнников отсутствует чувство настороженности по отношению к незнакомым людям. Дети полностью доверяют всем окружающим, называют их «мамой», легко вступают в контакт с любым человеком, пришедшим в детский дом или стоящего за забором.
Используя данные первичной диагностики и общую характеристику группы, рекомендации педагога-психолога были определены проблемные моменты:
- отсутствие у детей настороженности по отношению к чужим (незнакомым) людям;
- отсутствие страха по отношению к опасным предметам (зажигалки, спички, острые предметы и т.д.);
- незнание элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
Решение задач, направленных на устранение проблемных моментов, а именно:
- Научить воспитанников бдительности и дисциплинированности по отношению к чужим людям;
- Научить воспитанников острожности в обращении с опасными предметами и явлениями;
- Познакомить воспитанников с элементарными основами безопасности жизнедеятельности,
IV этап – ознакомление с основными правилами безопасности жизнедеятельности. 1. С целью научения воспитанников бдительности и дисциплинированности по отношению к чужим людям, были проведены циклы занятий «Ребенок и другие люди» и «Один дома».
Дополнительно в работе использовались методы сказкотеропии, который, учитывая ограниченные возможности здоровья воспитанников, способствует более качественному усвоению материала. Ярким примером являются такие сказки, как «Лиса и заяц», «Три поросенка», «Красная шапочка».
2. С целью научения воспитанников острожности в обращении с опасными предметами и явлениями были проведены мероприятия, направленные на сплочение и внутреннюю организацию детского коллектива.
В процессе формирования чувство принадлежности к коллективу отдельное внимание было уделено нравственным аспектам воспитания, таким как «чувство прекрасного» (например, выращение цветов), «чувство толерантности» (по отношению друг к другу), «чувство бережного отношения к природе».
3. С целью ознакомления воспитанников с элементарными основами безопасности жизнедеятельности в течение года проводились:
- работа по изучению правил дорожного движения;
- тематические экскурсии, на которых дети узнали такие понятия, как «улица», «перекресток», «переход», «тротуар», «светофор и его работа»;
- ознакомление с разными видами транспорта;
- сюжетно-ролевые игры «Поедем на автобусе», «Экскурсия по городу» и т. д.;
- ознакомление с правилами поведения в общественном транспорте.
Совместно с сотрудниками МЧС велась работа по ознакомлению детей с пожарной безопасностью как во время учебного процесса, так и в период летней оздоровительной кампании.
В целом, в среднем возрасте дети нашей группы начали получать основы правильного поведения, учиться оценивать ситуацию, стремиться быть в безопасности.
V этап – проведение вторичной диагностики. Повышению процентного соотношения детей с высоким уровнем знаний основ безопаности жизнедеятельности (с 20% до 40%) способствовали спланированные и проведенные мероприятия. Это может говорить о том, что несмотря на небольшой социальный опыт при условии регулярной и систематической работы психофизическое состояние ребенка позволяет воспринимать и усваивать учебный материал.
Положительную динамику можно наблюдать в следующих ситуациях: дети начали задавать вопрос «Это опасно?», предостерегать друг друга от опасных действий, стали более осмотрительными. В пезультате воспитанники смогли самостоятельно организовать игру по правилам дорожного движения, ответить на такие вопросы, как «Где они проживают?», «Как их зовут?», «Как зовут воспитателей?».
Снижению процентного соотношения детей с низким уровнем знаний основ безопаности жизнедеятельности (с 30% до 20%) также способствовала планомерно организованная работа, но ограниченный возможности здоровья воспитанников заставляют еще более детально продумывать свою профессиональную деятельность.
В целом результаты вторичной диагностики позволяют сделать вывод о положительной динамике в развитии воспитанников по основным вопросам безопасности жизнедеятельности.
VI этап – реализация основного этапа. Результаты вторичной диагностики позовлили увидеть положительную динамику и скоррректировать план дельнейшей профессиональной деятельности посредством включения в коррекционно-образовательную программу детского дома блока по основам безопасности жизнедеятельности, адаптированного для детей с ограниченными возможностями здоровья
VII этап – заключительный. В связи с тем, что с воспитанниками детского дома проводилась целенаправленная и систематическая работа, способствующая развитию психических процессов и расширению их кругозора, в результате моей профессиональной деятельности мы имеем следующие показатели:
- 60% детей самостоятельны, адекватны, могут объяснить ситуацию, сделать правильный выбор.
- 30% детей менее самостоятельны и нуждаются в подсказках взрослых, остаются ведомыми.
- 10% детей полностью зависимы от взрослых.
Для того, чтобы наглядно проследить результаты профессиональной деятельности была составлена сравнительная характеристика диагностических показателей (рис. 1).
Сравнительная характеристика диагностических показателей
Таким образом, в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные и количественные изменения, показателей уровня воспитанности безопасного поведения дошкольников. В результате уже в старшем возрасте воспитанники смогли самостоятельно использовать в игре дорожные знаки и сигналы светофора; после прочтения художественного произведения объяснить, какой герой был в опасности; вести себя адекватно в присутствии «чужих» людей и за территорией детского дома. Активное участие воспитанников в мероприятиях, направленных на изучение основных правил безопасности жизнедеятельности, способствовало доступному усвоению материала.
Список литературы
- Анастасова Л.П. Иванова Н.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. Вентана-Граф. М. 1996.
- Аралина Н.А., Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М.2007.
- Божович Л.И., Личность и её формирование в детском возрасте, М. 1998.
- Голицына Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников, М. 2010.
- Голицына Н.С., ОБЖ для младших дошкольников. Издательство «Скрипторий 2003» М.2010.
- Жукова О.Г., Трушнина Г. И. Азбука «АУ» Детство-Пресс. Санкт-Петербург.2008.
- Степанов Е.Н., Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Издательство «Сфера»2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Консультация для педагогов на тему: «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
Консультация для воспитателей «Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. В связи с этим необходим поиск педагогическ...
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5 - 7 лет «Азбука безопасности»
Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с р...
Формирование основ правильного питания у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего овладение полезными навыками и привычками, которые помогут ему в повседневной жизни....
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста...