Программа саморазвития «Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста»
материал (старшая группа) на тему

В условиях современного модернизированного образования саморазвитие выступает как базовая составляющая профессиональной компетентности педагога, на формирование которой значительное влияние оказывает процесс психологизации  профессионально-педагогической деятельности. В этих условиях одним из приоритетных направлений, ориентированной на современные тенденции профессионального образования, становится разработка целостной концептуальной модели, в которую включены не только профессиональные, но и личностные аспекты развития всех участников образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pragramma_samorazvitiya.docx58.93 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено                                                               Утверждено                                                                    педагогическим советом МДОУ                             заведующим   МДОУ                                                                                                                                                     «Детский сад №11«Колосок»                                 «Детский сад №11 «Колосок»                           приказ №16 от 31. 08.2015                                                                 (Евсеева Т.В)

                                                                                   приказ №16  от  31.08.2015                                                      

                 

                             Программа саморазвития

«Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста»

Составила:                                                          

     Воспитатель: Куликова Н.В,

г. Семенов

Оглавление

1.Пояснительная записка

2.Актуальность

3.Цели и задачи

4.Реализация программы 

Этапы реализации программы саморазвития

4.1.Цели и методы реализации первого этапа программы

4.2. Цели и методы реализации второго этапа программы

        

4.3. Цели и методы реализации второго этапа программы

5.Ожидаемые результаты

6.Результативность

7.Вывод

8. Приложение . План по самообразованию 2010-2012 год

1.Пояснительная записка

        В условиях современного модернизированного образования саморазвитие выступает как базовая составляющая профессиональной компетентности педагога, на формирование которой значительное влияние оказывает процесс психологизации  профессионально-педагогической деятельности. В этих условиях одним из приоритетных направлений, ориентированной на современные тенденции профессионального образования, становится разработка целостной концептуальной модели, в которую включены не только профессиональные, но и личностные аспекты развития всех участников образовательного процесса. Саморазвитие насквозь пронизано смыслообразованием, оно приближает педагога к самому себе через возрастающее самопонимание и, одновременно, растущие горизонты его самоустремленности. Саморазвитие позволяет педагогу подлинно взращивать свои личностные и профессиональные смыслы, созидать и открывать их, что представляется особенно важным, ибо согласно концепции В. Франкла «Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, либо простое ощущение смысла, либо бессмыслицу». Эта идея представляется  особенно важной, поскольку акцентирует внимание не на отсутствии у педагогов личностно-профес-сиональных смыслов как таковых, но на их значимости для личности. Подлинно личностный смысл, т.е. действенно-преобразующий, стимули-рующий профессиональное самоизменение и саморазвитие, может быть только результатом усилий человека быть и состояться.

        Педагог – это: гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

-Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

-Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог   должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься саморазвитием,  самообразованием, обладать многогранностью интересов.

        Саморазвитие педагога - это процесс самостоятельного целенаправленного мотивированного раскрытия потенциальных возможностей и способностей педагога, позволяющий наиболее продуктивно осуществлять различные виды профессиональной деятельности и предусматривающий актуализацию всех процессов «самости» личности и проявлений своего «Я».

        Одним из компонентов саморазвития воспитателя является- самообразование Чтобы добиться  наиболее высоких результатов, необходимо правильно организовать систему работы по самообразованию. Поэтому возникла необходимость в создании программы саморазвития

«Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста»

2.Актуальность

Самообразование воспитателя становится условием его личностно-профессионального роста, если: самообразовательная деятельность имеет концептуальное обоснование, осуществляется как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование воспитателем себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, а также способами творческой педагогической деятельности;

Система самообразования способна порождать личностные ценности и смыслы профессии и жизни; наполнена личностно значимым содержанием; регулируется принципами субъектности, профессионализма, творчества, индивидуализации;

Реализуется комплекс педагогических условий, которые обеспечивают эффективное функционирование самообразовательной деятельности: конструирование программы самообразования, моделирующей профессионально-творческую деятельность воспитателя; реализация ценностно-смысловых и деятельностно-рефлексивных механизмов его личностно-профессионального роста. 

