Описание опыта работы.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка.»
Актуальность.
Изучение проблемы активизации театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста актуально в связи с тем ,что главное условие прогрессивного развития общества –человек ,способный к творческому созиданию с высоким культурным уровнем развития .Театрализованная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка ,его неповторимой индивидуальности ,его раскрепощение ,вовлечение в действие ,активизируя при этом все имеющиеся у него возможности ;на самостоятельное творчество ;развитие всех ведущих психических процессов .Способствует самопознанию ,самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы ;создаёт условия для социализации ребёнка ,усиливая при этом его адаптационные способности ,корректирует коммуникативные отклонения ; помогают осознанию чувства удовлетворения ,радости ,значимости ,возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Таким образом ,театральная деятельность с детьми не только развивает психические функции личности ребёнка ,художественные способности , но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию ,творчеству в любой области .К тому же для ребёнка театрализованное представление –это хорошая возможность хотя бы не надолго стать героем ,поверить в себя ,услышать первые в жизни аплодисменты.
По мнению известного психолога А .Л .Леонтьева , развитая игра драматизация – это уже своеобразная деятельность .Игра-драматизация является ,таким образом одной из возможной форм перехода к продуктивной , а именно к эстетической деятельности с характерным её мотивом воздействия на других людей .Играя роль ,ребёнок может не только представить ,но и эмоционально переживать поступки своего персонажа .Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувства дошкольника .При подготовке спектакля они учатся выделять цель ,средства её достижения ,планировать и координировать свои действия и многому другому .Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений ,что также важно для их социального развития .По мнению Т.И .Петровой ,театр –это проверка мышления ,памяти, речи ,внимания ,коммуникативных навыков .В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т.И. отмечает ,что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребёнка ,а именно:
-в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
-развиваются психические процесс :внимание ,память ,восприятие ,воображение;
-происходит развитие различных анализаторов :зрительного ,слухового, речедвигательного ,кинестетического;
-активизируется и совершенствуется словарный запас ,грамматический строй речи, звукопроизношение ,навыки связной речи ,выразительность речи.
-совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
-развивается эмоционально-волевая сфера;
-происходит коррекция поведения;
-развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
-участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес ,увлекает их.
С моей точки зрения, - говорит Ершова :у педагогов и воспитателей существуют определённые и устойчивые стереотипы :принято считать, что театр в школе или в детском саду –это всегда хорошо .Плохому и вредному тут и взяться неоткуда. Дело в том ,что у профессионального театра и театра детсадовского совершенно разные цели и задачи, хотя средства их достижения значительной степени едины. Вернее ,что в профессиональном театре является средством «например, способность запоминать текст ,импровизация ,умение двигаться ,слышать партнёра ,правильно артикулировать ,умение работать в коллективе и т .п.», в школьно-детсадовском становится самоцелью.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
-вызвать интерес к театрализованной деятельности , желание выступать вместе с коллективом сверстников;
-побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности;
-помогать в создании выразительных средств;
-способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни ,его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности .;
-учить согласовывать свои действия с действиями партнёра;
Учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учётом места действия;
-вызвать желание произносить небольшие монологи и развёрнутые диалоги.
При разработке театрально- игровой деятельности учёные и практики обращали внимание на развитие детского творчества .В результате были найдены интересные методические приёмы:
-предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтрастных ролей;
-предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его; прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами .
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
Исходя из методического руководства для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и групп является :
- создание условий ,в которых развитие индивидуальности растущего ребёнка приводит к становлению его как свободной ,нравственной и творческой личности в процессе личностно – ориентированного взаимодействия детей и взрослых на основе саморазвития взрослых и в согласии с природой.
Система подцелей:
1. полноценное проживание растущим ребёнком детства как важнейшего этапа жизненного пути, в процессе которого происходит глубокое проникновение в основы бытия через ритмичные жизненные процессы и взаимодействие с людьми своего возраста;
2.приобщение детей к основам базовой культуры;
3.социализация детей и взрослых с учётом традиций семейного воспитания ;
4.широкое применение этно - культурного компонента в праздниках и в повседневной жизни детского коллектива и семьи;
5.формирование экологического сознания на основе ежедневного наблюдения красоты окружающего мира природы.
6.создание педагогической общности педагогов и родителей.
Одним из важнейших способов реализации этих целей образовательной системы является театрализованная деятельность, в основе которой лежат такие компоненты, как ежедневное рассказывание и постановка сказок воспитателем и детьми, ежедневные музыкально-ритмические игры ,постановка спектаклей к праздникам года с детьми .
Задачи театрализованной деятельности в детском саду:
-воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
-расширять представление детей об окружающей действительности ,уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их;
-развивать диалогическую речь в процессе театрально игровой деятельность ;
-учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре;
-стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
-расширять элементарные математические, экологические ,нравственные, представления посредством театральной деятельности;
-побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок ,стихов и рассказов, придумывать новые;
-развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
-воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей;
В процессе занятий по театрализованной деятельности :
-расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
-происходит развитие основных чувств детей;
-активизируется и расширяется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи ,мелодико-интонационная сторона речи , её темп и выразительность ;
-совершенствуется моторика, координация, плавность ,переключаемость ,целенаправленность движений ;
-развивается эмоционально - волевая сфера ;
-происходит коррекция поведения;
-развивается чувство коллективизм, ответственности друг за друга ,формируется опыт нравственного поведения;
-стимулируется развитие творческой активности , самостоятельности .
Таким образом, выявлено огромное значение театрализованной деятельности в развитии творческого воображения.
Ценность данной работы состоит в том, что в ней представлен достаточно полный, разносторонний материал по проблеме развития творческого воображения и театрализованной деятельности, приведены современные методики организации работы в этих направлениях. Так задачи развития дошкольников можно решать в рамках нетрадиционных образовательных систем ,средствами дошкольной педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»
В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....