Педагогическая концепция : «Обновление методов и содержания воспитательной работы с детьми через проектную деятельность».
методическая разработка (средняя группа) на тему
Педагогическая концепция : «Обновление методов и содержания воспитательной работы с детьми через проектную деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обновление методов и содержания воспитательной работы с детьми через проектную деятельность»
«Патриотизм – это преданность и любовь
к своему Отечеству и своему народу,
не доблесть, не профессия,
а естественное человеческое чувство».
Бакланов Г.
В современном обществе наметились положительные тенденции, определяющие воспитание, как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально – экономического развития страны. Идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследования в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в воспитании детей рассматривает национально – региональный компонент.
Но, тем не менее, в реальной жизни происходит «размывание» социально и личностно значимых черт характера современного поколения детей.
Экономическое и политическое реформирование страны вызвало ряд
негативных факторов, отрицательно повлияющих на воспитание подрастающего поколения, таких, как:
- разрушение нравственно – этических норм и традиций уклада семейной жизни, снижение воспитательной роли семьи;
- развитие различных норм асоциального поведения детей, проявление у них нарушений социально – эмоциональной сферы;
- негативное воздействие на воспитание детей средств массовой информации;
- усиление значимости этнического фактора.
На этом негативном фоне происходит процесс переосмысления подрастающим поколением значимости места нравственно – патриотических ценностей.
Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Одни из основных положений: приоритет общечеловеческих, национально – этнических ценностей, свободное развитие личности.
Национальная культура для ребёнка становится первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формирование собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального. Это прослеживается в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов Н.А. Бердяева, Н.М. Карамзина, А.И. Арнольдова, В.С. Соловьёва, В.В. Розанова и других.
Приобщение к культуре, традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Ребёнок, по мнению В.Г. Безносова, В.Г. Зеньковского, Д.С. Лихачёва является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Наследие – это то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями.
Именно знакомство с наследием культуры нашего народа является сутью нравственно – патриотического воспитания, которое состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре страны и города.
Администрация Ялуторовска прилагает все усилия и средства для придания городу статуса туристического центра, я понимаю всю важность этого и поддерживаю идею.
В последние годы в российской системе образования обновляется содержание воспитания и образования детей. Дошкольное учреждение имеет право выбора любой программы. В образовательных учреждениях города Ялуторовска усилилось внимание к разработке и реализации системы нравственно – патриотического воспитания. Комплексная программа «Детство», которая с успехом используется в дошкольных учреждениях г. Ялуторовска получила обновление основных направлений содержания методического обеспечения.
Однако, ни программа «Детство», ни парциально используемые технологии и методики, проблему нравственно – патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивает. Представления выпускников детского сада отрывочны и поверхностны. Наблюдается стремление охватить самое значительное: если страна – то символика, если город – то достопримечательности. В таком подходе, по моему мнению, заложена ошибка.
Академик Д.С. Лихачёв писал, что многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и близком. Аналогичным должен быть и путь воспитания эмоциональной отзывчивости и личного отношения ребёнка к своей стране и окружающему.
Несомненно, педагоги работают с детьми в данном направлении. Существует много методов и приёмов работы, которые позволяют решить поставленные задачи: это разные виды занятий, игры, чтение литературы, экскурсии, совместная деятельность детей и взрослых. Но, следует признать, что все они требуют обновления содержания педагогического процесса с учётом особенностей развития современных детей, а в некоторых случаях и специальных научно – практических исследований.
В 2008-2009 учебном году, начав работать с детьми среднего
дошкольного возраста, первоначальной целью для себя поставила:
- изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей этой возрастной группы;
- анализ результатов диагностики, которое показало, что из 26 детей:
«Мир социальных отношений»
- 4 детей (15%) с высоким уровнем развития
- 5 ребёнка (19%) с уровнем выше среднего
- 13 детей (50%) со средним уровнем ЗУН
- 3 ребёнка (12 %) с уровнем ЗУН ниже среднего.
- 1 ребёнок (4%) с низким уровнем ЗУН.
«Ознакомление с окружающим»:
- 3 ребёнка (12%) с высоким уровнем развития
- 7 детей (27%) с уровнем выше среднего
- 12 детей (45%) со средним уровнем ЗУН
- 3 ребёнка (12%) с уровнем ниже среднего.
- 1 ребёнок (4%) с низким уровнем ЗУН.
