Методическая копилка
консультация по теме
Мои выступления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Григоренко А.Н. – старший воспитатель
Организация экспериментальной
деятельности дошкольников.
(Сообщение к педсовету - 2014г.)
Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт". Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Ученые выделяют деятельность экспериментирования в дошкольном возрасте ведущей, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, в том числе и игровую. Ребенок познает объект в процессе практической деятельности с ним.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, стимулирует развитие речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка.
Основная задача воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
Виды детского экспериментирования (по Н.Н. Поддьякову)
- Бескорыстное экспериментирование
- (активность исходит от ребенка)
направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.
- Утилитарное экспериментирование
- (организуется взрослым)
направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.
Эксперименты можно разделить на две подгруппы:
- мысленная деятельность только в уме.
- практически – с реальными предметами.
Эксперименты бывают разные по отрезку времени:
- длительные
- кратковременные.
В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организовано в трех основных формах:
НОД, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей.
Опытно-экспериментальную деятельность распределена по направлениям:
- Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
- Неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет);
- Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства;
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах и требования к развивающей среде
1-Я ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА
В этом возрасте ребенок начинает сначала бессознательно манипулировать предметами, затем осмысленно бросает игрушки, стучит ими друг о друга, пытается укусить и сломать. Дети много действуют и запоминают, но целенаправленного процесса наблюдения у них нет. Для развития манипулятивной деятельности ребенка взрослый должен обогащать среду различными объектами – как игрушечными, так и настоящими. Все действия – и свои, и ребенка – взрослый сопровождает словами. Их образ ребенок пока не понимает, но запечатлевает звуковой образ слова в памяти и «привязывает» слово к объектам и действиям. На данном этапе ребенок
- манипулирует предметами;
- смотрит, как это делает взрослый;
- начинает запоминать значение некоторых слов.
2-Я ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА
Манипулирование становится более сложным и управляемым. Малыш начинает выполнять действия по просьбе взрослого, одновременно он должен запомнить слово «Нельзя!», к пониманию смысла которого он должен прийти через собственный опыт. Внимание детей крайне неустойчиво, поэтому взрослый принимает самое непосредственное участие в экспериментировании, которое в этом возрасте почти неотличимо от развлечения. Развивающая среда обогащается новыми предметами, обогащается лексикон - ребенок должен понимать почти все слова.
1-Я МЛАДШАЯ ГРУППА
На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Среда обогащается более сложными объектами, взрослый создает условия для развития самостоятельности ребенка, так как ребенок должен полюбить действовать и выражать это словами «Я сам!». Это – основное новообразование данного возраста, имеющее значение в развитии, как экспериментирования, так и личности в целом.
К концу второго года жизни нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними, иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы, проявляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений. Все организуемые взрослым наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально. Либо небольшими группами.
Дети способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы.
2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА
На четвертом году жизни возникает наглядно-образной мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о важных достижениях:
- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
- сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.
Очень полезно. Не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.
Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
На пятом году количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно, причем дети способны получить уже три указания сразу, если действия просты и знакомы. Непосредственное участие взрослого в знакомой работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим, как для обеспечения безопасности экспериментирования. Так и для моральной поддержки, т.к. деятельность детей еще не устойчива и быстро затухает без постоянного поощрения и одобрения.
В этой группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей. у которых хорошо развиты технические навыки.
Давая словесный отчет об увиденном, дети произносят несколько предложений, делая предпосылки к развернутому рассказу. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними.
С этого возраста проводятся длительные наблюдения, которые будут предпосылкой для проведения в будущем длительных экспериментов.
СТАРШАЯ ГРУППА
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.
При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.
Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.
В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:
1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;
2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
В завершении хотелось бы напомнить древнюю китайскую пословицу:«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Предварительный просмотр:
«Решение конфликтных ситуаций».
(консультация для начинающих воспитателей)
Подготовила Григоренко А.Н.
Заказчиками во всей образовательной системе являются родители. И родители как заказчики имеют право на претензии. Часть из них обоснованна, часть - нет. Правы родители в конкретной ситуации или нет, но когда они приходят к воспитателю с претензиями - это неприятная ситуация. Как успокоить, поговорить по делу, перевести конфликтный разговор в русло сотрудничества?
