Программа по обучению детей правилам дорожного движения
рабочая программа на тему

Программа по обучению детей правилам дорожного движения, содержащая тесты на выявление знаний у докольников, анкеты для родителей и педагогов, а так же загадки и игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon guselki_uchebno-metodicheskie_po_pdd.doc613 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

Программа по обучению детей

правилам дорожного движения

Составитель:

Старший воспитатель Залозная Л.Г.

г. Югорск

  

№ п/п

Содержание

Стр.

1.

1.1.

Введение

Актуальность

2.

Выучить и понять ПДД

3

Теоретические основы обучения ОБЖ и ПДД в старшем дошкольном возрасте.

4.

Основы безопасности детей дошкольного возраста

5.

Перечень знаний, которыми должны владеть дети старшего  дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

6.

«Язык» правил дорожного движения и типичные ошибки при обучении            детей  

7.

Приложение

  1. Введение

1.1.Актуальность

     Проблема безопасности дорожного движения является одной из самых важных и актуальных в настоящее время.  

     Увеличивается число  транспортных  средств, повышаются  их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, множится количество дорожно – транспортных происшествий, связанных с гибелью людей, в том числе детей.

     Анализ несчастных случаев с детьми показывает, что основными их причинами являются невнимательность и неумение учитывать особенности окружающей  дорожной обстановки.

     Актуальность данной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Поэтому в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах города.

Отсюда вытекает необходимость целенаправленной образовательной деятельности  с педагогами и воспитанниками основам безопасного поведения на улице и дороге. 

     Дошкольному образовательному  учреждению  принадлежит решающая  роль не только в изучении Правил дорожного движения, но и предупреждении дорожного травматизма в соответствии с Законом о дорожном движении.

     Задача ДОУ  развить в малыше  понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир.   

     Важно это сделать до того, пока ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, преобладающих во взрослой среде.

     Подготовка  к пожизненной «профессии» участника  дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя начинается с самого раннего возраста. При этом  педагоги используют разнообразные формы работы по обучению и воспитанию детей:

*интегрированные занятия, тренинги;

*целевые прогулки и экскурсии;

*игровую деятельность;

*участие в городских и областных конкурсах;

*проведение развлечений, досугов, вечеров – встреч с работниками ГИБДД и многие другие.

         Новизна: система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

      В последние годы наш педагогический коллектив активно осваивает и внедряет в практику работы одну из новых образовательных технологий – метод проектов.

        Будучи включенной, в организационную систему ДОУ, эта технология позволяет существенно повысить качество образования, становится инструментом саморазвития воспитателей, детей и родителей.

         Проектный метод  позволил сконцентрироваться вокруг рассматриваемой проблемы, объединить усилия взрослых и детей.

Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

 Мы начали эту  работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на  рассматриваемую  проблему. Для  этого  использовали анкетирование, как одну из неформальных  форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

     Большинство родителей  возлагают большие  надежды на детский сад, что в дошкольном  учреждении  детей  обязательно  всему научат. Хотя далеко не все родители  представляют  чему учить ребенка в определенном возрасте.

Мамы и папы  не скрывают,  что дома этой теме уделяют непростительно  мало  времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или  недостаточно  настольно – печатных игр, детской художественной литературы  по дорожной тематике.   Большинство  родителей  помощь детского сада  видят в проведении  с ними  практических занятий по безопасности дорожного движения.

Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике.

Получив такие данные, мы активизировали работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность педагогам спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек.  

Высказывание С.Бранта «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители  пример ему» - стала девизом такой работы.

Вся система  работы  даже самых  опытных  педагогов  сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает  Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине,  и они  подчас  становятся  свидетелями  нарушений  правил  родителями – водителями.

Поэтому считаю необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.

Твёрдо убеждена, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». Главная её цель, по моему мнению, - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».

Для решения этой цели поставила следующие задачи:

  • Познакомить детей с правилами дорожного движения;
  • Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
  • Сформировать умения применять полученные знания  в жизни;
  • Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Основываясь на работы выдающихся психологов и физиологов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

    Одной из приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

     Практика давным-давно доказала, что по правилам проходит почти вся наша жизнь, и мы воспринимаем это нормально. Согласитесь, трудно было бы выжить в мире, в котором каждый делает то, что хочет, абсолютно не реагируя на других. Поэтому ничего удивительного, что однажды появились ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, которым умные дяди придали статус официального документа и обязали всех их соблюдать. Правда, придать-то придали, а вот объяснить, как ПДД выучить никто почему-то не решился. И если для взрослых существуют автошколы, то, как учить детей  этим Правилам не сказано.

     Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди.

