"На пороге школы"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кроличенко Нина Юрьевна

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться»

(доктор психологических наук, Леонид Абрамович Венгер)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_poroge_shkoly.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №14 Сказка»

г. Ногинск Московская область

Конспект занятия

в подготовительной группе

«На пороге школы»

Цель: подготовка детей к обучению в школе, новой ведущей деятельности - учебной, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование психологической готовности к школе, повышение мотивации к обучению.

Задачи:

- расширять словарный запас детей по теме «школа», «школьные принадлежности» (расширять знания детей о школе, школьных успехах и трудностей);

- формировать положительную школьную мотивацию у детей через создание ситуации успеха;

-  развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления, речевой активности у детей;

- снятие тревожности перед школой;

- учить детей выслушивать ответы товарищей;

- развивать коммуникативные качества у детей, умение работать в группе;

- формирование осознанного отношения к обучению в школе.

Ход занятия:

Вводная часть.

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня на улице холодно и серо, а в нашем детском саду светло и весело! Весело от наших светлых улыбок, а тепло от ваших сердец и это тепло можно почувствовать через тепло ваших ладошек. Давайте возьмемся за руки и почувствуем его (рукопожатие по кругу).  А теперь передадим это тепло нашим гостям. 

Психолог: Я рада вас всех видеть. Вы уже выросли большие, ходите в подготовительную группу. А как вы думаете, к чему вас здесь готовят воспитатели и почему вашу группу называют подготовительной?

Ответы детей. 

Психолог: Правильно, ребята! Воспитатели готовят вас к школе.

Основная часть.

  1. Беседа о школе.

Цель: диагностика представлений о школе у детей, повышение мотивационной готовности к школе, развитие речи. Психолог задает вопросы о школе, а дети на них отвечают. Каждый ребенок должен принять участие в беседе.

Психолог: Кто знает, что такое школа?

Психолог: Правильно ребята, школа – это такое специальное здание, в котором учителя занимаются с детьми, обучая их читать, писать, рассказывая им о разных науках.

Психолог: Как вы думаете, чем отличается детский сад от школы?

Дети. В детском саду – воспитатель, в школе – учитель. У нас занятия, а в школе – уроки. В школе есть столовая, в детском саду – кухня. В детском саду спят, а в школе нет. В школе – классы, а в детском саду – группы. В школе самому надо идти в столовую, а в саду няня приносит еду. И ещё в школе парты, а в детском саду столы. В школе ставят оценки, а в детском саду нет. В школе нет игрушек, а в детском саду много. В школу ходят с портфелями, а в детский сад – хочешь сумочку возьми или без неё.

Психолог: Кто из вас хочет ходить в школу? Пожалуйста, поднимите руки, те, кто хочет в школу.

Психолог: А зачем нужно ходить в школу? Психолог подводит детей к  понятию: учиться надо, чтобы все на свете знать, быть сообразительным, умным.

Психолог: Как вы думаете, что нового и интересного вас ожидает в школе?

Психолог: Кто из вас уже начал готовится к школе? Расскажите, как вы это делаете?

Ответы детей. 

Психолог: Молодцы, ребята! Вы уже очень много знаете о школе. Раз вы так серьезно относитесь к школьной подготовке, то вы станете хорошими школьниками.

  1. Рассказы о школе

Цель: развитие связной речи, готовность детей к составлению описательных  рассказов, расширение словаря.

Психолог: А сейчас я хочу, чтобы вы составили рассказы,  о вашем первом дне в школе. Мы с вами подобные рассказы, уже составляли, и я думаю т.к. наши гости - бедующие учителя, им будет очень интересно послушать их. Составлять рассказы мы будем при помощи специальных карточек, которые будут нам в этом помогать.

Ребята, я тоже когда-то была первоклашкой, хотите я вам расскажу свой рассказ…

(Психолог для примера, рассказывает свой рассказ, используя картинки)2-3рассказа детей

Под музыку входит Знайка

Психолог: Это наш старый знакомый Знайка! Он уже приходил к вам в начале учебного года интересовался вами.

Знайка: Здравствуйте, ребята! Я долгое время наблюдал за вами, переживал ваши неудачи, радовался вашим успехам. А теперь директор школы дал мне особое поручение принести в этом волшебном чемоданчике (показывает кейс) самые интересные задания выполненные ребятами подготовительных групп.

Но я так устал в пути - нужен отдых  непременно.  Ребята давайте разомнемся - физ. культурою займемся.

  1. Проводится физ.минутка «Пяточка-носочек»

Цель: снять утомление у детей, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

Психолог: Здорово вы ребята повеселились. Знайка я поняла твое задание, посиди немного, отдохни, а мы с ребятами сейчас его подготовим.

Ребята  подойдите все ко мне - мы должны помочь Знайке и выполнить интересные задания.

  1. Письменные задания на листах

Психолог: Для того чтобы выполнить это задания вам необходимо сесть за столы …удобно держать спину прямо, ноги вместе, расстояние от стола на ладонь.

Сели? Дети. Да!

А теперь слушайте внимательно, объясняю один раз и только после объяснения вы приступаете к выполнению.

