"На златом крыльце сидели". Картотека считалок.
картотека (подготовительная группа) на тему
Считалочки - это прекрасный логопедический материал. По ритмичности им нет равных. В считалках главное не сюжет (потому-то они иногда и удивляют своей абсурдностью), а ритм, возможность проговорить или прокричать раздельно все слова, скандировать.
Нельзя не отметить и другую, не менее важную роль считалок. Считалки – незаменимые помощники в игре. Благодаря им устанавливается дисциплина, четкое построение и соблюдение правил, решаются споры при выборе ведущего.
Считалки учат детей общаться. Знание считалок укрепляет у ребенка авторитет среди сверстников. Он начинает ощущать себя значимым и компетентным, а это укрепляет у ребенка веру в себя. Ребенок, знающий множество считалок, пользуется уважением других детей, ведь именно он может грамотно и в шутливой форме распределить игроков по ролям.
Интересно, что корнями считалки уходят в далекие языческие времена, когда многие виды работ были не только очень трудны, но и опасны для жизни. Кого же назначить? Вот тут-то и придумали способ распределения работы – считалочки. А еще в древности охотники верили, что пересчет добычи принесет неудачу в будущей охоте. Поэтому прямой счет заменялся иносказательными формами «эна-бена-румарена…».
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, и люди перестали бояться природы, считалочки стали распределять роли в детской игре, да так, чтобы всем было весело и никому не было обидно. Но что-то магическое в считалочках осталось:
· считалочки одаривают ощущением выпавшей удачи, ведь на кого она укажет – тому и повезет;
· считалки способствуют появлению дружеского расположения. При пересчитывании принято дотрагиваться рукой до груди игрока. Касание рукой несет в себе заряд доверия;
· считалки учат детей придерживаться правил игры, ведь водящий выбирается справедливо, без обмана. Это помогает вырабатывать такие качества, как честность, чувство товарищества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_schitalok.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«На златом крыльце сидели»
(картотека считалок в помощь воспитателям)
Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова, воспитатель ОЧУ ПМГ.
Считалочки - это прекрасный логопедический материал. По ритмичности им нет равных. В считалках главное не сюжет (потому-то они иногда и удивляют своей абсурдностью), а ритм, возможность проговорить или прокричать раздельно все слова, скандировать.
Нельзя не отметить и другую, не менее важную роль считалок. Считалки – незаменимые помощники в игре. Благодаря им устанавливается дисциплина, четкое построение и соблюдение правил, решаются споры при выборе ведущего.
Считалки учат детей общаться. Знание считалок укрепляет у ребенка авторитет среди сверстников. Он начинает ощущать себя значимым и компетентным, а это укрепляет у ребенка веру в себя. Ребенок, знающий множество считалок, пользуется уважением других детей, ведь именно он может грамотно и в шутливой форме распределить игроков по ролям.
Интересно, что корнями считалки уходят в далекие языческие времена, когда многие виды работ были не только очень трудны, но и опасны для жизни. Кого же назначить? Вот тут-то и придумали способ распределения работы – считалочки. А еще в древности охотники верили, что пересчет добычи принесет неудачу в будущей охоте. Поэтому прямой счет заменялся иносказательными формами «эна-бена-румарена…».
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, и люди перестали бояться природы, считалочки стали распределять роли в детской игре, да так, чтобы всем было весело и никому не было обидно. Но что-то магическое в считалочках осталось:
- считалочки одаривают ощущением выпавшей удачи, ведь на кого она укажет – тому и повезет;
- считалки способствуют появлению дружеского расположения. При пересчитывании принято дотрагиваться рукой до груди игрока. Касание рукой несет в себе заряд доверия;
- считалки учат детей придерживаться правил игры, ведь водящий выбирается справедливо, без обмана. Это помогает вырабатывать такие качества, как честность, чувство товарищества.
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник , портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи,
Железо,
Краску,
Гвозди,
Паклю
И замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо по пороге.
Сколько нужно гвоздей?
Говори поскорей,
Не задерживай наших людей.
