Техники развития внимания у детей среднего дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Кафедра воспитательных систем
Дополнительная профессиональная программа
(повышения квалификации)
«Тренинговые технологии в реализации ФГОС дошкольного образования»
Практико-значимая работа
на тему
« Техники, направленные на развитие внимания детей среднего дошкольного возраста »
Руководитель:
Петренко А.И., канд. психол. наук, доцент
Исполнитель: слушатель
Нестерова Ирина Анатольевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №6
– центр развития ребенка»
г. Сергиев Посад.
Сергиев Посад
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Теоретические основы развития внимания детей дошкольного возраста…....4
1.1. Основы развития внимания дошкольника…………………………………....4
1.2. Влияние типа темперамента на особенности внимания…………………...…5
1.3. Особенности развития внимания детей среднего дошкольного возраста…..7
1.4. Роль дидактических игр в развитии внимания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….…8
2. Техники развития внимания детей среднего дошкольного возраста………...11
2.1. Групповые и подгрупповые игры и упражнения……………………………11
2.2. Индивидуальные игры и упражнения………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………..…………..18
Введение.
Актуальность исследования.
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.
Цель исследования: изучение техник развития внимания детей дошкольного возраста, в частности детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Объект исследования: развитие внимания детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Предмет исследования: техники развития внимания детей среднего дошкольного возраста, их эффективность и практичность.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
-изучить теоретические основы развития внимания детей дошкольного возраста
-изучить особенности развития внимания детей среднего дошкольного возраста;
- изучить влияние типа темперамента на свойства внимания;
-определить роль дидактических игр и упражнений в развитии внимания детей среднего дошкольного возраста;
-осуществить подбор техник для развития внимания;
-применить техники для развития внимания на практике и изучить особенности их применения в данной возрастной группе детей;
Практическая значимость выполненной работы заключается в возможности использования полученных в ходе исследования данных в работе с детьми средней группы детского сада.
1. Теоретические основы развития внимания детей дошкольного возраста.
1.1. Основы развития внимания дошкольника.
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой.
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию. Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
- Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
- Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.
1.2. Влияние типа темперамента на особенности внимания.
Свойства темперамента во многом определяют индивидуальные особенности свойств внимания детей, что не противоречит наличию общих возрастных закономерностей внимания в дошкольном возрасте. Типичные особенности свойств внимания у детей с различным доминирующим типом темперамента представлены в таблице:
Тип темперамента | Особенности свойств внимания |
Холерик | Относительно сильно выраженная концентрация внимания при работе с увлечением и относительно развитое распределение внимания. Трудности переключения внимания. Процесс вхождения в работу неустойчив, в чем сказывается влияние предшествующего психического состояния. Длительная сосредоточенность имеет неровную колеблющуюся кривую. Внимание имеет яркую внешнюю выразительность. Отмечается быстрота ориентировочный реакции |
Сангвиник | Относительно высокая концентрация внимания в меняющихся условиях групповой обстановки и умение хорошо распределять внимание. Внимание относительно устойчиво, с характерным сочетанием внимательности и невнимательности. Внимание подвижно. Быстрота ориентировочной реакции. Внимание легко привлекается к новому виду занятий, но относительно труднее удерживается в течение длительного времени. Быстрая отвлекаемость при однообразной работе. Ярко выраженная внешняя форма внимания (особенно непроизвольного) |
Флегматик | Относительная устойчивость внимания в различных условиях работы. Менее выраженное распределение внимания. Переключаемость внимания относительно медленная. Процесс сосредоточения, не отличаясь особой напряженностью, малоутомителен. Ориентировочная реакция медленная. Во внимании нет резких сдвигов. Несоответствие внешних признаков внимания действительному сосредоточению (слабая внешняя форма выражения) |
Меланхолик | Слабое распределение внимания. Относительно интенсивная сосредоточенность при работе в спокойной обстановке. Переключение внимания медленное. Медленная ориентировочная реакция, постепенное вхождение в работу. Внимание относительно устойчиво. К концу дня вследствие обилия и разнообразия впечатлений внимание ребенка заметно ослабляется. Невыразительность внешней формы внимания |
1.3. Особенности развития внимания детей среднего дошкольного возраста.
В среднем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет, есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-5 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания.
Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В среднем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, какой красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.
Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Особенности развития внимания в среднем дошкольном возрасте:
- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
- внимание становится опосредованным;
- появляются элементы послепроизвольного внимания.
