Воспитание чувства патриотизма дошкольников (из опыта работы)
материал (подготовительная группа) на тему
Воспитание чувства патриотизма дошкольников (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Формирование патриотических чувств проходит в следующих разделах: «Семья», «Детский сад», «Родная улица, район», «Родной город», «Страна, ее символика», «Права и обязанности (Конституция, Конвенция).
В работу по каждой теме включаю НОД, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Это не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки).
Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров» Ребёнку предлагается определить: хохлома, дымка, гжель. Большой интерес вызывают у детей занятия-поездки, занятия-путешествия. Не менее важное значение имеет созданная развивающая среда.
В группе создан патриотический уголок, уголок где представлены фото-альбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портреты президента, председателя правительства.
Работая над темой «Наша Родина - Россия», провела беседы «Наша родина – Россия, наш общий язык - русский», «Я живу в России», «Русский фольклор» (заклички, частушки, колыбельные), «Народные приметы». Специально к НОД изготовила мультимедийные презентации «Государственные символы России» и «История русского народного костюма». При знакомстве детей с русским народным костюмом, у них сразу же возникает желание нарисовать его. На НОД и в ходе бесед стараюсь использовать ИКТ, дети становятся более активны, эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас. В свободной деятельности играем в народные игры, включаю песни о Родине, русские народные песни. Дети с удовольствием их слушают .
Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Я провела с детьми беседы «Тот герой, кто за Родину горой», «Наша армия родная». После этого дети с удовольствием составляли свои рассказы о Российской армии, рисовали картины и даже оформили все это в отдельный альбом «Российская армия глазами детей».В этом году в феврале начала работу над проектом «Защитники Отечества», целью которого является: формирование у детей патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию.
Особое внимание уделяю празднику Победы. С детьми проводились беседы «Праздник нашей победы», «Как хорошо, когда мир на земле».
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Совместно с музыкальным руководителем, инструктором ФИЗО организуем мероприятия, способствующие развитию у детей патриотических чувств. Это и новогодние утренники, и День защитников Отечества, и различные веселые спартакиады.
В процессе всей работы использую занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал: рассматривание картины «Оборона Севастополя»; чтение отрывка из поэмы А. Твардовского: “Василий Теркин”. На таких занятиях стараюсь превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Виртуальные экскурсии по родному городу, где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям города, с памятниками нашего города. Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел.
Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей.
Участвуем с детьми в народных праздниках: “Масленица”. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому провожу и такие занятия, где дети могут самостоятельно исследовать какую-то проблему:
“Откуда хлеб на стол пришел?”, «Богатыри земли русской»
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
В течение дня в ходе режимных моментов использую народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки. Все это вызывает у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.
В своей деятельности я использую следующие методы работы:
Наглядные:
- Знакомство с картой России, флагом России и нашего города.
- Использование мультимедийных презентаций.
- Наблюдения в природе
- Рассматривание иллюстраций, альбомов, фото.
- Рассматривание одежды, орнаментов Калужской области.
Словесные:
- Чтение литературных произведений
- Слушание музыкальных произведений
- Беседы с элементами диалога
- Беседы по картинам
- Обобщающий рассказ воспитателя
Практические:
- Создание альбомов
- Сочинение рассказов, сказок
- Народные подвижные, малоподвижные, пальчиковые игры.
- Инсценировки и драматизации
- Изготовление атрибутов к праздникам
- Выставки рисунков, поделок
- Заучивание потешек, песенок, закличек и т.п.
- Игра на русских народных музыкальных инструментах
- Заучивание элементов национального танца.
При формировании патриотического чувства, я использую следующие приемы:
- Создание альбомов
- Творческие задания
- Виртуальные путешествия
- Путешествие на «Машине времени»
- Сочинение рассказов, сказок, загадок
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Я, со своей стороны, оказываю педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии. Советую родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи и т.д.
Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. В настоящее время информационные технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни. Разумно их используя в своей работе, можно выйти на современный уровень общения с детьми, родителями.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и беречь свою Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...
"Воспитание чувства патриотизма через вовлечение дошкольников в подвижные народные игры" (выступление на научно-практической конференции «Формирование гражданственности и патриотизма через познание многообразия мира»)
На современном этапе отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, так как за последнее время - время продолжительных кризисных явлений в социально-экономиче...
Экскурсия как средство воспитания экологической культуры дошкольников (из опыта работы).
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей. Формирование основ экологичес...
Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Материал для педагогов из личного опыта....
Доклад на тему «Исследовательская деятельность как форма воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование:Цель:Формирование экологической культуры у детей через исследовате...
«Элементы орф – педагогики как креативный подход в воспитании и обучении дошкольников» (из опыта работы)
Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать н...