Презентация " Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия окружающей природы"
презентация по теме
Консультация для воспитателей на тему:
«Развитие творческого самовыражения в процессе
эстетического восприятия окружающей природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОЗВОЛЯЕТ ДЕТЯМ ОТРАЗИТЬ ВСЕ, ЧТО ОНИ ВИДЯТ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, ПЕРЕДАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ, ВЫРАЗИТЬ СВОЕ ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ
Педагоги исследователи детского творчества ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА ШАЦКАЯ . «Творчество – это сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.»
Флерина Евгения Александровна Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Этому условию удовлетворяет то творчество, «которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой – либо преднамеренной педагогической ситуации»
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трех взаимосвязанных задач - Пробудить эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям жизни; - Сформировать изобразительные навыки и умения; - Развить творческий потенциал.
Три основных этапа т в орчества на которые может повлиять взрослый Задать тему и замысел будущего творения Принятие участия в процессе создания (оказать помощь в реализации замысла) Анализ результата (что получилось лучше, а над чем нужно поработать )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала и эстетического восприятия дошкольников.
Мой материал -это опыт работы над созданием проекта " Формирование творческого потенциала и творческого развития дошкольников"...
Презентация "Экологические беседы с дошкольниками. Загрязнения в окружающей природе"
Презентация "Экологические беседы с дошкольниками. Загрязнения в окружающей природе" направлена на формирование экологического сознания детей. Рекомендую использовать на различных мероприятиях с эколо...
Развитие творческого самовыражения через нетрадиционную технику "картины из пайеток"
Дошкольный возраст уникален, и важно не упустить этот периоддля раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка....
Конспект занятия в старшей группе по теме: « Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятия природы»
Экологическое воспитание дошкольников....
Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического восприятие природы
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, умножать, не разрушая...
Консультация для педагогов "Развитие навыков дошкольников по сенсорному восприятию окружающего мира"
Окружающий мир – это то, что находится в реальном окружении ребенка, воздействует, влияет на него, требует от него уже сейчас правильных действий.Задачи:Развитие восприятия как умения наблюдать...
Игры и упражнения для развития творческого самовыражения дошкольников в театрализованной деятельности
Основными задачами педагога, формирующего у дошкольников способности к творческому самовыражению детей в театрализованной деятельности является установление дружеских связей между детьми, развитие у...
Комментарии
Развитие творческого самовыражения в процессе эстетического вос
Все мы, педагоги и родители, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учёбе, разносторонне развитыми, словом, воспитать личность. Созидательное начало личности - умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации и довести до совершенства замысел - присуще только творчески развитому человеку. (Слайд №1)
Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, умножать, не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, потому что всё созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным для современников и будущих поколений.(Слайд №2)
Изобразительное творчество имеет огромное значение для всестороннего развития детей разных возрастов. Оно позволяет детям отразить все, что они видят в окружающем мире, передать свои эмоции, выразить свое внутреннее состояние. Трудно найти ребёнка, который не любил бы рисовать. Ведь это так интересно! Развитие детского творчества непременно должно быть частью воспитательного процесса в детском саду.(Слайд №3)
Вопросами детского творчества и определением его значения для формирования ребёнка занимались русские (советские) педагоги-исследователи и указывали в своих работах следующие определения данного понятия:
Валентина Николаевна Шацкая.
«Творчество - сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому». (Слайд №4)
Флерина Евгения Александровна.
«Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без неё все другие достоинства теряют значение. Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, "которое возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции". « Но систематическая педагогическая работа не может строиться в расчёте лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности». (Слайд №5)
Теплов Борис Михайлович.
«Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества». (Слайд №6)
Волкова Анна Александровна.
« Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своём творчестве виденное».(Слайд №7)
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
- пробудить эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям жизни;
- сформировать изобразительные навыки и умения;
- развить творческий потенциал.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.(Слайд №8)
В процессе творчества взрослые могут влиять на три основных этапа. Прежде всего, они могут задавать тему и замысел будущего творения. Конечно, можно предоставить выбор темы ребёнку, но если он постоянно рисует одно и то же, лучше мягко направить его на другую тематику. Также взрослые могут принимать участие в процессе создания, наблюдая за тем, как работает детское воображение, и помогая реализовать замысел. И в конце, взрослые обязательно должны проанализировать результаты, обсудив рисунок с ребёнком, определив, что получилось лучше всего, а что вышло не очень. (Слайд №9)
Рассмотрим педагогические методы и приёмы, которые способны возбудить у детей интерес к изобразительному творчеству.
1. В содержание занятий по изобразительной деятельности целесообразно включить знакомство со временами года, спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, моторная координация и речь. (Слайд №10)
2. Когда позволяет погода, можно проводить наблюдения на открытом воздухе, и тогда любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях материалом, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, можно собирать коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т.п.), сделать наброски и зарисовки, понаблюдать за поведением птиц и т.д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия. (Слайд №11)
3. Демонстрация детям слайд-фильмов, состоящих из выразительных кадров. Сменяющиеся на экране красивые цветные изображения не оставляют ребят равнодушными, они активно подключаются к обсуждению, свои суждения выстраивают на основе личных впечатлений об увиденном. Зрительный ряд необходимо стараться подбирать таким образом, чтобы он направлял внимание детей на восприятие как обычных (привычных глазу), так и непривычных (редко встречающихся), малозаметных явлений и объектов природы. Благодаря такому показу в поле детского внимания могут попасть водопад и отражение в лужице, разнохарактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, усатые жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и золото песков пустыни, узоры на крыльях бабочек и стрекоз и т.п. Всё вышеперечисленное позволяет выстроить драматургию занятия таким образом, чтобы в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным.(Слайд №12)
4. На занятиях по изобразительной деятельности надо стараться формировать в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо утверждала педагог-художник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить» не мешать, не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными… верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей любовью». (Слайд №13)
5. При проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое общее и художественное развитие, можно оказать практическую помощь. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс нужно не назидательно, а говорить: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараться, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце. (Слайд №14)
6. Во время практической работы необходимо сводить к минимуму возможность подражания другим детям. При анализе результатов детского творчества целесообразно одобрять работы, поощрять композиционную оригинальность и самостоятельность в выборе сюжета. Не следует просить детей выразить своё негативное отношение к неудачным работам, а необходимо стараться помочь найти в каждой работе что-то значительное. Развивая в детях оценочные суждения, использовать вопросы: «Как вы считаете, есть ли среди работ весёлый рисунок?», «Какой рисунок самый нарядный (красивый, красочный, грустный и т.п.)?», «Как вы думаете, почему мне понравилась эта работа?», «Как бы вы назвали эту картину?» и т.д.(Слайд №15)
7. Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ. Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога, он, как режиссёр, поначалу распределяет обязанности среди всех участников проекта. Со временем дети приобретают опыт совместных действий, и уже в старшей группе среди них появляются те, которые способны сами распределить роли между исполнителями. Коллективные работы, созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий. (Слайд №16)
8. Большое значение для активизации творчества детей имеет создание соответствующей «образовательной среды», ведь учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса и на него в целом. Для полноценного процесса экологического воспитания в ходе изобразительной деятельности целесообразно групповое помещение оформить растительными композициями (флористика, плакаты, фотостенды, папки с детскими работами на природные темы, коллекции разнообразных природных материалов и др). Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создаёт уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более значимым и убедительным (В.А. Ясвин). Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности. (Слайд №17)
Методика развития детского изобразительного творчества основывается на поощрении самовыражения. Не стоит заставлять ребёнка рисовать то, что ему не нравится. Вместо этого нужно мотивировать его к саморазвитию. Для этого существуют различные конкурсы детского изобразительного творчества. Чем лучше организован процесс изобразительного творчества, тем глубже будет результат эмоциональной отзывчивости к окружающему миру.
В конце сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души! (Слайд №18)