Программа по духовно- нравственному воспитанию " Тропинка добра"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tropinka_dobra.doc | 384 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Планета детства»
Рекомендована к утверждению Утверждаю
педагогическим советом Заведующий МАДОУ
Протокол № 1 д/с «Планета Детства»
от «28»августа 2015г. ______(Е.А.Павлова)
Приказ № 65
« 28» августа 2015г.
Тропинка добра
Программа для дошкольников 4-7 лет
по духовно – нравственному воспитанию
(рассчитана на 3 года)
Составитель: ШепеневаЕ.В.,
старший воспитатель
Тамбовский район
р.п. Новая Ляда
2015 год
I. Краткая информационная справка
Сведения о составителе:
Шепенева Елена Васильевна закончила ТГПИ им. Державина по специальности учитель русского языка и литературы. Образование высшее. Общий педагогический стаж работы - 23 года.
Информация о программе:
Программа «Тропинка добра» реализуется с 2015г.
Рассчитана на 3 года.
Тип программы: Модифицированная (экспериментальная)
Направление деятельности: интеллектуально-познавательное.
Уровень усвоения: 3 года
Возрастной диапазон: для дошкольников 4-7 лет
II. Пояснительная записка
Меняются времена, эпохи, люди.
Но вечным остается стремление человека к добру,
Любви, свету, красоте, истине.
Актуальность
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключик к сердцу человека…» Именно поэтому наши интересы обратились к духовно- нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Мы с большой любовью относимся к людям всех национальностей, но считаем, что человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю.
Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в детском саду, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, будут гордиться своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой и в результате станут патриотами своей страны.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить духовно-нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи нашей программы, которая направлена, на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников. Приблизить к нам мир православной культуры, раскрыть его сокровища и снова оживить наш дух, призвана программа по духовно – нравственному воспитанию «Тропинка добра».
Особенности и целесообразность программы
Целесообразность этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений .Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей.
Данная программа «Тропинка добра» разработана на основе примерной основной обще-
образовательной программой «Добрый мир» в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании» для воспитанников детского сада. Программа предполагает работу с
детьми среднего, старшего и подготовительного возраст. Она не предъявляет
требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка,
но предполагает активное участии родителей, детей, педагогов в её реализации.
Программа состоит из пяти блоков:
«Моя семья - моё богатство »
«Родной свой край люби и знай»
« Основы православной культуры»
«У истоков русской народной культуры»
«Защитники Отечества».
Принципиальной основой программы является её опора на духовное наследие малой родины.
Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на дошкольников 4-7 лет. Продолжительность реализации программы - 3 года. В течение трех лет обучения дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, художественно – эстетическую в единое образовательное содержание. В программе предполагается сочетание разнообразных методов и приемов: бесед, рассказов педагога, работа с аудио – видео материалом, рисование, презентации, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию.
Цель программы: целостное духовно – нравственное воспитание и развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций русского народа.
Данная программа решает следующие задачи:
Обучающие:
- Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;
- Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.
Развивающие:
- Формирование и развитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;
- Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать духовно – нравственные чувства;
- Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
- Воспитывать любовь к родной природе, к родному краю, к стране.
Результативность программы определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа.
Начальная диагностика проводится в начале первого года обучения. Ее результаты позволяют определить уровень теоретических знаний и нравственного состояния. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия.
Контрольная диагностика проводится в середине курса обучения и позволяет проследить результат усвоения.
Итоговая диагностика проводится в конце третьего года обучения (диагностическое исследование, анализ творческой активности: участие в выставках, конкурсах, мероприятиях).
Творческие работы, выполненные в течение обучения, являются итоговым результатом теоретической и практической работы и определяют степень (уровень) овладения программным материалом.
Программа духовно – нравственного воспитания дошкольников встраивается:
- в обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования в следующие образовательные области: («Здоровье», «Труд», «Безопасность», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка»);
- максимальная учебная нагрузка на детей соответствует СанПиН:санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях (постановление Главного государственного санитарного врача РФ №91 от 22.07.2010 года).
К концу обучения дети должны:
Знать | Уметь |
|
|
Формы работы:
С детьми: |
|
С кадрами: |
|
С родителями |
|
Ожидаемые результаты программы:
- Создание системы духовно – нравственного воспитания на основе единства деятельности ДОУ и семьи.
- Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания.
- Формирование духовного и культурного сознания у воспитанников.
