До свидания детский сад
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Чайкина Татьяна Викторовна

Преемственность школы и детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_do_svidaniya_detskiy_sad.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                      До свидания, детский сад!

   Вот и заканчивается последний год пребывания ребенка в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным возрастом. Скоро перед ребенком распахнет двери школа и начнется новый период жизни. Маленький школьник вступит в «эру восхождения к социальной зрелости» (А.В. Петровский). А пока он только еще приближается к школьному порогу. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства пробудит он в душе, в огромной мере зависит то того, что приобрел он за годы дошкольного детства. А приобрел он немало.

   Прежде всего  ребенок стал более закаленным, работоспособным. Он хорошо физически развит. Говоря о физическом развитии будущего школьника, следует также отметить его успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, сила, точность, координация движений). В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений кисть, мелкая мускулатура пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом.

   За годы дошкольного детства у ребенка сформировались ценные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом и т. д.). Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это послужит первоосновой здорового образа жизни. Так, благодаря правильному воспитанию, к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не сможет успешно справиться с новыми учебными нагрузками. Возросли возможности будущего школьника в плане умственной деятельности. Ребенок  довольно  неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.  В опыте ухода за комнатными растениями ему становится понятна связь между потребностями растений и способами ухода.

   В области предметного мира дошкольник достигает понимания зависимости назначения предмета от его строения, свойств материала, из которого он сделан. В результате освоения математических представлений ребенок овладевает элементарными математическими отношениями: целого и части, величиной мерки и измерением.

   Таким образом, к моменту поступления в школу знания ребенка уже в определенной мере упорядочены и систематизированы. У ребенка развилась речь, возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценные умения принимать от взрослого или выдвигать самостоятельно простую познавательную задачу, пользоваться для ее решения рекомендациями педагога или решать ее самостоятельно, понятно выражать в речи итог познания. Ребенок научился целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать заданные взрослым условия и правила, добиваться получения нужного результата, внимательно следить за ходом рассуждения воспитателя, следовать его указаниям. Без этих умений начало школьного обучения осложняется психическими нагрузками. Правильное дошкольное воспитание подготовило ребенка к сотрудничеству со сверстниками и учителем, к проявлению в новых условиях определенной самостоятельности. Организованности. Умение ребенка самостоятельно решать доступные практические задачи, используя для этого знания. Умения, навыки, является информативным показателем его подготовленности к школе.  Освоенные в период дошкольного детства разнообразные специальные умения (художественная. Изобразительная, речевая, музыкальная и т. д. деятельность) становятся базовыми для самостоятельного осуществления ребенком творческих замыслов, образного отражения действительности, развития чувств и творческой инициативы. Переход от исполнительской, репродуктивной самостоятельности, к самостоятельности с элементами инициативы и творчества также подтверждает готовность ребенка к школе.

   За годы дошкольного детства ребенок научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимодействий. Он использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны: он может выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно сформулировать свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ.

   Участвуя в коллективных делах, ребенок принимает общую цель и условия деятельности, он старается действовать согласованно, в его поведении и взаимоотношениях с окружающими наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить выдержку, терпение, настойчивость. Эти качества очень ценны для предстоящей учебной деятельности, но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к поведению ребенка пока преждевременно.

   В отношении к окружающим у ребенка проявляются черты общей гуманистической направленности. Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь другим, бережно относится к животным, растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми.  Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет переживать чувства стыда, огорчения. Ребенок начинает осознавать свои возможности, он учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей. Все эти черты свидетельствуют о формирующихся первоосновах социально-личностного созревания ребенка как члена общества.

   Дошкольный возраст знаменует собой ответственный этап качественных приобретений во всех сферах развития ребенка, На основе детской пытливости и любознательности разовьется интерес к учению. Познавательные способности и активность дошкольника станут первоосновой для формирования теоретического мышления. Умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит перейти к учебному сотрудничеству. Опыт творческого  участия в разнообразной деятельности составит основу содержательной жизни маленького  школьника. Нравственно-волевые проявления дошкольника создадут возможности для преодоления трудностей при решении учебных и практических задач.  Освоенные элементы специальных знаний и умений станут основой усвоения учебных предметов.

   Формирующийся интерес к школе, стремление стать школьником создадут эмоциональную психологическую установку к вступлению в новую жизнь. И встречая маленьких школьников на пороге этой новой жизни, учителя с улыбкой говорят: « Добро пожаловать, дети! Школа ждет вас!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного в детском саду "До свиданья, детский сад, здравствуй, школа!"

Сценарий выпускного в детском саду с конкурсами, выходами разных героев....

Сценарий выпускного бала в детском саду для детей с нарушением зрения "До свидания, детский сад!"

Любой педагог хочет, чтобы выпускной бал остался надолго в памяти детей. Предлагаем Вашему вниманию выпускной бал из детского сада для детей с нарушением зрения. К его разработке мы подошли очень тщат...

Сценарий выпуского утренника в детском саду " До свиданья, детский сад! "

Встречас любимыми героями ( Осень, Баба Яга, Дед Мороз )...

Сценарий выпускного вечера в детском саду "До свидания, детский сад!"

Разработка сценария выпускного вечера "До свидания, детский сад"...

Сценарий выпускного бала в детском саду "До свидания, Детский сад"

Сценарий выпускного бала в подготовительной группе детского сада...

Сценарий Выпускного бала в детском саду "До свидания, детский сад"

В сценарии  использованы стихи и песни современных авторов, а также  героями сценария являются сказочнык персонажи....