3.Цели и задачи

Цель: Самообразование и личностно-профессиональный рост.

Задачи:

1.Выявить требования к личности и профессиональной деятельности современного воспитателя и определить сущность понятия «личностно-профессионального роста» воспитателя.

2.Определить тенденции и особенности самообразования воспитателя в современных условиях развития системы образования.

3.Разработать и апробировать программу самообразования педагога на основе ценностно-смыслового и деятельностно - рефлексивного подходов.

4.Обосновать средства и условия, обеспечивающие личностно-профессиональный рост воспитателя в процессе самообразования

4.Реализация программы

Этапы реализации программы саморазвития.

Актуальность: формулирование цели, задач, гипотезы; раскрытие научной новизны, теоретической и практической значимости работы, основные этапы.

1 этап:

• Изучить философскую, психолого-педагогическую литературу по проблемам самообразования, что позволит сформулировать исходные позиции проекта.

• Проанализировать собственный опыт работы в определенном направлении.

Методы:

• Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анализ учебных программ;

• Обобщение эффективного педагогического опыта;

• Наблюдение, беседы ,интервью, анкетирование;

• Анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности педагогов.

2 этап:

• Разработать систему подготовки к самообразовательной деятельности на основе ценностно-смыслового и деятельностно-рефлексивного подходов, теоретически обосновывать положения о конструировании самообразовательной программы, моделирующей профессиональную деятельность воспитателя, осуществить опытно-экспериментальную работу.

Методы:

• Моделирование,

• Анкетирование,

• Наблюдение,

• Организация опытно-экспериментальной работы,

• Социологическое исследование.

3 этап:

• Обработать и систематизировать полученные результаты, уточнить теоретико-экспериментальные выводы, осуществить внедрение результатов исследования в практику работы образовательных учреждений. Использовать методики для определения уровня самооценки, экспертной оценки, тесты-опросники субъективного контроля.

Методы :

-выявить требования к личности и профессиональной самообразовательной деятельности современного воспитателя и раскрыть сущность понятия «личностно-профессиональный рост» педагога;

-определить тенденции, сущность и специфику самообразования воспитателя в современных условиях развития системы образования как одного из важнейших условий личностно-профессионального роста;

-определить системообразующие связи и взаимозависимости компонентов процесса самообразования воспитателя, которые придают ему целостность и устойчивость и являются механизмами формирования условий его эффективности;

-разработать и апробировать систему самообразовательной деятельности воспитателя, особенности которой являются ценностно-смысловой и рефлексивно-деятельностные подходы;

-выявить и обосновать комплекс педагогических средств и условий, обеспечивающих личностно-профессиональный рост воспитателя в процессе самообразования.

5.Ожидаемые результаты

Теоретическая значимость.

• Понятие «личностно-профессиональный рост» воспитателя определить через его ценностно-смысловое,  деятельностно-рефлексивное, творческое саморазвитие как субъекта педагогической деятельности.

• Концептуально обосновать систему самообразования воспитателя как ценностно-смысловую, мотивационную, творческую, профессиональную деятельность, направленную на освоение современных педагогических идей и технологий, обеспечивающую личностно-профессиональный рост педагога, повышения качества образования и воспитания учащихся.

• Педагогические условия эффективного функционирования и развития системы самообразования воспитателя представить через реализацию ценностно-смысловых и деятельностно-рефлексивных механизмов в процессе конструирования самообразовательной программы, моделирующей профессионально-творческую деятельность воспитателя и его личностно-профессионального роста.

Практическая значимость.

• Материалы использовать в массовой практике воспитателей в условиях ДОУ, в системе повышения квалификации, при создании спецкурсов в педагогических образовательных учреждениях. Научно-методические рекомендации позволят обоснованно отобрать содержание, формы и методы самообразования, осуществить оценку и самооценку готовности воспитателя к данной деятельности, определить эффективность самообразовательной деятельности педагога как условия его личностно-профессионального роста.

6.Результативность

При разработке программы личностно-профессионального саморазвития воспитателя я использовала технологию самопроектирования.