Анкетирование (Приложение №1)родителей показало:
- 44 % родителей не затрудняются в вопросах о родном городе, крае; сужен круг знаний об истории города, достопримечательностях, досуговых и культурных учреждениях.
- 27 % родителей имеют возможность посещать культурные мероприятия города с детьми не реже 1 раза в месяц.
А ведь именно в последнее время уделено особое внимание восстановлению и сохранению культурного наследия города, 2009 год – год юбилейного празднования 350 – летия г. Ялуторовска.
Изучив программные требования «Детство» для детей среднего дошкольного возраста, а именно раздел «Социально – нравственное воспитание», я анализировала, что круг представлений детей в данном направлении ограничен и недостаточен. Эти факты сыграли решающую роль в выборе темы моей работы с детьми.
Проведя анализ исследования, я задумалась о необходимости использования новых форм и методов организации педагогического процесса в направлении развития и воспитания гармоничной личности каждого ребёнка. Один из наиболее эффективных методов воспитания, на мой взгляд – это проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практическое взаимодействие детей и педагога. Несомненно, фактор успешного использования проектов – это интеграция, как один из путей достижения качества образования, его обновления эффективности, сохранения свободного пространства. Проектная деятельность развивает творческие способности детей и самому педагогу помогает развиваться, как творческой личности.
Определив актуальность и проблему, я поставила цель проекта:
Создание системы воспитания нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.
Задачи проекта:
- Воспитывать чувство любви к своему ближайшему окружению: своим близким, дому, детскому саду, друзьям; чувство патриотизма к своему родному краю, природе через культуру и традиции.
- Формировать представление о России, её столице.
- Воспитывать уважение к культурному наследию России средствами эстетического воспитания.
- Знакомить с правами и обязанностями гражданина России.
- Формировать чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
- Разработать план взаимодействия с родителями воспитанников с целью просвещения культурно – значимых традиций и учреждений города.
- Разработать диагностику и инструментарий по изучению уровня усвоения знаний детей по проблеме нравственного воспитания.
Решая задачи проекта, я строила свою работу, учитывая следующие принципы:
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста).
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
- Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей и интересов.
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Тип проекта: познавательный, групповой, долгосрочный.
IV основных этапа проекта:
I – организационный. Переработка теоретических материалов. Планирование работы с детьми и родителями.
II – практический. Включение в проектную деятельность по проблеме духовно – нравственного воспитания всех участников модели взаимодействия.
III – презентационный. Представление конечного продукта проекта.
IV – контрольно – рефлексивный. Диагностика детей по разработанному инструментарию и анализ.
Участники проекта: дети, родители, специалисты, администрация
детского сада, учреждения города.
Любовь маленького ребёнка к Родине, прежде всего, начинается с отношения к самым близким людям – своей семье, к любви к своему родному дому, улице, на которой он живёт, к детскому саду, городу. Поэтому основные направления моего проекта - это блоки: «Мой дом, моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я – маленький гражданин». Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, и какие методы используются. Поэтому я принимаю активное участие в методической работе детского сада, привлекая, в помощники родителей воспитанников.
Работая по блоку «Мой дом, моя семья», использовала различные формы работы: дети делились знаниями о своём ближайшем окружении, приносили в детский сад семейные альбомы. В день открытых дверей вместе с родителями дети представляли традиции своих семей, участвовали в конкурсах семейного творчества. Особенно запомнились выставки: «Мы с мамой – рукодельницы», « Секреты бабушкиного сундучка». Большое значение в работе с детьми именно этого возраста, я придавала использованию фольклора во всех его проявлениях. Ведь в устном народном творчестве оцениваются различные жизненные позиции, семейные ценности, высмеиваются недостатки.
Работа по теме блока «Мой любимый детский сад», началась у нас с путешествия по детскому саду и бесед о профессиях сотрудников. Игры, беседы, создание проблемных ситуаций, нацеленных на установление положительных взаимоотношений детей в группе, способствовали укреплению детского коллектива.
Основными помощниками в изготовлении игрового оборудования для группы были родители. Они же – активные участники акций «Неделя добрых дел», «Игрушки своими руками», «Книжкина больница».