Правило первое: досчитайте до десяти.
Любой конфликт сопровождается эмоциями с обеих сторон. А эмоциональные высказывания - очень опасная область. Прежде чем как - либо реагировать на претензию родителя, выдержите паузу. Про себя сосчитайте до десяти. Сделайте глубокий вдох. Ваша речь после взятой короткой паузы станет чёткой, аргументированной. И менее эмоциональной. А значит, вы не скажите чего- то, о чем впоследствии пожалеете.
Выслушав первые слова и поняв, что родитель взволнован, остановите его. Предложите раздеться, присесть, выйти в другую комнату, где нет детей. В общем, сделайте что-то, что даст и вам, и родителям необходимую передышку. Также этот жест покажет, что вы серьёзно относитесь к проблеме. Если счёт не помогает, и накал страстей по-прежнему высок, вы можете перенести встречу на другой день, когда у всех будет вре5мя на подробное обсуждение ситуации. И важно при этом дать понять, что вы это делаете' не для того, чтобы отделаться, а чтобы разобраться в проблеме как следует, не торопясь и без эмоций. Правило второе: дайте человеку то, что ему нужно.
Единственный способ прекратить конфликт, а не замедлить на время его развитие, - это справиться с его причиной. То есть полностью удовлетворить требования другой стороны. Человек, к4оторый говорит, желает быть услышанным. Уметь услышать родителя очень важно для любого педагога. Даже если родитель ничего не понимает в педагогике и говорит неразумные вещи, мудрый воспитатель извлечет из этого массу полезной информации для себя: какими категориями мыслит современный родитель, как рассуждает, что думает о нас, о своем ребенке, чего боится.
Задавайте вопросы. Они не только вашу заинтересованность, но и помогут повести разговор в правильном русле. «Как ребенок вам рассказал?», «Что вы предприняли по этому поводу?».
И в конце этой фразы разговора, когда вы будете уверены, что родитель выговорился, повторите своими словами его речь. Во-первых, может оказаться, что либо родитель был неточен в выражениях, либо вы не так восприняли. Во- вторых, вы покажите, что вы услышали все претензии и опасения родителя. Фразы «я вас услышала» и «Вот что я услышала» - золотые: вы не подтверждаете мнения родителя, вы не опровергаете его, но родитель слышит из ваших уст свои слова и соглашается с ними. Каждый его кивок означает, что начало диалогу положено. Правило третье: выскажите свои мысли.
В диалоге участвуют две стороны. И вы - одна из них. Поэтому, после того как вы выслушали родителей, самое время высказаться самим. Очень важно обозначить в этот момент свои профессиональные принципы. Как это выглядит? «я вас понимаю и сочувствую, но и вы должны понимать, что...»
- я не могу обсуждать и тем более осуждать деятельность своих коллег;
-я не могу обещать вам ничего, что выходит за рамки моих профессиональных обязанностей;
- я не могу принимать решений за рамками своих полномочий;
- я не могу поддерживать оценочных суждений относительно работы сада или его сотрудников.
Конечно, все это не нужно произносить вслух. Выберите подходящий для своей ситуации вариант или озвучьте свой.
Также, если этого требует ситуация, можно сделать личностное заявление: « Я чувствую себя некомфортно в этой ситуации»; «Мне сложно вести разговор в таком тоне»; «Все это очень меня огорчает». Также не стоит скрывать свою позицию в том, что вы хотите разобраться в ситуации до конца и сделать так, чтобы это конфликт не повторялся.
Правило четвертое: сделайте выводы.
Если в ваших полномочиях сделать так, чтобы конфликтная ситуация не повторилась - предложите это родителям.
Если время упущено - извинитесь.
Если решить проблему не в вашей компетенции - пообещайте передать суть претензий по адресу.
Если вам кажется, что не в силах педагогов чтоО-то изменить - сообщите это, но предложите что-то взамен.
Простой пример: родитель пришел пожаловаться, что на ребенке на прогулке не было шапки и он простыл. Извинитесь и посочувствуйте. Скажите, что напишите себе напоминание и повесите на дверь группы.(3десь недостаточно сказать, что я впредь буду лучше следить - надо предложить конкретное действие). Сообщите, что передадите все сменщице. Справьтесь о здоровье ребенка, по возможности посоветуйте что-то для скорейшего выздоровления.