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая и дидактико-методическая база:
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
|
|
Формы подведения итогов реализации программы:
- творческие выставки детских работ: художественные и декоративно – прикладного искусства;
- участие в выставках различного уровня на духовную тематику;
- стенгазеты, буклеты
- слайдовые презентации
- макет родного поселка
- открытые занятия
- праздничная программа
- кукольное представление
- создание детского журнала «Родничок»;
III. Учебно- тематический план
Возрастная группа | Блоки программы | |||||
Моя семья - моё богатство | Родной свой край люби и знай | Основы православной культуры | У истоков русской народной культуры | Защитники Отечества | Итого: | |
Средняя группа дошкольного возраста (4-5 лет) | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 |
Старшая группа дошкольного возраста (5-6 лет) | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 40 |
Подготовительная группа дошкольного возраста (6-7 лет) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 |
Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня.
1. Блок: «Моя семья - моё богатство »
Средняя группа
№п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Цели и задачи | Формы работы |
1.1. | Моя семья. | - составление рассказа о своей семье | Коммуникация | Формировать у детей предпосылки о том, что такое семья; о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей – есть обязанности; воспитывать любовь и уважение к родным Семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения. | - опрос - беседы - изучение семей - составление рассказа -изучение семейных традиций - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми |
1.2. | Моя мама. | - чтение художественных произведений, посвященных маме - рисование портрета мамы | Чтение художественной литературы Художественное творчество | Учить детей передавать интонацией любящее отношение к маме. | |
1.3 | Мужчины нашей семьи | - работа с иллюстрациями (отец и сыновья) | Коммуникация | Воспитывать уважительное отношение к мужчинам семьи | |
1.4 | Старшие члены семьи. | - составление рассказа о бабушке, дедушке и других родственников | Коммуникация | Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению | |
1.5 | О почитании родителей. | - чтение и обсуждение поговорки «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» | Чтение художественной литературы Коммуникация | Формировать бережное отношение к родным. Забота о близких. Заповедь «Чти отца своего и мать свою». Значение пословицы «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». Основные правила почитания и уважения старших. неправильные |
Старшая группа
№ п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Цели и задачи | Формы работы |
1.1. | Моя семья - мой дом родной! | - составление рассказа о своей семье, о родственниках, о своем доме | Коммуникация | Укрепить в сознании ребенка, что дороже и роднее семьи никого нет. | - опрос - беседы - изучение семей - составление рассказа -изучение семейных традиций - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми - выставки - экскурсии - досуги - прогулки -составление генеологических древ, гербов - творческие работы - создание альбомов - проведение совместных праздников, вечеров |
1.2. | Художественные произведения о семье. | - чтение стихов и рассказов о семье. | Чтение художественной литературы | Воспитывать на примере худ. лит-ры, что семья- это основа основ. | |
1.3 | Семейные фотоальбомы. | - рассмотрение семейных фотоальбомов, выявление дальних родственников - составление рассказов | Коммуникация | Учить детей внимательному рассматриванию фотографий членов семьи, учить составлять рассказы, основываясь на фотографии. | |
1.4 | Добрые дела бабушек, дедушек, родных… | - рассказы о жизни добрых дел бабушек, дедушек, родных… | Коммуникация | Расширить границы семейных отношений (бабушки, братья, дяди, тети, и т.д.) | |
1.5 | Семейные гербы | - составление семейных гербов, -выявление семейных традиций, профессий | Художественное творчество | Рассказать, что члены семьи могут иметь разные увлечения, профессии. | |
1.6. | Выставка гербов | - творческие результаты детей | Художественное творчество | Воспитывать эстетическое чувство. Развивать творческие способности детей. | |
1.7 | Семейные традиции и реликвии | -выявление семейных традиций и реликвий | Познание | Знакомить с семейными традициями, продолжать их. | |
1.8 | Праздник « Портрет моей семьи» | -праздник, посвященный семье | Социализация | Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей. Прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением |
Подготовительная группа
Есть губернии краше,
Богаче, красивей,
Но Тамбовщина наша-
В самом сердце России
В. Дорожкина
2. Блок: «Родной свой край люби и знай»
Средняя группа
