Формирование у детей сознательного отношения к здоровью
статья на тему

Нуралиева Наталья Владимировна

Формирование у детей сознательного отношения к здоровью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей сознательного отношения к здоровью 
2.1. Формирование отношения к здоровью, здоровье сберегающей компетентности.
2.2. Механизмы психологической защиты формирование здорового образа жизни у детей в учебных заведений.

2.1. Формирование отношения к здоровью, здоровье сберегающей компетентности.
Исследование проблемы отношения к здоровью предполагает определение самого понятия «отношение к здоровью».
Отношение к здоровью- это система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенная оценка индивидом своего физического и психического состояния.
Отношение к здоровью- один из элементов само сберегающего поведения. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.
Когнитивный компонент характеризует знания человека о здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, которые негативно или позитивно влияют на собственное здоровье и тому подобное.
Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием ее здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.
Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень соблюдения здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

Отношение к здоровью- один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, по сути, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении ее жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью. При этом точнее говорить о степени адекватности или неадекватности, поскольку в реальной жизни выделение диаметрально противоположных типов отношения к здоровью адекватного и неадекватного практически невозможно.
Формирование должного отношения к собственному здоровью начинается с семьи, где ребенок непосредственно воспринимает и перенимает образ жизни своей семьи, и продолжается в учебных заведениях, где закладываются ценностные ориентации и совершенствуются ее жизненные навыки.
Создать в полном объеме все предпосылки для развития детской личности, овладения жизненными навыками, чтобы она была счастливой, возможно в учреждениях внешкольного образования. Педагогам важно осознавать, что современное высококачественное образование направлено личностно-ориентированное развитие человека, формирование самосознания, системы норм и ценностей, навыков общения и принятия решений, умений управлять своими желаниями и влиять на деятельность других, преодолевать препятствия, противостоять чужой воле, давления, это обретение привычек, необходимых для успешной интеграции молодежи в общественные отношения и самостоятельную жизнь.
Следовательно, образование в области здоровья на основе навыков должна сочетать усвоение необходимых знаний, формирование определенного отношения и конкретных навыков, необходимых для позитивного поведения, сохранения и развития здоровья. Именно триада «знания – отношения – жизненные навыки» определяет содержание обучения в области здоровья на основе навыков.

С психологической точки зрения эта триада рассматривается в качестве трех компонентов – когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого. Вместе они создают систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей среды, способствующих или угрожающих здоровью, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния, то есть представляют собой сознательное отношение личности к своему здоровью.
Так, когнитивный компонент определяет уровень знаний ребенка о здоровье, понимание его роли в жизнедеятельности, знание основных факторов, которые негативно или позитивно влияют на состояние здоровья и тому подобное. Эмоциональный отражает переживания и ощущения, связанные с состоянием ее здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека. А мотивационно-поведенческий определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей воспитанников, особенности их мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень соблюдения здорового образа жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.
Именно определенное взаимодействие этих компонентов приводит как к формированию жизненных навыков, способствующих здоровье сбережению, так и к нездоровому образу жизни (см. рис. 1).

Полученные детьми знания о своем здоровье и как его поддержать составляют основу когнитивного компонента. Любая интересно поданная информация сопровождается положительной эмоциональной реакцией, которая направляет личность на проявление навыков здорового образа жизни, то есть подключается мотивационно-поведенческий компонент. В то же время выполнение ребенком первой попытки проявления навыков поддержания собственного здоровья в большинстве случаев сразу не может привести к положительному результату. Это вызывает у него негативную эмоциональную реакцию, и желание продолжать соблюдение здорового образа жизни сводит к минимуму. Именно в этот период ребенок нуждается в положительной эмоциональной поддержке со стороны взрослого , в первую очередь от родителей и педагогов. Предоставление такой поддержки в системе (каждый раз, когда она выполняет определенные действия связанные с собственным здоровье сбережения) способствует сформированности у нее конечного результата – навыков здорового образа жизни. В связи с этим можно отметить, что ведение здорового образа жизни длительный процесс, в котором позитивные результаты действий определяются со временем.