Также очень важно каждый раз, когда родитель приходит с претензией, предлагать ему что-то изменить в его действиях. Это необходимо для того, чтобы родитель чувствовал и свою ответственность за ребенка. Кроме того, это поможет защититься от родителей, которые готовы жаловаться целыми днями на все подряд. «Награждайте» их новой обязанностью после каждой жалобы. Так, например, в описанной ситуации предложите, раздевая ребенка, оставлять шапку в рукаве, а не на полке. Тогда ребенок вряд ли сам про нее забудет.
Разбор конфликтов с родителями - дело неприятное. Однако даже если вы находитесь в ситуации, когда родители больше зависят от вас, чем вы от них, лучше решать все конфликты мирно и конструктивно. От этого напрямую зависят ваше самочувствие и комфорт. И, может быть, ваше собственное педагогическое уравнение с какого-то момента начнет звучать по-новому: «Вы блестящий педагог, у вас прекрасные ученики, у которых замечательные родители».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Григоренко А.Н.- воспитатель (к педсовету)
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«Физкультурный забег»
- Разминка
Продолжи фразу «О здоровье»
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знают взрослые и дети
Должен быть у дня … (режим) .
Следует нам так же знать,
Нужно всем по дольше (спать)
Ну а утром не лениться –
На зарядку (становиться)
Чистить зубы, умываться
И почаще … (улыбаться)
Закаляться и тогда
Не страшна тебе (хандра)…..
У здоровья есть враги,
С ними дружбы (не води)
Среди них тихоня лень
С ней борись ты каждый … (день)
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в (рот)
Руки мыть перед едой
Нужно с мылом и (водой)
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты –
Вот полезная … (еда)
Витаминами полна.
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши
Только помни: при уходе
Одевайся по … (погоде)
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты
Как здоровье сохранить
Научись его … (ценить!)
- Конкурс
На столах лежат наборы слов, из которых нужно собрать пословицы о здоровье.
Здоровье за деньги не купишь.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье – это движение.
Чистота – залог здоровья.
3.«Кроссворд» СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 |
- основной и любимый вид деятельности детей (игра)
- гимнастический предмет для совершенствования талии (обруч)
- кружок физического воспитания (секция)
- один из основных видов движения, который используется при обучении детей в старшем дошкольном возрасте (метание)
- совместное спортивное развлечение, досуг с родителями (праздник)
- вид спорта(баскетбол)
- один из способов пробуждения организма (гимнастика)
- один из видов профилактики заболеваний(закаливание)
- то, что предотвращает заболевание(профилактика)
4.Конкурс: “Солнце здорового образа жизни”.
Задание: из предложенных материалов, (большой бумажный круг, овалы, фломастеры) выложить солнце, лучи которого и будут все составляющие здорового образа жизни. Подписать лучи (1-2 слова). Объяснить, как полученную схему ''преподнести'' родителям.
5. Физминутка для педагогов «Мы устали, засиделись»
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Приступили мы к зарядке:
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели,
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем,
Вверх и вниз,
Вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на стулья сели.
6. «Чудесный мешочек»
Необходимо дать ответ, что лежит в чудесном мешочке
Задание. Предмет, который у шаманов олицетворял строение мира. У нас в ДОУ он часто используется в области физкультуры. Что же это? (бубен)
А закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется такими словами:
Берегите здоровье друг друга,
Мы – природы малая часть,
Вы кому- то ответили грубо –
Чью-то жизнь сократили на час.
7. Релаксационная пауза «Водопад» (выполняется под класс.музыку)
Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой… Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Чистая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательный мониторинг - это система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование развития.
В чем различия диагностики и мониторинга? ДИАГНОСТИКА – способ познания, изучения и установления различных отношений , состояний, качеств и свойств объектов исследования. МОНИТОРИНГ - это система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о качестве образовательных результатов, условий и оценок достижений. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - оценочная практика , направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ – слежение за состоянием и прогнозирование развития.