№п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Цели и задачи | Формы работы |
1.1. | Моя родина - тамбовский край | - знакомство с тамбовским краем - составление рассказа о своей родине | Познание Коммуникация | Дать первые представления о стране и городе, в котором мы живем; воспитывать любовь к родному городу; формировать начальные знания о Тамбове, его истории | - опрос - беседы - история возникновения поселка - составление рассказа -изучение достопримечательностей поселка - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми |
1.2. | Фотоальбом «Город на Цне» | -рассматривание фотоальбомов - составление рассказа по иллюстрации | Познание Коммуникация | Учить детей рассматривать иллюстрации и рассказывать о них в определенной последовательности; учить детей придумывать название своему рассказу. | |
1.3 | Тамбовские писатели о крае | - чтение стихов и рассказов о тамбовском крае | Чтение художественной литературы | Познакомить детей со стихотворением о Тамбове. Помочь детям понять, почему автор так уважительно, с такой любовью пишет о Тамбове. | |
1.4 | Моя малая родина «На карте есть Новая Ляда- Другого нам места не надо!» | - знакомство с Новой Лядой -составление рассказа о своей малой родине | Познание Коммуникация | Уточнить знания детей о названии поселка; познакомить их с главными достопримечательностями | |
1.5 | Родной мой край | - рисование поселка, его достопримеча-тельности | Художественное творчество | Воспитывать любовь к родному поселку и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее. |
Старшая группа
№п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Цели и задачи | Формы работы |
1.1. | «Наш адрес - не дом и не улица, Наш адрес - Тамбовский район» | - история возникновения тамбовского района -составление рассказа о свой малой родине | Познание Коммуникация | Познакомить детей с историей города Тамбова, с его символикой. Воспитывать у детей интерес к родному городу. | - опрос - беседы - составление рассказа -изучение тамбовской символики - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми - выставки - экскурсии - досуги - прогулки -изготовление гербов - творческие работы - создание альбомов - проведение совместных праздников, вечеров - разучивание стихотворений, песен |
1.2. | Тамбовские символы | -знакомство с символикой города (флаг, герб, гимн) -составление рассказа по тамбовской символике | Познание Коммуникация | Закрепить понятия – герб города Тамбова. Что он означает, что на нем изображено. Учить детей передавать в работе впечатление от увиденного. | |
1.3 | Герб Тамбова | - изготовление герба Тамбова (аппликация) | Художественное творчество | Знакомство с гербом г.Тамбова, с историей его создания. | |
1.4 | Улицы и здания города | - изготовление макета города, поселка | Художественное творчество | Познакомить с главными улицами города, приучать соблюдать ПДД | |
1.5 | Природа родного края «Я землю эту люблю» | - рисуем свой родной край | Художественное творчество | Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая впечатления от увиденного.Воспитывать стремление добиваться хорошего результата | |
1.6. | Достопримечательности нашего поселка | -знакомство с памятниками поселка, музеем - составление рассказа | Познание Коммуникация | Продолжать знакомить с достопримечательностями поселка. | |
1.7 | Стихи и песни о малой родине | - знакомство с произведениями Тамбовских писателей -чтение и заучивание стихов о Тамбовском крае | Чтение художественной литературы | Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; продолжать развивать интерес и любовь к родному городу; учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи. | |
1.8 | Экскурсия в музей «У истоков малой родины». | - знакомство с историей возникновения родного поселка | Познание | Воспитывать любознательность, интерес к малой родине. |
Подготовительная группа
№ п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Цели и задачи | Формы работы |
1.1. | «Давайте познакомимся!- встреча со знаменитыми земляками | -знакомство со знаменитыми земляками, участниками В.О.в | Познание | Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, приучать оказывать посильную им помощь. | - опрос - беседы - составление рассказа - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми -экскурсии - выставки - досуги - прогулки -составление буклетов, презентаций - творческие работы - проведение совместных праздников, вечеров - разучивание стихотворений, песен |
1.2. | «Мои земляки»- люди, прославившие наш поселок. | -посещение Новолядинской библиотеки -рассказ о земляках - выставка книг | Познание | Познакомить со знаменитыми людьми поселка | |
1.3 | Экскурсия в музей « Новая Старая Ляда» | - знакомство с прошлым поселка | Познание | Воспитывать любознательность, интерес к малой родине, к её прошлому | |
1.4 | Милый сердцу уголок | - по выбору детей аппликация «Моя улица» или лепка «Мой дом! | Художественное творчество | Развивать творческие способности, мелкую моторику | |
