Картотека дидактических игр
картотека (младшая группа)
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
ДУЕТ ВЕТЕР
Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.
ВО ДВОРЕ
Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто – там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому?
(А. Барто)
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.
ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА
Цель: Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Оборудование: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.
Ход: Воспитатель сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.
Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
- Ты спой, мурка!
- Мяу-мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула уточка!
- А ты, Мишка?
- Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой
- Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.
- А ты, кукла, споешь?
- Ма-ма, ма-ма!
Сладкая песенка!
(Г. Гербова)
В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?».
КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА
Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.
Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)
Ход: Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
(Т. Волгина)
Важно добиваться, чтобы дети подговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко».
ГАВ-ГАВ
Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.
Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.
«Гав! Гав!» – на заре,
«Гав! Гав!» – на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь? И-го-го!»
И сказал теленок: «Му!»
Спать мешает он ему.
И сказал теленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А козленок: «Ме!» да «Ме!»,
«Подремать не дали мне».
А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется «Гав – гав!»
(по Т. Волгиной)
Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.
НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ
Цель: Та же
Оборудование: Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка.
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок.
Наши уточки с утра:
- Кря-кря-кря!
- Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
- Га-га-га!
- Га-га-га!
А индюк среди двора:
- Бал-бал-бал!
- Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
- Грру-грру-грру!
- Грру-грру-грру!
Наши курочки в окно:
- Ко-ко-ко!
- Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
(Русская народная песня)
«Как кричит уточки?» - спрашивает воспитатель. Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.
ЧАСЫ ТИКАЮТ
Цель: Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.
Оборудование: Большие и маленькие часы.
Ход: Воспитатель показывает ребенку часы и говорит: «Это – часы. Когда они идут, то тикают «тик-так, тик-так». Как тикают часы? (дети отвечают). Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко) «тик-так», а маленькие – тихо «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе) «тик-так». А маленькие – быстро (произносит в ускоренном темпе) «тик-так». Как тикают большие часы? А как – маленькие? (дети отвечают). Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (ть).
ЛОШАДКА
Цель: Обучение отчетливому произношению звука «и».
Оборудование: Игрушечная лошадка.
Ход: Воспитатели показывает ребенку лошадку, объясняет, что она кричит «и-и-и» и просит малыша повторить (2-3) раза. Затем воспитатель предлагает ребенку поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка-«лошадку» ключиком, тот бегает по группе и произносит «и-и-и».
АВТОМОБИЛЬ
Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки.
Ход: Воспитатель показывает машинки и спрашивает, как она гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и, би-и». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо. Потом воспитатель предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов, бегают по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и, би-и».
БАРАБАН
Цель: Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса.
Оборудование: Барабан.
Ход: Воспитатель показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо. Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (бь), а звукоподражания – громко и тихо.
КАП – КАП – КАП
Цель: Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо.
Оборудование: Картинка с изображением дождя.
Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче) «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!». В конце игры воспитатель читает потешку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять –
Мы промочим ножки.
(Русская народная песенка)
Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».
ТУК-ТУК
Цель: Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма.
Оборудование: Игрушечный молоточек.
Ход: Воспитатель показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошки и повторяет «тук-тук-тук». Воспитатель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит «тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее воспитатель говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.
ОЛИНЫ ПОМОЩНИКИ
Цель: Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Оборудование: Кукла.
Ход: Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришла кукла Оля со своими помощниками и предлагает отгадать, как они называются и что помогают Оле делать. Затем воспитатель показывает, как кукла моргает и спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково? (глазки)». Аналогично рассматриваются Ноги, руки, уши и т.д. После этого воспитатель читает детям стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая детей добавлять слово в конце каждого четверостишья:
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле … (ножки).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле …(ручки).
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (зубки).
Оля смотрит на кота,
На картинки – сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки).
ДРУЗЬЯ
Цель: Формировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: Картинки с изображением животных разных по размеру (большая собака – маленькая собачка и т.п.)
Ход: Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением маленьких по размеру животных, себе же оставляет изображения больших по размеру животных. Затем показывает детям картинку, например, собаки и говорит: «Собаке грустно. У нее нет друга. Давайте поможем собаке найти друга». Ребенок ищет подходящую картинку с изображением другой собаки. Далее, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что у большой собаки друг – маленькая собачка, и просит малыша повторить (собачка). Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все животные не найдут себе друзей.
НАЗОВИ ЛАСКОГО
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: Картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, животные,транспорт и др.), в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить.
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением предмета из серии, например, «транспорт» и спрашивает что это (машина). Затем просит ребенка назвать машину ласково (машинка). Игра повторяется с картинками самолета, грузовика, паровоза и т.д.
ОДИН – МНОГО
Цель: Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных.
Оборудование: Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д.
Ход: Воспитатель показывает детям картинку с изображением, например, кошки и говорит: «Кто это? (кошка). Кошке грустно, давайте найдем ей друзей». Ребенок ищет картинку с изображением нескольких кошек. Воспитатель спрашивает, кто нарисован на этой картинке, побуждая детей употреблять существительные множественного числа (кошки). Или: «Что это? (машина). А где еще машины?».