Сравнительный анализ мониторинга и диагностики Мониторинг- Сбор информации, протянутый во времени; Набор критериев; Методы: наблюдение, собеседование, анализ документов, экспертиза продуктов Фиксация результатов – в форматах наблюдений Проводит воспитатель Мониторинг включает: сбор, анализ информации, корректировку; Диагностика - Оценочная практика, измерение; Набор диагностических методик; Методы:сочинения, социометрия,ранжирование, графический и рисуночный тест, анкетирование, тестирование, экспертные суждения, психологические диагностические методики; Фиксация результатов-в аналитической справке, в таблице результатов; Проводят- психолог, логопед,.. Включает: контроль, проверку, оценивание, накопление статданных, анализ данных
Задачами педагогического мониторинга являются: - сбор информации о развитии интегративных качеств воспитанников, - проведение анализа изменений в развитии интегративных качеств воспитанников; - определение корректирующих мероприятий образовательного процесса; - дополнение и изменение системы показателей педагогического мониторинга.
В процессе мониторинга выясняются основные вопросы: ? достигается ли цель образовательного процесса ? существует ли положительная динамика в развитии детей по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований; ? существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагога.
Интегративные качества Физически развитый Любознательный активный Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Овладевший необходимыми умениями и навыками
№ Содержание работы Месяц/неделя Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Физически развитый Любознательный активный Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Овладевший необходимыми умениями и навыками Циклограмма мониторинга . (Серым цветом отмечены сроки наблюдения и фиксации результатов.)
4 ГОДА 5 ЛЕТ 6 ЛЕТ 7 лет Называет свое имя, возраст в годах, свой пол Называет свое имя, фамилию, возраст в годах, свой пол, улицу Называет свои имя, отчество, фамилию, полный возраст, полный адрес Называет свои имя, отчество, фамилию, полный возраст, полный адрес Называет близких родственников Рассказывает об обязанностях и деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событиях Рассказывает о членах своей семьи, их профессиях, взаимоотношениях в семье, родственных связях Рассказывает о семье Называет город (село) в котором живет Называет свою страну, улицу, на которой живет, главный символ государства (флаг) Называет свою страну, город, населенный пункт, столицу России, президента, главные символы государства (герб, флаг) Рассказывает о структуре государства, его символах Называет традиции и праздники Рассказывает о традициях, обычаях малой» и «большой» Родины Рассказывает о культурных ценностях «малой» и «большой» Родины 7. ИМЕЮЩИЙ ПЕРВИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ, ОБЩЕСТВЕ (БЛИЖАЙШЕМ СОЦИУМЕ), ГОСУДАРСТВЕ (СТРАНЕ), МИРЕ И ПРИРОДЕ
Ф.И. ребенка Интегративные качества I ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТЫЙ 4г Демонстрирует основы гигиенической культуры Обсуждает значение гигиенических процедур и правил безопасного поведения для здорового образа жизни Выполняет основные физические действия (см. приложение) 5л Выполняет основные гигиенические процедуры Демонстрирует некоторые навыки ЗОЖ Участвует в беседе о пользе и процедуре закаливания Выполняет основные физические действия (см. приложение) 6л
Виды мониторинга Низкоформализированные (малоформализованные) методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, т.е экспертная оценка Высокоформализированные методы: тест, пробы, аппаратурные измерения (требующие применение специальных технических средств или специального оборудования)
Портрет выпускника ДОУ Портрет выпускника начальной школы физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни любознательный, активный любознательный, активно познающий мир эмоционально отзывчивый доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения уважающий и принимающий ценности семьи и общества имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе любящий свой народ, свой край и свою Родину овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту метапредметные результаты овладевший необходимыми умениями и навыками предметные результаты
Предварительный просмотр:
Григоренко А.Н., воспитатель
(консультация к педсовету. Комментарии к слайдам)
Мониторинг в детском саду
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного планирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Следовательно, необходима такая система контроля, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений.
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Что означает понятие «мониторинг» и в чем его отличие от диагностики, используемой в детском саду.
Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.
Мониторинг– это система сбора, обработки, хранения и распространение достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и оценок достижений.
В нашем случае о развитии ребенка, об освоении им ООП ДОУ, обеспечивающая прогнозирование его развития.
Предмет диагностики - измерение (оценка) интересующих свойств личности, включенной в образовательный процесс.
