Проектная технология в современном воспитательно-образовательном процессе
статья (подготовительная группа) на тему
Проектная технология в современном воспитательно-образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
В связи с вступлением в силу ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012, дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования. «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.» (ФЗ «Об образовании в РФ» ст.64). Дошкольное образование, как и другие уровни образования, регулируется федеральными государственными образовательными стандартами, которые обеспечивают образовательные пространства Российской Федерации.
Одними из главных задач ФГОС являются:
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития образования.
ФГОС утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – самоценная личность. Иными словами, меняется позиция отношения взрослого к ребенку. Основной деятельностью являются детские виды деятельности. Через организацию различных видов деятельности или их интеграцию с использованием различных методов и приемов осуществляется непосредственно-образовательная деятельность. Методы и приемы педагог выбирает самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей детей и поставленных задач.
В ДОУ педагоги создают личностно-ориентированную образовательную среду, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов; воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески; развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности.
Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- Здоровьесберегающие технологии
- Проектная деятельность
- Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
- Игровые технологии и др.
Хочу подробнее остановиться на технологии проектной деятельности, т.к. считаю ее очень важной в воспитательно-образовательном процессе. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Основной целью проектной технологии в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проектная деятельность позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Разумеется, что исследовательская деятельность должна осуществляться в игре, т.к. игра является ведущим видом деятельности у дошкольников. Проектная технология позволяет объединить детей, родителей и педагогов в совместной деятельности.
Возможность использования проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста. Это, прежде всего любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы.
«Проектная деятельность отвечает возрастным особенностям детей 5—7 лет.
Среди них можно выделить:
•непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
•возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; широкий спектр видов деятельности;
•важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
•возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения» 9
По характеру сбора информации, задачам и ожидаемым результатам проекты можно разделить на:
- ознакомительно-ориентированные проекты, включающие сбор информации и систематизацию знаний детей;
- информационные проекты социальной направленности, направленные на воспитание чувств, положительного отношения к изучаемым объектам, явлениям, поступкам;
- творческие проекты, позволяющие детям в процессе творческой деятельности проявлять свои чувства, отношения.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1)постановка цели;
2)поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
* учет интересов каждого ребенка;
* деятельность детей без принуждения;
* предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
* совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
* тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Для успешного внедрения проектной технологии требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования и взаимодействия, достаточное и качественное дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»
Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Опыт работы по потенциалу современной образовательной технологии «Мнемотехника в воспитательно-образовательном процессе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...
Консультация для педагогов. «Современные технологии по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ».
Консультация для педагогов. «Современные технологии по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»....
Выступление "ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ МНЕМОТЕХНИКА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить конт...
Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе
Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе...
Мастер класс для педагогов "Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе"
Мастер класс для педагогов "Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе"...