Вариативность использования дидактических игр и пособий в различных образовательных областях.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Aхметшина Алсу Фаритовна

Многофункциональное пособие "Волшебное дерево"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд № 1

Вариативность использования дидактических игр и пособий в различных образовательных областях.

   

Сегодня я хочу рассказать вам о дидактических играх, в которые я играю с детьми, потому что именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра помогает детям осваивать признаки предметов, учит классифицировать, обобщать и сравнивать.

Слайд № 2

На своих занятиях я использую, самостоятельно изготовленное, дидактическое пособие, которое называется «Волшебное дерево», которое представляет собой:

Слайд № 3

  • демонстрационное панно с наборами картинок (фруктов, овощей, птиц: зимующих и перелётных, насекомых, листьев деревьев и т. д. по всем лексическим темам);
  • имеет удобную подставку, что позволяет работать с ним в любом удобном месте.

Слайд № 4

Актуальность пособия:

  1. Пособие многофункционально и удобно, педагог и ребёнок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку, убрать или заменить; оно может быть использовано на любом этапе, являясь универсальным.
  2. Дети могут работать как самостоятельно, так и под руководством педагога.
  3. Его можно использовать на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
  4. Работу с "Волшебным деревом" можно включить, практически во все темы, которые осваиваются детьми дошкольного возраста. Это дает большой простор для развития большого комплекса понятий по разным разделам программы.
  5. Пособие находит применение во многих областях образовательной деятельности детей и помогает достигать множество целей и решать следующие педагогические задачи: 

Слайд № 5

Цель: развитие познавательных
способностей детей.
Задачи:

  1. Формировать у детей умение считать на основе наглядности.
  2. Формировать умение уравнивать неравные группы предметов.
  3. Умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного анализатора.
  4. Развивать у детей умение определять пространственное направление.
  5. Закреплять цвет.
  6. Развивать коммуникативные и познавательные способности детей.
  7. Развивать мышление, память, развитие сенсорных способностей детей.

Как я уже говорила, Волшебное дерево, позволяет использовать его на занятиях в разных образовательных областях.

Слайд № 6

Вашему вниманию, я предлагаю небольшой перечень игр, которые можно проводить с использованием дидактического пособия Волшебное дерево. Эти игры вам всем хорошо известны, вот некоторые из них:

  • Назови каждый предмет.
  • ​ Назови предметы одним словом (фрукты или овощи).
  • Что лишнее? 
  • Прикрепи листочек над яблочком.
  • Чего не стало?
  • Найди слова со звуком – ж- и др.

Слайд № 7-12

При формировании элементарных математических понятий можно проводить следующие игры:

«Спелые фрукты»

« Веселые Зайчата»

«Листопад»

«Веселые геометрические фигуры».

Цель:

  • учить детей узнавать и называть фрукты.
  • закреплять счет,
  • учить уравнивать неравные группы предметов (больше, меньше, поровну)
  • упражнять в ориентировке в пространстве: справа-слева, посередин, впереди-сзади, выше-ниже, вверху-внизу, упражнять в использовании предлогов под, за.
  • уметь различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Развивать память, речь, внимание, воображение (на что они похожи?). Обследовать их зрительным путем (Убрать одну фигуру:  Какой фигуры не стало?).

Слайд № 13

При формировании знаний об окружающем мире:

« Птички прилетели»

Какие птички прилетели на дерево? (воробышки, синичка). В какое время года прилетает синичка? ( Осенью и остается на зиму).

«Проказники гусеницы»

Как вы думаете, какой вред могут принести гусеницы яблокам?

Слайд № 14

Развитие речи.

«Найди слово со звуком «Ж».

Чтение художественной литературы.

«Отгадай загадку».

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.                                                    Красная Шапочка

Слайд № 15

«Социально-коммуникативное развитие»

«Транспорт»

Цель: учить называть виды транспорта. Определять какая картинка лишняя, почему?

Слайд № 16

«Фрукты и Овощи»

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ об овощах и фруктах.

Показать детям разницу овощей и фруктов.

Задание. Дети пришли к бабушке Арине в гости,  она повела их в свой сад и огород: что растет в саду и что растет в огороде, (рассмотреть).

Какие овощи и фрукты вы знаете? А где растут овощи? Где растут фрукты?

«Что я перепутала?» На дерево поместить морковь, а на грядку положить яблоко? (ответы детей). Почему? 

Слайд № 17

«Художественно-эстетическое  развитие»

Аппликация

«Яблочки на тарелочках» Сюрпризный момент: На дереве выросли яблоки. Сколько их? Какого они цвета и формы? Дать детям муляжи яблок, провести игру «Найди на дереве яблоко такого же цвета». 

 Дети наклеивают яблочки на тарелочку.

Слайд № 18-19

Лепка

«Гусеница на листочке».

 Приползла гусеница на полянку. Рассмотреть ее, что у нее есть: голова, и туловище, туловище состоит из шариков. Какого она цвета? У нее есть глаза, лапки.

Дети лепят гусеницу из пластилина.

Слайд № 20-21

Таким образом, данное пособие «Волшебное дерево» используется мною на многих занятиях, делая их интересными, продуктивными и запоминающимися. В процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление.

 Дети с удовольствием работают с Волшебным деревом.

          



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 90 Подсолнушек»

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по обучению грамоте на тему:

 «Приключения Буратино»

Подготовила воспитатель:

Ахметшина А. Ф.

Республика Татарстан

г. Нижнекамск 2016г


Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Материалы:

Демонстрационный материал:  конверт с письмом; картинки; схема шести звукового слова, фишки: красные, синие, зеленые; карточки с набором букв; указка; букварь и ключик ; посылка с предметами (перчатки, очки, монеты, шляпа. ключ),сундучок, магнитная доска.