1.5 | Поселок моего детства | - рисование родного поселка | Художественное творчество | Развивать творческие способности | |
1.6 | Моя семья в истории поселка | - выявление родственников, которые работали в поселке | Познание | Продолжать летопись семьи | |
1.7 | Выставка работ «Местные умельцы» | - творческие результаты детей | Художественное творчество | Воспитывать эстетическое чувство. Развивать творческие способности детей | |
1.8 | Выпуск стенгазет, буклетов, посвященных малой родине | -сбор и оформление информации о малой родине | Познание | Воспитывать эстетическое чувство. Развивать творческие способности детей | |
1.9 | Презентация «О, тебе новая Ляда!» | -сбор и оформление информации о малой родине | Познание | Воспитывать чувство любви к малой родине, интерес к её истории | |
1.10 | Праздник «Я признаюсь тебе в любви, Новая Ляда!» | Праздник, посвященный Родному поселку | Социализация | Сплотить родителей и детей, воспитывать любовь к малой родине |
Что со мной произойдет,
Если с неба Бог сойдет
И откроет людям вход
В Добрую страну…
3. Блок: «Основы православной культуры»
Средняя группа
№п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Цели и задачи | Формы работы |
1.1. | Храм и его устройство | - знакомство с внешним видом храма | Познание | Познакомить детей с храмом, с его внешним видом. Дать первоначальные представления детям о храме. Вызвать чувство восхищения. | - опрос - беседы - работа по иллюстрации - составление рассказа - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми - праздники - разучивание стихотворений, песен |
1.2. | Альбом «Храмы Тамбовщины» | - знакомство с храмами Тамбовщины - составление рассказа | Познание, коммуникация | Дать ощутить красоту и великолепие храмов, желание приходить в храм. | |
1.3 | «Золотые купола» (раскраска) | - раскрашивание соответсвенно предложенному образцу | Художественное творчество | Развивать творческие способности | |
1.4 | Произведения о православных храмах, о добре, о вере | - чтение художественных произведений, посвященных православной вере | Чтение художественной литературы | Познакомить детей с произведениями, в которых на первый план выступают добрые поступки, хорошие дела, Обсудить произведения с детьми, помочь им понять, для чего нужно делать добрые дела. | |
1.5 | Праздник «День именин» | -знакомство со своим святым покровителем, с его житием | Социлизация | Закреплять знание детей о Ангеле – хранителе. Дать понятия, для чего нужен Ангел – хранитель, что его не нужно огорчать, нужно делать добрые дела. |
Старшая группа
№ п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Цели и задачи | Формы работы |
1.1. | Главные православные праздники « Рождество Христово», «Светлая Пасха» | -знакомство с праздниками Рождество Христово, Светлая Пасха | Познание | Приобщение детей к христианской православной культуре; дать понятие, что означают данные праздники в жизни православных людей; ввести в лексикон новые слова. | - опрос - беседы - составление рассказа - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми -экскурсии - выставки - досуги - прогулки -составление буклетов, презентаций - творческие работы - проведение совместных праздников, вечеров |
1.2. | События православного праздника «Рождество Христово» | -знакомство с событиями праздника Рождество Христово | Познание | Познакомить с событиями православного праздника «Рождество Христово» | |
1.3 | Творческая мастерская « Подарки к Рождеству Христова» | - творческие результаты детей | Художественное творчество | Развивать творческие способности | |
1.4 | События православного праздника «Светлая Пасха» | -знакомство с событиями праздника Светлая Пасха | Познание | Познакомить с событиями православного праздника «Светлая Пасха» | |
1.5 | Творческая мастерская « Подарки к Светлой Пасхе» | - творческие результаты детей | Художественное творчество | Развивать творческие способности | |
1.6. | Русские писатели о православных праздниках: о Рождестве Христово, Светлой Пасхе | - знакомство с произведениями, в которых отражены православные праздники | Чтение художественной литературы | Воспитывать у детей интерес к традициям русской православной культуры посредством художественной литературы. | |
1.7 | Выпуск буклетов « Мой святой покровитель» | -сбор и оформление информации о своем имени и покровителе | Познание | Воспитывать эстетическое чувство, интерес к своему имени и его покровителе. | |
1.8 | Фольклорный праздник « Рождество Христово» | -праздник, посвященный Рождеству Христово | Социлизация | Продолжать приобщать детей и родителей к совместной деятельности; продолжать знакомить с основным православным праздником –Рождество Христово и как его отмечают. |
Подготовительная группа
№ п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Цели и задачи | Формы работы |