     С каждым годом в нашей стране растет число дорожно - транспортных происшествий. Все чаще и чаще их жертвами становятся  дети. Поэтому, одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

     Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

  • Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. В 1995 г. была разработана программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста", в соответствии с которой детям дошкольного возраста в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.
  • Связанные в единую образовательную область, начиная с дошкольного возраста, курс ОБЖ, отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую «ключевую компетенцию» учащихся, важнейшую для сохранения жизни в XXI веке.

 

ВЫУЧИТЬ И ПОНЯТЬ ПДД

     Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению на дороге, как взрослые. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения и в разметке проезжей части. Они не обладают теми же способностями взрослых людей и детей старшего возраста в плане оценки скорости и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние (и наоборот) с такой же скоростью, как взрослые люди, и им подчас трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост детей не позволяет им получить полный обзор дорожной ситуации, что вполне естественно для взрослых людей. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у детей младшего возраста. Дети также не обладают способностью делать заключения общего характера из своего обучения, то есть они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу. Стремление играть в любых ситуациях объясняет не предсказуемость или импульсивность их поведения, поэтому невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения.

     Для того, чтобы действовать сообразно поставленным целям, мероприятия по обучению детей дошкольного возраста должны быть согласованы со способностью детей поддаваться обучению. Это означает, что в процессе обучения, следует избегать применения слов и понятий теоретического и абстрактного характера; практические упражнения должны проводиться там, где дети находятся ежедневно и могут использовать те навыки, которым их научили. Модели поведения, которым их учат, не должны быть слишком сложными и не должны быть рассчитаны на то, чтобы дети выполняли несколько поступков одновременно.

Дети должны обучаться различным типам поведения как участники дорожного движения следующими способами:

  • влиять на поведение детей таким образом, что бы снизить их показатель риска ДТП, когда они выступают в роли активных участников дорожного движения,
  • дать родителям знания о том, какие условия должны быть созданы для детей различного возраста для их безопасной перевозки на транспорте,
  • создать мотивацию родителям для повышения степени безопасности детей в дорожном движении, и прежде всего за счет направленного обучения и использования оборудования для безопасности движения.

Дети обучаются различным типам поведения в дорожном движении двумя способами:

  • путем подражания поведению других лиц (совместное обучение) и одновременно  приобретения собственного опыта участия в дорожном движении,

  • путем организованных мероприятий по обучению.

     Путем подражания поведению других лиц дети могут научиться весьма опасным поступкам, например, они могут переходить дорогу, не убедившись предварительно в отсутствии транспортного средства на проезжей части дороги, идти на красный свет и т.п. Импульсивность и склонность к играм, свойственные детям, также приводят к тому, что они совершают непредсказуемые действия, которые весьма опасны в условиях дорожного движения.

     Организованное обучение детей имеет своей целью противодействовать нежелательным проявлениям тех действий, которым они научились путем подражания, и создать модели безопасного поведения в тех ситуациях, с которыми дети часто сталкиваются в условиях дорожного движения.

     Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Задачи:

  • Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
  • Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
  • Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
  • Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

  • Ребенок – пешеход;
  • Ребенок – пассажир городского транспорта;
  • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

     В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

     Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

  • организованные формы обучения на занятиях,
  • совместную деятельность взрослого и ребенка,
  • самостоятельную деятельность ребенка,
  • воспитание навыков поведения,
  • ознакомление с окружающим,
  • развитие речи,
  • художественную литературу,
  • конструирование,
  • изобразительное искусство,
  • игру.

     Для осуществления работы по данному направлению в группе важно создать необходимые условия. Помимо традиционных плакатов, настольных игр, сюжетных картинок, дорожных знаков, игрушечного транспорта различного функционального назначения, строительного материала и  атрибутов для сюжетно-ролевых игр по ПДД, было бы замечательно создать в группах:

  • уголок по правилам дорожного движения, куда помимо всего перечисленного вошёл бы: макет микрорайона. На макете, можно изучать свой микрорайон, составлять его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Работа на макете усложняется по содержанию в соответствии с возрастом. На макете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой.

- Алгоритмические игры: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором». Цель этих игр - обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, перейти улицу, дойти до дома, с опорой на схемы-алгоритмы. (С привязкой к конкретным местам детских маршрутов до дома.) Для облегчения составления связного рассказа  детям даются модели, схемы, используются коллажи.

     Важно, чтобы всё это не лежало мёртвым грузом, было доступно детям. Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

     Для системной и эффективной работы с детьми необходимо создать картотеки книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр.

     В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Гусельки» этой проблеме уделяется особое внимание.      Мы считаем, что с дорожной азбукой нужно знакомить детей с младшего возраста. В каждом учреждении существуют свои методы обучения детей правилам дорожного движения, мы используем программу Н.Н. Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», одним из направлений которой является раздел «Ребенок на улице».

     Не первый год в нашем учреждении в этом направлении ведется работа: воспитатели собирают дидактический материал, разрабатывают пособия, мастерят своими руками развивающие игры, макеты микрорайона, организуют совместную деятельность (праздники и развлечения с участием детей и родителей, тематические беседы, экскурсии).

     Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики.

     Педагогами в каждой возрастной группе в соответствии с возрастом детей и требованиями программы созданы уголки безопасности дорожного движения.

     В младшей группе в уголках по ПДД дети играют и приобретают знания о том, что на улицах города есть большие и маленькие дома, дорога и тротуар, отличают понятия «улица» и «дорога». Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, учатся правилам поведения в транспорте, на тротуаре, при переходе дороги, что главным на дороге является светофор.

     В средней группе оформлен уголок с перекрестком. Дети, играя, знакомятся с элементами разметки «зебра», «разделительная линия», одностороннее двустороннее движение. Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся правилам перехода проезжей части, узнают, что на дорогах есть знаки, которые предупреждают пешеходов и водителей о том, что их ждет впереди. В этой группе используются не простые, а «живые», эмоциональные дорожные знаки.

     Основная работа по обучению детей правилам дорожного движения продолжается в старшей и в подготовительной к школе группе. Содержание материала в этих группах более сложное: в уголках обозначены различные типы перекрестков с нанесенной разметкой, тротуары, остановки транспорта, различные виды знаков. Дети знакомятся с таким понятием, как средства регулирования дорожного движения. Дети этого возраста уже имеют определенное количество знаний и представлений об окружающем. Поэтому основным направлением работы является интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.

     Необходимо отметить, что обучение правилам дорожного движения проводятся и на занятиях по разным видам деятельности (рисование, конструирование, развитие речи, театральная деятельность, музыкальные занятия, физкультурные занятия).

     Большое значение в организации сюжетно-ролевых игр имеет создание предметно-развивающей среды. С этой целью в ДОУ изготовлен макет улицы, где обозначены перекресток, указатели для пешеходов, имеются макеты домов, магазинов, аптек. Это место, где дети не только играют, но и одновременно отрабатывают, закрепляют знания правил поведения культурного пешехода и водителя, дорожных знаков, разбирают совместно с воспитателем ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

     Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения, быть может эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому, осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников, мы строим взаимодействие так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее освоения. В одном случае, более оправданным окажется индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом - знакомство с публикациями из местной и центральной прессы.

     В нашем ДОУ частыми являются дискуссионные встречи «За круглым столом» с участием инспектора ГИБДД по  безопасности дорожного движения Садюковым Артуром Нургалиевичем. Он проводит обсуждение проблем детского дорожно-транспортного травматизма, беседы, содержащие практические советы и рекомендации для родителей по обучению детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, разбираются конкретные дорожно - транспортные происшествия с участием детей. С этой же целью в родительских уголках  каждой возрастной группы имеется иллюстративный материал и рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

     Для повышения интереса родителей и детей к дорожной азбуке, мы организуем различные виды досуговой деятельности: викторины, конкурсы, праздники. Так, стало хорошей традицией в конце учебного года проводить конкурс «На лучший рисунок по безопасности дорожного движения», обязательным требованием которого является  участие взрослого и ребенка.

     Очень интересными были КВН с участием родителей, где папы и мамы вместе с детьми выполняли различные задания по правилам дорожного движения: «Собери знак», «Рассади пассажиров в автомобиле», «Назови правила для пешеходов». В проведении КВН и подведении итогов конкурса помогал инспектор ГИДД. Такие мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают единой командой, а в каких-то случаях дети выступают учителями своих родителей. Как признались многие родители, они никогда раньше не задумывались над проблемой детской безопасности на дороге.

     В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно - методический комплекс: дидактический и демонстрационный материал, конспекты занятий, обучающие видеофильмы, картотеки бесед и прогулок, игры, стихотворений, загадок, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей.

     Для выявления уровня образованности детей по знаниям дорожного движения мы используем педагогическую диагностику. Результаты оценки сравниваются с допустимыми критериями для того, чтобы воспитатели планировали дальнейшую индивидуальную работу с каждым ребенком.

     Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. У дошкольника есть детские игрушки, детские книжки, но у него нет детского дорожного движения.

     Поэтому, при обучении детей основам «дорожной грамоты» педагогический коллектив придерживается следующих правил:

  • не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге.
  • сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности.
  • использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую - то форму основной, а какую- то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

I. Теоретические основы обучения ОБЖ и ПДД в старшем дошкольном возрасте

1. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

     Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел "Ребенок и другие люди"). В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

     Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социальных различий, своеобразия домашних и бытовых условий; при этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

     Заключительный раздел программы включает основные принципы ее реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения, а также предложения по взаимодействию с родителями воспитанников.

    Главная задача программы (авторы: кандидаты психологических наук- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина) «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение. В том числе программа учит малышей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных  ситуациях.

      Цель программы: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

     В содержание программы включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.