Первое задание на ваших листах с левой стороны написана фраза «Он ел суп» хорошенько посмотрите, как это написано и рядом отступить 2 клетки в правую сторону, напишите точно также.

Второе задание слушайте внимательно! Нужно отступив 2 клетки вправо перерисовать точки точно также как у меня. Посмотрите на верхней линии изображено 5 точек с расстоянием в одну клетку между ними, на второй линии изображено 4 точки посередине двух верхних только ниже, на третьей линии три точки и на четвертой линии уже только одна точка. В результате у вас должна получиться геометрическая фигура из точек. Какая это геометрическая фигура? Дети: треугольник - верно!

И так я вам дала 2 сложных задания - Задание понятно? Приступайте                

Дети выполняют.

Психолог: Выполнили? Молодцы!!! Но это еще не все нам предстоит сделать еще Третье задание «Графический диктант» Приготовились … С лева на право от исходной точки отмеченной мной на ваших листках чертим линию согласно моей инструкцией…(далее зачитывается выбранное задание для диктанта).

МОЛОДЦЫ!!! А теперь давайте покажем ваши работы нашим гостям

(Сделанные задания размещаются на мольберте)

Обратиться к ребенку (Имя) скажи за какую работу, на твой взгляд, учитель бы поставил самую высокую оценку 5? Почему? А какая работа выполнена недостаточно хорошо? Почему?

Ну, ничего до школы у нас есть еще время и к школе я уверена все научатся выполнять подобные задания хорошо.

А сейчас Знайка собирай работы в свой волшебный чемоданчик, который ты передашь в школу.

Психолог: Ребята вы много занимались и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. (дети и психолог садятся на ковер) включается музыка для релаксации

  1. Релаксация «ЛЕНТЯИ» (также можно провести физ.мнутку)

Цель: снятие мышечного напряжения, полное или частичное расслабление организма, укрепление нервной системы.

Психолог: Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ножки и т.д. Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение. Поднимайтесь

Знайка: Вы очень прилежные детки и достойны, пойти в школу. Но я  бы хотел еще с вами поиграть в очень интересную игру «Собери слово» Вы все буквы знаете?

Вам нужно разделиться на две команды для каждой команды я приготовил конверт с веселыми буквами, из которых вам нужно будет быстро и правильно сложить слово.

1 команда слушайте загадку про свое слово: 

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. ШКОЛА

Теперь 2 команда слушайте свою загадку:

Кто расскажет нам о странах,

О морях и океанах?

Про зверей, про рыб, про птиц

Говорящих сто страниц. КНИГА

А теперь гости нам помогут надо всем вместе и громко сказать: «1,2,3 игру начни!!!»

(Под музыку «Учат в школе» дети составляют слова. Подводятся итоги и команде, выигравшей, дается звездочка от Знайки.)

Знайка: Молодцы справились все, но быстрее команда…

А теперь докажите, что вы можете внимательно слушать и правильно отвечать на вопросы. Я буду задавать вопрос, а вы отвечайте и за каждый правильный ответ будете получать звездочку победит та команда, у которой звезд окажется больше.

1)Мишу ударил Ваня. Кто драчун?

2)Собаку укусила оса. Кто кусался?

1)Дом позади леса. Что впереди?

2)Автобус едет впереди грузовика. Что едет позади?

1)Мальчик ниже девочки. Кто выше?

2)Дедушка старше бабушки. Кто моложе?

А теперь ответьте, что я делал раньше:

1)Я ел кашу на завтрак, после того как почистил зубы.

2)Я вечером пил чай, после того как пришёл с прогулки.

1)Я много учился, прежде чем стать врачом.

2)Я зашёл за хлебом, прежде чем поехал к другу.

Знайка: Я очень рад, что вы справились со всеми моими сложными заданиями. Это значит, что вы все хотите и готовы идти в школу. Вы любознательные ребята и хотите много знать. А чтобы вы больше знали и лучше учились, я дарю вам интересные обучающие диски. Задания ваши я обязательно передам в школу. Успехов вам! До свидания, до новых встреч.(Под музыку уходит)

Заключительная часть

Психолог: Молодцы ребята, сегодня вы очень старались, выполнили все задания,  и показали, что вы готовы к школе.

Ребята, давайте вспомним:

- Чем сегодня мы с вам занимались на нашем занятии?

- Что вам больше всего понравилось и было интересно?

- Какие задания было сложно выполнять?

- Как вы думаете, легко или трудно вам будет учиться в 1 классе? Почему?

- С каким настроением вы заканчиваете наше занятие?

Я думаю, что сегодня и Знайка и все наши гости увидели, что вы настоящие будущие первоклассники. Гости, а вам понравились наши ребятки, правда они молодцы?...ДА!!!

Я тоже так думаю и считаю, что они еще не раз порадуют и себя, и  учителей своим успехами.

Ребята, а вам я желаю, чтобы в школе вы всегда были внимательными, много читали книг, слушали учителя и учились на одни пятерки, а сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитанники подготовительной к школе группы на пороге школы.

Для многих родителей воспитанников подготовительной к школе группы стоит вопрос выбора школы. Учитывается ее статус, уровень образования, приоритетные направления в обучении, удаленность от дома и т.д...

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Собрание в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок на пороге школы»

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошко...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...