(Тот, на ком остановился счет, говорит любое число, например, пять.)
- Пять!
(Счет продолжается до названного числа.)
- Раз, два, три, четыре, пять!
(Пятый выходит.)
Эники-беники
Ели вареники.
Эники-беники – клец!
Вышел кудрявый матрос.
Катилось яблочко по огороду
И упало прямо в воду –
Бульк!
За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка – дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок – то стоит три,
А водить – то будешь ты!
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила, прямо в речку угодила.
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!
Летела кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду.
И кричала : «Ку – ку – мак.
Раскрывай один кулак!»
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети
И кричали: « Кук! Мак!»
Убирай один кулак!
( Играющие встают в круг и выставляют вперед руки с сжатыми кулаками. Считающий на каждое слово ударяет поочередно по каждому кулаку. Кулак, на который падает последнее слово считалки, убирается. Ребенок, убравший оба кулака, выходит. )
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платочек,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле-
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо –
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травинку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет –
Тот и вон пойдет.
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
В речке водятся лещи,
Ты пойди их поищи.
Тяжело леща тащить,
Раз, два, три –
Тебе водить!
Плыл по речке чемодан,
В чемодане был диван.
А в диване спрятан слон,
Кто не верит –
Выйди вон!
Аты - баты - шли солдаты,
Аты - баты - на базар,
Аты - баты - что купили?
Аты - баты - самовар.
Аты - баты - сколько стоит?
Аты – баты – три рубля.
Аты – баты – кто выходит?
Аты – баты – ты и я.
(Выходит тот, на ком заканчивается счет.)
- Заяц белый.
Куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто брал?
- Родион.
- Выйди вон!
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.
Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки.
И учили их считать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Вдоль по речке, по десне,
Едет парень на бревне.
Видит парень: в глубине
Старый дуб лежит на дне.
Парень тут же прыгнул в воду,
Сунул руку под колоду.
Под колодою – нора…
Выходить тебе пора.
Завтра с неба прилетит
Синий, синий, синий кит.
Если веришь, стой и жди,
А не веришь – выходи!
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек - пташка,.
Серая рубашка,
Откликайся, воробей,
Вылетай – ка, не обей!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько гвоздей-
Гори поскорей!
( Тот на кого выпало последнее слово, называет число до 10; считалка продолжается: 1, 2, 3 и т.д. до названного числа. На кого попадает это число, тот и выходит.)
Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница:
С кем хочешь поделиться?
Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града!
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
Шла кукушка через сад,
Поклевала виноград.
Шла кукушка мимо рынка.
Наступила на корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух!
Апельсин.
Л. Зубков
Мы делили
Апельсин.
Много нас,
А он один.
Эта долька-
Для ежа!
Эта долька-
Для чижа!
Эта долька-
Для утят!
Эта долька -
Для котят!
Эта долька -
Для бобра!
А для волка -
Кожура!
Он сердит на нас-
Беда!
Разбегайтесь,
Кто куда…
И. Демьянов
Раз у нашего Степана
Караулил кот сметану.
А когда настал обед,
Кот сидит-
Сметаны нет.
Помогите – ка Степану –
Поищите с ним сметану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека считалок
считалки...
картотека считалок
Можно распечатать по 4 считалки на формат А-4, разрезать и заламинировать. Используется при любом удобном случае....
конспект занятия "На золотом крыльце сидели" 30.10.2017
конспект занятия...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для детей подготовительной группы «На златом крыльце сидели…»
Конспект составлен для детей подготовительной к школе группы на РМО воспитателей ДОУ...
Педагогический проект «На золотом крыльце сидели…»
Идею проекта подсказали сами воспитанники, с которыми я занималась в логопедическом пункте. В ходе игры один из мальчиков предложил считалочку, которую рассказала его мама. И оказалось, что у каждой с...
Педагогический проект «На золотом крыльце сидели…»
Идею проекта подсказали сами воспитанники, с которыми я занималась в логопедическом пункте. В ходе игры один из мальчиков предложил считалочку, которую рассказала его мама. И оказалось, что у каждой с...