"Звени, звени златая Русь"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Методическая разработка мероприятия духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zveni_zveni_zlataya_rus.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Звени, звени, златая Русь»
Цель: ознакомить детей с предметами русской старины, формировать представления о колокольных звонах.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением;
• познакомить с основными колокольными звонами;
• уточнить знания о строении колокола.
Развивающие:
- развивать интерес к историческому и культурному прошлому народа, России;
- развивать интерес к имитированию звуков колоколов.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к народным традициям;
• расширить духовный мир детей.
Речевые:
- учить определять родственные слова:
колокол – колокольня, колокольный;
звон – звонарь, звонница, звонить, звонкий, Звенигород, звонкоголосый;
- учить определять состав слова: “Благовест” - благая весть;
- активизировать в речи детей слова: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык».
Методические приемы:
Словесные: рассказ, объяснение, разбор слов (состав слова, родственные слова).
Наглядно-слуховой: слушание колокольных звонов, песни «Москва златоглавая»
Наглядно-зрительные: рассматривание иллюстраций колоколов, игра «Составь колокол».
Художественно-практические: динамическая пауза «Храм», воспроизведение ритмических рисунков колокольных звонов, музыкально-логоритмическая минутка, украшение колокольчиков узорами.
Предварительная работа:
- чтение стихотворений о колоколах;
- рассматривание иллюстраций с храмами, где изображены колокольни;
- лепка колокольчиков из соленого теста.
Индивидуальная работа:
- помощь затрудняющимся в сборе колокола из частей.
Материалы и оборудование:
- колокольчики для всех детей;
- картинки с изображением било, колокола, колоколов с различным орнаментом;
- деревянная доска, деревянная колотушка, металлическая доска, металлическая колотушка;
- металлофон;
- разрезные картинки колокола для всех детей;
- разрезная картинка колокола для показа детям;
- фонограмма колокольных звонов (Благовест, Набат, Красный), песни «Москва златоглавая»;
- ноутбук;
- мольберт;
- гелевые краски, кисти, подставки под кисти, клеенки, палитра, тряпочки, баночки для воды;
- сундучок.
Ход:
Дети находят волшебный сундучок.
Воспитатель: ребята, посмотрите какой красивый сундучок. Интересно, что в нем находится, как вы думаете?
Ответы детей……………
Воспитатель: А я вам немного подскажу. Там находятся музыкальные инструменты, а какие, вы сами догадаетесь, когда послушаете музыку (включает фонограмму колокольного звона)
Воспитатель: откроем сундучок и проверим. Что это?
Ответы: колокольчики.
Воспитатель: что могут делать колокольчики?
Дети: Звонить, звенеть.
Воспитатель: Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.
Воспитатель: давайте позвоним.
(Дети звонят в колокольчики)
Воспитатель: а вы знаете, как появились колокола?
Ответы детей: нет
Воспитатель: хотите узнать?
Дети: да.
Воспитатель: тогда слушайте, вам будет удобнее слушать сидя на стульчиках.
Рассказ воспитателя: Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой.
Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой (демонстрация картинки).
Селяне слышали звук било и собирались возле церкви. Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой (демонстрация картинки).
В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон клепало был слышен на большом расстоянии (показ способа действия - воспитатель ударяет молоточком по деревянной дощечке)
Воспитатель: вот и мы услышали звук било и идем узнать, что за сообщение нас ждет.
Динамическая пауза «Храм».
В синем небе облака (поднять руки вверх и опустить через стороны)
Под горой бежит река («нарисовать» руками волны)
Рано утром с мамой мы шагаем к храму (шагать на месте)
С утра природа вся проснулась (потереть глазки, подтянуться)
В небе солнце улыбнулось (расставить руки в стороны и улыбнуться)
И уже со всех сторон слышен птичий перезвон (помахать «крылышками», покружиться)
Воспитатель. Существует легенда, что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! (сыграть на металлофоне). Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола.
Воспитатель. Как вы думаете, из каких частей состоит колокол? (ответы детей). Хотите рассмотреть колокол и узнать, из каких частей он состоит? (демонстрация картинки).
Рассказ воспитателя: Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом.
Игра «Составь колокол» (детям раздаются на каждого разрезные картинки, их составляющие: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык».
Воспитатель еще раз показывает на магнитной доске, как составить колокол с проговариванием названий его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей целое).
В небе музыка поет,
Колокол зайти зовет. (Тихо звучит колокол…)
Воспитатель. И, наверное, вам не трудно будет догадаться, как называется человек, который так искусно владел колоколами?