Воспитывая у детей гордость за свою малую Родину, желание узнать о ней больше, сделать её лучше, я сформулировала блок «Я – маленький гражданин». Ведь яркие впечатления о родном крае, о жизни своего народа, полученные в детстве, нередко остаются в жизни человека на всю жизнь. Условиями эффективной реализации задач этого блока было ознакомление детей с родной культурой: народными традициями, праздниками, играми, с народной декоративной росписью. Тесную связь в этом направлении велась с культурными учреждениями города, именно они были организаторами основных мероприятий: экскурсий, поездок, концертов. Развивающая среда детского сада, групповых комнат имеет большое значение в воспитании ребёнка, окружение предметами национального характера помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Созданный руками родителей и сотрудников детского сада патриотический уголок нашей группы до сих пор пополняется новыми экспонатами: предметами быта в старину, фотографиями и иллюстрациями достопримечательностей города.
Конечным продуктом проектной деятельности стал праздник, организованный совместно с родителями «Семейные посиделки», групповая фотогазета с репортажами прошедших конкурсов и выставок.
Созданная мною система работы помогла добиться определённых результатов к концу учебного года. Диагностирование по разработанному мною инструментарию, который отражал реализацию сверхпрограммных задач, а именно задач проекта, показало, что из обследованных 24 детей:
6 детей (26%) – высокий уровень ЗУН.
3 ребёнка (13%) – уровень ЗУН выше среднего.
11 детей (46%) – средний уровень ЗУН.
3 детей (13%) – уровень развития ниже среднего.
1 ребёнок (4%) – низкий уровень ЗУН.
Проведённая диагностика по программным разделам «Детство» показала, что из 27 обследованных детей:
«Мир социальных отношений»:
5 детей (19%) – высокий уровень ЗУН
7 детей (26%) – уровень выше среднего
13 детей (48%) – средний уровень
2 ребёнка (7%) – уровень ниже среднего
«Ознакомление с окружающим»:
4 ребёнка (15%) – высокий уровень
10 детей (37%) – выше среднего
10 детей (37%) – средний уровень
2 ребёнка (7%) – уровень ЗУН ниже среднего.
1 ребёнок (4%) – низкий уровень ЗУН.
Проведя анализ можно отметить положительную динамику в усвоении программного материала по отдельным разделам. Отмечается также увеличение процента посещаемости родителей на организованных мероприятиях, родители стали более отзывчивы, восприимчивы по отношению к проблемам детей и сотрудничеству с дошкольным учреждением.
В 2009-2010 учебном году, продолжая работу по проекту, я внесла некоторые коррективы в планирование. Соблюдая основные принципы и подходы деятельности, я изменила тип проекта: познавательно – исследовательский, добавив дополнительные тематические блоки.
Введение инновационных технологий и методик в работу нашего дошкольного учреждения, а именно методику поисково – исследовательской деятельности А.И. Савенкова, позволило мне разнообразить приёмы работы с детьми.
В детском саду проводилась выставка достижений родителей, а именно отцов воспитанников «Мой папа – самый лучший!» Тем самым каждый ребёнок смог почувствовать, что его папа – особенный. Такие формы, как дни открытых дверей, родительский клуб, нетрадиционные формы проведения родительских собраний сближают родителей и детей, дают им почувствовать друг друга и понять.
Когда в начале учебного года, нашему дошкольному учреждению в целях актуализации воспитательной работы была предложена программа – ориентир «Становление гражданина, достойного жить в обществе высокой культуры», я, изучив её, адаптировала отдельные аспекты и включила в свой проект. Это блок – «Мои права и обязанности». Одними из интересных форм работ по данным блокам – это совместные акции детей и родителей «Добрая дорога детства», изготовление брошюр «Каждый ребёнок должен знать!», введение новой нетрадиционной формы работы с родителями развлекательного мероприятия по интересам «Гайт – парк»
В рамках реализации блока «Моя Родина» был организован исследовательский подгрупповой мини – проект «Птицы нашего края». Реализуя его, мы вместе с детьми рассматривали и рисовали птиц, изготавливали кормушки, проводили театрализованную деятельность.
Организация выставки творчества «Город прошлого и будущего» познакомила детей с культурным наследием города, помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки.
Конечным продуктом стала интеллектуальная викторина «Мой город».
Диагностирование по разработанному мною инструментарию, показало, что из обследованных 25 детей:
7 детей (28%) – высокий уровень ЗУН.
7 детей (28%) – уровень ЗУН выше среднего.
8 детей (32%) – средний уровень ЗУН.
3 ребёнка (12 %) – уровень развития ниже среднего.
