Навстречу трудностям
консультация на тему
Консультация для педагогов по обучению детей преодолевать трудности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poluboyar_navstrechu_trudnostyam.docx | 14.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Надежда Полубояринова, воспитатель
Навстречу трудностям
Уважаемые коллеги! Встреча с трудностями начинается у ребенка чуть ли не на самом пороге жизни. И отношение к ним, умение их преодолевать тоже складывается много раньше, чем начинается школьное обучение. Трудности маленького человека часто совсем не понятны взрослым, кажутся им, ну прямо-таки, ерундой и поэтому проходят не замеченными для папы, мамы, но не для ребенка!
Нам с вами известно, что в преодолении трудностей закаляется воля. Поэтому, преодолевать трудности малыша надо учить. Но каковы, они, эти трудности? Во-первых, это те, которые ребенок не может преодолеть без помощи взрослого. Во- вторых, такие, которые он в силах преодолеть самостоятельно.
Первые возникают в связи с усвоением знаний, навыков. Например, овладевая навыком умывания, ребенок не может идти путем проб и ошибок- этот путь ни к чему не приведет. Он также не может открыть собственный способ употребления ложки, спичек, «изобрести» чтение, письмо, счет. Все это он должен усвоить, всему этому нужно учить.
Трудности второго рода встречаются в свободной деятельности – практической, игровой, когда нужно самому найти выход из положения. И нам, взрослым, надо научиться различать, какая трудность возникла перед ребенком. Если мы начнем требовать, чтобы ребенок правильно, аккуратно ел, умывался и т.д. и при этом не зададимся вопросом: а научен ли он все это делать, то такие требования будут похожи на требование самостоятельно прочесть букварь до того, как ребенок научился складывать буквы в слоги.
Но мы, увы, сплошь и рядом обращаемся к ребенку с такими нереальными требованиями. А когда он не в силах выполнить их, говорит: «Не хочу» - мы делаем за него. Накормить, одеть ребенка гораздо легче, чем добиться, чтобы он это сделал сам. А ребенок, с одной стороны, избаловывается, становиться иждивенцем. С другой стороны, он теряет веру в себя, в свои силы, теряет желание добиваться успеха в чем бы то ни было. И начинают отставать в развитии, если конечно, под развитием понимать не умение бойко говорить и запоминать стихи, а накопление всего многоцветия человеческих качеств, сливающихся в конце концов в то, что принято называть гармоничной личностью. Так постепенно у ребенка складывается привычка уходить от трудностей, нежелание их преодолевать, умение находить обходные пути. С начала это касается трудностей чисто бытовых. Но ведь отношение к трудностям не изменится, когда изменятся сами трудности. Возникшее в быту, оно легко переходит и на любую другую деятельность ребенка, в том числе и на учебную.
А научиться всему необходимому – еще раз подчеркнем- нелегко. Вот нам с вами кажется: чего уж может быть проще, чем мытье рук? Если мыть руки учить его постепенно – каждый раз объясняя, для чего это делается, весь навык сформируется и быстрее, и правильнее, и без особых затруднений. Хотя каждый раз перед ребенком будет возникать новая задача, но посильная, вполне преодолимая. И каждое достижение, подкрепленное похвалой взрослого, вызывает у него чувство удовлетворения, станет побуждать к самостоятельности.
Трудности в овладении навыками будут встречаться на всем протяжении дошкольного детства. Они будут разными по содержанию, по степени сложности, и взрослым придется искать, придумывать способы помощи. Но – помощи, а не подмены! Научившись сознательно овладевать одним навыком за другим, ребенок, придя в школу, станет так же уверенно осваивать навыки письма, трудовые умения, не уходя от трудностей и не испытывая острого ощущения несостоятельности и беспомощности.
Ребенок растет, меняется содержание его игр, занятий – меняется и уровень интеллектуальных задач. От того, как отнесутся к ним взрослые, будет зависеть развитие мышления ребенка. Итак, с какого бы вида трудностями ни встретился ребенок, у взрослых есть два пути: либо избавить от всех трудностей, либо дать ему возможность самому преодолевать те из них, которые для него по силам, разумно предлагая свою помощь, но не подменяя ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки в пощь родителям. Трудности в учёбе. Трудности, связанные с поступлениемв в школу. Конфликты с учителем.
Ещё одна сказка к книге "Сказки в помощь родителям. Трудности, связанные с поступлением в школу. Конфликты с учителем....
Презентация для детей дошкольного возраста «Навстречу спорту – навстречу здоровью!»
Презентация для детей дошкольного возраста «Навстречу спорту – навстречу здоровью!» содержит материал (картинки, описание, загадки) для знакомсва дошкольников с различными видами спорта....
Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".
Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...
Презентация "Навстречу спорту-навстречу здоровью!" 24.04.2023г
Презентация для детей...
Презентация "Навстречу спорту-навстречу здоровью!" 24.04.2023г
Презентация для детей дошкольного возраста...
Современные подходы к преодолению трудностей письма и чтения трудностей
Материалы для родителей "современные подходы к преодолению трудностей чтения и письма "...
"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
В статье говориться о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....