Рис. 1 Модель взаимодействия компонентов, которые формируют отношение личности к здоровью

По этой же самой моделью осуществляется обратная сторона – закладывается привычка, которая постепенно приводит к ухудшению здоровья. По данным социологических исследований, желание снять напряжение, стресс и психологический дискомфорт является основной причиной, по которой дети впервые употребляют алкогольные напитки, наркотические вещества, курят; из любопытства – второй; делать так, как все вокруг – третьей и тому подобное. Такая информация привлекательно подается сверстниками и становится поощрением первой попытки употребления, результат которой приносит удовольствие и расслабление организма, то есть «положительный» результат. Подросток, который выполнил эту попытку, получает позитивную поддержку своих действий от окружающих его в этой ситуации сверстников. Соответственно, когда он в дальнейшем попадает в аналогичную ситуацию, то обращается уже приобретенного «положительного» опыта. Только в этом случае для получения «такой же силы» эффекта подростку необходимо увеличить дозу, что со временем приводит к появлению зависимостей, которые им не осознаются.
Вышесказанное позволяет раскрыть методологическую основу формирования жизненных навыков, необходимых для здоровьесбережения. Она включает два подхода формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни: деятельностный, который основан на действенной (активной) позиции личности с целью собственного становления и развития, морального и духовного усовершенствования, и системный, предполагающий положительную эмоциональную поддержку со стороны взрослых и целостность в практической деятельности самого ребенка, которая направлена на комплексную реализацию здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая компетентность
Здоровьесберегающая компетентность определяется как способность учащегося применять в условиях конкретной ситуации совокупность здоровьесберегающих компетенций, бережно относиться к собственному здоровью и здоровью других людей .

Жизненные навыки – это понятие, которое интегрирует в себе навыки, которые касаются всех составляющих здоровья и позволяют решать задачи адаптации, развития, самореализации здоровой личности на современном этапе развития общества.
Жизненные навыки (компетентности), способствующие здоровому образу жизни:

Жизненные навыки, способствующие

Перечисление навыков

Сформированность умений

  • - физическому здоровью

Навыки рацианального питания

  • соблюдение режима питания;
     умение составлять пищевой рацион, учитывая реальные возможности и пользу для здоровья;
     умение определять и сохранять высокое качество пищевых продуктов.

Навыки двигательной активности

  • выполнение утренней зарядки;
     регулярные занятия физической культурой, спортом, двигательными играми, физическим трудом.

Санитарно-гигиеничексие навыки

  • навыки личной гигиены;
     умение выполнять гигиенические процедуры (уход за кожей, зубами, волосами и т. п).

Редим работы и отдыха

 -умение чередовать умственную и физическую активности;
 умение находить время для регулярного питания и полноценного отдыха

  • - социальному здоровью

Навыки эффективного общения

  • -умение слушать;
    умение четко выражать свои мысли
     умение открыто выражать свои чувства без тревоги и обвинений;
     владение невербальным языком (жесты, мимика, интонация и т. п);
    адекватная реакция на критику;
     умение просить об одолжении или помощи.

Навыки сочуствия

  • умение понимать чувства, потребности и проблемы других людей;
     умение выразить это понимание;
     умение учитывать чувства других людей;
     умение помогать и поддерживать.

Навыки разрешения конфликтов

  • умение различать конфликты взглядов и конфликты интересов;
     умение разрешать конфликты взглядов на основе толерантности;
     умение разрешать конфликты интересов с помощью конструктивных переговоров.

Навыки поведения в условиях давления, угроз, дискриминации:

  • . навыки уверенно (адекватно поведения, в том числе и предупреждающих действий, к В1Л-Спида;
     умение различать проявления дискриминации, в частности в отношении людей с особыми потребностями, ВИЧ-инфицированных и больных СПИДОМ;
     умение отстаивать свою позицию и отказываться от нежелательных предложений, в том числе и связанных с привлечением к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ;
     умение избегать опасных ситуаций и действовать при угрозе насилия

 Навыки совместной деятельности и сотрудничества

  • . мение быть «членом команды»;
     умение признавать вклад других в совместной работе;
     умение адекватно оценивать свои способности и свой вклад в совместную деятельность
  • - духовному и психическому здоровью

Самосознание и самооценка:

  • умение осознавать собственную уникальность;
     позитивное отношение к себе, другим людям, к жизненным перспективам;
     адекватная самооценка-умение реально оценивать свои способности и возможности, а также адекватно воспринимать оценки других людей.