     В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных её принципов. Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей - рабочие тетради. Рекомендована Министерством образования РФ.

Ребенок на улицах города

     Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Например, о том, как дети зимой катались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно.

     Дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги, вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул.

     Педагог предлагает детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Педагогу не следует торопиться с собственной оценкой. Лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы типа "А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?".

     Педагог рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход "зебра", светофор). Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят с предупреждающими знаками ("Дети", "Пешеходный переход"); запрещающими ("Въезд запрещен", "Подача звукового сигнала запрещена"); предписывающими ("Движение прямо", "Движение направо"); информационно-указательными ("Место остановки автобуса", "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход"), что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

     Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах): маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. Детям можно предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями.

     Педагог знакомит детей с правилами поведения в транспорте. Объясняет, что входить в автобус, трамвай, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

   Педагоги проводят с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру "Поездка в автобусе". Дети вместе с педагогом с помощью стульев, подушек, модулей оборудуют салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу ("Вы выходите на следующей остановке?", "Разрешите пройти"), уступают место маленьким детям и пожилым людям.

     Детям рассказывают о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной - это соответствует красному сигналу. Повернулся боком - можно идти как на зеленый свет светофора.

     Педагоги знакомят детей с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД). Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным. Детям показывают картинки с изображением патрульной машины ГИБДД, постов ГИБДД. Организуют игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.

Взаимодействие с родителями

     Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.) А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

     Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предложите родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу эффективно проводить с небольшими подгруппами родителей (4-5 человек).        

     Таким образом можно выделить то основное, что потребует совместных усилий педагогов и родителей. Можно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Такие тренинги целесообразно проводить каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов будет меняться в зависимости и от времени года, и от возможных изменений условий в детском саду и дома, и от особенностей развития детей.

     Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями:

- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;

- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);

- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта: медицинского работника, милиционера, пожарного);

- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в "уголках для родителей").

     В сентябре и мае необходимо проводить диагностику знаний детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных, корректировать дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.

     В ДОУ разработаны тестовые задания «Я пешеход» для проверки знаний, полученных дошкольниками во время обучения безопасному поведению на дороге. Красочно оформленные тесты дают возможность оценить объем и усвоение пройденного материала. Тесты разработаны таким образом, что воспитатели читают задание ребенку, после чего он ставит галочку рядом с правильным, по его мнению, ответом. Десять тестовых заданий, в каждом из которых 4 вопроса охватывают все основные понятия и дорожные знаки, которые необходимы ребенку для вступления во взрослую школьную жизнь.

     С помощью данного учебного пособия педагоги смогут проверить знание ПДД у детей. Это необходимо, в первую очередь, для составления общей картины осведомленности детей в данном вопросе, а также поможет обратить особое внимание на темы, наименее изученные ранее.

C:\Users\user\Desktop\для меня интено\tes-1.jpg  C:\Users\user\Desktop\для меня интено\tes-3.jpg   C:\Users\user\Desktop\для меня интено\tes-4.jpg

Перечень знаний, которыми должны владеть дети старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

1. Дети должны знать, что такое: дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.

2. Виды транспорта: (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).

3. Пешеходный переход (наземный, подземный).

4. Опасные места на улицах и дорогах.

5. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.

6. Виды и назначение транспорта.

7. Опасные и безопасные действия.

8. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.

     Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому необходимо тесно сотрудничать с ними по данному вопросу. Доводить до сведения родителей учебную программу, давать рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Для родителей можно организовать работу клуба «Уроки безопасности». Цель клуба: совместными усилиями педагога и родителей помочь в воспитании у детей культуры дорожного движения. Где для родителей можно показывать открытые занятия, анкетирование, консультации.

     В течение учебного года на родительских собраниях необходимо доводить до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Обращать внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендовать места для игр детей.

     Рекомендовать, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать.

     В ходе повседневной работы с родителями  информировать их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и давать им необходимые рекомендации, например: прочитать стихотворение; купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.

     Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.

Рекомендовать родителям во время прогулок с детьми следующее:

- понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;

- показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.

     Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Для закрепления программного материала детям даются задания на дом, которые они выполняют под руководством родителей.

     В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках, помещается материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, образцы книг, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.

     Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге показывает, такие результаты: дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.

     И в заключении хочется сказать, каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

       Подводя итоги всего сделанного, в результате использования проектного метода, можно с уверенностью сказать, что данная технология на практике показала свое преимущество и эффективность.

      Усилиями сплоченного коллектива единомышленников успешно решается жизненно важная для всех нас проблема. Из проведенного в ходе проекта тематического контроля можно видеть, что на всех уровнях ведется систематическая разноплановая работа. Значительно выросло ее качество и эффективность по сравнению с прошлым.

