Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
Развитие творческих способностей
дошкольников средствами нетрадиционной техники
рисования.
Актуальность и перспективность опыта
На занятиях по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционные техники рисования рождают у дошкольников желание рисовать, творить. У ребенка пропадает страх перед чистым листом и краской.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник развивает уверенность в своих силах, учит свободно выражать свой замысел, учит работать с разнообразным материалом, развивает фантазию и полет фантазии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей
дошкольников средствами нетрадиционной техники
рисования.
Актуальность и перспективность опыта
На занятиях по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Нетрадиционные техники рисования рождают у дошкольников желание рисовать, творить. У ребенка пропадает страх перед чистым листом и краской.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник развивает уверенность в своих силах, учит свободно выражать свой замысел, учит работать с разнообразным материалом, развивает фантазию и полет фантазии.
Целью моей работы является использование нетрадиционных техник на занятиях по рисованию. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.
Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:
- рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционных техник рисования с целью развития детского творчества;
- рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;
- раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.
Свою работу с детьми начинаю от простого к сложному.
Использую принцип наглядности для развития наглядно-образной памяти, зрительного восприятия.
С помощью принципа индивидуализации стараюсь вовлечь каждого ребенка в воспитательно-образовательный процесс.
Необходимым считаю использовать связь обучения с жизнью, так как все полученное ребенком из окружающей действительности может помочь ему точнее передать это в рисунке, развивает память, наблюдательность.
Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
Концептуальность (своеобразие и новизна)
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
В своей работе я использую пальчиковую живопись. У детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Затем, он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья, гномики и т.д.
Другой интересный вариант нетрадиционной техники – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др.
В ходе работы с детьми я использую еще один способ нетрадиционной техники рисования - монотипию. Для выполнения рисунка в данной технике, необходимо сложить лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? А может это красавица-бабочка?
Еще один интересный нетрадиционный способ рисования это рисование мыльной пеной. В баночку с жидкой краской добавляем шампунь или жидкое мыло, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем сверху на образовавшуюся пену кладем лист бумаги, слегка прижимаем и поднимаем вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.
Способ мятая бумага. Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
В младших возрастных группах наиболее распространенным нетрадиционным методом является метод «тычка». В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» (это может быть грифельный карандаш с резинкой на конце, ватные палочки и т.д.) наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.
В средней возрастной группе использовала метод «тычка» жесткой полусухой кистью. Изображение получается следующим образом: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.
Наличие теоретической базы опыта
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:
- Е.Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
- О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
- Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
- К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
- А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
- Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».
- Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Педагогическая идея
Идея моего опыта – сформировать у дошкольников, начиная с младшего дошкольного возраста, способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Оптимальность и эффективность средств
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Результативность опыта
В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.
Результатами моей работы в данном направлении стали:
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Библиографический список
- Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32с.
- Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
- Одинокова Г. Ю. . Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15с.
- Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32с.
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Обобщение опыта...

Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...

Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Цель работы...

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...