Содержание деятельности включает следующее:

• Самодиагностика профессиональных знаний и умений в области самообразования;

• Овладение средствами самообразования: постановка задач саморазвития, выбор содержания и технологий самореализации и самоактуализации;

• Обмен опытом профессиональной самообразовательной деятельности на заседаниях методических объединений, в творческих группах.

7.Вывод:

Самообразование - процесс самосовершенствования личности, приобретение всех видов знаний, связанных с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. То есть форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя.

Таким образом, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещённого человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Программа осуществима на разных уровнях самообразовательной деятельности воспитателя, и разным возможностям личностно-профессионального роста.

Список используемой литературы:

  1. Дружинин. В.Н. Варианты жизни. –М., 2003.
  2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. -М., 2003.
  3. Абульханова К.А. Время личности и время жизни. - СПб., 2001.
  4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учеб. пособие
  5. для студ. сред. пед. учеб. заведений. -М., 2002.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 2000
  7. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. -М., 2013
  8. http://www.resobr.ru/?utm_source=lettertrigger&utm_medium=letter&utm_campaign=lettertrigger_w3 (ресурсы образования: портал информационной поддержки  специалистов дошкольных организаций)

МДОУ «Детский сад № 11 «Колосок»

План по самообразованию

Тема: «Роль «сказки» в эстетическом развитии дошкольников»

(с 2010  по 2012 учебный год)

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.                                                     Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

В.А. Сухомлинский

Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру

человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребёнка такое

же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того,

чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

Дж. Родари

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы

1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

Изучение теоретических основ по организации условий эстетического развития дошкольников средствами «сказочного» творчества (список литературы см. Приложение 1).

Начало – сентябрь 2010 г.;

окончание – февраль 2012 г.

Сообщение – теоретический анализ

Заведующая д/с,

заместитель заведующей по ВМР.

Согласно «Плану Самообразования педагогов и специалистов МДОУ «Детский сад № 11 «Колосок»


2. Разработка программно – методического обеспечения образовательного процесса

Актуальность опыта:

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает ему понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

По представлениям педагогов и психологов, гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического.

Психофизиологический уровень эмоционального развития проявляется в процессе внимания ребенка во время прослушивания сказки, в адекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях), непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям сказок на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению — через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.

Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сказки, поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков. Социальный уровень — главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения.

Эстетический уровень — уровень художественного образа — характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает социальным механизмом, противостоящим регрессивным линиям в развитии общества. Только креативность (творчество) может обеспечить возможность появления нового знания и т.д. Поэтому одним из эффективных методов эстетического развития дошкольников является совмещение понятий «сказки» и «творчества», другими словами, это метод «сказочного творчества».

Целевая линия:

Цель представленного педагогического опыта заключается в создании развивающего цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающего образовательный процесс, направленный на художественно – эстетическое развитие ребенка, и представляющего для него возможность приобретения опыта творческой деятельности средствами сказочного материала:

  •   на фоне театрализованной деятельности;
  •   на фоне речевой деятельности;
  •   на фоне изодеятельности.

Для осуществления данной цели необходимы следующие условия:

1. Отбор сказочных произведений с учётом применения их «сказочного материала» в различных видах детской деятельности, в которые могут быть включены сказочные образы. Воспитательно – образовательные возможности выбранных произведений должны соответствовать, во – первых, основным принципам Образовательной программы ДОУ, в том числе Модели выпускника ДОУ, а именно способствовать воспитанию таких личностных качеств дошкольника, как:

·         Самостоятельность, активность, проявление инициативы в художественной деятельности, обладание яркой индивидуальностью.

·         Эмоциональная отзывчивость на состояние других людей, красоту окружающего мира и произведений искусства, обладание практическими умениями и навыками для внесения изменений в окружающую среду.

Во – вторых, соответствовать целевому компоненту представленного педагогического опыта.

2. Создание условий через систему групповых и игровых занятий с детьми.

3. Через презентацию для родителей.

4. Для освоения нового содержания образования необходимо обновление учебно – методического и материально – технического сопровождения, основанного на материале сказок.