2. Техники развития внимания у детей среднего дошкольного возраста.
1.4. Роль дидактических игр в развитии внимания детей среднего дошкольного возраста.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей»
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей внимания, памяти, общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Например, в играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
Самое простое задание в игре «Подбор картинок по парам» - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок» объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. Запоминание состава, количества и расположения картинок, всё это способствует развитию внимания, памяти, запоминания и припоминания.
В средней группе игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, внимания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Таким образом, сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В среднем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие, признаки предметов. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Таким образом, дидактические игры способствуют развитию всех психических процессов (памяти, мышления), а так же большое влияние оказывают на развитие внимания. В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Для того чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. В каждой из них целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий с привлекательными предметами и общения детей друг с другом. В одних случаях нужно учитывать разные требования задачи, в других выделять и держать цель действия, в третьих - вовремя переключать внимание.
2. Техники развития внимания детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Групповые и подгрупповые игры и упражнения.
1. «Кроссворд с загадками»
Задачи: учить отгадывать загадки, выделяя главное. Вспомнить название диких животных. Закреплять умение внимательно слушать воспитателя и товарищей. Развивать внимание, речь. Прививать умение работать коллективно.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Оборудование: кроссворд, фигурки животных
2. «Цветик-семицветик»
Задачи: вспомнить с детьми знакомые им цветы. Учить находить и составлять из частей целое. Развивать внимание, память, речь, эстетический вкус. Прививать любовь к растительному миру, бережное к нему обращение.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Оборудование: Ваза с цветами, иллюстрации цветов, разрезанные на части
3. «Что изменилось?»
Задачи: развивать внимание, наблюдательность при осмотре хорошо знакомых предметов, нахождении отличий после их изменения, умение концентрировать внимание на объекте, зоркость. Прививать усидчивость, интерес к игре.
Ход игры: воспитатель выкладывает на стол предметы. Предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить их. Потом дети отворачиваются, а воспитатель в это время убирает, добавляет, заменяет, или меняет местами какие-либо предметы.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Оборудование: игрушки.
4. "Нос-пол-потолок"
Задачи: развитие внимания и произвольного поведения.
Ход игры: ведущий будет произносить слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
5. «Сделай, как скажу»
Задачи: Выполнять движения по образцу или на слух. Внимательно следить за речью и движениями ведущего. Развивать слуховое внимание, память крупную моторику рук. Воспитывать проявление инициативы.
Ход игры: Воспитатель просит последовательно повторить детей цепочку действий. С аждым повторение цепочка увеличивается.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
6. «Данетка»
Задачи: научить малыша задавать вопросы и отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным
Ход игры: ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать только: "да" или"нет")
Форма работы: групповая, подгрупповая.
7. Визуальная «Данетка»
Задачи: развивать слуховое и зрительное внимание, память. Учить внимательно слушать других участников.
Ход игры: на столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?". Задача детей с помощью вопросов выяснить какой предмет загадал воспитатель.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Оборудование: предметы, иллюстрации.
8. «Топ-хлоп»
Задачи: развитие внимания, мышления и памяти
Ход игры: ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
2.3. Индивидуальные игры и упражнения.
1. «Найди отличия»
Задачи: учить рассматривать иллюстрацию внимательно, последовательно. Развивать внимание, зоркость. Прививать усидчивость.
Ход игры: ребенку предлагаются карточки с иллюстрациями, которые имеют отличия. Задача – найти отличия между картинками.
Форма работы: индивидуальная.
Оборудование: карточки с иллюстрациями
2. «Путаница»
Задачи: развития устойчивости внимания.
Ход игры: ребенку предлагаются карточки с иллюстрациями, на которых объекты соединены линиями. Задача – определить как соединены объекты. Постепенно задача усложняется: необходимо выполнить задание не проводя карандашом по линиям, а следуя по линии глазами.
Форма работы: индивидуальная.
Оборудование: карточки с иллюстрациями
3. "Раскрась вторую половинку"
Задачи: развитие концентрации внимания.
Ход игры: ребенку предлагаются карточки с иллюстрациями, на которых предметы раскрашены только наполовину. Задача – раскрасить вторую половину точно так же, как первая. Задание можно усложнять по мере необходимости, попросив ребенка сначала дорисовать половинку, а потом раскрасить.
Форма работы: индивидуальная.
Оборудование: Карточки с иллюстрациями
4. «Слова»
Задачи: развитие устойчивости и переключения внимания.
Ход игры: воспитатель говорит цепочку слов, и предлагает ребенку выполнить действие (хлопок в ладоши, встать и т.д), когда он услышит определенное слово (заданное, на определенную букву, обозначающее, например, животное, посуду и т.д.)
Форма работы: индивидуальная.
5. "Цифровая таблица"
Задачи: развивать зрительное внимание.
Ход игры: таблица с набором цифр, которые расположены в произвольном порядке. Предложить найти последовательно все цифры. Вариант: пропустить одну или несколько цифр.)
Форма работы: индивидуальная.
Оборудование: таблица.
6. «Цезарь»
Задачи: увеличение уровня распределения внимания.
Ход игры: прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
Форма работы: индивидуальная.
7. "Выполни по образцу»
Задачи: тренировка концентрации внимания.
Ход игры: воспитатель просит ребенка выполнить по образцу действие, или нарисовать рисунок, последовательность фигур и т.д.
Форма работы: индивидуальная.
Оборудование: карандаш, бумага.
8. «Найди пары»
Задачи: развивать внимание, память, мышление.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку иллюстрации. Задача – подобрать пары. В зависимости от уровня развития ребенка задача усложняется – от задачи найти и составить пары из одинаковых предметов, к объединению в пары по неким признакам: цвету, форме, смысловому содержанию (курица-яйцо)
Форма работы: индивидуальная.
Оборудование: карточки с иллюстрациями.
9. «Где игрушка?»
Задачи: развивать устойчивость внимания и способность доводить поставленную задачу до конца.
Ход игры: Воспитатель говорит ребенку, что игрушка очень любит прятаться и предлагает ему найти ее. Игрушка прячется на видное место. Если ребенку тяжело найти, можно немножко помочь ему.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: игрушка.
10. «Умный пальчик»
Задачи: учить управлять своим вниманием, стимулировать умственную активность.
Ход игры: на стол кладутся 10 карточек (чуть позже можно использовать и 20). «Я назову картинку, а ты должен её найти и показать указательным пальчиком, при этом искать нужно глазами, а показывать пальчиком. Кто первый найдет картинку, тот и выиграл».
Форма работы: парами, индивидуальная.
Оборудование: карточки с иллюстрациями.
Заключение.
В результате выполнения данной работы важно отметить, что сам процесс работы был привлекателен с педагогической точки зрения, так как способствовал более эффективному взаимодействию с детьми.
Исследуя развитие внимания детей среднего дошкольного возраста, его свойства и виды, изучили особенности данного психического процесса у детей среднего дошкольного возраста. Условием для его развития в рамках целенаправленной педагогической деятельности является использование дидактических игр и упражнений. Потенциальный ресурс дидактической игры заключается в ее структуре, основной компонент которой - это правила, которые обуславливают формирование произвольности поведения дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод: специально организованная игровая деятельность влияет на развитие внимания у детей среднего дошкольного возраста. Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.
С помощью дидактических игр и упражнений воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо тренировать его способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать объем внимания).
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, материал данной работы может быть использован воспитателями дошкольных учреждений при планировании работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста.
Список использованных источников.
1. Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991.
2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Говарова Р. И., Исханская Л. И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1989.
3. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьёва Е. В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
4. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. -М., 1982.
Поддьякова С.Н. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста-М., 1988.
6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1995.
7. Симановский А.Э. Развитие общеучебных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие свойств внимания у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой терапии
dD В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно в игре у детей развиваются все психические процессы, в том числе и внимание. В процессе игры дети легче усваивают новый ...
Использование техники аппликации для развития творческих спсобностей детей среднего дошкольного возраста
В данной работе представлен материал для методического совета по теме"Использование техники аппликации для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраст"...
Игры на развитие слухового внимания у детей среднего дошкольного возраста
Помощь родителям. Игры, в которые можно играть дома...
Игры на развитие слухового внимания у детей среднего дошкольного возраста
Представлены различные варианты игр для детей среднего дошкольного возраста, развивающие слуховое внимание...
Картотека игр для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста
Игры на внимание средний дошкольный возраст....
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель данной работы: проанализировать подвижные игры как средство развития внимания у детей 4-5 летнего возраста...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетического развития дошкольников "Обучение детей среднего дошкольного возраста нетрадиционным техникам лепки " кружок "Пластилиновое чудо" Возраст обучающихся: 4-5 лет
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и н...