1.1. | Традиции главных православных праздников | -знакомство с традициями праздника Рождество Христово | Познание | Познакомить с традициями главных православных праздников. Дать понятие, что означают данные праздники в жизни православных людей. | - опрос - беседы - работа по иллюстрации - составление рассказа - игры - прогулки - встречи с интересными людьми -экскурсии - выставки - досуги - прогулки -составление буклетов, презентаций - творческие работы - проведение совместных праздников, вечеров - разучивание стихотворений, песен |
1.2. | Семейные традиции | -составление рассказов о том, как в семье проходят православные праздники: Рождество Христово, Светлая Пасха | Коммуникация | Познакомить с семейными традициями православных праздников. | |
1.3 | Моя семья на празднике | - рисование семейных православных праздников | Художественное творчество | Развивать творческие способности, эстетический вкус | |
1.4 | Выставка «Пасхальные угощенья» | - творческие результаты детей | Художественное творчество | Воспитывать эстетический вкус. | |
1.5 | Репродукции картин, посвященные празднику Рождество Христово | - составление рассказа по репродукции -знакомство с картинами, посвященные празднику | Познание Коммуникация | Воспитывать у детей интерес к традициям русской православной культуры посредством иконописи. | |
1.6 | Репродукции картин, посвященные празднику Светлая Пасха | - составление рассказа по репродукции -знакомство с картинами, посвященные празднику | Познание Коммуникация | Воспитывать у детей интерес к традициям русской православной культуры посредством иконописи. | |
1.7 | Тамбовские святые: Питирим, Лука, Ф.Ушаков | - знакомство с Тамбовскими святыми, с их житием | Познание | Воспитывать у детей интерес к православной культуре, желание узнать много нового. | |
1.8 | Выпуск стенгазет, буклетов о Тамбовских святых | -сбор и оформление информации о жизни Тамбовских святых | Познание | Воспитывать эстетическое чувство, интерес к Тамбовским святым. | |
1.9 | Презентация «Православные праздники» | -сбор и оформление информации о православных праздниках | Познание | Воспитывать у детей нравственные чувства: сострадание, кротости, желание помогать и делать добрые дела. | |
1.10 | Фольклорный праздник « Светлая Пасха» | Праздник, посвященный Светлая Пасха | Социализация | Продолжать приобщать детей и родителей к совместной деятельности; продолжать знакомить с основным православным праздником – Светлым праздником Пасхи, как его отмечают. |
Много воды утекло с тех пор, много событий произошло….
4. Блок: «У истоков русской народной культуры»
Средняя группа
№п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Цели и задачи | Формы работы |
1.1. | Устное народное творчество | - знакомство с фольклором -чтение потешек, пестушек, прибауток, песен, скороговорок… | Чтение художественной литературы | Обогатить речь ребенка, показать напевность, мелодичность, ритмичность малых форм фольклора: песенок, потешек, прибауток, пестушек, скороговорок. | - опрос - беседы - работа по иллюстрации - составление рассказа - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми -мультфильмы - праздники - разучивание стихотворений, песен |
1.2. | Иллюстрации «Древняя Русь» | - составление рассказа по иллюстрации - умение находить отличия | Коммуникация | Расширять представления детей о предметах старины, свойствах, назначении. Пополнять и активизировать словарь детей | |
1.3 | Экскурсия в музей « Страницы старины» | - знакомство с одеждой, орудиями труда… | Познание | Воспитывать любознательность. Расширять представления детей о предметах старины, свойствах, назначении. | |
1.4 | Русский народный костюм (раскраска) | -раскрашивание соответсвенно предложенному образцу | Художественное творчество | Познакомить детей с русским народным костюмом. Вызвать чувство гордости за мастерство русского народа. | |
1.5 | Фольклорный праздник «Русская изба" | - инсценировка в традициях русского народа | Социлизация | Продолжать приобщать детей и родителей к совместной деятельности; продолжать знакомить детей с традициям русской национальной культуры |
Старшая группа
№ п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Цели и задачи | Формы работы |
1.1. | УНТ- мудрость русского народа | - чтение пословиц, поговорок, загадок | Чтение художественной литературы | Обогатить речь ребенка, рассказать о малых формах фольклора: пословицах, поговорках, загадках. Побуждать детей слышать и понимать образную речь, ритм, рифму. | - опрос - беседы - составление рассказа - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми -экскурсии - выставки - досуги - прогулки -составление буклетов, презентаций - творческие работы - проведение совместных праздников, вечеров - разучивание стихотворений, песен |
1.2. | Русская игрушка | - знакомство с русской игрушкой матрешкой, свистульками, медведями… | Познание | Познакомить детей с русской игрушкой, развивать интерес к традициям русской национальной культуры. | |
