Воспитание чувства патриотизма дошкольников (из опыта работы)
материал (подготовительная группа) на тему
Воспитание чувства патриотизма дошкольников (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Формирование патриотических чувств проходит в следующих разделах: «Семья», «Детский сад», «Родная улица, район», «Родной город», «Страна, ее символика», «Права и обязанности (Конституция, Конвенция).
В работу по каждой теме включаю НОД, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Это не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки).
Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров» Ребёнку предлагается определить: хохлома, дымка, гжель. Большой интерес вызывают у детей занятия-поездки, занятия-путешествия. Не менее важное значение имеет созданная развивающая среда.
В группе создан патриотический уголок, уголок где представлены фото-альбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портреты президента, председателя правительства.
Работая над темой «Наша Родина - Россия», провела беседы «Наша родина – Россия, наш общий язык - русский», «Я живу в России», «Русский фольклор» (заклички, частушки, колыбельные), «Народные приметы». Специально к НОД изготовила мультимедийные презентации «Государственные символы России» и «История русского народного костюма». При знакомстве детей с русским народным костюмом, у них сразу же возникает желание нарисовать его. На НОД и в ходе бесед стараюсь использовать ИКТ, дети становятся более активны, эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. В свободной деятельности играем в народные игры, включаю песни о Родине, русские народные песни. Дети с удовольствием их слушают .
Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Я провела с детьми беседы «Тот герой, кто за Родину горой», «Наша армия родная». После этого дети с удовольствием составляли свои рассказы о Российской армии, рисовали картины и даже оформили все это в отдельный альбом «Российская армия глазами детей».В этом году в феврале начала работу над проектом «Защитники Отечества», целью которого является: формирование у детей патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию.
Особое внимание уделяю празднику Победы. С детьми проводились беседы «Праздник нашей победы», «Как хорошо, когда мир на земле».
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Совместно с музыкальным руководителем, инструктором ФИЗО организуем мероприятия, способствующие развитию у детей патриотических чувств. Это и новогодние утренники, и День защитников Отечества, и различные веселые спартакиады.
В процессе всей работы использую занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал: рассматривание картины «Оборона Севастополя»; чтение отрывка из поэмы А. Твардовского: “Василий Теркин”. На таких занятиях стараюсь превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Виртуальные экскурсии по родному городу, где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям города, с памятниками нашего города. Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел.
Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей.
Участвуем с детьми в народных праздниках: “Масленица”. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому провожу и такие занятия, где дети могут самостоятельно исследовать какую-то проблему:
“Откуда хлеб на стол пришел?”, «Богатыри земли русской»
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
В течение дня в ходе режимных моментов использую народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки. Все это вызывает у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.
В своей деятельности я использую следующие методы работы:
Наглядные:
- Знакомство с картой России, флагом России и нашего города.
- Использование мультимедийных презентаций.
- Наблюдения в природе
- Рассматривание иллюстраций, альбомов, фото.
- Рассматривание одежды, орнаментов Калужской области.
Словесные:
- Чтение литературных произведений
- Слушание музыкальных произведений
- Беседы с элементами диалога
- Беседы по картинам
- Обобщающий рассказ воспитателя
Практические:
- Создание альбомов
- Сочинение рассказов, сказок
- Народные подвижные, малоподвижные, пальчиковые игры.
- Инсценировки и драматизации
- Изготовление атрибутов к праздникам
- Выставки рисунков, поделок
- Заучивание потешек, песенок, закличек и т.п.
- Игра на русских народных музыкальных инструментах
- Заучивание элементов национального танца.
При формировании патриотического чувства, я использую следующие приемы:
- Создание альбомов
- Творческие задания
- Виртуальные путешествия
- Путешествие на «Машине времени»
- Сочинение рассказов, сказок, загадок
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Я, со своей стороны, оказываю педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии. Советую родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.
Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. В настоящее время информационные технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни. Разумно их используя в своей работе, можно выйти на современный уровень общения с детьми, родителями.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и беречь свою Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-972334-1510476702.jpg)
"Воспитание чувства патриотизма через вовлечение дошкольников в подвижные народные игры" (выступление на научно-практической конференции «Формирование гражданственности и патриотизма через познание многообразия мира»)
На современном этапе отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, так как за последнее время - время продолжительных кризисных явлений в социально-экономиче...
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей. Формирование основ экологичес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-543297-1509654354.jpg)
Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Материал для педагогов из личного опыта....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/24/picture-1203693-1579845187.jpg)
Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-832106-1476628877.jpg)
«Элементы орф – педагогики как креативный подход в воспитании и обучении дошкольников» (из опыта работы)
Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать н...