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Ведущие ключевые идеи:

  • Творческая работа со сказкой ведет к приобщению ребенка к эстетическим ценностями красоты, силы и смелости наряду с нравственной и моральной ориентацией на добро, помощь и справедливость.
  • В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника через приемы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка; 
  • На основании «сказочного» творчества можно создать модель развивающей среды на основе принципов работы в условиях сенсорной комнаты только со специализацией на «сказочном» материале.

Технологический аспект:

Цель: выявление наиболее эффективных условий реализации воспитательно – образовательного процесса по эстетическому развитию старших дошкольников средствами «сказочного» творчества.

Задачи:

1. Создать пространственно – развивающую среду в группе, способствующую накоплению чувственного опыта и творческой продуктивной деятельности на основе сказки.

2. Разработать содержание занятий для I, II  года обучения детей.




Воспитательно – образовательные задачи:

·         Приобщение к духовному и нравственному уроку сказки через восприятие сказочной проблемной ситуации. Научить ребенка через восприятие сказки извлекать  нравственный урок.

·         Развитие эстетического чувства прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.

·         Развитие речевого активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства.

·         Развитие вербального воображения ребенка на приемах работы со словом и сказкой.

Определить формы работы с педагогическим коллективом и родителями.







Средства:

  • Создание предметно – игровой, обучающей и развивающей сред в группе на основе принципов работы в условиях сенсорной комнаты со специализацией на материале сказки.





 Методическая разработка (изучение основ создания сенсорных сред, технологий применения сказки для развития дошкольника (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой), программ по изодеятельности, активно применяющих методы сказки (Программа И.А. Лыковой «Цветные ладошки»), программ по театрализованной деятельности (программа Н.Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети»), изучение методов работы с художественным словом сказки).

Составление диагностического блока для оценки эффективности развивающего влияния воспитания и обучения средствами «сказочного» творчества (обследование вербального и невербального воображения, творческой активности, изучение активного словаря детей, уровня художественно – эстетического развития).

Организация работы с родителями.








Организация работы с педагогами и специалистами ДОУ.











2010-2012 учебный год





2010-2010 учебный год





В течение всего периода проведения педагогического исследования















2010-2012 учебный год

Корректировка ежегодно со ссылкой на Годовой план ДОУ






2008-2009 учебный год












2010-2012 учебный год










2011-2012 учебный год









2010-2012 учебный год









2010 – 2012 учебный год










Дизайн групповых зон со специализацией на сказке.




Составление перспективного плана работы, календарно – тематического планирования с включением театрализованной, словесной, изодеятельности, базирующихся на материале сказок.

Результаты обследования по вербальному и невербальному воображению, творческой активности, изучение активного словаря детей, уровня художественно – эстетического развития











Педсоветы, семинары – практикумы, мастер – класс, родительские собрания, тематические вечера, коллективные просмотры, детские развлечения, театрализованные представления, выставки художественного творчества.

Реорганизация театрализованной зоны, создание уголка по обучению ПДД «Путешествие Красной Шапочки», создание большого «сказочного» панно в игровой зоне, обогащение музыкального уголка аудиозаписями, обогащение дидактического материала, базирующегося на технологиях сказкотерапии Т.Д. Зиневич - Евстигнеевой

Доклад по сравнительному анализу методов работы со сказкой в указанных образовательных программах (выбор альтернативных основной программе методов). Календарно – тематическое планирование, включение в кружковую работу, планирование индивидуальной развивающей работы с учетом результатов обследования детей. Составление картотеки дидактики, перечня учебно – материальной базы.

Аналитическое заключение по результатам обследований детей, видеоматериалы








Анкетирование, выставки, папки – передвижки, беседы, консультации, родительские собрания, тематические вечера, организация проектной базы при подготовке к детским досугам, развлечениям, театрализованным представлениям.


Совместное планирование досуговой деятельности, подготовка реквизита к детским праздникам, развлечениям, театрализованным представлениям. Мастер – класс по повышению квалификации в рамках художественно - эстетического обучения и воспитания дошкольников средствами «сказочного» творчества.