1.3 | Матрешка - символ России | - рисование русских узоров, орнаментов | Художественное творчество | Вызвать чувство восхищения гордости за мастерство русского народа | |
1.4 | Женский русский костюм | - рассматривание элементов русского костюма, - составление рассказа | Познание Коммуникация | Продолжать знакомить детей с русским национальным костюмом, видеть красоту и национальный колорит одежды. | |
1.5 | Экскурсия в музей « История женского костюма» | - знакомство с русским женским костюмом | Познание | Воспитывать любознательность и интерес к культуре русского народа. | |
1.6. | Аппликация « Сарафан, кокошник» | - развитие творческого воображения, -умение передать элементы русского костюма | Художественное творчество | Развивать творческие способности, мелкую моторику | |
1.7 | Выставка работ «Диво - дивное» | - творческие результаты детей | Художественное творчество | Воспитание любви к русской игрушке, русскому костюму | |
1.8 | Фольклорный праздник «Русская береза» | - праздник, посвященный русским традициям | Социлизация | Сплотить родителей и детей, воспитывать любовь к традициям русского народа. |
Подготовительная группа
№п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Цели и задачи | Формы работы |
1.1. | Сказка - ложь, да в ней намек! | - чтение РНС о добре (бытовые сказки) | Чтение художественной литературы | Прививать любовь к русским народным сказкам, уметь находить в них жизненные уроки. | - опрос - беседы - работа по иллюстрации - составление рассказа - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми -экскурсии - выставки - досуги - прогулки -составление буклетов, презентаций - творческие работы - проведение совместных праздников, вечеров - разучивание стихотворений, песен |
1.2. | Художники- иллюстраторы сказок | - составление рассказа по иллюстрациям - работа по иллюстрациии | Коммуникация | Прививать эстетический вкус, развивать речь, учить видеть глубину русской души в этих иллюстрациях. | |
1.3 | Ярмарка пословиц и поговорок о труде, о дружбе | -заучивание пословиц и поговорок | Чтение художественной литературы | Учить понимать смысл пословиц и поговорок, выразитель их произносить. | |
1.4 | Театр сказок | - постановка отрывок из сказок | Социлизация | Принимать участие в постановке сказок, прививать театральные способности. | |
1.5 | Народные промыслы | - знакомство с народными промыслами(городецкая, дымковская, жостовская, хохлома, гжель…) | Познание | Знакомство с народными промыслами | |
1.6 | Дымковская игрушка | - изготовление дымковской игрушки из глины (лепка), её роспись | Художественное творчество | Познакомить детей с дымковской игрушкой, её красотой и самобытностью. | |
1.7 | Солнечная хохлома | - аппликация | Художественное творчество | Познакомить детей с хохломой, её применением. | |
1.8 | Выставка «Быт русского народа» | -выставка детских работ (дымковская игрушка, посуда…) | Художественное творчество | Воспитывать эстетическое чувство. Развивать творческие способности детей | |
1.9 | Новолядинская библиотека «Русская горенка» | -рассказ о русской горенке - выставка книг | Познание | Познакомить детей с жизненным укладом русского народа, развивать интерес к традициям русской национальной культуры. | |
1.10 | Праздник « Народные гулянья» | - праздник, посвященный русским традициям | Социлизация | Воспитывать любовь к своему народу и чувство гордости за него. |
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом-
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
5. Блок: «Защитники Отечества»
Средняя группа
№п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Цели и задачи | Формы работы |
1.1. | Былинный герой Илья Муромец | - рассказывание о жизни о подвигах русских богатырей | Познание, коммуникация | Познакомить с былинном героем -Ильей Муромцем не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной веры. | - опрос - беседы - работа по картине - работа по иллюстрации - составление рассказа - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми -мультфильмы |
1.2. | Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри» | - составление рассказа по картине -знакомство с внешним видом богатырей | Познание, коммуникация | Продолжать развивать речь, учить видеть в иллюстрациях красоту русских богатырей. | |
1.3 | Произведения о русских богатырях | - умение отвечать на поставленные вопросы | Чтение художественной литературы | Знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах. | |
1.4 | Мастерская юных художников | - рисование русских богатырей | Художественное творчество | Учить детей отображать в рисунке впечатление от увиденного. Развивать творчество, фантазию ребенка. | |
1.5 | Просмотр мультфильма о русских богатырях | - осмысление содержания мультфильма | Социлизация
| Продолжить знакомство с русскими богатырями. |
