Познавательно – творческий проект «Православный праздник Троица»
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Пахомова Елена Викторовна

Цели проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, ориентированный на творческое взаимодействие детей, воспитателей и родителей на основе приобщения детей к традиционной культуре через народный праздник  Троица. 

Задачи проекта:

обучающие:

·         расширять знания детей о березе, ее лекарственных свойствах, о православном празднике Троица, традициях, обрядах и обычаях русского народа дохристианского периода;

развивающие:

·         повышать интерес к изучению народной культуры, способствовать приобретению дополнительных знаний о традициях, обрядах и обычаев русского народа;

воспитывающие:

·         научить водить хороводы, участвовать в совершении традиционных праздничных обрядов, работать в коллективе.

Сроки   проекта:  июнь месяц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок»

Сценарий

Познавательно – творческий проект  

«Православный праздник Троица»

                                                              Составили: Пахомова Е. В.,  воспитатель;

                                                                              Шульга Е. Н., воспитатель.

Зеленогорск – 2013 г.

Познавательно – творческий проект  

«Православный праздник Троица»

Цели проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, ориентированный на творческое взаимодействие детей, воспитателей и родителей на основе приобщения детей к традиционной культуре через народный праздник  Троица.  

Задачи проекта:

обучающие:

  • расширять знания детей о березе, ее лекарственных свойствах, о православном празднике Троица, традициях, обрядах и обычаях русского народа дохристианского периода;

развивающие:

  • повышать интерес к изучению народной культуры, способствовать приобретению дополнительных знаний о традициях, обрядах и обычаев русского народа;

воспитывающие:

  • научить водить хороводы, участвовать в совершении традиционных праздничных обрядов, работать в коллективе.

Сроки   проекта:  июнь месяц.

Ожидаемые результаты:

  • формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей, родителей и воспитателей;
  • восстановление семейных ценностей, преодоление кризисной ситуации в семье;
  • формирование у детей положительного отношения к нравственным нормам и правилам;
  • формирование адекватного устойчивого эмоционального реагирования ребенка на внешние факторы;
  • снижение эмоциональных нарушений;
  • уменьшение количества негативных проявлений в поведении детей, повышение у детей положительной нравственной устремленности в поведении и деятельности;
  • повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками и с взрослыми;
  • качественное изменение познавательных процессов.

Оборудование: музыкальный центр, фонограммы, фотоаппарат, березка, цветы, трава, ленточки атласные, музыкальные инструменты для шумового оркестра (трещетки, бубны, колокольчики, ложки деревянные, маракасы, погремушки). Костюмы для персонажей праздника.

Сценарий праздника "Троица"

Зал украшен веточками, цветочками и т.д. В зале стоит украшенная березка. Вокруг нее постелена трава. Дети свободно сидят в зале.

Скоморох 1:

Собирайся на площадь народ!
Сегодня вас необычное ждет:
Игры, песни, чудеса из чудес,
Спешите, времени осталось в обрез!
Скоморох 2: 

Начинаем, начинаем!

Всех на праздник приглашаем!
Всех девчонок и мальчишек,

И тихонь, и шалунишек!
Будут игры, пляс, да хохоту час.
Скоморох 1: 

Скучать сегодня воспрещается!
Наш праздник начинается!
Входит тетушка Арина.

Тетушка Арина: 

Эй, скоморохи - плясуны, вы не забыли зачем народ собирали, на какой праздник приглашали?
Скоморохи:

Конечно, не забыли! На Троицу  в этот день принято прославлять русскую берёзку.

Стихи читают дети.

1-й ребенок:        Люблю березку русскую, то светлую, то грустную.
В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках.

2-й ребенок:        С красивыми застежками с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную.
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.

Скоморох 1: Как я березу люблю, особенно по весне, сок березовый пить!
Скоморох 2: А я сделаю из березовой бересты дудочку, да буду музыку веселую играть.
Тетушка Арина: 

А мы с ребятами повяжем на березу ленточки шелковые, да загадаем желания заветные, а на праздник Троицу, они и исполнятся.
Во время слов Арины скоморохи раздают детям ленточки. Дети подходят к березке и на её ветвях повязывают ленточки.