Заведующая ДОУ,

заместитель заведующей по ВМР



Заместитель заведующей по ВМР






Заместитель заведующей по ВМР
















Заведующая ДОУ,

заместитель заведующей по ВМР







Заместитель заведующей по ВМР












Заместитель заведующей по ВМР
















Заместитель заведующей по ВМР








Заместитель заведующей по ВМР









Заместитель заведующей по ВМР




Предполагаемый результат:

В результате постановки задач по реализации работы по самообразованию, рассчитанной на 2 года, у детей будут сформированы следующие предметные знания, умения, навыки:

  •   знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
  • умение понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства в языке.
  •   умение передавать художественный образ в рисунке (иллюстрация), в словесной форме.
  • умение продолжить, используя вербальное воображение, активный речевой запас, сюжетную линию сказки, сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему.  
  • умение интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих.  
  •   достижение показателей развития, соответствующих модели выпускника ДОУ: самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность; эмоционально отзывчив на состояние других детей (людей), красоту окружающего мира и произведений искусства, имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

Тематическое планирование

деятельности по самообразованию

на 2010-2011 учебный год

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы

1.       Анализ литературы на тему: «Влияние сказок на психическое развитие ребенка».

Сентябрь

Сообщение

Заведующая д/с, заместитель заведующей

по ВМР

2.       Мини – проект«Создадим сказку руками» - совместное творчество родителей и детей (поделки).

Сентябрь - октябрь

Выставка совместного творчества родителей и детей

Заместитель заведующей

по ВМР, родители воспитанников

3.       Консультация для педагогов ДОУ: «Что может дать игра по сюжету сказки для эмоционального развития ребенка».

Октябрь

Сообщение на педчасе

Педагогический коллектив ДОУ

4.       Методическая разработка (изучение основ создания сенсорных сред, технологий применения сказки для развития дошкольника (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой), программ по изодеятельности, активно применяющих методы сказки (Программа Л.И. Лыковой «Цветные ладошки»), программ по театрализованной деятельности (программа Н.Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети»), изучение методов работы с художественным словом сказки).

Сентябрь - ноябрь

Доклад по сравнительному анализу методов работы со сказкой в указанных образовательных программах

Заведующая д/с,

заместитель заведующей по ВМР, педагог - психолог

5.       Организовать чтениецикла сказок для средней группы с целью совершенствования психофизиологического уровня эмоционального развития детей средствами сказки.

Начало – октябрь, конец  - апрель (3 раза в неделю)

Методическая разработка (сказки, не входящие в систему основных занятий), календарно – тематическое планирование досуговой деятельности дошкольников.

Заместитель заведующей по ВМР

6.       Консультация для родителей:«Сочиняем сказку. Уроки творчества».

Октябрь (II неделя)

Сообщение на родительском собрании

Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников

7.       Оформление информационного листа на тему: «Каждому возрасту своя сказка».

Октябрь (IVнеделя)

Информационный лист – ширма - передвижка

Заместитель заведующей

по ВМР, родители воспитанников

8.       Создание большого«сказочного» панно в игровой зоне группы.

Октябрь - ноябрь

-

Заместитель заведующей по ВМР

9.       Реорганизация театрализованной зоны в группе.

Ноябрь - декабрь

Объединение зон музыки и театра

Подготовка ширм «Замок» и «Сказка», приобретение занавесок для оформления театральной ниши.

Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР

10.    Обогащение театральной зоныразличными видами театра по знакомым детям сюжетам сказок.

В течение года

-

Заместитель заведующей по ВМР

11.    Изготовление дидактического пособия – альбома«По страницам сказок».

Декабрь

Дидактическое пособие

Заместитель заведующей

по ВМР

12.    Приобретение костюмов для театральных постановок в группе.

Декабрь

-

Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР

13.    Консультация для педагогов ДОУ:«Книжные иллюстрации к сказкам».

Январь

Выступление на педчасе

Педагогический коллектив ДОУ

14.   Оформление информационного листа на тему:«Толкование детских сказок».

Январь

Информационный лист – ширма - передвижка

Заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников

15.    Открытый показ занятия: «А. Барто «Игрушки» (рисование иллюстраций, песенные импровизации)»

Февраль

Занятие - панорама

Заместитель заведующей по ВМР

16.    Создание уголка по обучению ПДД«Путешествие Красной Шапочки».

Март

-

Заместитель заведующей по ВМР

17.    Сбор материала для обследования у дошкольниковуровней вербального и невербального воображения,творческой активности, а также для изученияактивного словарядетей и уровня связной описательной речидошкольников.

Апрель

Методическая разработка

Заместитель заведующей

по ВМР, педагог - психолог

Тематическое планирование

деятельности по самообразованию

на 2011-2012 учебный год

Под тема: «Эстетическое развитие дошкольников на материале сказок К.И. Чуковского»

Содержание деятельности

Сроки (начало – окончание)

Форма представления результатов

Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы

1.       Анализ литературы и консультация для педагогов ДОУ на тему: «Наш старый добрый друг Корней».

Сентябрь

Сообщение на педчасе

Педагогический коллектив ДОУ

2.       Выставка книг в книжном уголке К.И. Чуковского (книги, иллюстрированные разными художниками).

Сентябрь

Выставка в книжном уголке

Заместитель заведующей

по ВМР

3.       Выставка творческого сочинительства«Невероятные приключения знакомых героев» (по творчеству К.И. Чуковского) – способствовать позитивному сотрудничеству родителей и детей.

Октябрь

Выставка в прихожей комнате

Заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников

4.       Просмотр видеозаписи по произведениям Чуковского «Доктор Айболит», «Бармалей», «Федорино горе».

Октябрь

Включение в планирование воспитательно – образовательной работы с детьми

Заместитель заведующей по ВМР

5.       Чтение литературных произведений К.И. Чуковского: сказки, стихи, загадки. Беседы по содержанию знакомых произведений. Разучивание с детьми стихотворений Чуковского «Муха – Цокотуха», «Песня», «Катауси и Мауси», «Чудо – дерево», «Доктор Айболит».

Сентябрь - декабрь

Включение в планирование воспитательно – образовательной работы с детьми

Заместитель заведующей по ВМР

6.       Конкурс детского творчества «Мой любимый персонаж»(по сказкам К.И. Чуковского) –совместно с родителями.

Вторая половина ноября

Выставка детского творчества (прихожая группы)

Заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников

7.       Изготовление атрибутов к обыгрыванию сказки«Муха – Цокотуха».

Ноябрь

-

Заместитель заведующей

по ВМР

8.       Тематическое родительское собрание:«Сказочник Чуковский».

Декабрь

Викторина по произведениям К.И. Чуковского с театрализацией детьми сказки «Муха – Цокотуха»

Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников

9.       Создание панно«Чудо – дерево».

Январь - февраль

Дизайн уголка природы

Заместитель заведующей по ВМР

10.    Художественное конструирование по сказке «Федорино горе» по технике папье – маше – совместно с учителем по рисованию Е.А. Беловой.

Январь

Тематический досуг, выставка детского творчества

Заместитель заведующей по ВМР

11.    Инсценирование произведений, игр – драматизаций«Черепаха», «Котауси и Мауси» - представление для детей группы №12 (старшая).

Январь

Досуговая деятельность

Заместитель заведующей по ВМР, группа «Непоседы»

12.    Организация фотовыставки «Мы знакомимся с творчеством Чуковского».

Февраль

Фотовыставка

Заместитель заведующей

по ВМР

13.    Обследование у дошкольников подготовительной группы уровней вербального и невербального воображения, творческой активности, изучение активного словаря детей и уровня связной описательной речи дошкольников. Исследовать совместно с педагогом – психологом уровень эмоционального развития детей 6-7 лет. Определить наличие эстетического уровня (уровня художественного образа) познания окружающей действительности.

Январь - февраль

Аналитический отчёт

Заместитель заведующей

по ВМР, педагог – психолог, учитель по рисованию

14.     Отчёт о проделанной работе в рамках самообразования.