Анализ проблемы и принятие решений:

  • умение определять суть проблемы и причины ее возникновения;
     способность сформулировать несколько вариантов решения проблемы;
     умение предвидеть последствия каждого из вариантов для себя и других людей;
     умение оценивать реальность каждого варианта, учитывая собственные возможности и жизненные обстоятельства;
     способность выбирать оптимальные решения.

Определение жизненных целей иипрграмм:

  • умение определять жизненные цели, руководствуясь своими потребностями, склонностями, способностями;умение планировать свою деятельность
  • умение определять приоритеты и рационально использовать время.

Навыки самоконтроля:

  • умение правильно выражать свои чувства; умение контролировать проявления гнева;
     умение преодолевать тревогу;
     умение переживать неудачи;
     умение рационально планировать время.

Мотивация успеха и тренировка воли:

  • вера в то, что ты являешься хозяином своей жизни; установка на успех;
     умение концентрировать ся на достижении цели; развитие настойчивости и трудолюбия.

2.2. Механизмы психологической защиты по
формирование здорового образа жизни у детей в учебных заведений.
Факторы, которые вливают на психологию отношения человека
 Гендерные особенности отношения к здоровью:
А) непосредственное воздействие социально-экономических условий жизни;
Б) влияния окружающей среды мужчины и женщины, которые живут в одном регионе, подлежат в одинаковой степени;
В) биологическое преимущество женского организма в пределах от 1,5 до 2,5 лет
Г) действие психологических факторов
В целом для женщин характерен более высокий уровень адекватности отношения к здоровью по сравнению с мужчинами.
 Влияние возраста на отношение к здоровью
А) молодые люди относятся к здоровью как к чему-то абстрактному, что не имеет прямого к ним отношения;
Б) до 35 лет – отношение связано с внутренними (личностными) характеристиками – ответственность несет сам человек;
В) в старшем возрасте – переход из внешнего отношения – ответственность должны нести внешние события. С возрастом увеличивается количество же негативных оценок своего здоровья.
 Влияние профессиональной деятельности на отношение к здоровью
Негативное влияние имеют следующие особенности управленческой деятельности: эмоциональное напряжение, дефицит времени, груз ответственности, ненормированный рабочий день.
Положительное влияние имеют следующие особенности управленческой деятельности: возможность самостоятельно планировать свою деятельность, проявлять инициативу, возможность пользоваться служебным положением, способность получать удовольствие от виконуємої работы.
 Гармония между реальным поведением человека и его представлениями о необходимости достигается с помощью двух вариантов рассуждений:
 Понижение ценности поступка, который не удалось осуществить «Я не беспокоюсь о здоровье, потому что я здоров, и в этом нет необходимости», «У меня есть более важные дела»;
 Увеличение ценности действия, которая осуществляется «нездоровый образ жизни рассматривается как умение получать удовольствие от жизни, а ЗОЖ – как обмежнення себя в чем угодно.

Механизмы психологической защиты по формированию сознательного отношения к здоровью 
Потребность в здоровье обычно актуализируется в случае его потери или частичной потери. Здоровый человек не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность, не видя в нем предмета особого внимания. В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье почти не замечается человеком, выпадает из поля ее зрения. Она верит в его нерушимость и не считает нужным, поскольку и так все хорошо, делать какие-то специальные действия по сохранению и укреплению здоровья.
Действие механизмов психологической защиты, цель которых оправдание болезненной поведения. В сфере здравоохранения наиболее распространены такие виды психологической защиты, как отрицание и рационализация. Так, механизм действия психологической защиты по типу отрицания заключается в блокировании негативной информации «на входе» (например, «этого не может быть») или в стремлении избежать новой информации (например, «мне не надо проходить медицинский осмотр, поскольку я совершенно здоров»). Рационализация в основном используется для оправдания неадекватного отношения к здоровью на поведенческом уровне (табл. 1).
Таблица 1
Содержание действия механизмов психологической защиты (по материалам Г.С. Никифорова).