Объектом педагогической диагностики являются дети детского сада
Система мониторинга в ДОУ призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы и динамики развития детей
Объект и предмет мониторинга.
Объектом мониторинга является образовательный процесс.
Предметами мониторинга являются интегративные качества воспитанников.
Результат пед.диагностики – педагогический диагноз
Цель мониторинга.
2.1. Цель мониторинга – получить информацию о динамике развитии интегративных качеств воспитанников.
Задачами педагогического мониторинга являются:
- сбор информации о развитии интегративных качеств воспитанников,
- проведение анализа изменений в развитии интегративных качеств воспитанников;
- определение корректирующих мероприятий образовательного процесса;
- дополнение и изменение системы показателей педагогического мониторинга.
Мониторинг проводится там, где объект развивается.
В процессе мониторинга выясняются основные вопросы:
• достигается ли цель образовательного процесса;
• существует ли положительная динамика в развитии детей по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
• существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагога.
Итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования сформированные интегративные качества ребенка. Т.е интегративные качества ребенка являются планируемыми результатами образовательного процесса.
Этапы проведения монитринга.
- подготовительный (разработка циклограммы, карт развития, форматов наблюдения, сводных карт);
- практический (непосредственное наблюдение и фиксация (сбор) результатов);
- аналитический (обработка результатов, составление аналитических справок, отчетов).
Виды мониторинга
Низкоформализированные (малоформализованные) методы:
наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, т.е. экспертная оценка
Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям).
Высокоформализированные методы:
тест, пробы, аппаратурные измерения (требующие применение специальных технических средств или специального оборудования)
Для них характерен определенный регламент обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), единообразия проведения обработки и представления результатов экспериментов.
Периодичность мониторинга
Итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования сформированные интегративные качества ребенка. Т.е интегративные качества ребенка являются планируемыми результатами образовательного процесса.
Диагностировать интегративные качества целесообразно с 4 лет. Потому что только к 4 годам формируются отдельные составляющие интегративных качеств. Качества диагностируются 1 раз в год, т.к. эти качества формируются длительно, только физическое развитие 2 раза в год.
Планируемые результаты представляют собой четкие формулировки того, ЧТО ДОЛЖЕН достигнуть обучающийся, и КАК ОН БУДЕТ демонстрировать это достижение
Преемственность д\с и школы. Стартовая площадка.
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к изобразительному искусству (анализ программы «Детство») (подготовила Григоренко А.Н.)
1квартал | 2 квартал | 3 квартал | |
1 младшая группа | Узнавание знакомых рисунков художников В.Сутеева, Ю. Васнецова, Е.Чарушина. | Развитие любознательности, интереса, способности внимательно рассматривать изображение, любоваться им. | |
2 младшая группа | Обогащение детского замысла яркими впечатлениями, через восприятие произведений искусства, художественной литературы. Сенсорное восприятие форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций. Освоение умения отражать простые предметы и явления окружающей среды в лепке, аппликации, рисовании и конструировании. | Узнавание рисунков полюбившихся художников (Ю.Васнецова, В.Сутеева, Е.Чарушина и др.) в иллюстрациях к детским книгам. | Накопление сенсорно-эмоциональных впечатлений о произведениях народно-прикладного искусства (дымковская игрушка, семеновская матрешка) Понимание настроения, ярко переданного в произведениях искусства. Самостоятельное рассматривание иллюстраций в книгах, эмоциональный отклик на рисунки. |
Средняя группа | Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, понимание содержания, средств выразительности (цвет, форма, композиция). Подведение детей к пониманию того, что цвет передает настроение (добрый, злой, грустный, веселый и т.д.). Понимание назначения книжной графики – сопровождение текста, раскрытие характеров героев, украшение книги. | Представление о натюрморте как о жанре живописи, знание его видов. Знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов. Формирование первых представлений о декоративно-оформительском искусстве (изготовление поздравительных открыток), использование детских работ в оформлении детского сада и группы. | Формирование представлений о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства (дымковская, филимоновская, богородская игрушки, городецкая роспись, гжель, семеновская матрешка). |
Старшая группа | Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, понимание содержания, средств выразительности (цвет, форма, композиция). Формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания состоянию, настроению героев художественных произведений, умения соотносить увиденное с собственным опытом чувств и переживаний. | Расширение представлений о русском народном искусстве (игрушки, предметы быта). Создание выразительных образов через форму, пропорции, характерные позы, жесты, существенные детали, подражая творчеству художников, используя при этом различные материалы (сангина, пастель и т.д.). Различение скульптуры малых форм (монументальной и декоративной). | Расширение и углубление представлений о разных видах и жанрах изобразительного искусства – графика (станковая, прикладная, эстамп, плакат), живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, автопортрет, детский портрет), умение видеть их особенности и отличительные признаки. Отражение в рисунке, в лепке, в конструировании своеобразия архитектурного стиля и назначения сооружений, зданий. |
Подготовительная группа | Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, понимание содержания, средств выразительности (цвет, форма, композиция). Формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания состоянию, настроению героев художественных произведений, умения соотносить увиденное с собственным опытом чувств и переживаний. Расширение представлений о национальном костюме. Представление о декоративно-оформительском искусстве. | Расширение представлений о русском народном искусстве (игрушки, предметы быта). Представление о портрете и его видах(автопортрет, детский портрет, семейный портрет и т.д.) Создание выразительных образов через форму, пропорции, характерные позы, жесты, существенные детали, подражая творчеству художников, используя при этом различные материалы (сангина, пастель и т.д.). Различение скульптуры малых форм (монументальной и декоративной). | Развитие последовательного целостного жудожественного восприятия произведений искусства. Расширение и углубление представлений о разных видах и жанрах изобразительного искусства – графика (станковая, прикладная, эстамп, плакат), живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, автопортрет, детский портрет), умение видеть их особенности и отличительные признаки. Отражение в рисунке, в лепке, в конструировании своеобразия архитектурного стиля и назначения сооружений, зданий. Составление скульптурных композиций из нескольких предметов, передача величинных соотношений между ними и в самой фигуре |
Приобщение к изобразительному искусству
Знакомство с народно-прикладным творчеством
2 год жизни -дымковская игрушка, -семеновская матрешка, -городецкая лошадка-качалка | 3 год жизни - народные игрушки и предметы промыслов, разнообразных по материалу изготовления и образам. | Младшая группа - глиняные игрушки - игрушки из дерева - игрушки из соломы - предметы быта и одежды | Средняя группа -дымковская игрушка, -семеновская матрешка, -филимоновская игрушка | Старшая группа - народная игрушка: дымковская, филимоновская, каргапольская семеновская матрешка; - гжель - городецкая роспись - знакомство с разными видами утвари, одежды, предметов быта разных областей России | Подготовительная группа - народная игрушка: дымковская, филимоновская, каргапольская семеновская матрешка; - гжель - городецкая роспись - хохломская роспись - вологодское кружево - знакомство с разными видами на примере промыслов России и зарубежья |
Знакомство с графикой
2 год жизни - | 3 год жизни - рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова, В.Сутеева, Е.Чарушина.) | Младшая группа Книжная (иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина.) Занятия -рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова | Средняя группа Книжная (иллюстрации художников Е.и.Н.Чарушиных, Н.Кочергина, Т.Юфы, Т.Мавриной, Л.Токмаковой и др.) Занятия -Зачем в книжках нужны картинки? -Добрый сказочник Ю.А.Васнецов -Как художник Ю.Васнецов волшебные цветы и деревья рисовал -О том, как Ю.Васнецов животных рисовал | Старшая группа Книжная (иллюстрации художников-сказочников, художников «весёлой» книги, художников, иллюстрирующих стихи и рассказы о детях, рассказы о животных, рассказы нравственной тематики, фольклор) Прикладная (этикетки, марки, оформление продуктов и игрушек) Эстампы, Линография (пейзажного характера, об игрушках, животных, детях) Плакат (о цирке, праздниках, охране природы и животных, афиши.) Занятия -Знакомство с книжной графикой Е.Рачева -кто и как создает рисунки в книжках -художник-иллюстратор Е.И.Чарушин -изящные рисунки Ю.Васнецова к книге «Шутки-прибаутки» | Подготовительная группа Книжная (иллюстрации художников-сказочников, художников «весёлой» книги, художников, иллюстрирующих стихи и рассказы о детях, рассказы о животных, рассказы нравственной тематики, фольклор) Прикладная (этикетки, марки, оформление продуктов и игрушек) Эстампы, Линография (пейзажного характера, об игрушках, животных, детях) Плакат (о цирке, праздниках, охране природы и животных, афиши.) Занятия -Знакомство с иллюстрациями В.Конашевича |
Знакомство с живописью
3 год жизни - детский портрет - сюжетная живопись Занятия рассматривание картин на занятиях экологического содержания | Младшая группа - детский портрет - сюжетная живопись - натюрморт Занятия -рассматривание картин на занятиях экологического содержания | Средняя группа - натюрморт - пейзаж - портрет и жанровые изображения (на конкретных примерах) Занятия -знакомство с трудом художника -придумаем натюрморт -знакомство с живописным натюрмортом, его видами -беседа о натюрморте -рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности -рассматривание натюрмортов смешанного типа -рассматривание картин на занятиях по экологии, развитию речи | Старшая группа натюрморт: - одного порядка -смешанный -сюжетный - как часть изображения - пейзаж: - морской -водный -сельский -лесной -городской - портрет: -автопортрет - детский портрет - парадный - семейный и др.) -жанровая живопись: -сказки, былины и мифы -батальные сцены - картины о труде людей -о животных - изображения на бытовые сюжеты) Занятия -Путешествие в мир искусства -Все о живописи -Ах, натюрморт!Ах, натюрморт! -О чем и как говорит живопись -Рассматривание репродукций картин А.П. Пластова «Первый снег» -Цвет-помощник художника -Сложный натюрморт -Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, экологии, развитию речи | Подготовительная группа натюрморт: - одного порядка -смешанный -сюжетный - как часть изображения - пейзаж: - морской -водный -лесной -городской -архитектурный -индустриальный -портрет: -автопортрет -парадный -семейный -исторический и др. -жанровая живопись: -сказки, былины и мифы -батальные сцены - картины о труде людей -о животных - изображения на бытовые сюжеты) Занятия -Натюрморт, как жанр живописи -Знакомство с портретом как жанром живописи -Как художник составляет натюрморт -Рассматривание картин на занятиях по экологии, развитии речи |
Знакомство с архитектурой
2 год жизни - | 3 год жизни - | Младшая группа - | Средняя группа -дома (это архитектурное сооружение) | Старшая группа - виды архитектуры по назначению: -общественные -жилые здания -сооружения мостов(на примере региональных объектов) занятия -на строительной площадке -наш город | Подготовительная группа - виды архитектуры по назначению: -здания (общественные, промышленные, жилые) -сооружения мостов -архитектура крупных и малых форм(на примере региональных объектов) -известные архитектурные сооружения России занятия -архитектура Санкт-Петербурга -Петропавловская крепость -мосты Санкт-Петербурга |
Знакомство со скульптурой
2 год жизни | 3 год жизни - | Младшая группа - скульптура малых форм(например образы животных) занятия -знакомство со скульптурой малых форм | Средняя группа - малые формы: -анималистическая -несложная жанровая занятия -знакомство со скульптурой малых форм -забавные зверюшки(по Е.Чарушину) | Старшая группа - виды скульптуры: -малых форм -монументальная -станковая -объемная и рельефная(на ознакомительном уровне, на конкретных примерах знакомство со скульптурой малых форм занятия -знакомство со скульптурой малых форм | Подготовительная группа - виды скульптуры: -малых форм -монументальная -станковая декоративная -объемная и рельефная(на ознакомительном уровне) - знакомство с известными памятниками и скульпторами(на примере региональных объектов) |
