Влияние фольклора на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
статья на тему
«Мысль, что только непрерывно двигаясь вперед, можно глубже проникнуть в неведомое, стала мощным импульсом, способным привести к самым крайним результатам, когда это движение возрождается в тщеславную и безустанную погоню за чем-то абсолютно новым, а старое отвергается с порога лишь потому, что оно старое. Однако подобная установка типична для незрелых или пресыщенных умов. Здоровый дух не боится брать с собой весомый груз ценностей прошлого. Мы знаем наверняка: если мы хотим сохранить культуру, то должны продолжить ее создание».
Т. Хейзинга.
Фольклорные произведения русского народа помогают приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребенку поверить в добро и красоту нашего мира.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
В моей педагогической работе развитие музыкальных способностей у детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического развития дошкольника. В музыкально-воспитательной работе используются русские народные песни, танцы, игры, а также игра на детских музыкальных инструментах.
Что подтолкнуло меня к русскому искусству? Я давно заметила необычайный интерес детей к русскому искусству. Сама люблю русскую музыку, песни, танцы. Воспитывать любовь к русскому искусству и с его помощью развивать музыкальные способности - такую задачу поставила перед собой. С 2009 года накапливаю опыт по фольклору.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Я решила расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр, изготовить костюмы, т. е. спланировать работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no2.docx | 19.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Влияние фольклора на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. И мне не раз приходилось замечать, какое влияние имеет народный фольклор на музыкальное воспитание детей. Он помогает детям лучше понять красоту и поэтичность музыкальных произведений, лучше усвоить материал, вызывает интерес к предмету, а также просто украшает проведение любого праздника.
Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни является средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развития его эстетической и нравственной стороны, а также развития образного и ассоциативного мышления. А, как известно, именно благодаря мышлению ребенок может развить свои музыкальные и творческие способности, сформировать свою индивидуальность.
Психологи утверждают, что вкусы детей в дошкольном возрасте только еще формируются, они не являются стойкими, определенными. Поэтому, если с самого раннего возраста ребенок слышит народную музыку, поет народные песни, играет и танцует под народную музыку, его слух постепенно осваивает ее мелодические интонации и ритмические особенности. Они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные со знакомыми интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой.
В этот период жизни ребенка и следует начать работу над развитием музыкальных способностей. Развитие музыкальных способностей является сложным и длительным процессом. Было установлено, что в возрасте до пяти лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный вкус и музыкальная память ребенка. Яркими примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А.Моцарт, обнаруживший свои незаурядные способности уже в три года, Ф.Й.Гайдн – в четыре года, Я.Л.Ф.Мендельсон – в пять лет.
В настоящее время создано немало разработок по музыкальному воспитанию детей на основе народной культуры. Это работы Г.М.Науменко, Н.М.Гиляровой, А.М.Мехнецова, З.Кодай и др. И я стараюсь применить в своей работе те знания, что черпаю из работ создателей разработок.
Многочисленные исследования показали, что музыкальный фольклор является видом деятельности, интересным для детей дошкольного возраста. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, помогает понять ребенку, что хорошо и что плохо. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о людях, о жизни вообще. Это и труд человека, это и взаимоотношения человека с природой, это и жизнь человека в коллективе.
Фольклор – это богатство народного творчества, то, самое лучшее, что дошло до наших дней от наших предков. Народное искусство помогает усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи и традиции, его черты характера.
Фольклор – это синтез поэзии, музыки и движения. Он дает возможность в приятной и интересной форме обучить детей тому или иному навыку. И дети с интересом воспринимают образное содержание потешек, попевок, прибауток, песенок. У детей развивается чувство ритма, музыкальность, ладовое чувство, музыкальный слух, голосовые возможности . А также становится чище речь, развивается эмоциональная отзывчивость.
С рождения с помощью детского фольклора взрослый устанавливает контакт с ребенком: при помощи колыбельных песен, попевок, приговорок.
Детский музыкальный фольклор необычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения.
Народная песня – самое эффективное средство музыкального воспитания. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания – вот что привлекает в народной песне.
Русская народная песня воспитывает эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость. Она способствует проявлению творческого начала.
Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся, они способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха.
В народных песнях все продумано и предусмотрено, все идет от природы. Педагогу нужно помнить только о примарной зоне детей – это «ми», «фа», «соль» первой октавы.
В потешках же заложена динамика, которая вызывает у детей желание двигаться. Используя потешки, можно вызвать у детей ритмичный бег, движение галопом, подпрыгивание, перепрыгивание с ножки на ножку, расширение и сужение круга и многое другое. Все это способствует общему физическому развитию.
Игры с пением, хороводы раскрепощают детей, развивают фантазию, устойчивую интонацию в пении, умение согласовывать пение с движением. Игры следует выбирать те, что близки и понятны детям. Фольклор обогащает игры новым содержанием. Включение потешек, которые тесно связаны с народными песнями, делает игры более запоминающимися.
Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями и обычаями. Через танец передаются чувства, мысли и настроение человека. Все виды русских танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, которые в свою очередь делятся на несколько видов.
В хороводе связаны между собой пляска, песня и игра. Он объединяет большое количество участников. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню, что очень нравится детям.
Произведения детского фольклора лучше использовать комплексно. Например, перед игрой с пальчиками можно загадать про них загадку; для распределения ролей можно рассчитаться по считалке.
Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми. Так постепенно дети приучаются к музыкальному искусству, что немаловажно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки; становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И, конечно, взятое за основу музыкальное воспитание детей, сохраняющее положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей детей в детском саду, будет способствовать успешному развитию в будущем, поможет им стать нравственными, творческими людьми, которые несут и хранят историю и духовность поколений.
Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №3» г.Чебоксары Алексеева Людмила Леонидовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через элементарное музицирование в условиях ознакомления с русским народным фольклором
Стендовый доклад...
Развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста через использование татарского народного фольклора (на примере праздника "Науруз")
Методическая разработка о развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста через использование татарского народного фольклора на примере татарского народного праздника "Науруз". Разр...
Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"
в фольклоре содержится жизнь народа,человеческий опыт, духовный мир русского человека....
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Статья посвящена разработанной технологии развития музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора. На основе данной технологии составлена и апробирована программа развития музыкальны...
«Влияние фольклора на развитие музыкальных эмоций детей дошкольного возраста».
Практико-ориентированный проект....
Программа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора "Фольклор детям"
Использование программы "Фольклор - детям!" по приобщению дошкольников к русской традиционной культуре в условиях кружковой работе реализуется в рамках вариативной части образовательной прог...