Февраль

Аналитический отчёт

Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР

Аналитический отчет о проделанной работе в рамках самообразования за период 2012 – 2015 г.г.

 «Эстетическое развитие дошкольников средствами «сказочного творчества».

Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду  №11 «Колосок».

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем. В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает ему понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

По представлениям педагогов и психологов, гармоничное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста заключается в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального и эстетического.

Психофизиологический уровень эмоционального развития проявляется в процессе внимания ребенка во время прослушивания сказки, в адекватности реагирования, в непроизвольных репликах (междометиях), непроизвольных движениях, в неосознанных отношениях детей к героям сказок на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению — через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию. При этом ребенок за внешними эмоциональными проявлениями угадывает смысл поведенческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом.

Социальный уровень является последующей ступенью эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, характерной чертой которого является эмоциональный контроль, эмоциональная саморегуляция. Это позволяет выделить в эмоциональном развитии социальные чувства, которые эффективно формируются в процессе восприятия и переживания сказки, поскольку включается механизм содействия герою, мысленного обыгрывания и прочувствования его поступков. Социальный уровень — главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения.

Эстетический уровень — уровень художественного образа — характеризуется особым видом эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Осуществляя информационный поиск по методам работы со сказкой признанных педагогов и психологов, прибегая к сравнительному анализу, я изучила основы создания сенсорных тематических сред при организации предметно – развивающей среды, рассмотрела технологии применения сказки для развития дошкольников: Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, И. Бутман, С. Сахарнов, Дж. Родари и др. авторы; параллельно с этим обратила внимание на образовательные программы по театрализованной и изодеятельности. Поскольку в нашем ДОУ пристальному изучению подверглись программы художественно – эстетического цикла «Цветные ладошки» И.А. Лыковой и «Театр – творчество – дети» Н.Ф. Сорокиной, это вполне объясняет и  мой выбор. Также я активно вела сбор материалов по изучению методов работы с художественным словом сказки.

На основе теоретического анализа я как педагог стремилась доказать и обобщить следующие ведущие ключевые идеи собственного опыта педагогической деятельности:

  • Творческая работа со сказкой ведет к приобщению ребенка к эстетическим ценностями красоты, силы и смелости наряду с нравственной и моральной ориентацией на добро, помощь и справедливость.
  • На основании «сказочного» творчества можно создать модель развивающей среды на основе принципов работы в условиях сенсорной комнаты только со специализацией на «сказочном» материале.

Путь становления творческой личности труден и сложен. И у каждого ребенка этот путь разный. Сказки дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, жесты и интонацию.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые», отмечал знаменитый педагог В.А. Сухомлинский.

Цель практической части работы было определено как выявление наиболее эффективных условий реализации воспитательно – образовательного процесса по эстетическому развитию старших дошкольников средствами «сказочного» творчества.

Для достижения поставленной цели были определены теоретические и практические задачи и средства их реализации: это касалось как предметно – развивающей среды, так и определения форм работы с педагогическим коллективом, родителями воспитанников, детьми.

Воспитательно – образовательные задачи:

  • Приобщение к духовному и нравственному уроку сказки через восприятие сказочной проблемной ситуации. Научить ребенка через восприятие сказки извлекать нравственный урок.
  • Развитие эстетического чувства прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.
  •  Развитие речевого активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства.
  • Развитие вербального воображения ребенка на приемах работы со словом и сказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад на тему: «Профессиональные компетенции пр самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию».

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и...

Творческий проект «План моего профессионального роста»

Творческий проект «План моего профессионального роста» на конкурс молодых специалистов "Новая волна"...

«Самообразование как условие профессионального роста педагога»

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.Для педагогической деятельности на совре...

Проект «Мой профессиональный рост – мой вклад в качество образования моей страны!»

Проект «Мой профессиональный рост  – мой вклад в качество  образования моей страны!»Проект направлен на создание механизмов и условий для повышения уровня компетентности и ...

«Самообразование и самосовершенствование – ведущие факторы повышения профессиональной компетентности педагога и залог успешного развития воспитанников».

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ...

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стр

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. В основе эксперименталь...