Тетушка Арина: Станем, дети, в круг, песню споем и хоровод заведем.

Дети встают в круг поют и водят хоровод с элементами «змейки», «воротиков».

Хоровод «Во поле берёзка стояла»

Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла.

Люли, люли стояла, люли, люли стояла.

Некому березу заломати, некому кудрявую заломати.

Люли, люли заломати, люли, люли заломати.

Я ж пойду, пойду погуляти, белую берёзу заломаю.

Люли, люли заломаю, люли, люли заломаю.

Срежу я с березы три пруточка, сделаю из них я три гудочка.

Люли, люли три гудочка, люли, люли три гудочка.

Дети свободно рассаживаются в зале вокруг березки.

Тетушка Арина: 

Ребятушки, расскажу я вам сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила - была Берёзонька, белая да кудрявая, снегом покрытая, всем ветрам открытая.

Спала она всю зимушку. Но вот пришла Весна-красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела.

Проснулась Берёзонька. Проснулась, на тёплом ветерке прогнулась. Украсилась серёжками. Всем понравилась, на праздник направилась.

 

Под красивую музыку (выбор по желанию) появляется ожившая берёзка

Берёзка

Уж вы милые детушки мои!
Ой, спасибо за наряды подаренные,
За песни нежные, за пляски удалые.
Как услышала я песни звонкие,
Да и пришла к Вам на праздничек.
Ожила я - веселиться хочу,
Песни петь да танцы водить.

Тетушка Арина: А теперь давайте поиграем в «Ручеёк», вставай и ты с нами, березонька.

Хороводная игра «Ручеёк»

Под музыку дети встают парами, сделав воротики, выбирают дружочка, проходя в них.

Под музыку (звон колокольчиков) выходит Жар-птицы.

Тетушка Арина: 

Ребята, посмотрите, какая гостья к нам пожаловала.

Жар-птица. 

Я – Жар-птица, рода царского, из сада райского!

Не чета тебе – дереву!

Берёза. 

А я простого рода.

Мой батюшка – месяц ясный, он ночью мне светит.

Моя матушка – красно солнышко, оно меня греет.

Мой брат – соловей в лесу, он мне песни поёт.

Моя сестра – ранняя заря, она росой меня питает.

Жар-птица. 

А мои перья золотыми лучами сияют.

Берёза. 

Моей лучиной избу освещали.

Жар-птица. 

А я вся огнём пылаю!

Берёза. 

А я в печи жаром всех согреваю!

Жар-птица.

Мои перья царские одежды украшают.

Берёза. 

А я в лапти всех обуваю!

Жар-птица.

Ради меня за тридевять земель отправляются.

Берёза. 

А моим соком по весне угощаются!

Жар-птица. 

А я хвост веером распускаю.

Моей красотой весь свет дивится!

Берёза. 

Своими почками да листочками я людей лечу, в бане веничком парю.

За это меня называют деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Да и счастье человеческое мне знакомо… Ведь влюблённые часто под моими ветвями соловьиные песни слушают да на звёзды любуются.

Жар-птица. 

Заслушалась я тебя, Берёзонька. Видно, и впрямь мне делать нечего в русских лесах. Вернусь я в свои сады райские. А ты радуй людей своей красотой, исцеляй и утешай душевной простотой.

Тетушка Арина: Ребята, давайте подарим нашей гостье веселый, задорный музыкальный номер.

«Шумовой оркестр»

Детям раздаются музыкальные инструменты: трещетки, бубны, колокольчики, ложки деревянные, маракасы, погремушки. Под руководством музыкального руководителя исполняется «Русская плясовая» по партиям.

Тетушка Арина: Ох, и расшумелись мы тут с вами. Поем, да танцуем. Вот услышит нас леший!

Выходит Леший (под фонограмму пения птиц из цикла «Гармония природы»)

Леший: Что за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут, и вдруг кто-то шумит, песни поёт, в барабаны бьёт.

Тетушка Арина: Леший, ты на нас не обижайся, мы сегодня Троицу празднуем, день рождения земли, леса и воды.

Леший: Ну ладно, успокоили вы меня. А я думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнёзда разорять, лес ломать. Таких людей я не люблю и лес от них защищаю. А с вами поиграть хочу.