     В настоящий момент наши воспитатели могут грамотно, уверенно  действовать в заданном направлении, не останавливаясь на достигнутом. Ну, а самым строгим экзаменатором, как известно, является сама жизнь.

       А пока мы неустанно будем делать все, что зависит от нас взрослых, чтобы наши дети всегда были здоровыми, веселыми, умными и счастливыми.

«Язык» правил дорожного движения и типичные ошибки при обучении.

     Правила дорожного движения едины, как для взрослых, так и для детей.      Но в последнее время стали появляться различные методические материалы и с ними нужно быть очень внимательными, потому что не все из них соответствуют Правилам дорожного движения. Особенно внимательными нужно быть с предлагаемыми настольными играми, так как во многих из них есть методические ошибки. Педагог должен обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. Поэтому, для начала необходимо определиться с теми правилами, которым важно научить детей и главное нужно понять, что с детьми Правила нужно не просто выучить, детей нужно научить их понимать. Понимать так, чтобы потом применять на дороге.

Нельзя употреблять термины и понятия, изъятые из ПДД:

«мостовая» вместо «дорога» или «проезжая часть»;

 «ряд» вместо «полоса движения»;

 «свет» или «цвет» вместо «сигнал»;

 «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ППС»;

·не существует понятия «островок безопасности».

Часто путают имеющие самостоятельное значение термины: «пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка».

1. Учат: обходи трамвай спереди, автобус - сзади. Это правило устарело.
Необходимо учить! Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние, или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2.Учат: при переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо. Это правило тоже устарело и создаёт опасную ситуацию.
Необходимо учить! Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.

3.Учат: красный – стой, жёлтый – приготовься, зелёный – иди. Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зелёному сигналу, а это очень опасно.
Необходимо учить! Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зелёный для машин. Жёлтый – не только приготовиться, а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов на работу. Для пешехода жёлтый сигнал также является запрещающим, так как на жёлтый сигнал  машинам разрешено закончить проезд перекрёстка. Зелёный разрешает движение, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Жёлтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекрёсток нерегулируемый, поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

4.Учат: если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги. Эта ситуация также опасна и в Правилах дорожного движения нет понятии «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии не рекомендуется.
Необходимо учить! Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки  противоположных направлений. Или на «направляющем островке». И не делай шаг не вперёд ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше вас объехать.

5. Учат: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома. Но во дворах тоже есть дороги, при движении по которым водители должны соблюдать правила движения в жилой зоне (скорость не должна превышать 20 км в час)..          .
Необходимо учить! Выходя из подъезда, уже будь внимателен и сторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

6. Используют для показа старые знаки, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несёт в себе тот или иной дорожный знак.

7. Начинают обучение со знаков неактуальных для юных участников дорожного движения. На практике очень много уделяют внимания дорожным знакам без других элементов ПДД, да ещё в отрыве от реальной дорожной обстановки. Дети должны знать дорожные знаки, которые работаю на обеспечении безопасности пешеходов: «Пешеходный переход» (подземный, надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка».

8. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети», который вовсе не предусматривает переход через дорогу именно вместе его установки, а лишь информирует водителя о том, что могут неожиданно появиться дети.

Методика определения уровня знаний  детей старшего дошкольного возраста по ПДД “Продолжи предложение”

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.

Задача детей: продолжить предложение.

  1. Пешеходы всегда должны двигаться…….
  2. Я никогда не нарушаю………
  3. Светофор состоит из……..
  4. Я знаю, что знаки бывают……..
  5. Я помню случай, когда на дороге…….
  6. Плохо, когда взрослые…..
  7. Регулировщик, это человек, который…..
  8. Пассажирам автобуса запрещается…….
  9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.

Тест для детей старшего дошкольного возраста

 “Подбери слова”

Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.

Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).

  1. Наземный транспорт
  2. Воздушный транспорт
  3. Предупреждающие знаки
  4. Запрещающие знаки
  5. Знаки сервиса
  6. Сигналы светофора
  7. Действия человека

Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп.

Тест для детей старшего дошкольного возраста “Дорожная история”.

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.

Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.

При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.

Оценка результатов:

“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.

“хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.

“плохо” - ребенок не сумел придумать историю.

Тест “Проверь себя”

(для детей от 6-7 лет).

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.

Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов.

Вопросник для воспитателей по обучению детей правилам дорожного движения.

Цель: выявить знания воспитателей по обучению и воспитанию детей правилам дорожного движения.

1. Ф.И.О. педагога __________________________________________

2. Стаж работы педагога _____________________________________

3. Перечислите основные методы обучения и воспитания детей правилам дорожного движения _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

4. Перечислите основные формы проведений занятий по правилам дорожного движения _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

5. Укажите, словесные методы обучения правилам дорожного движения ________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Допишите методы и приемы развития и активизации познавательной и учебной деятельности: объяснение, поисковые вопросы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Назовите наглядные основные методы обучения, которые используются при обучении правилам дорожного движения.

