Консультации для воспитателей " Организация и проведение экспериментов с дошкольниками."
консультация на тему
Методическая помощь для организации и проведения экспериментов с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_provedenie_eksperimentov_s_doshkolnikami.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей детского сада.
"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".
Вводная часть.
Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:
- Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
- Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
- Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
- Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
- Средства: язык, речь, поисковые действия
- Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
- Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
- Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Последовательность детского экспериментирования
Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Примерная структура занятия - экспериментирования
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".
"Бумага", "Пуговицы"
- Мини - музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции
- мини-музей (тематика различна, например
" Часы бывают разные :", "Изделия из камня".
- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые ( гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками"
Цель:расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:Расширять знания педагогов ...
Консультация для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи: Расширять знани...
Консультации для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности".
Структура детского экспериментирования.Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "...
Консультация для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментирование.Задачи:Расширять знания педагогов о значении экс...
Консультации для воспитателей "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками".
Консультации для воспитателей"Организация и проведение экспериментов с дошкольниками". Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности ...
Консультации для воспитателей «Организация и проведение экспериментов с детьми дошкольного возраста»
Консультация...
Консультация для воспитателей: "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментирования"
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....