Ответы детей: звонарь
Воспитатель. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать? (“Звон”, “звонить”, “звонарь”, “звонница”, “звонкий”, “Звенигород”, “звонкоголосый”…- Предложить объяснить смысл каждого слова). Да, молодцы ребята, Звонарь – от слова звонить. Казалось бы, как просто: стой и дергай за веревочки, но не все так легко как нам кажется. Искусству колокольного звона нужно учиться. (Дети выходят в круг)
Игра «Звонарь».
Дили-дили-дили-дон!
Дили-дили-дили-дон!
Слышится со всех сторон.
Весело играем мы -
Звонче колокол звени.
Раздается перезвон -
Колокольчиков трезвон.
Ты играй, не отставай,
Точно ритм передавай.
Воспитатель: Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звонит так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Воспитатель: Вы послушали и воспроизвели колокольный звон. Какой он? (Ответы детей. Он торжественный, веселый, праздничный.)
Воспитатель: Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол (звучит в записи Набат, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
Гудит набат, гудит набат-
И это не в последний раз.
Вставай солдат, иди солдат,
Твой прогудел последний час.
Воспитатель: А какое чувство вызывает у вас этот колокольный звон??? (Ответы детей. Тревога, скорбь, горечь, горе.)
Воспитатель: И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола (звучит в записи Красный звон, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).
«Красный звон на семь восьмых» -
Прямо в сердце, прямо – в душу!
В переливах золотых
И в полёте только слушать.
Божья льётся благодать,
Разливается повсюду…
Не осилить, не понять!
Вечно, вечно помнить буду.
Воспитатель: Вы послушали и воспроизвели красный звон. Какое настроение он вам навевает? (Ответы детей: веселое, радостное, праздничное.)
Воспитатель: хотите поиграть с колокольчиками?
В колокол мы поиграли
Очень громко постучали.
Бом, бом, бом, бом
Раздаётся всюду звон.
Колокольчик в руки взяли
И за мною побежали.
Динь, динь-дон,
Динь, динь-дон,
Колокольчиков трезвон
(дети бегут по кругу)
Воспитатель: Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами (демонстрация и рассматривание картинок, звучит фонограмма колокольного звона. После рассматривания картинок воспитатель звонит в колокольчик и собирает детей к себе).
Воспитатель: Пора пришла украсить колокольчики необыкновенным узором – каким только душа пожелает. Предлагаю взять волшебные краски (гелевые) и приступить к работе. (Роспись на колокольчиках на фоне исполнения русской народной песни “Москва златоглавая”).
Воспитатель: ребята, что вам сегодня особенно запомнилось? О чем могут сообщать людям колокола? Что вы можете рассказать своим родителям? Каким звоном колокольчик передавал радостное настроение, праздник? Я вижу, что и у вас хорошее настроение. Желаю вам, чтобы для вас всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.
«Слышу вас, колокола, над землею,
Против горя. Против зла вы со мною
Сколько веры и тепла! Сколько силы!
До чего же вам мила Мать — Россия!»
Е. Шкловский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
весеннее развлечение "Пчелочка златая" для детей 1 младшей группы
Роль Пчелки исполняет девочка старшей группы...
"На златом крыльце сидели". Картотека считалок.
Считалочки - это прекрасный логопедический материал. По ритмичности им нет равных. В считалках главное не сюжет (потому-то они иногда и удивляют своей абсурдностью), а ритм, возможность проговорить ил...
Сценарий праздника "Звени и пой Есенинская Русь" для подготовительной группы
Праздник посвящён творчеству поэта Сергея Есенина. Дети поют и читают стихи нашего земляка, родившегося в селе Константиново Рязанской области....
Конспект "Златая рыбка
Конспект занятия по пластилинографии в средней группе«Злотая рыбка».Цель: Формирование умения работать с пластилином в технике «мозаичной» и пластилинографии.Задачи:1.Доби...
Сценарий праздника ко Дню независимости – 12 июня в ДОУ «Звени, звени, злотая Русь!»
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? И если бы нас вдруг спросили: "А чем дорога вам страна? " – Да тем...
Тема «Ты звени, звени мой бубен»
Занятие для младшей группы. Развивать речь , как средство общения. Развивать коммуникативные способности детей. Продолжать знакомить с музыкальными игрушками....
Развлечение "Звени, звени, златая Русь"
Данный материал предназначен для детей подготовительной группы детского сада....