Старшая группа
№п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Задачи | Формы работы |
1.1. | Русские – князья защитники ( Д.Донской, А.Невский) | - рассказывание о жизни о подвигах Д.Донского, А.Невского | Познание, коммуникация | Знакомить детей с жизнью и подвигами Д.Донского, А. Невского | - опрос - беседы - работа по картине - работа по иллюстрации - составление рассказа - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми -экскурсии - кинофильмы - выставки - досуги - прогулки -составление буклетов, презентаций - творческие работы - проведение совместных праздников, вечеров - разучивание стихотворений, песен |
1.2. | Репродукции картин русских художников с изображением Д.Донского, А. Невского | - составление рассказа по картине - умение находить отличия | Коммуникация | Воспитывать у детей интерес к защитникам русской земли на примере репродукции картин. | |
1.3 | Произведения о военных подвигах Д.Донского, А.Невского | - умение отвечать на поставленные вопросы | Чтение художественной литературы | Продолжать развивать интерес и любовь к защитникам русской земли на примере художественных произведений. | |
1.4 | Экскурсия в музей «История русского оружия» | - знакомство с особенностями русского оружия | Познание | Воспитывать любознательность, интерес к истории русского оружия. | |
1.5 | Просмотр кинофильма о житие А. Невского | -осмысление содержания кино- фильма | Социлизация, познание | Продолжить знакомство с житием А.Невского. | |
1.6. | Выпуск стенгазет, буклетов о жизни и подвигах Д.Донского А.Невского | -сбор и оформление информации о жизни святых | Познание | Воспитывать эстетическое чувство. Развивать творческие способности детей. | |
1.7 | «Оружейная мастерская» | - изготовление поделок: мячи, щиты, военные доспехи | Художественное творчество | Развивать творческие способности, мелкую моторику. | |
1.8 | Праздник памяти «Никто не забыт- Ничто не забыто» | - праздник, посвященный Великой Отечественной войне | Социлизация | Воспитывать чувство патриотизма, ответственности, долга и чести, любви к Родине |
Подготовительная группа
№п/п | Основные темы | Виды деятельности | Образовательная область | Задачи | Формы работы |
1.1. | Тамбовские защитники земли - Ф. Ушаков | - рассказывание о жизни о подвигах Ф.Ушакова | Познание, коммуникация | Познакомить детей с жизнью и подвигами Ф.Ушакова. | - опрос - беседы - работа по иллюстрации - составление рассказа - игры - чтение художественной лит-ры - прогулки - встречи с интересными людьми -экскурсии - кинофильмы - выставки - досуги - прогулки -составление буклетов, презентаций - творческие работы - проведение совместных праздников, вечеров - разучивание стихотворений, песен |
1.2. | Произведения о жизни и подвигах Ф.Ушакова | - осмысление прочитанного -умение отвечать на поставленные вопросы | Чтение художественной литературы | Продолжать развивать интерес и любовь к защитнику русской земли Ф.Ушакову на примере художественных произведений. | |
1.3 | Путе шествие в родовое имение Ф.Ушакова | - заочная экскурсия- путешествие | Познание, коммуникация | Закрепить и углубить знания о жизни Ф.Ушакова. | |
1.4 | Выпуск стенгазет, буклетов «Тамбовский адмирал» | -сбор и оформление информации о Тамбовском адмирале | Познание | Воспитывать эстетическое чувство. Развивать творческие способности детей. | |
1.5 | Армия и флот наших дней | -рассказывание о армии и флоте -служба в армии трудна и почетна | Коммуникация | Воспитание будущих защитников Отечества. Воспитание любви к Родине. | |
1.6 | Просмотр фильма об армии наших дней | -осмысление содержания кино- фильма | Социлизация, познание
| Воспитание глубокого патриотизма, любви к Родине. | |
1.7 | Акция «Помощь ветеранам» | - изготовление подарков ко Дню Победы | Художественное творчество | Приучать детей оказывать посильную помощь ветеранам В.О.в. | |
1.8 | Встреча с ветеранами В.О.войны (земляками) | - встреча с земляками- ветеранами | Коммуникация | Воспитание уважения к старшим. Привитие чувства долга перед Отечеством | |
1.9 | Презентация «Герои войны» | -сбор и оформление информации о героях В.О. войны | Познание | Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, приучать оказывать посильную им помощь. | |
1.10 | Праздник «Героями не рождаются» | - праздник, посвященный Великой Отечественной войне | Социлизация
| Сплотить родителей и детей, воспитывать уважительное отношение к героям войны. |
IV. Краткое содержание программы
1.Блок «Моя семья – моё богатство»
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком- членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет его сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Занятия данного блока знакомят детей с семейными традициями, обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Учат детей быть внимательными и любящими своих родителей, почитать старших членов семьи.