________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспресс-тест для родителей.

Цель: Определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям.

Необходимо выбрать наиболее предпочтительное решение из двух вариантов; А и В:

1.

А – Ребенок должен знать, какие службы экстренной помощи вызвать при ДТП.

Б – Ребенку это не нужно, с ним всегда взрослый.

2.

А – Необходимы беседы родителей о том, что играть на дороге опасно.

Б – Правилам дорожного движения должны обучать в детском саду.

3.

А – Нельзя оставлять детей без присмотра в машинах.

Б – Нужно доверять детям, приучать к самостоятельности.

4.

А – Знакомить детей с различными произведениями литературы, в которых изложены дорожные ситуации.

Б – Дети смотрят в основном телевизионные передачи, и сами черпают знания о ПДД.

Ключ к тесту:

Если предпочтение отдается варианту:

А – вы сообщаете ребенку определенные знания, умения о выполнении правил дорожного движения.

Б - вы не осознаете своей роли в предупреждении дорожно-транспортных происшествий с вашими детьми.

Тест для детей старшего дошкольного возраста “Запомни рисунок”.

Цель: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта.

Инструкция: педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки.

Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7- 8 предметов.

Дидактические игры по ПДД для дошкольников

Угадай  транспорт

Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом.

***

Дети сидят полукругом. Воспитатель. Дети, мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется « Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.

Дом - чудесный бегунок

На своей восьмерке ног.

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

                                                                                     (Трамвай)

***

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

                              И питается бензином.               (Автобус)

***

Что такое - отгадай:

Ни автобус, ни трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хотя колеса на резине.

                                                                       (Троллейбус)

***

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы -

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

                                                                              ( Грузовики)

***

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем!

Только лучше правь рулем!  

                                                  (Велосипед)

***

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут - положу,

Человеку я служу.

                                                  ( Подъемный кран)

***

К нам во двор забрался «крот»,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает.

                                                                 ( Экскаватор)

***

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальет пожар любой

Смелая дружина.

                                                          ( Пожарная машина)

***

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь - сороконожка.

По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет.

                                                          (Поезд)

***

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет - 5 плугов тащит.

                                                                    (Трактор)

***

Чтобы он тебя повез,

Не попросит он овес.

Накорми его бензином,

На копыта дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

                                           Побежит            (Автомобиль)

Играй да смекай!

Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

***

     В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете-

В этом месте ходят дети!

                                                                      (Знак «Дети»)

***

Здесь дорожные работы-

Ни проехать, ни пройти.

Это место пешеходу

Лучше просто обойти.

                                                        (Знак «Дорожные работы»)

***

Никогда не подведет

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нем всегда свободная.

                                                                      (Знак «Подземный переход»

***

У него два колеса и седло на раме

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит.

                                                   (Знак «Велосипедное движение запрещено»)

***

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

                                                                    (Знак «Пешеходный переход»)

***

Я не мыл в дороге рук,

Поел Фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи.

                                           (Знак « Пункт первой медицинской помощи»)

 Подумай - отгадай

Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.

Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

***

Воспитатель. Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.

Вопросы:

- Сколько колес у легкового автомобиля? ( 4)

- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

- Кто ходит по тротуару? (пешеход)

- Кто управляет автомобилем? (Водитель)

- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

- Для чего нужна проезжая часть? ( для движения транспорта)

- По какой стороне проезжей части движется транспорт? ( По правой)

- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? ( Авария или ДТП)

- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

- С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14 лет)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Три)

- На какое животное похож пешеходный переход? ( На зебру)

- Как пешеход может попасть в подземный переход? ( По лестнице вниз)

- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)

- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? ( «Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)

- Что держит в руке инспектор ГИБДД ? ( Жезл)

- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? ( Во дворе, на детской площадке)

 Мы - водители

Задачи: помочь научиться понимать символику и ее специфику ( на примере дорожных знаков), видеть ее основные качества - образность, краткость, обобщенность; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.

Правила: придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получит фишку - зеленый кружок. Выигрывает тот, кто наберет большее количество кружков.

Материалы:

1) карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идет в медпункт     (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. - 6 вариантов); встречи в пути ( люди, животные, виды транспорта - 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности ( 6 вариантов); запрещающие знаки ( 6 вариантов);

2) кусок мела, если разветвленная дорога чертится, или полоска бумаги, изображающие такие дороги;

3) маленькая машина или автобус;

4) зеленые кружки - 30 шт.

***

Дети садятся вокруг большого стола, на котором раскладывается  разветвленная дорога из бумаги.

 Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя.

Воспитатель. Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как ее заводить, чинить, как ею управлять. Надо не только быстро перевести людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий на дороге. Неожиданности могут быть разные: То дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин.

Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть?

Ответы детей.

Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чем он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.