ЛИТЕРАТУРА
Название | Источник |
Знакомим с живописью | |
Н.А. Курочкина Знакомим с пейзажной живописью. (Большое искусство - маленьким). Конспекты занятий по рассматриванию картин | Учебно-наглядное пособие. С-Пб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2005 |
Н.А. Курочкина Знакомим с натюрмортом. (Большое искусство - маленьким). Конспекты занятий по рассматриванию картин | Учебно-наглядное пособие. С-Пб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2005 |
Т. Доронова. Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета (методические рекомендации, конспекты) | Дошкольное воспитание 2005г. № 2 стр.72, 26; № 3 стр. 16; №5 стр. 58 |
Т. Доронова. Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей старшего возраста | М., 1992 |
С веком наравне. Рассказы о картинах. Сост. Л.А. Вагнер | М., 1989 |
Т.В. Королева. Знакомство с искусством портрета | Ж. Книжки, нотки и игрушки №6/2004 |
В. Савченко. «Портрет Микки Морозова» В.А. Серова. Знакомство с жанром портрета | Дошкольное воспитание № 2/ 2014 стр.55 |
В.И. Савченко Конспект занятия по картине И.Е. Репина «Стрекоза» в подготовительной к школе группе | Дошкольная педагогика № 8/2013г. стр.38 |
Т. Доронова. Развитие эстетического восприятия у дошкольников (натюрморт) | Дошкольное воспитание № 5/2002г. |
Н. Бутенко. Сказка о русской живописи | Дошкольное воспитание № 12/2014г. стр.35 |
О.А. Шиманская. Ознакомление детей с жанровой живописью через интеграцию изобразительной , музыкальной, театрально-игровой и художественно-речевой деятельности | Дошкольная педагогика № 10/2014г. стр.40 |
С.Ю. Кондратьева. Варианты комплексных занятий по картинам русских художников | Дошкольная педагогика № 3/2013г. стр.41 |
Р.М. Чумичева. Дошкольникам о живописи | М., 1992 |
М. Мацевич А. Куинджи: за тайнами солнечного и лунного света | Дошкольное воспитание № 4,11/ 2002 |
М.Мацкевич Сказка о красивом художнике (К.Е. Маковский) | Дошкольное воспитание № 1/2003г. |
Н.Н. Волков. Цвет в живописи | М., 1977 |
Энциклопедия малыша. Искусство. Сказки о художниках | Изд. «Белый город», М., 2001 |
Н. Надеждина. Какого цвета снег | Изд. «Малыш», 1998 |
Н.А. Дмитриева. О прекрасном. | М., 1960 |
Этюды об изобразительном искусстве. Сост. Н.И. Платонова, В.Ф. Тарасов | М., 1994 |
Л.А. Вагнер. Рассказы о картинах | М., 1989 |
Мастера книжной иллюстрации | |
Т.Федосова. Животные совсем как люди. Е.М. Рачев – художник-иллюстратор | Дошкольное воспитание № 4/2012г. стр. 48 |
К. Зурабова. Династия художников Чарушиных. Семейная сага о косолапом мишке | Дошкольное воспитание № 2/ 2014 стр.47 |
К. Зурабова. Художник и сказка. Рассказ о заслуженном художнике России Вениамине Николаевиче Лосине | Дошкольное воспитание № 5/2012г. стр. 64 |
Е. Станиславская. Константин Ротов. Путь к художественной простоте | Дошкольное воспитание № 1/2014г. стр. 40 |
Т.Федосова. Художник А.В. Кокорин – профессиональный импровизатор | Дошкольное воспитание № 3/2014г. стр. 34 |
Т. Федосова. В.Г. Сутеев – художник и автор сказок | Дошкольное воспитание № 7/2013г. стр. 33 |
З. Гриценко. Поэзия реальной жизни в сказочных иллюстрациях Ю.Васнецова | Дошкольное воспитание № 12/2013г. стр. 60 |
Знакомим с народно-прикладным искусством | |
А Гришина. Традиции народного искусства в дошкольном воспитании | Дошкольное воспитание № 4/2012г. стр. 59 |
Н.П. Колпакова Маленькие чудеса (знакомство с предметами народно-прикладного искусства) | Изд. «Детская литература» 1981г. |
Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. И.Г. Гаврилова | С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010г. |
Н. Алексахин Матрешка | М., «Народное образование», 1998г. |
О.Л. Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры (исторические сведения, конспекты) | С-Пб., изд. «АКЦИДЕНТ», 1997г. |
Русская игрушка. Автор-составитель Г.Л. Дайн (из коллекции художественно-педагогического музея. г.Загорск) | М., «Советская Россия», 1997 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...
Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"
В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...
Методическая копилка
Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...
Моя методическая копилка
Из моего портфолио...
Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»
laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...