2.Блок «Родной свой край люби и знай »
Занятия данного блока знакомят детей с родным городом, поселком (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.
3. Блок «Основы православной культуры»
Занятия данного блока знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
4.Блок « У истоков русской народной культуры »
Дети знакомятся с бытом и традициями России: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Дети продолжают знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно- прикладным искусством.
5. Блок «Защитники Отечества».
На занятиях по этому блоку детям рассказывают о российской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину, знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах; со знаменитыми российскими полководцами; опираясь на конкретные факты из жизни старейших членов семьи (прадедушек и прабабушек), рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг.
V. Методическое обеспечение программы
№ п/п | Название | Форма занятий | Методы и приемы | Дидактический материал | Формы подведения итога | ||
Блок 1 | Моя семья – моё богатство | Занятие - игра Занятие - беседа Занятие -встречи Занятие -практикум Занятие -праздник | Объяснительно- иллюстративный, запоминание готовой информации ,проблемно- поисковый, метод создания успеха | Наглядный материал: фотографии иллюстрации репродукции картин слайдовая презентация дидактический материал видеоматериал | Выставки Стенгазеты Буклеты Презентации Праздники Досуги | ||
Блок 2 | Родной свой край люби и знай | Занятие - игра Занятие - путешествие, Занятие – экскурсия занятие-беседа, занятие-практикум, занятие-праздник | Объяснительно- иллюстративный запоминание готовой информации проблемно- поисковый метод создания успеха | Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, слайдовая презентация, видеоматериал, просмотр фильмов | Выставки Стенгазеты Буклеты Презентации Праздники Досуги | ||
Блок 3 | Основы православной культуры | Занятие-лекция, занятие-беседа, занятие-практикум, занятие-инсценировка, занятие-праздник | Объяснительно- иллюстративный запоминание готовой информации проблемно- поисковый, метод создания успеха | Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, икон, презентация, видеоматериал, аудиоматериал | Стенгазеты Буклеты Презентации Праздники Досуги Творческие выставки | ||
Блок 4 | У истоков русской народной культуры | Занятие - игра занятие-беседа, занятие-практикум Занятие – путешествие Занятие-праздник | Объяснительно- иллюстративный запоминание готовой информации проблемно- поисковый метод создания успеха | Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, презентация | Творческие выставки Выставки Стенгазеты Буклеты Презентации Праздники Досуги | ||
Блок 5. | Защитники Отечества | Занятие - игра занятие-беседа, занятие-практикум Занятие – путешествие Занятие-праздник | Объяснительно- иллюстративный запоминание готовой информации проблемно- поисковый метод создания успеха | Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, слайдовая презентация, видеоматериал, аудиоматериал | Выставки Стенгазеты Буклеты Презентации Праздники Досуги |
VI. Библиографический список:
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью - М. 1998
- Богатеева З.А. Мотивы народных арнаментов в детских аппликациях. - М.:1985
- Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. М.: Мозаика-синтез 2006
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М.: АРКТИ, 2003
- Дёмин Н.В. Тайна русского платка - М.: ТЦ Сфера, 2001
- Кученкова В.А. «Неизвестный Тамбов»,2003г.
- Кученкова В.А. «Тамбовские православные храмы» ,Тамбов,1993г.
- Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре – М.: ТЦ Сфера, 2004
- Науменко Г.Н. Этнография детства – М. 1998
- НовицкаяМ.Ю. Наследие. Париотическое воспитание в детском саду РОССИИ - М.: АРКТИ, 2004
- Осетров Е. Святая Русь. – М., 1996
- Панкеев И. Русские праздники. – М., 1998
- Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов. Выпуск № 1,2. – М.,1997
- Смолицкий В.Г. Русь избяная – М., 1993
- Стихи духовные для детей и взрослых. – М,. 1997
- С четырех сторон Россия, Тамбов , 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное воспитание "Тропинки добра"
quot;Моя семья - Мое богатство"!...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программапо духовно-нравственному воспитанию«Дорогою добра»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» для детей подготовительной группы на 2023-2024 учебный год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» для детей подготовительной группы на 2023-2024 учебный годАннотация к прогр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Тропинка к школе» для детей старшей группы на 2020-2021 учебный год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Тропинка к школе» для детей старшей группы на 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...