Доклад "Роль ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Перебейнос Наталья Леонидовна

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_doklad.docx22.46 КБ
Файл ikt_perebeynos.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Верхнекетский детский сад» филиал №3

Верхнекетского района Томской области

Доклад

«Роль ИКТ - технологий в образовательном процессе ДОУ»

Подготовила: Перебейнос

Наталья Леонидовна, воспитатель

Белый Яр, 2015г.

 Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

ИКТ позволяет:

  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
  • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Для большей эффективности я строю презентации с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в нее включаю анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые стали прекрасными помощниками при проведении занятий. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу.

Рассмотрим использование ИКТ-технологий в работе над проектом для подготовительной группы «Птичье царство».

Цель проекта: дать детям представление об особенностях жизни птиц нашего края

Задачи:

  • расширить, систематизировать, закрепить представления детей о птицах нашего края;
  • сформировать представления о перелетных и зимующих птицах нашего края;
  • познакомить детей с повадками, внешним видом, питанием птиц, как приспособились к жизни  в зимних условиях;
  • активизировать внимание и память детей, развивать умение логически мыслить, наблюдательность, самостоятельность, творческое мышление;
  • формировать у детей основы экологической культуры, приобщать родителей к экологически направленной деятельности.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, продуктивные виды деятельности, физическая культура, чтение художественной литературы.

Предполагаемые результаты:

  • формирование знаний о птицах нашего края, об особенностях их жизни;
  • создание рукописного альбома с иллюстрациями птиц и альбома с фотографиями птиц (совместная работа воспитателей, детей и родителей);
  • сбор коллекции книг о птицах.

Ресурсное обеспечение:

  • художественная и познавательная литература;
  • познавательные журналы, художественные произведения;
  • интернет-ресурсы.

С детьми проводила беседы различной тематики. Использовала презентации, которые выполнила сама и презентации из Интернет-ресурса. Также распечатывала для занятий фотографии птиц. Использовала электронные дидактические игры:

«Домашние птицы»

«Зимующие птицы»

«Зачем надо подкармливать птиц зимой»

«Клест»

«Как помочь птицам зимой»

«Как изготовить кормушку»

«Чем подкармливать птиц зимой»

Некоторые дидактические игры проводились в виде презентации.

«Что перепутал художник»

«Четвертый лишний»

«Что за птица»

«Узнай по голосу»

 «Дорисуй птицу»

«Перелетные - зимующие - домашние»

«Летает, не летает»

«Птичья столовая»

 «Птицы, звери, рыбы»

«Собери картинку»

Детям очень нравится красочное изображение на экране и они с большим желанием вливаются в работу на занятии, поэтому на занятиях я использовала презентации.

«Лебедь» ручной труд (оригами)

Аппликация «Сказочная птица»

Развитие речи. Составление описательного рассказа по картине «Грачи прилетели»

«Синичка» Изобразительная деятельность

«Снегири на ветке» Аппликация

«Птичий двор» (лепка)

«Домашние птицы и их детеныши» (конструирование)

В результате работы по использованию информационных технологий можно отметить:

  • повышение эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  • при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков птиц)

В рамках проекта с Лерой Шмаковой участвовали в Районной научно-исследовательской конференции дошкольников, посвященной 70-летию Томской области «Умники и умницы». Лера стала призером конференции. Свою работу Лера представила и ребятам в своей группе. При просмотре презентации о глухаре детям очень понравилась видеозапись «Токание глухаря». Также был создан сборник сказок о глухаре, которые с удовольствием слушали воспитанники.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ «Верхнекетский детский сад» филиал №3 Верхнекетского района Томской области Роль ИКТ - технологий в образовательном процессе ДОУ Подготовила: Перебейнос Наталья Леонидовна, воспитатель Белый Яр, 2015г.

Слайд 2

Проект для подготовительной группы «Птичье царство» Цель: дать детям представление об особенностях жизни птиц нашего края

Слайд 3

Задачи: расширить, систематизировать, закрепить представления детей о птицах нашего края; сформировать представления о перелетных и зимующих птицах нашего края; познакомить детей с повадками, внешним видом, питанием птиц, как приспособились к жизни в зимних условиях; активизировать внимание и память детей, развивать умение логически мыслить, наблюдательность, самостоятельность, творческое мышление; формировать у детей основы экологической культуры, приобщать родителей к экологически направленной деятельности.

Слайд 4

Предполагаемые результаты: формирование знаний о птицах нашего края, об особенностях их жизни; создание рукописного альбома с иллюстрациями птиц и альбома с фотографиями птиц (совместная работа воспитателей, детей и родителей); сбор коллекции книг о птицах. Ресурсное обеспечение : художественная и познавательная литература; познавательные журналы, художественные произведения; интернет-ресурсы.

Слайд 5

Беседы «Домашние птицы» «Зимующие птицы » « Зачем надо подкармливать птиц зимой» «Клест » « Как помочь птицам зимой » « Как изготовить кормушку » « Чем подкармливать птиц зимой»

Слайд 6

Дидактические игры «Что перепутал художник» «Четвертый лишний» «Что за птица» «Узнай по голосу» «Назови птицу с нужным звуком» «Дорисуй птицу» «Перелетные - зимующие - домашние» «Летает, не летает» «Птичья столовая» «Что, где, когда» «Птицы, звери, рыбы» «Собери картинку»

Слайд 7

Занятия «Лебедь» ручной труд (оригами) Аппликация «Сказочная птица» Развитие речи. Составление описательного рассказа по картине «Грачи прилетели» «Синичка» Изобразительная деятельность «Снегири на ветке» Аппликация «Птичий двор» (лепка) «Домашние птицы и их детеныши» (конструирование)

Слайд 13

Еще… Прочтение и разучивание стихотворений о птицах; Рассматривание альбомов и фотографий; Отгадывание загадок; Оформление альбома «Птицы»; Прослушивание фонограммы пения птиц.

Слайд 14

Районная научно-исследовательская конференция дошкольников, посвященная 70-летию Томской области «Умники и умницы» Номинация «Юный природовед» Исследовательская работа Тема «Глухарь»

Слайд 15

Автор: Шмакова Валерия

Слайд 16

Название: «На закате» Техника исполнения: аппликация Название «Глухарь» Техника исполнения: бумагопластика

Слайд 17

Название: «На закате» Техника исполнения: аппликация Название: «Снежный глухарь» Техника исполнения: вытынанки

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология сотрудничества как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Презентация учебного занятия для воспитателей ДОУ, где раскрыты высказывания ученых о необходимости обучения дошкольников навыкам сотрудничества со сверстниками,как рассматривают эту тему современные ...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

«Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс».

Формирование познавательных процессов у воспитанников с ОВЗ посредством внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс...

Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в обра...