Из опыта работы проведения НОД в разновозрастных группах
статья (старшая группа) на тему
Из опыта работы проведения НОД в разновозрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_provedeniya_nod_v_raznovozrastnoyh_gruppah.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта проведения НОД в разновозрастных группах
Наш детский сад — малокомплектный (две группы дошкольного возраста: первая младшая и разновозрастная средне-старшая). Расположен он в Шебекинском районе Белгородской области села Бершаково, учредителем является управление образования администрации Шебекинского района. Здание старой постройки (1968 г), участок большой ухоженный (силами сотрудников детского сада и родителей). Оборудованные участки, детский огород и фруктовый сад (посажен новый) помогают нам осуществлять физическое и трудовое воспитание детей, прививать им любовь к сельскохозяйственному труду, родному краю.
Почти тридцать лет проработала я в этом детском саду. Наибольшие трудности всегда вызывал у меня раздел «Обучение детей на занятиях» (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой), в настоящее время наш детский сад работает по программе «Детство» (ФГОС), где «Содержательный раздел программы» включает в себя описание образовательной деятельности (НОД) в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях. Как выполнить «Содержательный раздел программы», если в группе дети от 4 до 7 лет с разным психологическими особенностями и уровнем умственного развития?
Большую помощь оказали мне книги: В. Н. Аванесова «Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе»; М.А. Васильева «Малокомплектный детский сад»
Для более эффективного проведения занятий я разделила детей на две подгруппы: среднюю – от 4 до 5 лет (12 детей) и старшую - от 5 до 7 лет (7 детей).
Материал для непосредственной образовательной деятельности (НОД) сначала планировала из разных разделов программы, например средняя подгруппа –развитие речи, старшая - рисование или средняя - лепка, старшая - развитие математических представлений.
Но это вызывало очень большие трудности. Дети из подгруппы, которая на данном этапе работала самостоятельно, нуждалась в индивидуальной помощи, в дополнительном объяснении задания, а воспитатель был занят с другой подгруппой и не мог оказать эту помощь. В результате занятия затягивались, прогулки сокращались.
Тогда я решила планировать НОД иначе: брала материал из одного раздела программы, но с разными программными задачами и приемами обучения. Например, НОД по музыке (одно) и физкультуре (два) для старшей подгруппы я перенесла во вторую половину дня, что помогло разгрузить утренние часы и повысить качество музыкальных и физкультурных занятий.
Опыт мне подсказывал, что занятия по развитию речи, музыкальные и физкультурные надо начинать со всеми детьми сразу, а заканчивать раньше с младшими. Занятия же по изобразительной деятельности и развитию математических представлений лучше проводить последовательно, вначале в течение 4 - 5 минут объяснить задание старшим (младшие заняты игрой или находятся под присмотром няни), а как только старшие приступят к работе, объяснить задание младшим. Такое распределение времени давало возможность осуществлять индивидуальную работу с одной и другой подгруппами (следить за ее выполнением, давать указания и оказывать практическую помощь детям, нуждающимся в ней).
После того как младшие позанимались 10— 15 минут, я разрешаю им подойти к столам старших детей и понаблюдать за тем, что они делают и как.
Например, дети из старшей подгруппы лепят фигуру человека, а малыши лепят по замыслу. Для старших детей планирую использование нового материала, для младших - закрепление пройденного.
Раздел «Социально-коммуникативное развитие» планирую из нескольких частей. Например, НОД на тему «Учимся играть и работать дружно»: в первой части дети обеих подгрупп рассматривают тематические иллюстрации, отвечают на вопросы воспитателя; во второй части проводится коммуникативное задание-тест «Разукрась варежку» (выполнение задания в паре) для закрепления полученных знаний, затем младшие уходят играть под присмотром няни, а я продолжаю занятия со старшими детьми.
Занятия в смешанной группе имеют свои особенности и усложняют работу воспитателя. Но несмотря на эти трудности, нас радует то, что дети растут дружными, добрыми, трудолюбивыми и приходят в школу хорошо подготовленными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитетелей на тему "Методика проведения рисования в разновозрастных группах детского сада"
Консультация для воспитателей поможет вспомнить или ознакомить педагогов дошкольных учреждений с методикой проведения ИЗОдеятельности....
Консультация для воспитетелей на тему "Методика проведения рисования в разновозрастных группах детского сада"
Консультация для воспитателей поможет вспомнить или ознакомить педагогов дошкольных учреждений с методикой проведения ИЗОдеятельности....
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.Работы с детьми в разновозрастной группе на летний период в разновозрастной группе.
Работа с детьми в разновозрастной группе на летний период....
Презентация из опыта работы «Проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий».
Представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий....
Презентация "Организация и методика проведения занятий в разновозрастной группе"
Данный материал содержит описание трех типов занятий в разновозрастных группах....
Сообщение из опыта работы "Проведение физкультурных досугов и развлечений как эффективных форм физического развития дошкольников"
Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждог...
Организация и методика проведения ООД в разновозрастной группе
Презентация на тему: "Организация и методика проведения ООД в разновозрастной группе"...