Раздаточный материал: схемы шести звукового слова, фишки: красные, синие, зеленые; счетные палочки, карточки со словами.


Ход занятия.

Организационный момент:

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель: -Посмотрите ,ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте улыбнемся  и поздороваемся с ними. Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: -Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: -Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг, 
Я твой друг и ты мой друг. 
Крепко за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся. 


Воспитатель читает загадку:

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? : (Буратино)

Сегодня у нас в гостях Буратино, но он очень грустный, так как Лиса Алиса и Кот Базилио отняли золотой ключик от сундучка, в котором лежит Букварь. Буратино очень хочет пойти в школу, для этого ему нужно вернуть ключик. Алиса и Кот Базилио просто так не хотят отдавать ключик, поэтому они придумали для Буратино задания, а мы должны с вами, ребята, помочь ему их выполнить .У доски вы видите шесть карточек, на обратной стороне которых задания.

1 задание. «Живые буквы»

Воспитатель:- Вам нужно вспомнить все те буквы и звуки, которые вы изучили.( Воспитатель достает «Волшебный мешочек», в котором лежат буквы. Дети называют звуки и буквы)

Воспитатель:- Скажите, ребята ,а чем отличается буква от звука?

Дети: -Буквы мы видим, пишем, читаем.А звук мы слышим и произносим.

Воспитатель:- Давайте мы с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ.(А, О, У, Ы, И, Э)

2 задание. «Подели слова на слоги»

Лиса Алиса посылку прислала

Но вы не ждите подсказки

А слова на слоги поделите.

Воспитатель:- Посмотрите, ребята, какую интересную посылку нам приготовила Лиса –Алиса.(достает вещи из посылки и показывает детям). Как же нам определить сколько в этих словах слогов.

Дети:- с помощью хлопков.

«Перчатки ,монеты, очки, шляпа, ключ»

3 задание. «Придумай предложение со словом»

Воспитатель:- А вот и третье задание. Скажите ,а что такое предложение?

Дети:- Предложение состоит из слов. В предложении может быть 2,3,4 и более слов.

Воспитатель: -Кот Базилио принес  карточки со схемами в подарок вам,

Вы ж проявите свое умение, составьте со словами предложение!

Воспитатель:- Надо составить предложение по схемам со словом «Буратино»

1_____     ______   .

1_____    ______    ______   .

1_____    ______    ______     ______    .

Воспитатель:- Скажите ,ребята, что означает каждая полоска в предложении?

Дети: -слово.

Воспитатель:- А что означает первый знак в предложении?

Дети:- это начало предложения и оно пишется с большой буквы.

Воспитатель:- Что ставим мы в конце предложения и что это означает?

Дети:- точку, что предложение окончено.

Воспитатель:- Молодцы, ребята, и с этим заданием мы справились. Давайте немного отдохнем.

4задание. «Физкультминутка»

 Дети произносят и показывают

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

5 задание. «Сложи слово»

Воспитатель:- Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладываете только первые буквы каждого слова (одновременно это же задание выполняется и у доски)

Карандаш

Ножницы

Игрушка

Глобус

Азбука

Воспитатель:- Давайте прочитаем какое слово получилось?

Дети:- Книга.

Воспитатель:- Ребята, все ли предметы можно взять с собой в школу?

Дети:- нет, игрушки в школу не берут.

6 задание. «Назови звуки»

Воспитатель:- Скажите ,ребята, сколько слогов в слове книга?

Дети:- 2 слога.

Воспитатель:- А сколько букв?

Дети:- 5 букв.

Воспитатель:- А что мы обозначаем синими, зелеными и красными карточками?

Дети:- звуки. Синяя карточка твердый согласный звук. Зеленая карточка- мягкий согласный звук. Красная карточка- гласный звук.

Воспитатель:- Давайте на своих местах сделаем звуко буквенный анализ к слову книга. (один ребенок делает это возле доски)

Дети должны произвести звуковой анализ слова : назвать звуки, закрасить соответствующий квадратик нужным цветом, дать характеристику каждому звуку, определить количество слогов в слове. 

В конце звукового анализа делается проверка. 

7 задание. «Потерянная буква»

Воспитатель:- И на прощание Алиса с Базилио приготовили для вас последнее задание «Потерянная буква» (дети должны найти недостающую букву)

Воспитатель :- Молодцы ,ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями . Вы помогли Буратино справиться со всеми заданиями и Лиса Алиса и Кот Базилио возвращают ключик, а теперь мы видим, что за карточками был спрятан сундучок, давайте его откроем".

(открываем сундучок и достаем букварь )

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Воспитатель:- Вот видите как хорошо, когда умеешь читать. В школе вы будете учиться по этой книжке, она называется «Букварь».

Воспитатель:- Ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну знаний. Ребята какое занятие у нас сегодня было? Чем мы сегодня занимались? Что больше всего вам понравилось на занятии? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности.»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕНИЯ,СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ,В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РИТМИЧЕСКИМИ ДВИЖЕНИЯМИ...

«Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности.»

Использование музыкально-дидактических игр и пособий  в процессе пения, слушания, в процессе разучивания музыкально-ритмических движений...

Использование дидактической куклы для решения задач по образовательной области "Безопасность"

Для ознакомления детей безопасности я решила изготовить  дидактические куклы. Я использовала таких персонажей, как Федора, Айболит, Старичок-Лисовичок, Светофор Светофорыч, Стобед, Мойдодыр. Они ...

Использование игр с различными видами песка в организации образовательной деятельности старших дошкольников в различных образовательных областях

Методическая разработка практико-ориентированного педагогического проекта Использование игр с различными видами песка в организации образовательной деятельности старших дошкольников в различных о...