Картинки подбираются в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить. Также можно делать акцент на количество игрушек, изображенных на картинке: Один – много.
КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?
Цель: Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.
Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты.
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку или игрушку, например, медведя и говорит: «Кто это? (медведь). Покажи, чем питается медведь (ребенок показывает ягоду или картинку с ее изображением). Правильно, медведь питается ягодой. Повтори». Игра продолжается.
КТО ЧТО ЕСТ?
Цель: Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает».
Оборудование: то же.
Ход: тот же, только вместо творительного падежа, существительные употребляются в винительном падеже. Например: медведь ест ягоду, заяц грызет капусту, кошка лакает молоко, собака грызет косточку.
Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе
Цель этих игр: Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.
ПАРОВОЗИК
Ход: Воспитатель предлагает детям покататься на поезде, говорит: «Паровозиком будет Илья, а мы все – вагончиками. Вагончики, вставайте за паровозиком». Дети встают друг за другом и передвигаются по группе, произнося имя мальчика, идущего впереди: «Илья, Илья, Илья…». Затем паровозиком назначается другой ребенок и игра повторяется.
МЫ ХОРОШИЕ
Ход: Дети сидят на ковре. Воспитатель говорит им, какие они хорошие и предлагает погладить себя. Дети гладят себе ручки, ножки, животик, щечки, произнося при этом: «Мы хорошие, мы хорошие…». Это упражнение можно использовать как релаксацию во время занятий или других видов деятельности.
УЛОЖИМ КУКЛУ СПАТЬ
Цель: Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями.
Оборудование: Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу, воспитатель комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т.д. По ходу игры воспитатель должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?». Если малыш затрудняется ответить, воспитатель отвечает сам.
КУКЛА ПРОСНУЛАСЬ
Цель: Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета.
Оборудование: Кукла на кроватке, комплект ее одежды.
Ход: Воспитатель демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а воспитатель сопровождает его действия речью: «Оденем кукле маечку. Маечка чистая, она белого цвета». Затем воспитатель задает вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?» и т.п.
К КУКЛЕ ПРИШЛИ ГОСТИ
Цель: Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.
Оборудование: Кукольная посудка, стол, кукла, Машка и зайка.
Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть на стол к чаю, дает малышу поручения: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания воспитатель активизирует речь детей, задавая вопросы: «что ты делаешь? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т.п. Если малыш затрудняется, воспитатель сам отвечает на вопросы.
УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ
Цель: Закрепить название предметов посуды, ее величины.
Оборудование: Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине.
Ход: Воспитатель говорит, что к детям в гости пришла кукла со своей дочкой и предлагает детям угостить их чаем: «Давайте накроем на стол к чаю. Кукла-мама – большая. Она будет пить чай из большой чашки, а кукла-дочка – маленькая. Она будет пить чай из маленькой чашки». Затем воспитатель предлагает ребенку расставить чашки и раздать ложечки соответственно величине кукол, сидящих за столом. Важно следить за правильностью выполнения задания, при необходимости, помогать ребенку, комментируя свои и его действия; активизировать словарь с помощью наводящих вопросов.
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке.
Ход: Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовика, автобуса и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма.
УЗНАЙ И НАЗОВИ
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.
Оборудование: Натуральные овощи или муляжи в мешочке.
Ход: На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме.
ЧТО В КОРЗИНОЧКЕ ЛЕЖИТ?
Цель: Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.
Оборудование: Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.
Ход: Воспитатель по одному достает из корзины овощи и фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.
ДАВАЙ ПОЗНАКОМИМСЯ
Цель: Уточнять и расширять словарь ребенка по теме.
Оборудование: Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке.
Ход: Воспитатель показывает ребенку мешочек и предлагает посмотреть, что в нем лежит. Ребенок по одной достает игрушки и рассматривает их. Воспитатель активизирует речь детей вопросами. Например: «Кто это? (Собачка). Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Как кричит собачка? И т.д.». Если малыш затрудняется ответить, воспитатель помогает ему. Игра продолжается.
КТО ТАК КРИЧИТ?
Цель: Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: Игрушки или картинки домашних животных.
Ход: Дети сидят за столом или на ковре, перед ними – игрушки или картинки домашних животных. Воспитатель предлагает им узнать, кто так кричит. Например: «Кто кричит «мяу»? Правильно, кошка». Затем воспитатель предлагает ребенку найти игрушку кошки или картинку с ее изображением. Игра продолжается.
КОГО МЫ ВСТРЕТИЛИ В ЛЕСУ?
Цель: Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках.
Оборудование: Предметны картинки из серии «Дикие животные».
Ход: Воспитатель задает вопросы по содержанию предметных картинок, а дети на них отвечают, например: «Кто здесь нарисован? Да, зайчик. Зайчик серого цвета, у него длинные ушки. Какого цвета зайчик? Какие у него ушки?» и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...