Машина быстро мчится по дороге и вдруг...

 Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению должно быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нем не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладет его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая  зеленым кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки.

     Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, дети, когда будете гулять по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещенные вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они обозначают.

Подведем итоги нашей игры и узнаем победителя.

 Дети считают свои зеленые круги. Воспитатель поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает робких и застенчивых.

Веселый жезл

 Задачи: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

***

     Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила.

 Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится.

Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.

 Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.

Аналогично проводится игра «Слушай - запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.

Подвижные игры

Игра «Глазомер»

     В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном расстоянии от команд.

     Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него. Затем участник идёт до этого знака. Если расстояние оценивается верно, он останавливается точно у знака. Знак с поля убирается. Выигрывает команда, быстрее и точнее «прошагавшая» до знаков.

Игра «Грузовики»

     Для проведения игры потребуются рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки.

Первые участники команд держат в руках руль, на голову помещается мешочек с песком — груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первая выполнившая задания и не уронившая груз.

Игра «Трамваи»

     Для проведения игры потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной стойке. Участники в каждой команде делятся на пары: первый — водитель, второй — пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно быстрее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первая выполнившая задание.

Игра «К своим знакам»

     Играющие делятся на группы по 5-7 человек, берутся за руки, образуя круг. В середину круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке и танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

Игра «Передай жезл»

     Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак). Замешкавшийся или неверно назвавший правило или знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

Игра «Сигналы светофора"

     На площадке расставляются стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный — передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла.

Игра «Зажги светофор»

     Капитан получает три воздушных шара (можно мячи) красного, жёлтого, зелёного цвета и по сигналу перебрасывает по одному дальше. Когда шар дойдёт до последнего игрока, тот поднимает его вверх — зажжён первый красный сигнал. Капитан может передавать следующий шар. Выигрывает та команда, которая быстрее зажжёт все три сигнала.

Игра «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем»

     Каждая команда решает, какое транспортное средство она будет изображать (троллейбус, карета, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив командам конкретный вид транспорта.

Игра «Зебра» (на время и точность исполнения)

     Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаётся по полоске белой бумаги (картона). Первый участник кладёт полосу, встаёт на неё и возвращается к команде. Второй шагает строго по полосе, кладёт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.

ПРОЕКТ «Мой родной город»

МДОУ детский сад «Гусельки» Управление образования Администрации   г.Югорска

Метод проекта наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

1 этап

Цель: систематизация знаний и педагогов и детей о родном городе.

Продукт проекта: уголки краеведения в группах

Задачи:

  • разработать положение о смотре-конкурсе уголков краеведения в группах
  • пополнить знания педагогов о городе, в котором мы живём
  • пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям
  • воспитывать уважение к культуре других народов
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Участники проекта

  • воспитатели
  • дети
  • родители
  • специалисты

Сроки реализации

октябрь – май

2 этап Разработка проекта

  1. Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о родном городе, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
  2. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
  3. Разработка положения о смотре конкурсе, определение критериев, этапов; порядок представления материала.
  4. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
  5. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
  6. Совместное составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех педагогов.

3 этап Выполнение проекта

Формы и методы работы с педагогами

  1. Консультация «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие освоения программы»
  2. Лекторий «Историческое и настоящее название улиц города»
  3. Семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек»
  4. Открытый просмотр занятия в подготовительной к школе группе «Семья. Родословное древо моей семьи»
  5. Аукцион форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы
  6. Педагогический совет «Люби и знай свой край родной» (в форме деловой игры, с целью углубления и расширения своих знаний о Югорске. 

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

  • дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону»
  • сюжетно-ролевая игра «Семья» 

Познавательное развитие

  • экскурсии по микрорайону
  • занятие «Иван Сусанин – защитник своей Родины»
  • занятие «Возникновение Югорска. Его история»
  • составление генеалогического древа семьи
  • занятие «Югорчане – участники ВОВ»
  • «Моё имя, его значение»
  • «О чём рассказали старые фотографии
  • «Семья. Родословное древо моей семьи»

Конструирование

  • изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад»

Развитие речи

  • составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Югорска»
  • беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»

Музыка        

  • занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек Югорска»
  • «Пришла коляда накануне Рождества»
  • «Мы играем в оркестр народных инструментов»

Формы и методы работы с родителями

  1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
  2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
  3. Изготовление семейных альбомов
  4. Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта

4 этап. Презентация проекта

  1. Представление своих уголков краеведения (в течение недели) в форме, выбранной педагогами
  2. Оформление фотовыставки уголков краеведения «Мой любимый Югорск»

5 этап. Определение задач для новых проектов

Тематика познавательных занятий для детей старшего дошкольного возраста серии «Из истории транспорта».


