Выступление на педагогическом совете 11.11.15
консультация по теме

Маковецкая Наталья Юрьевна

Преобщение дошкольников к культурно историческим ценностям родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mak.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение № 6

Выступление на педагогическом совете

Тема: Приобщение дошкольников к культурно историческим ценностям родного края.

Составил: Воспитатель Маковецкая Н.Ю.

Москва 2015 – 2016г.

         Цель моей работы: выявить совокупность педагогических условий, способствующих приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.

        Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному городу, родной улице начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Академик Д.С. Лихачев так писал об этом: «Воспитание к родному краю, родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

         В начале второго тысячелетия об актуальности патриотического воспитания в современных условиях заговорили на государственном уровне. В феврале 2000 г. Правительством РФ была утверждена специальная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 г.г.», созданы и разработаны методические программы: «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьёва, «Мой родной дом» Э.П. Костика, Н.Н. Кочневой, «Истоки» Л.Л. Парамоновой, К.В. Тарасовой, поднимается вопрос патриотического воспитания в профессиональной литературе, в периодической печати.  

           Чувство патриотизма формируется в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины. Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни. По мнению педагогов и психологов, патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Как организованный процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей.

             Необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с детьми по формированию нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста. Наибольшего результата можно достичь, объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материал. Руководствуясь принципами доступности, наглядности, гуманизации, дифференциации, историзма, вариативности и системности, а также с учётом личностно-ориентированной дидактики эта работа даёт свои положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души.

          Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки, о природе, о животных, о своих родных и о себе самом, чтение русских народных сказок, драматизация, театрализованные представления, семейные праздники (Рождество, Масленица).

          В среднем дошкольном возрасте работа по формированию нравственно-патриотических качеств строится на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых русских людей. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические.

           Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, города, страны, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями и т.п.), необходимо показать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помочь полюбить своё, родное, близкое.

           Одна из форм работы - проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок позволяет объединить детей разного возраста общими чувствами, переживаниями. При этом старшие дети, как правило, делятся с младшими опытом, готовят материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки для них и т.п. Так реализуемый принцип интеграции способствует созданию детского сообщества.

            Лучше всего занятия и беседы проводить в «Музее старины», где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца. Для детей это будут не просто слова, а названия предметов, которые можно потрогать своими руками. Такая форма работы необходима в детском саду в рамках патриотического воспитания.

            Работая в единстве с родителями, сшили народные костюмы: сарафаны и рубашки-косоворотки, в которые очень любят наряжаться дети. Для детей создана такая предметная среда, где они закрепляют полученные на занятиях знания и передают их в игре. В группе имеет место создание мини-музеев, где можно разместить образцы народных промыслов (Дымковская игрушка, изделия из лозы, расписная матрёшка, кукла в народном костюме), собрать коллекцию открыток, иллюстраций, репродукций картин, портретов известных писателей, создать библиотеку детских книг по устному народному творчеству, разработать дидактические и творческие игры, словом, всё то, что, находит эмоциональный отклик в сердцах и душах детей.

         Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

          Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

            Также одним из условий эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой является совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности. Поэтому нашим важным педагогическим принципом является сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «Дети-Родители-Сотрудники ДОУ».

              В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие. Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. В каждом разделе образовательной программы ДОУ при перспективном планировании учитываем введение тем, связанных с изучением национальной культуры. 

              Вот лишь некоторые темы, которые мы изучаем с детьми по данной теме:

          Неделя семьи. Здесь мы проводим с детьми беседы о семье, составляем рассказы о семье, читаем произведения о семье, рисуем семью. Мы приурочили к этой теме выставку «Моя родословная». Лишь сумев пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребёнок, можно начинать работу по формированию традиционной культуры семьи в процессе взаимодействия родителей и педагогов ДОУ. Родители с интересом принимали участие в выставке.

        Наша Родина – Россия. Мы беседуем с детьми о Москве как столице нашей Родины, заучиваем стихи, читаем произведения о Родине, рисуем символику, Кремль. Педагогами оформлены уголки патриотического воспитания с использованием геральдики родного города, России в каждой группе, а также книги и открытки о Москве.

         Мой родной город. Проводим цикл занятий «Уголок планеты, где мы живем», читаем произведения о Москве, сказки, учим стихи о родном городе, ходим на экскурсии.

         Земля – наш дом родной. Проводим цикл занятий «Человек часть природы», «Лес – наше богатство» и др. С родителями провели конкурс «Чудеса с грядки». Родители и дети с увлечением готовили различные поделки из овощей, фруктов и природного материала. Наши родители откликаются на все предложения принять участие.

          Великая победа. Проводим беседы о войне, читаем рассказы, учим стихи.

         Наша армия родная. Чтение произведений и заучивание стихов. В детском саду есть такая практика, в группе ко Дню Защитников отечества оформляется стенд с армейскими фотографиями отцов и дедов. Разучиваются песни о родине, о природе родного города. Всё это создает определенный настрой, зарождая в    Русский и народный фольклор.

          Народные праздники. Знакомим детей с устным народным творчеством – загадками, скороговорками, считалочками, сказками, а также с басней как с литературным жанром. Знакомим с народными праздниками «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях. 
            Народное творчество. Знакомим детей с различными видами декоративной росписи, с различными ремеслами и изделиями, народными игрушками. Готовим консультации для родителей «Развитие творческих способностей ребенка», «Воспитание ребёнка средствами родного языка и истории.»

              Также педагоги нашего учреждения при огромной помощи родителей постоянно работают над созданием предметно-развивающей среды и материальной базы. Постоянно обновляются дидактические пособия, приобретается необходимая литература, изготавливаются пособия. 
Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живём.

            О необходимости воспитания любви к родному Отечеству говорили и писали в своё время русские педагоги. Чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо понять духовную жизнь русского народа, принять историю и культуру Родины как свои собственные. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Воспитанный на любви к малой родине, на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он ни родился. 

             Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги стараются привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной могучей стране как Россия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...