Тетушка Арина: Поиграй с нами в игру «Пустое место». Выходите, детушки, в круг.

Игра «Пустое место»

Участники игры встают в круг, а водящий остается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.

Леший: А вы, ребятки, умеете отгадывать загадки?

Дети: да

Леший: Сейчас я проверю. (Достаёт открытки с загадками из волшебного сундучка):

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!»,-  приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - …

Дети: лето

Ждет нас в гости друг зеленый, 
Ждут березки, липы, клены, 
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это - …

Дети: лес

Кто скажет, кто знает,
Какой лес бывает?
Внимание, внимание,
Слушайте задание!
Любит подберезовик
Лес, какой? 

Дети (хором):  березовый.

А теперь отгадайте, 
Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой!

Дети: берёза

Молодцы, ребятишки! Много знаете о лесе. Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождение леса, земли нашей. Приходите в гости в лес почаще. Теперь я знаю, вы его не обидите.

Тетушка Арина: До свидания, Леший, а мы продолжим веселиться. Давайте плетень заплетать.

Игра «Плетень»

Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Руки переплели, как в танце лебедей из балета «Лебединое озеро».

Описание: http://www.iakovlevskoe.ru/images/stories/School/Scenarios/Troica/pleten.jpg

 

Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно "заплести плетень" (взяться за руки крест-накрест).

1 и 2 плетни шагают навстречу друг-другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень -
В зной прохлада радует.

1 и 2 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.

3 и 4 плетни шагают навстречу друг другу и говорят такие слова:

От плетня упала тень,
В зной прохлада радует.

3 и 4 плетни шагают обратно и говорят такие слова:

Хорошо, что сам плетень
На меня не падает.

Тетушка Арина: 

Мы в лесу деревьев много видим разных.
Не бывает между ними безобразных.
Но красивей той березки не найти,
Что попалась нам сегодня на пути.
Вся мила она от края до вершины,
Мы решили, что справляют именины,
Здесь в лесу она средь близких и друзей,
И приносим поздравления мы ей.

Спасибо вам за тепло и внимание,

А мы уходим, до свидания!

Литература:

  1. Елкина, Н.В., Учим детей наблюдать и рассказывать/ Н.В. Елкина, О.В.Марничева, попул. пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.
  2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.: Рипол классик, 1997.
  3. Михайлова, М.А., Поём, играем, танцуем дома и в саду/ М.А.Михайлова, Е.В.Горбина, пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1998.
  4. Новицкая, М.Ю., Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть / М.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Соколова, Л.,  Воспитание ребёнка в русских традициях / Ю.Е.Антонов, Л.В.Левитина, О.В.Розова, И.А. Щербаков.  – М.: Айрис- Пресс, 2003.
  6. Тубельская, Г.Н,. Праздники в детском саду и школе/ Г.Н.Тульбеская. – М.: Линка- Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект «Весенний праздник»

мы горим желанием воспитать у детей любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у них любовь к самому близкому, родному человеку – МАМЕ. А ведь это основа нравственно-патриотического воспи...

Познавательно – творческий проект «Православный праздник Троица»

Цели проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, ориентированный на творческое взаимодействие детей, воспитателей и родителей на основе приобщения детей к ...

Познавательно – творческий проект: православный праздник «Пасха»

Цели проекта: создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, ориентированный на творческое взаимодействие детей, педагогов и родителей на основе приобщения детей к трад...

Познавательно – творческий проект православный праздник «Пасха»

Цели проекта: создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, ориентированный на творческое взаимодействие детей, педагогов и родителей на основе приобщения детей к трад...

Сценарий православного праздника «Троица – праздник русской берёзки» для детей 4-5 лет

У дошкольников формируется представление о праздновании русского народного праздника – Троица – праздника русской берёзки....

Познавательно-творческий проект "Православный праздник - Пасха"

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов деятельности....

Познавательно-творческий проект «Национальный праздник «Берингия»

   Каждый год в конце зимы по бескрайним снежным просторам Камчатки мчатся собачьи упряжки- это храбрые северные каюры выбирают лучшего на традиционной гонке «Берингия»....