1.Изобретение колеса.
2.История появления автомобиля.
3.Из истории развития правил дорожного движения на Руси.
4. «Приключения на море» или «Как были придуманы маяки».
5. «Путешествие на воздушном шаре».
6. «Раньше и теперь» (о сельскохозяйственной технике).
7. «Как люди придумали луноход».

Задачи:
1. Знакомить старших дошкольников с историей появления наземного, водного, воздушного транспорта (колеса, автомобиля, правил дорожного движения и т.д.).
2. Ввести в речь новые технические термины и понятия, научить правильно их применять.
3.Развивать способность и потребность изучать и понимать окружающий мир, причинно – следственные связи явлений, познавательную активность, любознательность, воображение, мышление, творческие способности.
4. Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение на любом виде транспорта.

Занятие «Изобретение колеса».


Материал: предметные картинки с изображением велосипеда, автобуса, грузовика, машины, троллейбуса; гимнастические палки, рули, фартуки с изображением различных видов транспорта, милицейская фуражка, палочка регулировщика.

Ход занятия:
Воспитатель предлагает отгадать детям загадки:
У меня друзей – не счесть.
Среди них и козлик есть.
Он с веселым голоском -
Колокольчиком – звонком.
Взяв его за рожки,
Еду по дорожке!

                                        (Велосипед)

На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь.
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути!
Вам со мной не по пути?

                                                  (Машина)
Поднял кверху две  руки,
Взял две жилы в кулаки.
- Дай дорогу, постовой,
Побегу по мостовой.

                                        (Троллейбус)

Силач на четырех ногах,
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино.

                                             (Грузовик)
Что за чудо этот дом -
Окна светлые кругом,
Носит обувь на резине,
А питается бензином!

                                              (Автобус)
    Воспитатель показывает предметные картинки с изображением данных видов транспорта и спрашивает: «Что общего есть у данных видов транспорта?»(Дети находят общие признаки, в том числе колеса.
«А знаете ли вы как было изобретено колесо? Кто его изобрел? Как выглядело это колесо?» Воспитатель рассказывает историю колеса.
Спрашивает: «Какие преимущества и недостатки есть у колеса?»
«Одним из недостатков колеса является возможность его прокола. Колесо лопает, дальше продолжить путь невозможно.»
Детям предлагается подвижная игра «Транспорт» (В.Блощаненко)
Дети делятся на водителей и пешеходов, роль милиционера – регулировщика выполняет воспитатель. Для проведения игры необходимы обручи, гимнастические палки и светофор – зеленый, желтый и красный диски.
Дети – водители становятся возле стульчиков – машин, берут гимнастические палки и начинают имитировать накачивание шин. При этом ноги должны быть на ширине плеч, руки с гимнастическими палками согнуты в локтях перед грудью. При опускании рук ниже колен дети произносят «Пш». Затем подтягивают руки опять вверх, вдыхая глубоко носом воздух. Движения их сопровождаются словами:

Мы качаем, мы качаем,
Воздух в шины надуваем.
Проверяем каждый раз,
И аварий нет у нас.

По сигналу воспитателя дети убирают насосы и берут в руки рули. Из гаража начинает выезжать автобусы, троллейбусы и другой транспорт. На остановках в него заходят дети – пассажиры. Воспитатель поторапливает их:

Пассажиры, торопитесь,
По два рядышком садитесь.
За рулем сидит шофер,
Смотрит он на светофор.

Милиционер следит за соблюдением правил движения и, показывая диски, говорит:

Светит красный светофор:
Нет проезда – стой, шофер!
Светит желтый -
Значит жди
Свет зеленый впереди.
Вот зеленый светофор -
Поезжай вперед, шофер!
Стук-стук-стук, день-день-день,
Так мы ездим целый день.

Список литературы

1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и     организации режима работы дошкольных образовательных учреждений     СанПиН 2.4.1.3049 – 13

2. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности    детей дошкольного возраста», Стеркина Р.Б., Князева О.Л., Авдеева Н.Н. М.;    Просвещение, 2010.

3. «Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности//Основы безопасности жизни», Антюхин Э., М.,  Сфера, 2013.

4. «Безопасность. Ребенок в городе для детей старшего дошкольного возраста»,    Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. М.; Просвещение, 2010.

  1. «Закономерности воспитания культуры безопасности. Основы безопасности жизни», Мошкин В.Н., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"

Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

Программа для групп общеразвивающей направленности по обучению детей правилам дорожного движения "Юные инспектры движения" для детей от 2 до 7 лет

Программа "Юные инспекторы дорожного движения" разработана в соответствии с ФГОС ДО. В ней представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 2  до 7 лет...

Программа обучения детей правилам дорожного движения

1.Сохранение жизни и здоровья детей дошкольного возраста2.Формирование у дошкольников осознанного поведения на улице3.Воспитание у дошкольников культуры поведения в транспорте...

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.

Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....