Механизмы психологической защиты

Раскрытие содержания действий механизмов психологической защиты.

Пассивное отношение к здоровью

Находит отражение в рассуждениях типа «если человеку суждено заболеть, что бы она не делала, все равно заболеет», обусловливает соответствующее поведение, которое рано или поздно приводит к ослаблению здоровья. Так, довольно типичная ситуация, когда люди, которые переживают болезненные ощущения, не предпринимают действенных мер, не проявляют должной активности, направленные на их устранение. Одна из основных причин такой установки кроется в недостатке необходимых знаний о здоровье, способах его формирования, сохранения и укрепления.

Влияние предыдущего опыта

Значительная часть самосберегающего поведения определяется и опосредует представлениями человека о здоровье, которые формируются в процессе индивидуального развития. В первую очередь это обусловлено избирательностью восприятия, благодаря которому вся информация, которая поступает из средств массовой информации, от специалистов-врачей или из других источников, и не соответствует убеждениям человека, которые сложились, просто не воспринимается им или подвергается критике. Следовательно, и вероятность подражания рекомендаций по укреплению здоровья, которые не совпадают или расходятся с вышеназванными представлениями, будет невысокой.
Оказывается при планировании, разработке и оценке эффективности.

Эффект теории реактивности

Оказывается при планировании, разработке и оценке эффективности рекламы здорового образа жизни, которая часто строится не на пропаганде здоровьесберегающих формах поведения, а на запрете «больных привычек» (например, «Курить опасно для вашего здоровья!»). На самом деле строгий запрет опасна: чем сильнее запреты, тем больше вероятность, что они вызовут обратную реакцию и пробудят интерес к запретной теме. Основная идея теории реактивности заключается в следующем: когда люди чувствуют, что их свобода уступать по своему желанию находится в опасности, у них возникает неприятное состояние реактивности, а избавиться от него можно, лишь совершив запретный поступок (например, закурить).

Особенности микро - и макро-среды

В рамках теории социального научения Альберта Бандуры социальное одобрение рассматривается как чрезвычайно сильный мотивирует фактор, заставляющий людей терпеть даже физический дискомфорт, если они рассчитывают на то, что их поведение вызовет одобрение других значимых для них людей. Примером негативного влияния социального окружения может служить ситуация, когда подросток впервые пробует курить, у него возникают крайне неприятные ощущения, но он продолжает курить, если считает, что курение поможет ему получить одобрение со стороны сверстников.

Действие эффекта задержки обратной связи

  • Одна из главных причин негігієнічної поведения людей, пренебрежение ими правилами здорового образа жизни:
     при рассмотрении проблемы формирования мотивации, направленной на укрепление здоровья, этот эффект проявляется в том, что люди предпочитают не обременять себя работой над собственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий не сразу может быть заметен, очевиден. Занятия утренней зарядкой, каким-то видом оздоровительных систем, закаливанием приносят ощутимый позитивный результат далеко не сразу, а через месяцы или даже годы. Не получив быстрого эффекта от полезных для своего здоровья действий, люди часто их бросают и могут не вернуться к ним уже никогда;
     проблема коррекции болезненного поведения также осложняется действием вышеназванного эффекта: нездоровое поведение часто приносит мгновенное удовольствие, а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся далекими и маловероятными. Кроме того, нередко люди просто не осознают, с какой опасностью связана и или иное нездоровое поведение (нарушения в сфере питания, личной гигиены, режима отдыха, бытовой культуры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, А, Баранов...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни.

Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, э...

Обучение детей сознательному отношению к своему здоровью

Способы воспитания у детей сознательного отношения к своему здоровью...

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью

Проект  Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни.

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто....

Сознательное отношение к здоровому образу жизни как важная составляющая воспитания детей старшего дошкольного возраста .

Вряд ли найдется такой человек, который не хотел бы быть здоровым, не хотел бы себя всегда прекрасно чувствовать и быть полным энергии. Но почему-то часто желания иметь здоровое тело в корне расходятс...

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью...