Доклад "Роль ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_doklad.docx | 22.46 КБ |
ikt_perebeynos.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Верхнекетский детский сад» филиал №3
Верхнекетского района Томской области
Доклад
«Роль ИКТ - технологий в образовательном процессе ДОУ»
Подготовила: Перебейнос
Наталья Леонидовна, воспитатель
Белый Яр, 2015г.
Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
ИКТ позволяет:
- Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
- В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
- Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
- Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Для большей эффективности я строю презентации с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в нее включаю анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые стали прекрасными помощниками при проведении занятий. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.
Рассмотрим использование ИКТ-технологий в работе над проектом для подготовительной группы «Птичье царство».
Цель проекта: дать детям представление об особенностях жизни птиц нашего края
Задачи:
- расширить, систематизировать, закрепить представления детей о птицах нашего края;
- сформировать представления о перелетных и зимующих птицах нашего края;
- познакомить детей с повадками, внешним видом, питанием птиц, как приспособились к жизни в зимних условиях;
- активизировать внимание и память детей, развивать умение логически мыслить, наблюдательность, самостоятельность, творческое мышление;
- формировать у детей основы экологической культуры, приобщать родителей к экологически направленной деятельности.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, продуктивные виды деятельности, физическая культура, чтение художественной литературы.
Предполагаемые результаты:
- формирование знаний о птицах нашего края, об особенностях их жизни;
- создание рукописного альбома с иллюстрациями птиц и альбома с фотографиями птиц (совместная работа воспитателей, детей и родителей);
- сбор коллекции книг о птицах.
Ресурсное обеспечение:
- художественная и познавательная литература;
- познавательные журналы, художественные произведения;
- интернет-ресурсы.
С детьми проводила беседы различной тематики. Использовала презентации, которые выполнила сама и презентации из Интернет-ресурса. Также распечатывала для занятий фотографии птиц. Использовала электронные дидактические игры:
«Домашние птицы»
«Зимующие птицы»
«Зачем надо подкармливать птиц зимой»
«Клест»
«Как помочь птицам зимой»
«Как изготовить кормушку»
«Чем подкармливать птиц зимой»
Некоторые дидактические игры проводились в виде презентации.
«Что перепутал художник»
«Четвертый лишний»
«Что за птица»
«Узнай по голосу»
«Дорисуй птицу»
«Перелетные - зимующие - домашние»
«Летает, не летает»
«Птичья столовая»
«Птицы, звери, рыбы»
«Собери картинку»
Детям очень нравится красочное изображение на экране и они с большим желанием вливаются в работу на занятии, поэтому на занятиях я использовала презентации.
«Лебедь» ручной труд (оригами)
Аппликация «Сказочная птица»
Развитие речи. Составление описательного рассказа по картине «Грачи прилетели»
«Синичка» Изобразительная деятельность
«Снегири на ветке» Аппликация
«Птичий двор» (лепка)
«Домашние птицы и их детеныши» (конструирование)
В результате работы по использованию информационных технологий можно отметить:
- повышение эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
- одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
- при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков птиц)
В рамках проекта с Лерой Шмаковой участвовали в Районной научно-исследовательской конференции дошкольников, посвященной 70-летию Томской области «Умники и умницы». Лера стала призером конференции. Свою работу Лера представила и ребятам в своей группе. При просмотре презентации о глухаре детям очень понравилась видеозапись «Токание глухаря». Также был создан сборник сказок о глухаре, которые с удовольствием слушали воспитанники.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект для подготовительной группы «Птичье царство» Цель: дать детям представление об особенностях жизни птиц нашего края
Задачи: расширить, систематизировать, закрепить представления детей о птицах нашего края; сформировать представления о перелетных и зимующих птицах нашего края; познакомить детей с повадками, внешним видом, питанием птиц, как приспособились к жизни в зимних условиях; активизировать внимание и память детей, развивать умение логически мыслить, наблюдательность, самостоятельность, творческое мышление; формировать у детей основы экологической культуры, приобщать родителей к экологически направленной деятельности.
Предполагаемые результаты: формирование знаний о птицах нашего края, об особенностях их жизни; создание рукописного альбома с иллюстрациями птиц и альбома с фотографиями птиц (совместная работа воспитателей, детей и родителей); сбор коллекции книг о птицах. Ресурсное обеспечение : художественная и познавательная литература; познавательные журналы, художественные произведения; интернет-ресурсы.
Беседы «Домашние птицы» «Зимующие птицы » « Зачем надо подкармливать птиц зимой» «Клест » « Как помочь птицам зимой » « Как изготовить кормушку » « Чем подкармливать птиц зимой»
Дидактические игры «Что перепутал художник» «Четвертый лишний» «Что за птица» «Узнай по голосу» «Назови птицу с нужным звуком» «Дорисуй птицу» «Перелетные - зимующие - домашние» «Летает, не летает» «Птичья столовая» «Что, где, когда» «Птицы, звери, рыбы» «Собери картинку»
Занятия «Лебедь» ручной труд (оригами) Аппликация «Сказочная птица» Развитие речи. Составление описательного рассказа по картине «Грачи прилетели» «Синичка» Изобразительная деятельность «Снегири на ветке» Аппликация «Птичий двор» (лепка) «Домашние птицы и их детеныши» (конструирование)
Еще… Прочтение и разучивание стихотворений о птицах; Рассматривание альбомов и фотографий; Отгадывание загадок; Оформление альбома «Птицы»; Прослушивание фонограммы пения птиц.
Районная научно-исследовательская конференция дошкольников, посвященная 70-летию Томской области «Умники и умницы» Номинация «Юный природовед» Исследовательская работа Тема «Глухарь»
Автор: Шмакова Валерия
Название: «На закате» Техника исполнения: аппликация Название «Глухарь» Техника исполнения: бумагопластика
Название: «На закате» Техника исполнения: аппликация Название: «Снежный глухарь» Техника исполнения: вытынанки
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология сотрудничества как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Презентация учебного занятия для воспитателей ДОУ, где раскрыты высказывания ученых о необходимости обучения дошкольников навыкам сотрудничества со сверстниками,как рассматривают эту тему современные ...
Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...
«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.
Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...
Мастер – класс для педагогов. Внедрение методов технологии. «Кейс – технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников»
Мастер - класс для педагогов...
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС. ТРИЗ технологии. Для реализации потенциала каждого воспитанника.
Цель: Вызывать интерес у детей к занятиям....
«Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс».
Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс...
Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в обра...