Проведённая диагностика по программным разделам «Детство» показала, что из 26 обследованных детей:
«Мир социальных отношений»:
6 детей (23%) – высокий уровень ЗУН
9 детей (35%) – выше среднего
10 детей (38%) – средний уровень
1 ребёнок (4%) – уровень ниже среднего.
«Ознакомление с окружающим»:
5 детей (19%) – высокий уровень
10 детей (38%) – выше среднего
9 детей (35%) – средний уровень
2 ребёнка (8%) – уровень ЗУН ниже среднего.
Реализуя одну из годовых задач дошкольного учреждения: информатизация организации учебно – воспитательного процесса, я использовала мультимедийный проектор в своей работе. Использование современных инновационных методов и информационно – коммуникативных технологий, позволило не только насытить детей большим количеством готовых, строго отобранных организованных знаний, но и развить их творческие интеллектуальные способности.
Изучение и апробация региональной комплексной программы развития и воспитания детей дошкольного возраста Тюменской области тоже внесли свои коррективы. Образовательные области «Здоровье» и «Познание» добавили моему проекту новые тематический блок: «Береги здоровье смолоду».
Работа по теме блока «Моя Родина» началась с реализации исследовательского мини – проекта «Сретенский Кафедральный собор. От упадка к возрождению». Великолепная презентация, представленная детям, позволила показать всё многообразие и историю великой святыни г. Ялуторовска.
Организация экскурсий не раз приводила нас на территорию Успенско –Никольской церкви: атмосфера духовности и умиротворения, теплый приём служащих открывает всю широту души православного человека.
Работая в этом году по блоку «Мой дом. Моя семья», мы реализуем исследовательский мини – проект «Традиции русской семьи. Прошлое и настоящее». Вместе с детьми мы проводим исследования, находим предполагаемые ответы на вопросы, как возникли имена и фамилии, что они означали, какие семейные традиции сохранились до наших дней. Рассматривая предметы старины, стараемся понять, какие функции они выполняли. Совместно с родителями, дети рисовали своё генеалогическое древо и представляли его.
Понимая, что существует новая формация родителей, которые уже не представляют свою жизнь без ресурсов Интернета, электронной почты, работа с ними проводилась в двух направлениях. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме нравственно – патриотического воспитания, и выяснить уровень нашей работы по данной теме, было предложено анкетирование через электронный почтовый ящик и на бумажном носителе. Организованная работа с родителями показала следующие результаты, из 20 опрошенных родителей:
-55% родителей понимают значение нравственно – патриотического воспитания в дошкольном детстве;
-70 % родителей расширили круг знаний о истории родного края, города.
- 67 % родителей дали высокую оценку воспитательной системы в детском саду.
-35% опрошенных родителей посещают культурные учреждения города вместе с детьми не реже 1 раза в месяц. Всё это благодаря тому, что в городе регулярно организуются и проводятся различные формы мероприятий, в которых непосредственно принимают участие горожане, что даёт просветительский эффект для всех субъектов модели взаимодействия.
Постепенное слияние всех проектов позволило обеспечить возрастную преемственность и проследить усложнение от одной возрастной группы к другой.
Реализация проекта ещё продолжается, но, работая сейчас над исследовательским мини – проектом « Традиции русской семьи. Прошлое и настоящее» можно сказать о большой заинтересованности детей и родителей в результатах данной деятельности, что подтверждает актуальность и востребованность темы нравственно – патриотического воспитания.
Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут любить и беречь свою Родину, передавать культурное наследие своего города, знать и помнить свои корни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-680331-1444072895.jpg)
Творческая презентация педагогического опыта на тему: «Воспитание нравственности у младших дошкольников через проектную деятельность»
Мы обязаны как можно раньше донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/15/picture-635493-1452843492.jpg)
Презентация к педагогическому совету - «деловая игра» по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
Педагогический совет проведен с участием родителей в форме деловой игры. Родителям было очень интересно не только посмотреть, но им самим почаствовать в образовательной деятельности педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-435671-1512302317.jpg)
Выступление на педагогическом совете. Тема:" Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность"
Обеспечение обогащенного познавательного развития детей через осуществление преемственных связей со школой через проектную деятельность презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/27/picture-963780-1648389489.jpg)
Инновационный педагогический опыт: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, на...
Доклад на августовских педагогических секциях на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность»
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/14/picture-1458268-1676374283.jpg)
«Реализация воспитательного компонента образовательной программы через проектную деятельность в ДОУ»
Дошкольный возраст — наилучший период для формирования большинства нравственных норм, правил, идеалов....